Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока icon

Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока



НазваниеКонспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

План-конспект урока биологии в 9 классе

Учитель биологии ГУО «Красненская СШ» Горохова Л.С.


Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор.


Цель урока:

  1. Образовательная. Способствовать формированию у учащихся комплексного представления о сенсорных системах. Выработка и усвоение новых знаний о строении и функциях зрительного анализатора.

  2. Развивающая. Развить интеллектуальные способности, пробудить интерес к изучению себя, развить логику и самостоятельность, способствовать развитию мышления.

  3. Воспитывающая. Воспитать чувство гордости за результат познавательной деятельности, стремление к саморазвитию.


^ Тип урока: комбинированный.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, работа по карточкам, наглядные.


Материалы и оборудование: плакат.


Литература:

  1. Основная:

Биология: учебное пособие для 9-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повыш. уровни) / М. В. Мащенко, О. Л. Борисов. – 2-е изд. – Мн.: Нар. асвета, 2006. – 263 с.: ил.

  1. Дополнительная:

Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. – М.: Академия. – 2000 г., 456с.


Ход урока:


  1. Организационный момент (5 минут)


Добрый день! Кто сегодня отсутствует? (учитель отмечает отсутствующих в журнале).

Сегодня мы с вами начинаем разбирать новую тему – сенсорные системы. Откройте тетради и запишите дату и тему занятия: «Сенсорные системы. Зрительный анализатор». Запишите домашнее задание: §41 на странице 208-212. (учитель проверяет наличие домашнего задания в дневниках).


^ II. Этап усвоения новых знаний (17 минут)


Сенсорная система (анализатор) – совокупность специализированных структур нервной системы, которые осуществляют процесс приема и обработки информации из внешней и внутренней среды, формируя ощущения. Все сенсорные системы состоят из 3 отделов:

  1. периферического;

  2. проводникового;

  3. центрального.

Периферический отдел представлен рецепторами. Вы уже проходили нервную систему. Ответьте на вопрос: «Что такое рецептор?» (Рецепторы – это специальные образования на дендритах нейрона, воспринимающие соответствующие раздражения и преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы). А какие могут быть раздражители? (температура, свет и т.д.)

Рецепторы различаются по местоположению (внутренние и наружные), строению и избирательности (рецепторы воспринимают различные типы раздражителей: свет, механические, химические стимулы).

Проводниковый отдел состоит из чувствительных нервных волокон, образующих нерв. Он доставляет информацию от рецепторов в ЦНС.

Центральный отдел представлен определенным участком коры больших полушарий, где происходит анализ возбуждения, формируется ощущение и ответная реакция.

Итак, давайте запишем в тетрадь:

Сенсорная система (анализатор) – совокупность специализированных структур нервной системы, которые осуществляют процесс приема и обработки информации из внешней и внутренней среды, формируя ощущения. Состоят из 3 отделов:

1) периферического (рецептор);

2) проводникового (нерв);

3) центрального (КБП).

Возможны ошибки сенсорных систем при восприятии окружающей нас действительности, они связаны с воздействием на рецепторы не соответствующих им раздражителей. Например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко) могут возникать различные световые ощущения – «искры из глаз». Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воздухе и в воде различно. Такие явления называются иллюзиями. Давайте посмотрим на зрительные иллюзии на рисунке 102 (страница 209). На первом рисунке фигура на заднем плане кажется больше изображенной на переднем плане, а на самом деле они одинаковые. На втором рисунке внутренние круги кажутся разными по величине, хотя у них одинаковый диаметр.

Мы познакомились с общим планом строения анализаторов, а теперь мы разберем строение и функции зрительного анализатора. Запишите в тетрадь «Зрительный анализатор»

  1. периферический отдел (глазное яблоко);

  2. проводниковый (зрительный нерв);

  3. центральный (участок затылочной доли КБП).

Разберем строение глазного яблока.

Глазное яблоко расположено в углублении черепа. Как называется это углубление для глазного яблока? (глазница). От стенок глазницы к поверхности глаза подходят глазодвигательные мышцы. Как защищено глазное яблоко от внешних воздействий? (спереди – веками и ресницами, сзади и боков - костными стенками глазницы).

Глазное яблоко состоит из трех оболочек:

  1. наружная - склера;

  2. средняя – сосудистая;

  3. внутренняя – сетчатка.

Наружная оболочка – склера – непрозрачное, плотное образование белого или слегка голубоватого цвета. Спереди склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица выпуклая кпереди, в ней происходит наиболее сильное преломление световых лучей.

Средняя оболочка – сосудистая, состоит из ресничного тела, радужки и собственно сосудистой оболочки, в которой содержится большое количество кровеносных сосудов, обеспечивающих питание глазного яблока. Радужка имеет форму диска с отверстием посередине – зрачком. В зависимости от содержания в радужке пигмента – меланина - ее цвет колеблется от голубого до почти черного. К вам вопрос: есть голубые и карие глаза, в каких будет больше пигмента? (в карих).

Внутренняя оболочка глаза – сетчатка – содержит два вида рецепторов. Из-за их формы их назвали палочками и колбочками. Колбочки воспринимают форму, цвет и детали предметов. Палочки обеспечивают в основном сумеречное зрение. Нервные волокна, отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг.

Большая часть колбочек расположена в центральной части сетчатки – желтом пятне – это место наилучшего видения. Сбоку от желтого пятна находится участок без рецепторов. Это место выхода зрительного нерва - слепое пятно. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки.

Позади зрачка располагается хрусталик – прозрачное, эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик способен менять свою кривизну и фокусировать изображение точно на внутренней оболочке глаза.

Между роговицей и радужкой, а также радужкой и хрусталиком имеются пространства – передняя и задняя камеры глаза. В них находится прозрачная жидкость – водянистая влага. Она снабжает питательными веществами роговицу и хрусталик, которые лишены кровеносных сосудов.

Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой – стекловидным телом.

Световые лучи, проникая через зрачок, хрусталик, попадают на рецепторы сетчатки и происходит возбуждение рецепторов, которое передается по кизрительному нерву в затылочную долю КБП. Здесь возникают зрительные ощущения – форма предмета, его окраска, величина, расположение и движение.


^ III. Закрепление изученного материала (20 минут)


Теперь, ребята, мы закрепим то, что сегодня узнали на уроке. Заполните таблицу и дайте определения понятиям у себя в тетради (^ Учитель раздает карточки).


Оболочки

Составные

компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера




роговица





Средняя - сосудистая

Ресничное тело




радужка




Сосудистая оболочка




Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно




Слепое пятно





Хрусталик –

Водянистая влага –

Стекловидное тело –

Палочки –

Колбочки –



Оболочки

Составные

компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера

^ Непрозрачное, плотное образование белого или голубоватого цвета

роговица

Прозрачная, выпуклая кпереди


^ Средняя - сосудистая

Ресничное тело

От него отходят мышцы к хрусталику

радужка

^ Имеет форму диска с отверстием посередине - зрачок. Содержит пигмент меланин, количество которого определяет цвет глаз.

Сосудистая оболочка

^ Содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивающих питание глазного яблока

Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно

^ Центральная часть сетчатки, имеющая наибольшее количество колбочек

Слепое пятно

Место выхода зрительного нерва, не содержит рецепторов


Хрусталик – элемент оптической системы глаза - прозрачное, эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы.

^ Водянистая влага – прозрачная жидкость в передней и задней камерах глаза, снабжает питательными веществами роговицу и хрусталик, которые лишены кровеносных сосудов.

Стекловидное тело – полость позади хрусталика, заполненная прозрачной желеобразной массой.

Палочки – рецепторы, обеспечивающие сумеречное зрение.

Колбочки – рецепторы, воспринимающие форму, цвет и детали предметов.

(После выполнения школьниками задания учитель просит прочитать некоторых учеников содержимое таблицы и определения с целью проверки правильности написания и при необходимости исправления ошибок.)

Я предлагаю вам нарисовать глазное яблоко и подписать в нем все, что вы узнали за сегодня. Можете смотреть на рисунок в книге, на плакат. (Проверить правильность рисунка и записей, при необходимости помогать ученикам).


^ IV. Подведение итогов урока (3 минуты)


Оценка работы отдельных учеников и класса в целом. Сбор дневников для выставления оценок.

Спасибо за внимание. Урок окончен.



Оболочки

Компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера




роговица





Средняя - сосудистая

Ресничное тело




радужка




Сосудистая оболочка




Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно




Слепое пятно





Хрусталик –

Водянистая влага –

Стекловидное тело –

Палочки –

Колбочки –


Оболочки

Компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера




роговица





Средняя - сосудистая

Ресничное тело




радужка




Сосудистая оболочка




Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно




Слепое пятно





Хрусталик –

Водянистая влага –

Стекловидное тело –

Палочки –

Колбочки –


Оболочки

Компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера




роговица





Средняя - сосудистая

Ресничное тело




радужка




Сосудистая оболочка




Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно




Слепое пятно





Хрусталик –

Водянистая влага –

Стекловидное тело –

Палочки –

Колбочки –




Похожие:

Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока
Изучить основные виды внд, сформировать представления о познании психологических основ его поведения и психики
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока icon9 класс Составил: учитель биологии Кондакова И. А. Мичуринск, 2011 Конспект урока в 9 классе по теме «Фотосинтез. Хемосинтез» Цель урока
Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процесса фотосинтеза
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология
Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconПлан-конспект урока по биологии в 9 классе
Разработал учитель биологии 1-й квалификационной категории государственного учреждения образования «Кривчанская базовая школа» Романюк...
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока по биологии в 9 классе Корнилова Наталья Павловна Учитель биологии высшая квалификационная категория «старший учитель» Донецкий многопрофильный лицей №125 «Престиж»
Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация; биологический диктант, индивидуальные карточки, работа с учебником, практическая...
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconПлан конспект урока биологии по теме «Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы». 11 класс Шраменко Наталия Ивановна, учитель биологии, учитель высшей категории, учитель методист. 2010 год

Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение, значение растений. Подготовила: учитель биологии сахипгараева г. С
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока биологии для 6 класса по теме «Классификация растений»
Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconКонспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки» Хиневич Татьяна Васильевна, учитель химии и биологии мкоу «Сажинская сош» Тюкалинского района Омской области
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых...
Конспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока iconУрок 2 по теме курса: «Анализаторы. Органы чувств». Тема урока: «Зрительный анализатор»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами