Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы icon

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы



НазваниеИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения


Содержание


  1. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы…………………………………..2




  1. Использование инновационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся…………………………………….9




  1. «Как повысить качество знаний на уроках математики»………………………………...24




  1. Индивидуализация обучения как средство повышения качества знаний учащихся…...30



  1. Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся………………...40



  1. Роль книги для современного общества….50



^ Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и

литературы Карпач Е.А.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

^ Здоровье состоит из нескольких компонентов:

Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

Психическое здоровье

Понятие “психическое здоровье” в последние годы все прочнее завоевывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы все чаще слышим рассуждения о “психическом здоровье нации” и о “психологическом комфорте” на рабочем месте, о “психическом благополучии” школьников и об их “психосоциальной компетентности”. Однако найти определение понятия “психическое здоровье” не так-то просто.

Сказкотерапия

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр, с удовольствием читаемый на уроках русской литературы. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

Что касается уроков русского языка, то там тоже имеет место сказка, только функция у неё немного другая. На данных уроках используются лингвистические сказки, которые за свою основную функцию берут несение знаний учащимся, объяснение материала в более упрощённой, понятной детям форме, что, в свою очередь, снимает психологическую напряжённость в изучении новой темы.

Музыкотерапия

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

На уроках русского языка и литературы музыка тоже является неотъемлимым средством обучения. Например, в средних и старших классах уместнее прослушать песню или романс на стихи писателя, который изучается в данный момент. Детям это гораздо интереснее в плане восприятия нежели выразительное чтение этого же стихотворения учителем или учащимися.

Физическое здоровье

Профилактика глазных заболеваний

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

Профилактика нарушения осанки

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний.

Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе со школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д. В связи с этим важно использовать элементы игры и на уроках языка и литературы. Очень действенны в этом смысле уроки-путешествия, так как дети уже с самого объявления вида урока на психологическом уровне понимают, что путешествие – это уже движение, тем самым разряжается атмосфера на уроке, исчезает ощущение унылого, бездвижного сидения на уроке. Важным в этом моменте является использование подвижных физкультминуток, особенно тематических.

Нравственное здоровье

Нравственное здоровье - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, и особую роль призвано сыграть слово – слово учителя, слово писателя.

Библиотерапия

От состояния психического и нравственного здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека, процветание всей нации. В последнее время в состоянии психического и нравственного здоровья населения страны наметилась четкая тенденция к ухудшению. Поэтому на современном этапе потенциал библиотерапии значителен. Библиотерапевтическая технология имеет двойственную направленность – клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой – помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов. Здесь следует понимать не обучение Библией, а обучение словом.

На уроках русского языка и литературы это ярко проявляется в работе с эпиграфами, афоризмами, крылатыми выражениями и т.д.

^ Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся на данных уроках, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.


^ Использование инновационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся

Учитель биологии высшей

квалификационной категории

Ковальчук И.В.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.

Информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.

«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Школа должна готовить учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое становится все более информационным. В немалой степени это связано с появлением нового инструмента работы с информацией - компьютера. Внедрение компьютера в процесс образования (не имея в виду на уроке информатики) ставит перед школой и учителями новую задачу - овладение компьютером как средством работы с информацией. Сегодня практически не встретишь учителя, который бы не владел элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, учителя пытаются использовать данное средство в преподавании предмета, а это сегодня рассматривается как инновационная технология. Что же такое инновация? Если обратиться к современной педагогической литературе, то инновация - это изменение, которое совершенствует, развивает, улучшает образовательную практику. На сегодняшний день такие понятия как новация, новшество, инновация разведены, но, тем не менее, все они опираются на традицию и чем больше традиций, тем больше инноваций.

Каждая инновация, рожденная традицией, проживая свой определенный цикл, перерастает в традицию или отмирает. Так и в процессе творческой деятельности каждого учителя рано или поздно под влиянием внешних условий и внутренних стимулов педагога возникают те или иные инновационные идеи, а далее от мастерства учителя и технологичности данной идеи зависит, перейдет эта инновация в традицию или отомрет компьютер на уроках.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Мы, учителя, согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире.

Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.

Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Считаю, что использование компьютерной технологии на уроках биологии имеет ряд преимуществ:

  • во-первых, это экономит время.

  • во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

  • в-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.

  • в-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Современные ИТ все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Процесс этот до сих пор практически не регулируется: растущее разнообразие возможностей, предоставляемых ИТ, как правило, не сопровождается тщательно разработанным и продуманным психолого-педагогическим сопровождением. Если же подобная работа и проводится, то она не адаптирована к специфическим аспектам обучения и воспитания одаренных учащихся. В результате не только снижается эффективность применения ИТ в обучении и развитии школьников, но и может возникать ряд негативных психологических последствий информатизации.

^ Инновационные технологии в образовании

Программная поддержка новейшей технологии обучения - это комплексы наглядных учебных материалов и электронных учебников, поставляемых производителями электронных досок либо самостоятельно создаваемых педагогами.

Новый век поставил задачу изменения мышления в сторону творческого начала. Любое творчество – это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению ученика по школьным дисциплинам — основная задача современного образования. Качество образования конкретного ученика — это магистральная линия улучшения качества образования всего общества. Поэтому сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Когда ученику интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать это путь. И тогда не удивляешься метаморфозе превращения обычного «троечника» в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.

В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются им самим. Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.

Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого необходимо разнообразить формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов.

Одним из эффективных методов обучения является использование нетрадиционных уроков. Одной из форм таких уроков является игра. Это и урок – деловая игра, урок – викторина, соревнование, КВН, урок – расследование и т.д. Урок–игра активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебе, а значит, повышает эффективность обучения.

В педагогической практике наряду с традиционными, сейчас широко используем информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, чтобы вдохновить учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:

— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

— свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность оценить свои способности, проявить оригинальность, предлагать любые варианты решения без риска получить за это неудовлетворительную оценку.

Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

В настоящее время роль информационных технологий в учебном процессе

разделилась на 2 направления:

ИТ- инструмент для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения

ИТ занимают активную роль, т. е. стимулируют создание новых форм обучения.

В своей работе я придерживаюсь второго направления, так как считаю что именно здесь:

· создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;

· возможность работы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;

· возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме информационных материалов;

· возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений учащихся.

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Ученику Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.

2. Технология дистанционного обучения.

Внедрение технологии дистанционного обучения в образовательный процесс позволили дифференцировать процесс обучения с учетом личностных особенностей ученика. Дистанционная форма обучения весьма полезна для системы профильного обучения по направлениям, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.

3. Интерактивные технологии.

Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.

4. Технология (КТД) коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова.

Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

5. Исследовательские методы в обучении.

В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.

6. Проектные методы обучения.

В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.

7. Мультимедиа технологии.

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

  • видеоролики по различным темам;

  • практические работы, в виде раздаточных материалов;

  • практические работы в электронном виде;

  • тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;

  • контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.

Использование ИТ на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Хочу сразу сказать, что ИТ могут применяться на уроках различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок проводить с использованием ИТ.

Применение информационных технологий при изучении материала в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать.

На этапе организации работы с любым программным средством учитель должен обучить умению владеть им своих учеников.

На этапе организации урока я предлагаю провести ролевую игру «Дежурный администратор».

Выбирается из числа учащихся достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Он помогает подготовить класс к уроку (загружает, инсталлирует программу, загружает учебный сайт и т. д.) Это мне помогает реализовать такие задачи организационного этапа как:

1. Полная готовность класса и оборудования к работе.

2. Быстрое включение учащихся в деловой ритм;

3. Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

Привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала в качестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся я использую Интернет-ресурсы.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

На этапе обобщения материала

На этом этапе учащийся должен показать знания по конкретной теме, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы которые достоверны и интересны.

Желательно при постановке задачи, связанной с использованием ИТ первоначально самому учителю, хотя бы эскизно выполнить эту работу.

В результате можно увидеть все критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также трудности предстоящие перед учеником.

При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект — компьютерную презентацию.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.

После проведения такого урока я предлагаю учащимся выполнить буклет по данной теме.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке биологии вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения знаний в жизни.

Использование ИТ дает возможность для:

· повышения мотивации обучения;

· индивидуальной активности;

· направленность на личность школьника;

· формирование информационной компетенции;

· свобода творчества;

· интерактивность обучения.

Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонности.

Презентации демонстрируются самим учителем, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация биологических явлений рассматривается не как замена реального демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Автор использует входное тестирование в течение нескольких последних лет и отмечает, что такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служили:

• CD диски мультимедийных курсов, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий (фирмы «Кирилл и Мефодий », «Интерактивный курс биологии»)

• Материалы из Интернет-источников

• Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, фрагменты художественных фильмов, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.

Считаю, что использование инновационных технологий на уроках биологии способствует повышению качества знаний учащихся.


«Как повысить качество знаний на уроках математики»

Учитель математики 1-ой квалификационной категории

Абраменя Н.М.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является повышение качества знаний.

Качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Самым актуальным параметром в качестве образования является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношение с учителем.

По отношению к ученику я придерживаюсь такой позиции: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться».

Главное – найти методический «ключик», позволяющий вызвать интерес к предмету, разбудить активность учащихся. Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом». Проблема интереса к изучению математики в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущего к активизации познавательной деятельности учащихся, к обострённому восприятию мотивов учения.

Познавательная активность ребят в обучении математики предполагает не только понимание материала, но и понимание путей познания, активное участие в познании: решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщение и систематизация.

Активность в обучении – это «добывание» знаний, исключающих механическую зубрёжку. Развитие познавательное активности воспитывает самостоятельность, повышает степень сложности познавательных умений.


При проведении уроков математики я стараюсь:

  • управлять познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;

  • мотивируя познавательную деятельность учащихся за счёт коммуникации, взаимопонимания я добиваюсь положительного отношения к предмету;

  • организую самостоятельную работу на уроке, включая работу с источником знаний;

  • организую помощь в процессе деятельности ученика;

  • создаю ситуацию успеха, т.е. предлагаю задания, посильные каждому;

  • создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества;

  • даю возможность ученику оценить свою работу на уроке и формирую его адекватную самооценку.

Таким образом, вовлекаю каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием. В процессе своей деятельности я использую опору на жизненный опыт учащихся путем приближения содержания к реальным жизненным условиям и интересам школьников, что позволяет стимулировать их познавательную деятельность. Для этого предлагаю учащимся такие математические задачи, которые содержат информацию о труде, о профессиях, ос порте, об экономике и других областях жизни.

Систематически провожу содержательный и напряжённый устный счёт.

Обучение решению сложных задач начинаю с выделения в них ряда простых, связанных между собой так, что искомые одних простых задач будут служить данными для других. Обучаю различным способам решения задач. На уроках математики совершенствую графические умения и навыки учащихся путём выполнения чертежей.

Систематически повторяем математическую терминологию, используя для этого словари терминов.

Повышению результатов учебной деятельности учащихся по математике также способствует использование:

  • элементов дифференциации и индивидуализации обучения, которые направлены на корректировку содержания обучения, регулирование трудностей и длительности выполнения отдельных заданий. Для этого я организую работу в парах, группах, индивидуальную работу с учениками;

  • различных форм внеурочной работы (факультативные занятия, конкурсы, олимпиады, «Недели математики», математические игры);

  • поэтапной и последовательной отработки математических умений и навыков;

  • элементов опережающего обучения (опережающее конструирование по трудным темам математики);

  • проблемного изложения учебного материала, когда для учащихся создаются проблемные ситуации, решить которые возможно только при изучении данной темы. Для создания проблемной ситуации я использую различные методические приёмы:

  • подвожу учащихся к противоречию и предлагаю учащимся самостоятельно разрешить его;

  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • побуждаю учащихся к активной аналитической деятельности: делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • формулирую различного рода проблемные задачи: с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения задания.

Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент, несет в себе мощный потенциал развития диалектики мышления.

Также провожу работу по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета, учету и своевременной коррекции знаний и умений учащихся. Важными элементами данной работы является систематическая проверка выполнения домашних заданий; объективная оценка результатов учебной деятельности учащихся по математике в соответствии с нормативными требованиями; качественный анализ контрольных работ; рефлексия учебной деятельности на уроке. Стараюсь использовать часы поддерживающих занятий для отработки тех элементов содержания учебного предмета, по которым учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, для устранения пробелов в знаниях учащихся по пропущенным темам.

Для снижения учебной нагрузки на учащихся стараюсь оптимизировать формы и методы организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей учащихся; обеспечить усвоения ими большей части нового учебного материала на уроке.

Можно выделить несколько направлений, которые способствуют повышению качества знаний по математике.

1. Организовывать обучение так, чтобы ученик действовал активно, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельно его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее ему работать.


^ Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования

Учитель истории высшей

квалификационной категории

Велич Г.В.

Перед каждым учителем стоит важный вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Ответом может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка, учителя прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.

Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

  • Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность он получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам.

  • Объёму учебного материала, что позволяет способным учащимся более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого могут использоваться индивидуальные планы работы.

  • Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах времени изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя.

Можно выде­лить несколько подходов к решению проблемы индивидуализации обучения:

  • пересмотр содержания стандартов образования на основе компетентностного подхода (А.Н. Тубельский);

  • развитие личностно ориентированного обучения (И.С. Яки­манская);

  • построение образования как средства самореализации (А.М. Лобок);

  • расширение способов индивидуального образования и ради­кальное изменение учебной деятельности школьников (Н.Б. Крылова).

Самую большую группу составляют модели обучения, в основе которых лежит различие учеников по индивидуальному сти­лю учения.

Учитель должен преподавать свой предмет исходя из учебных стилей учащихся. Зачастую же обучение в классе ведется учителем исходя из его собственного стиля обучения («раз так понимаю я, значит это попятно и им»). Редко, если вообще когда-нибудь это происходит, обучение ведется более чем в одном стиле, а следовательно, создаются условия только для учебы одного типа учеников, стиль которых совпадает со стилем преподавателя. Стандартная работа в стан­дартных классах не может удовлетворить потребностей остав­шихся детей (с другим стилем учебы). Они часто просто не по­нимают, что нужно учителю, и к ним начинают относиться как к тугодумам. Например, учитель-аналитик, скорее всего, предложит классу выявить детали или особенности какого-либо процесса, но дета­ли не смогут (или не сразу смогут) распознать дети-синтетики.

Зная особенности стиля учения, можно было бы спланиро­вать иначе работу с детьми, например, предложив им составить какую-либо целостную программу, спрогнозировав исход какой-либо операции и т. д.

Уже давно в западных школах существует практика работы детей в «свободном классе». В этой системе каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.

В наших условиях особенно актуальным видится учет индивидуаль­ных стилей учения и разработка способов педагогической поддержки их развития именно в традиционных школьных классах.

Существует несколько моделей индивидуализации.

Модель индивидуализации. Автор Б. Ливер

^ Учебный стиль ученика

Рекомендуемая форма работы с ним

«Левополушарный»

Контроль результатов объяснения

«Правополушарный»

Свободное обсуждение, подведение итогов, слушание

Контекстнезависимый

Внеконтекстуальные тесты, вопросы с выбором ответа, слушание, задания на заполнение, за­учивание через повторение, поток новых слов

Сочинения на свободную тему, мозговые штур­мы, упражнения с использованием индукции, задания в словах/картинках, некоторые виды самостоятельной работы

Усилители

Контраст, поиск различий

Усреднители

Сравнение, упражнение на беглость, выделение типов

Дедуктивный

Объяснение, правила

Индуктивный

Исключения, задания с использованием неизвест­ного языка

Аналитический

Тесты множественного выбора, информация из учебника, концентрация на деталях, решение задач

Синтетический

Аутентичная информация (например, газеты), концентрация на общем содержании

Линейный

Точные последовательности действий

Нелинейный

Неструктурированная деятельность

Импульсивный

Задания на время, с фиксированным сроком выполнения

Рефлексивный

Долгосрочные проекты

Визуальный

Работа с бумагой и ручкой, письменные тесты

Аудиальный

Взаимодействие, ролевые игры, тесты с «открытым» вопросами, устные тесты

Кинестетическое восприятие

Шумные помещения, взаимодействие, ролевая игра

Абстрактное мышление

Лекции, письменное упражнение

Конкретное мышление

Учебные экскурсии


С другой позиции подходит к индивидуализации Д. Болз, вы­деляя в своей модели элементы, влияющие на эффективность учения и предлагая конкретные способы их применения:

Наиболее распространенную сегодня модель пред­ложили М. Акимова и В. Козлова, сделавшие упор на особенности организации учебной работы. По их мнению, успешность препо­давания целиком и полностью зависит от умения учителя рабо­тать, ориентируясь на динамические типы детей, выделяемые на основе темпа их учения и длительности работоспособности. Это проявляется в выборе и применении приемов обучения, при дозировке самостоятельных заданий, определении вариан­тов зачетных и контрольных работ (по степени трудности и по другим признакам).

Модель индивидуализации. Автор М. Акимова/ В.Козлова

Тип

Внешние проявления

Технология работы

Слабые

Быстро устают, медленно усваивают материал

Давать время на подготовку к ответу в письменной форме, не спрашивать новый материал, поощрять не только оценкой

Сильные



Не склонны к алгоритмам, систематизации

Контролировать последовательность, побуждать к планированию, самопроверке выполненного

Инертные

Затруднения при разнообразии заданий, высоком темпе

Не спрашивать в начале занятия, не требовать немедленного выполнения и изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, не отвлекать

Подвиж

ные

Высокий темп, переключае

мость, отход от стандартов

Постоянное руководство и контроль, учить саморегуляции и самоорганизации деятельности, разнообразить содержание заданий, видов деятельности


Модель индивидуализации. Автор Е.М. Лысенко


Репрезен­тативная система

Часто

употребляемый

предикат

Желательное обращение

Желательное задание ученику

Визуальная

«Взгляните»,

«видите»,

«ярко»,

«обозримо»,

«светло»

«Мы видим, что данная тема...»

Составление таблиц, иллюстраций изучаемых понятий

Аудиальная

«Громко»,

«слух»,

«хрустящий»

«Данная тема созвучна...»

Подготовка отчета в уст­ной форме, выступление с докладом, сообщением

Кинестетическая

«Ощущаю», «тепло», «уютный», «сухость»

«Я чувствую, что данная тема...»

Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр

Дискретная

В равной мере аналоги всех типов

Научно-исследовательская работа


Как видно из приведенных моделей, учителя имеют возмож­ность использовать многочисленные индивидуальные формы. Но им необходима существенная помощь школьного психолога.

Существует ряд условий эффективности индивидуализа­ции обучения. Учителю необходимо:

  • определить индивидуализацию обучения на уроках как одно из приоритетных направлений деятельности, создающего предпосылки качества образования, основываться при этом на пони­мании многообразия индивидуальных стилей учения школь­ников и моделей работы с ними;

  • учитывать, что все модели предполагают создание условий для свободного множественного выбора ребенком комфорт­ной для него среды учения, способа и форм учения, видов заданий и т. д.;

  • оптимально сочетать индивидуальное обучение с традицион­ными формами работы;

  • критериями его результативности считать умение школьника самостоятельно определяться в учении, формировать инди­видуальный образовательный маршрут, самореализоваться с помощью определенных способов и приемов, осуществлять самоанализ в учебной деятельности и вносить коррективы в собственный стиль учения, достигая оптимума.

Введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе­ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

В практике своей работы я использую модель личностно ориентированного обучения И.С. Яки­манской. Учебный процесс организую таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий. Ребята сами определяют для себя уровень сложности заданий и, соответственно, уровень на котором происходит усвоение материала. На уроках стремлюсь предлагать несколько заданий каждого уровня на выбор учащегося. Личностно ориентированному подходу наиболее соответствуют интерактивные методы обучения. В своей практике часто использую такие методы, как «Четыре угла», «Ассоциации», «Фантастическая добавка». Индивидуальный темп работы, выбор уровня усвоения материала, самостоятельность в овладении знаниями определяют технологию модульного обучения, которую использую в старших классах. Использование на уроках разнообразных форм, методов, приёмов (драматизации исторических событий, проблемного преподавания материала, введение дискуссионных ситуаций, использование логических заданий, опорных сигналов, создание ситуаций ожидания, исторического прогнозирования, разнообразные виды образных заданий и т.п.) способствует не только лучшему усвоению исторического материала, но и развитию личности школьника.

Несколько советов молодым учителям:

1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

  1. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­тересно с ним.

  2. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ленькое открытие.

  3. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

  4. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

  5. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

  6. Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) -можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».

  7. Помните, что ошибка одного может породить мысль другoгo. Не пугайтесь детских ошибок.

9. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

  1. Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

  2. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

  3. Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ний детей.

  4. Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обоб­щений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избе­жать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

Принципами работы педагога должны быть: вера в ребен­ка, признание его индивидуальности, уникальности; признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя; сти­мулирование творческих способностей школьника.


"Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся"

Заместитель директора по УВР

Захарчук Г.М.

Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт наиболее успешных учителей в данном направлении, побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.

Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский.

«Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Кодексом об образовании.

Говоря о качестве образования, необходимо было узнать представление об этом учителей школы. Ответы на вопрос « Как вы понимаете термин качество образования?»: качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы выпускников; интеллектуального развития, самообразования, способности к творчеству учащихся; качества процесса образования. Самое большое количество ответов: Качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.

Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости высокая (однако количество учащихся, которых мы можем выставить на районные олимпиады, очень низкое). Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации, следовательно, необходимость проведения педсовета по данной теме очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — индеферентное отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Вдумайтесь в эти слова.

Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Среди учащихся 9,10,11-х классов нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее

Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»

Ответы.

9 класс.

Сколько «8» и «9» ты получаешь за контрольную тему;

Кол-во материала, который ты хочешь знать;

Это знания, которые хорошо или плохо закладываются;

Это количество того, что ты знаешь, можно оценить в процентах;

На сколько раскрыто человек знает тему;

Когда ты знаешь все пройденное и понимаешь его;

Это не много знаний, а только то, что ты хорошо знаешь.

10 класс.

* Это то, что осталось в памяти не до следующего урока, а на более продолжительное время;

* Не главное, сколько знать, а так, чтоб знать на всю жизнь

* Это усвоенный материал, полученный на уроках;

* Уровень знания человека; знать все и очень хорошо;

* Это знания, которые ты принимаешь и можешь понять, сможешь запомнить надолго;

* Уровень понимания предмета;

11 класс.

* Это то, как тебя научили учителя и лично твой труд.

* Это то, что остается в голове, а не как ты делаешь домашнее задание.

* Количество «8» и «9». Путевка в жизнь.

* Огромная связанная система сложенных знаний.

* Это ни как не оценки.

* Определяет уровень интеллектуального развития человека.

* Когда объясняют хорошо и ученики понимают тему.

* Осознание материала, когда понимаешь преподавателя.

* Это то, как правильно может научить учитель.

* Это то, что нужно для сдачи ЦТ.

* Это знание человека самого, когда он получает столько знаний, сколько ему нужно.

* Это полезные знания, это твое будущее.

Вопрос 2 . От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?

Ответы. Классы Желание ученика Желание учителя Равноценно

9кл 6 0

10кл 2 4

11кл 6 0

Комментарии с ответами: 50/50; можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от желания ученика зависит в основном, но если учитель не заинтересован в хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний не будет.

Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?

9 класс.

* Объяснять подробно, глубоко.

* ИНТЕРЕСНЕЕ.

* Давать дополнительные задания.

* Пойти тебе навстречу, идти на уступки. Идти навстречу исправления оценок.

* Как-то поощрять, придумать интересную систему.

* Чтобы учитель помогал тебе, если ты что-то не понимаешь.

* Еще раз объяснить непонятную тему.

* Смотреть познавательные фильмы по теме урока, посещать музеи, другие города.

* Они должны хоть иногда отдельно тебе объяснить непонятную тему урока или задачу.

* ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход.

* Быть добрее с учениками. Не грубо объяснять ученику материал.

* Относиться как к обычному человеку, не смотря свысока.

10 класс.

* Объяснять более подробно, нормально, понятно, грамотно.

* Заинтересовать ученика своим предметом.

* Надо чуть меньше задавать, а то каждый учитель считает, что его предмет главный и задает много. Ученику очень тяжело и он не успевает выполнить домашнее задание.

* Интересные формы урока, даже не надо очень часто. Креативное ведение уроков.

* Проводить профилактическую работу.

* Домашнее задание задавать только по параграфам.

11класс.

* Не загружайте ученика домашними заданиями, и так есть о чем думать.

* Создать хорошую атмосферу на уроке. Интересно строить план урока.

* В первую очередь заинтересовать любого ученика.

* Не кричать, не отвлекаться на поведение.

* Понять ученика. Индивидуальная работа.

* Проверять только то, чему научила, а не о чем догадались, додумались.

* Подходить к своей работе с оптимистической точки зрения.

* Поговорить с учеником. Позвонить родителям.

* Проводить дополнительные консультации.

* Не обращать внимания на форму, а лучше объяснять материал.

* После объяснения должна быть самост. работа для закрепления знаний, а не для оценки.

* Если ученик не понял – объясняй индивидуально, он не виноват. Сама так объяснила.

* Подробнее останавливаться на темах, которые будут в ЦТ.

* Объяснять МНЕ МОИ ошибки, а не всего класса.

Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше? Ответы.

9 класс.

Читать учебник. Я должен зубрить.

Должен быть стимул. Развивать внимание.

На уроках не отвлекаться. Взяться за учебу.

Слушать, читать, записывать, конспектировать учителя.

Прислушиваться к рекомендациям учителей.

Подумать о будущем.

Взяться за учебу.

10 класс.

Учить домашнее задание.

Слушать на уроках. Не отвлекаться.

Стараться самому. Собраться с мыслями.

11 класс. Быть заинтересованным в предмете (почти ни один предмет не интересен).

Внимательно слушать, думать. Присутствовать на уроках.

Относиться ответственно. Подавить лень. Взяться за ум.

Быть целеустремленным. Работать над собой.

Учить правила, формулы, темы. Читать, практиковаться, вникать в суть.

Репетитор.

Вопрос 5: Тебе предлагают посещать индивидуально консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации?

Классы ДА НЕТ Не знаю

9кл 3 0 3

10кл 2 0 4

11кл 4 2 1

Как говорят: «Устами младенца глаголит истина». Может быть стоит к чему-то прислушаться.

В течение педсовета, вам предстоит:

1. Разгадать кроссворд «Учитель успешного ученика». Если мы видим всех своих учеников успешными, то они такими будут.

2. Заполнить лист, в котором будут написаны ваши слагаемые успеха, слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся.

3. Ваши мысли для принятия решения педсовета.

3. Далее вам будет представлен опыт наших коллег, которые в своей деятельности используют такие элементы, такие формы работы, которые приводят к повышению качества знаний наших учащихся.

Наше 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку. Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Очень важное 2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся. При посещении уроков, один из акцентов делается на анализ урока с позиции здоровьесбережения. В этом моменте у нас тоже не все гладко. Учителям стоит обращать внимание на вид учащихся после окончания урока. Это о многом говорит.

По психологическому комфорту уроки Карпач Е.А. являются одними из лучших.

Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время – 3 слагаемое работы учителя. Самой эффективной можно считать работу учителя истории Велич Г.В. Ее результаты устраивают и детей, и родителей. У нее не бывает неуспешных учеников; не бывает одной четверки, тройки у учащегося, только по ее предмету; а самое главное она может показать рост каждого учащегося, своевременно отслеживая результаты работу каждого и работая с ними индивидуально. 4 слагаемое – это одно из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация.

Еще одно слагаемое улучшения качества образования через использование инновационных технологий. Мы частично знакомимся с этим на курсах повышения квалификации, на школьных семинарах.

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.

Слагаемых в работе учителя-предметника очень много. Мы рассмотрели только небольшую часть. Я думаю, что этот список должен быть дополнен, продолжен, но это разговор следующих семинаров, педсоветов. Опыт, который представили учителя, имеющие успех, могут использовать все педагоги. А тот опыт, который мы сегодня не услышали, тоже имеет место, и он будет разговором следующей встречи.

Давайте составим наш банк


"Банк слагаемых работы учителя по повышению качества образования "

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Создание ситуации успеха.

3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.

4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.

6. Вовлекать родителей в учебный процесс.

7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной

деятельности.

9. Обучение через диалог.

10. Обучение через интерес.

11. Психологическое единство с классом.

12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.

13. Мотивация познавательной деятельности.

14. Дифференциация заданий.

15.Разнообразие форм организации учебного процесса.

16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Итог нашего педсовета будет подведен решением нашего кроссворда «Как выглядит учитель успешного ученика»? Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно. Критерии успешности учителя - «Учитель успешного ученика».


^ Роль Книги для современного общества

Директор УПК

Велич Н.И.

Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга


Изобретение книгопечатания по праву считается одним из величайших открытий, качественным скачком в истории мировой культуры. До этого книги в основном переписывались от руки, что стоило огромного количества времени и физических затрат, да и цели переписывания в основном касались лишь церковных текстов и каких-либо сводов законов. В те времена книги представляли собой что-то неотдалённо напоминающее мебель – они были громоздкие, неподъёмные, с гигантскими обложками, порой даже с замками. Позволить себе такую роскошь мог только богатый человек…. Но вскоре даже простые граждане могли приобретать литературу за приемлемые цены и в относительно удобном виде. Едва первая печатная буква отразилась на бумаге, она породила глобальные изменения в общественной жизни. Начались перевороты культурной жизни, политические скандалы, научные открытия, борьба с ересью и тяжёлый путь к массовому просвещению и свободе слова…

На мой взгляд, печатный станок превратил книги из носителей и хранителей информации (в своё время являвших собою чуть ли не ценнейшие артефакты) в её распространителей. Такая суть заключается в книгах и по сей день.

Чем больше в свет выходило текстов, тем образованней становилось общество. Открытия в области медицины, науки, философии – всё это имело место с распространением книг. Но вместе с этим росли преследования несогласных с законами, несогласных с церковными учениями, создавалась и укреплялась роль цензуры.

Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

Сегодня на смену буквам приходят пиксели, на смену текста – изображение, на смену литературе – киноиндустрия и мир Интернета. Газетные новости тонут в конкуренции телевидения и сетевой журналистики. И всё же это ещё далеко не конец.

Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется, портится из-за вирусов и “глюков”.

Книжку можно просто положить в карман и читать где придется. Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь. А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется. Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.

Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.

Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: “Эта книга перевернула всю мою жизнь”. Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля “Красное и черное”. Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг.

Книги будут жить очень долго, так как их роль всё ещё значительна для нужд человечества. Кто знает, в будущем, возможно, найдётся альтернатива и этому, но время покажет – может, и мир будет уже совершенно другим, как и те самые «начитанные люди» так любят разительно отличаться друг от друга.





Похожие:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconУрок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий) Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Интегрированный (спаренный) урок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconИспользование телекоммуникационных технологий на уроках литературы зырянова Н. А. заместитель директора по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы средняя школа №13 Аннотация
Все это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русской литературы
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconИспользование икт – технологий на уроках русского языка и литературы Беседина В. А., учитель русского языка
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconИспользование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Моу средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconДифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Нагорной Тамары Алексеевны, учителя русского языка и литературы мбоу «сош №27 с углубленным изучением английского...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconОрганизация инновационной деятельности педагога
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconИспользование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы icon"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Ию и обеспечивает активность учащихся на уроке, а также дает возможность для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы iconСорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»
Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами