Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. icon

Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка.



НазваниеЛекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка.
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция 9. Среда программирования Турбо Паскаль

Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. Сохранение программы. Алфавит языка. Идентификаторы. Данные. Типы данных. Структура Паскаль-программы. Операторы: присваивания и ввода, вывода.


Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух начал: компилятора с языком программирования Паскаль и некоторой инструментальной программной оболочки. Для краткости условимся в дальнейшем называть реализуемый компилятором язык программирования Паскаль языком Турбо Паскаль, а разнообразные сервисные услуги, представляемые программной оболочкой — средой Турбо Паскаля.

Для вызова Турбо Паскаля следует дать команду:

Bp

По этой команде операционная система ^ MS-DOS поставит на исполнение программу из файла turbo.exe: загрузит программу в оперативную память и передаст ей управление.

После успешного вызова системы экран ПК приобретает вид:





Верхняя строка содержит меню возможных режимов работы Турбо Паскаля, нижняя — краткую информацию о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну редактора. Новому файлу присваивается имя noname00.pas. В Турбо Паскале можно работать одновременно с несколькими программами, каждая из которых может располагаться в отдельном окне редактора.

Кроме окна редактора, в Турбо Паскале используются также окна: отладочного режима, вывода результатов работы программы, справочной службы, и т.д. По желанию они могут вызываться на экран поочередно или присутствовать на нем одновременно.
^

Функциональные клавиши



Функциональные клавиши используются для управления средой Турбо Паскаля. Они обозначаются F1, F2, ..., F12 и располагаются в верхнем ряду клавиатуры.

Действия почти всех функциональных клавиш можно модифицировать тремя особыми клавишами: ^ Alt (дополнительный), Ctrl (управление), Shift (сдвиг).

F1 — обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help — помощь).

F2 — запись редактируемого текста в дисковый файл.

^ F3 — прочитать текст из дискового файла в окно редактора.

F4 — используется в отладочном режиме.

F5 — распахнуть активное окно на весь экран.

^ F6 — сделать активным следующее окно.

F7 — используется в отладочном режиме.

F8 — используется в отладочном режиме.

F9 — компилировать программу, но не выполнять ее.

F10 — перейти к диалоговому выбору режима работы с помощью главного меню.

Ctrl-F9 — выполнить прогон программы, компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаля.

Alt-F5 — сменить окно редактора на окно вывода результатов работы программы.


^ Порядок работы с программой


1. Набор текста программы


Текстовый редактор среды Турбо Паскаля предоставляет пользователю удобные средства создания и редактирования текстов программы.

Из режима редактирования можно перейти к любому другому режиму работы Турбо Паскаля с помощью функциональных клавиш или выбора нужного режима из главного меню.

Для перехода от состояния выбора режима из главного меню в состояние редактирования нужно нажать клавишу ^ Esc, а для перехода к выбору из главного меню — F10.

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры ПК. После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу Enter, чтобы перейти курсором на следующую строку.

Окно редактора имитирует длинный и достаточно широкий лист бумаги, фрагмент которого виден в окне. Окно мож-но смещать относительно листа с помощью клавиш:

^ PgUp — на страницу вверх,

PgDn — на страницу вниз,

Home — в начало текущей строки,

End — в конец текущей строки,

Ctrl - PgUp — в начало текста,

Ctrl - PgDn — в конец текста.

Если вы ошиблись при выборе очередного символа, его можно стереть с помощью клавиши Backspace. Клавиша Del стирает символ, на который в данный момент указывает курсор. Команда Ctrl-Y удаляет всю строку, на которую указывает курсор. Команда Ctrl–Q-L восстанавливает текущую строку (действует, если курсор не покидал измененную строку).

Начальный режим работы редактора — режим вставки. Редактор также может работать в режиме наложения. Переключает эти режимы клавиша Ins.

Обычно редактор работает в режиме автоотступа. В этом режиме каждая новая строка начинается в той же позиции на экране, что и предыдущая. Отказ от автоотступа — команда Ctrl-O-I. Повтор этой команды восстанавливает режим автоотступа.

Команды работы с блоками:

Ctrl-K-B — пометить начало блока,

Ctrl-K-К — пометить конец блока,

Ctrl-K-Y — стереть блок,

Ctrl-K-C — копировать блок,

Ctrl-K-V — переместить блок,

Ctrl-K-W — записать блок в дисковый файл,

Ctrl-K-R — прочитать блок из дискового файла,

Ctrl-K-P — напечатать блок.


  1. ^ Запись программы на диск.


Основной формой хранения текстов программ вне среды являются файлы. Если вы создали новую программу, то среда Турбо Паскаля еще не знает такого файла. Сохранить текст программы можно двумя способами:

  1. Нажать функциональную клавишу ^ F2.

  2. Войти в главное меню (клавиша F10), выбрать команду File и в появившемся подменю команду Save или Save as.

На экране появится небольшое окно запроса с надписью в верхней части: Save File as (сохранить файл с именем).

Ниже надписи располагается поле для ввода имени файла, в которое можно написать любое имя и нажать клавишу Enter. Текст будет сохранен.


  1. Компиляция программы


Откомпилировать программу можно двумя способами:

  1. Нажать комбинацию клавиш Alt-F9.

  2. Войти в главное меню (клавиша F10), выбрать команду Compile и в появившемся подменю команду Compile.

Если транслятор обнаружит синтаксическую ошибку, он прервет компиляцию, выдаст соответствующее сообщение на экран, указав место ошибки. При наличии ошибки необходимо ее исправить, записать измененный текст программ и заново откомпилировать.


  1. ^ Выполнение программы и просмотр результатов


После успешной компиляции программы можно попытаться выполнить ее. Прогон программы реализуется двумя способами:

  1. Нажать комбинацию клавиш ^ Ctrl-F9.

  2. Войти в главное меню (клавиша F10), выбрать команду Run и в появившемся подменю команду Run.

Если во время выполнения программы обнаружена ошибка, среда прекращает дальнейшие действия, восстанавливает окно редактора и помещает курсор на ту строку программы, где была обнаружена ошибка.

Сложные ошибки выявляются с помощью пошагового исполнения программы, связанных с клавишами F4, F7, F8.

Просмотр результатов выполнения программы осуществляется двумя способами:

  1. Нажать комбинацию клавиш Alt-F5.

  2. Войти в главное меню (клавиша F10), выбрать команду Run и в появившемся подменю команду User Screen.

5. Выход из системы Турбо Паскаль

Выйти из среды Турбо Паскаль можно:

  1. Нажав комбинацию клавиш Alt-F5.

  2. Войти в главное меню (клавиша F10), выбрать команду File и в появившемся подменю команду Exit.



^

Алфавит и словарь языка Паскаль



При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо знать правила написания и использования элементарных информационных и языковых единиц.

Программа на языке Паскаль формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.

В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита и знак подчеркивания; в качестве цифр: арабские цифры от 0 до 9.

При написании программ применяются специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [ ], ( ), @, { }, :, ;, `, # (номер), $ (знак денежной единицы), ^ (тильда), пробел, точка и запятая.

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы: := (присваивание), <> (не равно), .. (диапазон значений), <= (меньше или равно), >= (больше или равно), (* *) — альтернатива {}, (..) — альтернатива [].

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

^ Зарезервированные слова являются составной частью языка и их использовать в качестве идентификаторов. В языке Паскаль зарезервированными являются следующие слова: and, array, begin, case, const, div, do, downto, else, end, file, for, forward, function, goto, if, in, label, mod, nil, not, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, while, with, xor.

^ Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

Идентификаторы пользователя используются для обозначения меток, констант, типов, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом.


^ Правила написания идентификаторов:


  1. Идентификатор начинается буквой или символом подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и с цифры, и с буквы).

  2. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификаторов недопустимы). При написании идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы, однако Турбо Паскаль 7.0 не различает прописные с строчные буквы, поэтому записи Writeln, WRITELN, WriteLn эквивалентны.

  3. Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере один пробел.

  4. Максимальная длина идентификатора — 127 символов, но значимы только первые 63 символа.

  5. Изобретая идентификаторы, нужно делать их “осмысленными”. Для создания идентификаторов, состоящих из двух слов, можно воспользоваться большими буквами (например, ReadText) или символом подчеркивания (Read_Text) (это гораздо лучше чем RT).

  6. Все структуры языка имеют англоязычные идентификаторы. Можно изобрести русские идентификаторы (записанные английскими литерами, например Privetstvie), но для удобства нужно выполнять не транслитерацию русских слов в английские, а перевод их на английский язык.
^

Все данные, в зависимости от способа их хранения и обработки можно разделить на две группы константы и переменные.


Константами называются элементы данных, значения которых известны заранее и в процессе выполнения программы не изменяются.

^ Формат описания констант:

Const

идентификатор=значение;


Стандартные виды констант:

  1. Целочисленные – определяются посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате, не содержащих деся-тичной точки.

  2. Вещественные – определяются посредством чисел, записанных в десятичном формате данных.

  3. Символьные – определяются посредством ASCII-символов, при этом сам символ заключается в кавычки.

  4. Строковые – определяются последовательностью произвольных символов, заключенных в кавычки

  5. Зарезервированные константы:




Идентифи-катор

Тип

Значение

Описание

Pi

Real

3.1415926536

Число “ПИ”

True

Boolean

True

Истина

False

Boolean

False

Ложь

Maxint

Integer

32767

Максимальное целое число


Пример:

Const

A=2; {целая}

B=2.35; {вещественная}

St=’g’; {символьная}

Переменные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая константа и переменная принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания. Тип переменной должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия.

Формат описания переменных:

Var

идентификатор:тип;

^

Типы данных



Тип — это множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями.


Целые типы. Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления.


Тип

Название

Длина, байт

Диапазон значений

Byte

Длиной в байт

1

0..255

ShortInt

Короткое целое

1

-128..127

Word

Длиной в слово

2

0..65535

Integer

Целое

2

-32768..32767

LongInt

Длинное целое

4

-2147483648.. 2147483647



Логический тип. Значениями логического типа может быть одна из констант False или True.

Символьный тип. Значениями символьного типа является множество всех символов ПК. Для кодировки используется код ASCII (American Standart Code for Information Interchnge – американский стандартный код для обмена информации).

Перечисляемый тип. Перечисляемы тип задается перечислением тех значений, которые он может получить. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками.

^ Формат задания типа:

Type

имя типа=тип значений;

Var

идентификатор: имя типа;

Пример задания перечисляемого типа:

Type

Colors=(black, red, white);

Var

Col:colors;

Переменные перечисляемого типа можно объявлять без предварительного описания типа:

Var

Col:(black, white, green);


Тип-диапазон. Тип-диапазон есть подмножество своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа-диапазона. Тип-диапазон задается границами своих значений внутри базового типа:

минимальное значение .. максимальное значение

Пример:

Type

Digit=’0’..’9’;

Dig2=48..57;

Var

D1:Digit;

D2:Dig2;

Тип-диапазон можно непосредственно указывать при объявлении переменной.

Пример:

Var

Date:1..31;

Month:1..12;

Вещественные типы. Значения вещественных типов определяют произвольное число с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата числа.


Тип

Название

Длина, байт

Кол-во значащих цифр

Диапазон десятичного порядка

Real

Вещественных

6

11..12

-39..38

Single

С одинарной точностью

4

7..8

-45..38

Double

С двойной точностью

8

15..16

-324..308

Extended

С повышенной точностью

10

19..20

-4932..4932

Comp

Сложный







-2*1063+1..

2*1063-1



Структура программы


^ РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЙ И СОГЛАШЕНИЙ

Program имя программы;

Uses {подключаемые библиотеки}

Label {подраздел объявление глобальных меток}

Const {подраздел объявления констант}

Type {подраздел объявления типов}

Var {подраздел объявления переменных}

^ РАЗДЕЛ ТЕКСТОВ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ

Procedure (Function)

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ

Begin {основной блок программы}

End.

Любой из разделов, кроме раздела операторов может отсутствовать. В любом месте программы могут содержаться комментарии, которые заключаются в { } или (* *).

Операторы


Основная часть программы представляет собой последовательность операторов. Операторы выполняются последовательно в том порядке, в котором они записаны в программе. Разделителем операторов служит точка с запятой.

Все операторы разделяются на 3 группы: простые, ввода-вывода и структурные.

Операторы, не содержащие внутри себя других операторов, называются простыми. К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, пустой оператор.

^ Оператор присваивания предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны иметь один и от же тип. Исключение, когда переменная имеет вещественный тип, а выражение — целый.

^ Формат оператора:

идентификатор:=выражение;

Выражения — алгоритмические конструкции, задающие правила вычисления значений. Выражения состоят из операндов и указателей функций в комбинации со знаками операций.

^

Операторы ввода-вывода


Для выполнения операций ввода-вывода служат 4 оператора: Read, ReadLn, Write, WriteLn.

Оператор чтения Read обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой.

^ Формат оператора:

Read (X1,X2,…,Xn);

где X1, X2, …, Xn – переменные допустимых типов.

Значения X1,…,Xn набираются минимум через один пробел на клавиатуре пользователем и высвечиваются на экране. После ввода данных для одного оператора Read нажимается клавиша ввода Enter. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка.

Если в программе имеется несколько операторов Read, данные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора Read набираются в той же строке, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку.

Пример.

Var

A,B: integer;

C,D: real;

Begin

Read (A,C);

Read (B,D);

End.

Поток ввода:

  1. 2.34 451 25.685


Оператор чтения ReadLn аналогичен оператору Read, единственное отличие заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора ReadLn будут считываться с начала новой строки. Заменим в предыдущем примере операторы Read на операторы ReadLn:

Var

A,B: integer;

C,D: real;

Begin

ReadLn (A,C);

ReadLn (B,D);

End.

Поток ввода:

  1. 2.34

  2. 451 25.685


Оператор записи Write производит вывод числовых данных, символов, строк и булевских значений.

Формат оператора:

Write (Y1,…,Yn);

где Y1,…,Yn – выражения целочисленного, вещественного, ствольного, строкового, булевского и др. типов.


^ Форматы оператора Write:

Оператор Значение Поток вывода

Write (I); 134 134

Write (I:5); 134 _ _ 134

(Для вывода целого числа отводится 5 позиций. При выводе число автоматически прижимается к правому краю).

Write (R); 715.342 _ _7.154320000E+02

Write (R:12); 46.78 4.678000E+01

(На вещественное число отводится 12 позиций).

Write (R:6:2); 46.78 _ 46.78

(На вещественное число отводится 6 позиций, из них 2 знака после запятой. Число прижимается к правому краю).

Write (CH); ‘X’ X

Write (CH:4); ‘X’ _ _ _ X

Write (S); ‘Привет !’ Привет !

Write (S:10); ‘Привет !’ _ _ _Привет !

Write (B); True True

Write (B:6); True _ _ True


Оператор записи Writeln аналогичен оператору Write, но после вывода последнего в списке значения для текущего оператора WriteLn происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки.

Пример:

Write (‘A=’,A:3);

WriteLn (‘_C=’,C:3);

Writeln (‘D=’,D:6:2);

Поток вывода

A=_ 23 _ C=_34

D=_ _3.24



Похожие:

Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconУрок тема урока: структура программы на языке паскаль. Процедуры ввода вывода. Интегрированная среда турбо паскаль
Урок тема урока: структура программы на языке паскаль. Процедуры ввода – вывода. Интегрированная среда турбо паскаль
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. icon1. Разработка эскизного и технического проектов программы 1 Назначение и область применения
Необходимо разработать программу, представляющую собой справочную систему по операторам языка программирования Турбо Паскаль
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconУроки Pascal abc введение
Паскаль (англ. Pascal) это язык программирования, имеющий текстовую среду. Является основой многих языков программирования. Паскаль...
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconЗадачи образовательные: формирование знаний и умений учащихся по теме «основные графические процедуры Паскаль»
...
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconУрок Составные части программы Программа, написанная на языке паскаль состоит из четырех частей
Заголовок нужен для того, чтобы паскаль знал, с какой именно программой вы работаете. В принципе, программа будет работать и без...
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconУрок Перше знайомство з мовою програмування Паскаль Уся наша гідність міститься в думці. Не простір і не час, які ми не можемо заповнити, піднімають нас, а саме наша думка. Тому навчаймося правильно мислити Блез Паскаль
Мову програмування Паскаль для навчання студентів основам програмування створив у 1968-1971 рр швейцарський учений Ніклаус Вірт (рис....
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconУрок 1, Информатика 11 класс Тема: «Повторение. Способы организации данных в языке программирования»
Работа учащихся за пк в среде программирования Acces по выполнению заданий из контрольного материала
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconСистемно деятельностная основа Рабочей программы
Конспектирование; работа с текстом учебника и др историческими источниками; работа с исторической; работа с понятиями; анализ различных...
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconЛекция 3 Тема: Язык программирования С++. Общая характеристика языка. Технология разработки программы. Пример программы на С++. Среда программирования Microsoft Visual Studio 20xx, CodeGear rad studio 20xx
Тема: Язык программирования С++. Общая характеристика языка. Технология разработки программы. Пример программы на С++. Среда программирования...
Лекция Среда программирования Турбо Паскаль Работа в среде Турбо Паскаль. Работа с файлами. Редактирования программы. Прогон и отладка. iconАлгоритмические языки
При работе на компьютере можно пользоваться разными языками программирования, например языком ассемблера, языком Бейсик, Паскаль...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами