Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» icon

Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова»



НазваниеУрок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок



Открытый урок


Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка.

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ.


Учитель:Храповицкая Е.С.


МОБУ «Барсуковская СОШ


Им.Е.Волкова»


Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

(Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного подхода и обладает высоким воспитательным потенциалом.)


Цели:

  1. Формировать коммуникативную, культуроведческую и информационную компетентность учащихся на основе исследования слова.

  2. Продолжать развивать исследовательские навыки учащихся, их речь, внимание, память, мышление; развивать познавательный интерес к урокам русского языка, творческое воображение учащихся.

  3. Воспитывать чувство патриотизма .


Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать знания учащихся в области лексикологии, морфемики, морфологии, словообразования;

  2. учить находить и распознавать однокоренные (родственные) слова;

  3. учить составлять словосочетания из слов, выделять, предложения;

  4. Учить работать с деформированным текстом;


Коррекционно-развивающие:

  1. развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

  2. развивать речь и долговременную память посредством ответов на вопросы, мелкой моторики кистей рук через письмо;

  3. пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас через разбор словарных слов;

  4. развивать внимание;

  5. коррекция долговременной памяти.

Воспитательные:

  1. прививать учащимся интерес к предмету;

  2. воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за Отчизну; самостоятельность, усидчивость и аккуратность.



Методы:

  1. информационно – рецептивный

  2. исследовательский

  3. репродуктивный

  4. частично – поисковый (эвристический)

  5. проблемный



Приёмы:

  1. словесно – демонстрационный

2) эксперимент

3) проблемно – диалогический

4)применение ИКТ

5)игровая технология


Приёмы УДЕ:

  1. использование укрупнённых заданий

  2. восстановление деформированного текста

  3. опережающее обучение

  4. выполнение заданий на интерактивной доске



Демонстрационный материал:

  1. презентация

  2. таблички с названиями разделов русского языка

Раздаточный материал:

  1. задания – ребусы

  2. карточки – с заданиями



Этапы урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

  3. Словарно-орфографическая работа.

а) лексика

  1. Актуализация имеющихся знаний.

а) словообразование

б) фонетика

в) словосочетание

г) морфология

  1. Физкультминутка.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Итог урока. Оценки. Рефлексия.

Ход урока


Этапы

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент.

Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку.

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку.

(^ У каждого ученика на парте лежат листы с заданиями)

- Садитесь.

-запись числа в тетрадях



Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.


Проследить за осанкой. Слайд 1


  1. Сообщение темы и цели урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Формулировка темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок - урок – экскурс в историю Российского государства, где мы будем выступать в роли исследователей.


И начинаю я наш урок вот с таких строк:

-


Наш любимый город Тула


Знает славные дела:


Тула немцев повернула,


Тула - немцев прогнала!


Гнали мы Гудериаиа,


Говоря такую речь:


Для Друзей у Тулы — пряник,


Для врагов у Тулы — меч….

- Ребята, кто знает, о каком событии я прочитала сейчас отрывок ?

- Верно, ребята в конце 1941 г. враг был отогнан от Тулы, которую фашисты так и не смогли взять. Откликом на это событие явилось стихотворение Кирьянова «Тула — родина моя»:

В этом году (в декабре) исполняется 68лет величайшей битве в истории нашей Родины – Оборона Москвы и Тулы


Даже на долю секунды страшно предположить, что могло бы случиться с Россией. С нашим, накопленным веками, богатейшим и великим русским языком, если бы наши прадеды не победили в войне с Гитлеровской Германией.

Наш язык мог просто исчезнуть, а вместе с ним, и величайшая нация мира – русские.


У П. Вяземского, русского поэта есть замечательные слова:

«Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной……


- Ответьте, что является основой нашего языка?

- Да, верно. И сегодня мы будем исследовать русское слово, путешествуя по стране «Языкознание».

(Запись темы на доске)

- Вы готовы?




- Слово.


- слово



Слайд 2


Слайд 3


Слайд4


Слайд5

  1. Словарная - орфографическая работа.


3.1 Подготовительный этап исследования


3.2 Лексика



  1. Актуализация имеющихся знаний


4.1 Словообразование


4.2 Фонетика


Физминутка


4.3 Словосочетание



  1. Самостоятельная

работа.



    1. Определить границы предложения.




    1. Восстановить деформированный текст.




  1. Итог урока.

Рефлексия.

Оценка деятельности учащихся.



Обогащение словарного запаса учащихся. Развитие орфографической зоркости. Определение лексического и этимологического значений слов.


Учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова.


Учить давать фонетическую характеристику каждого звука языка.


Снятие усталости, физического напряжения.


Учить образовывать словосочетания, выделять словосочетания из предложения


.


Выявить умение учащихся разграничивать предложения.

Закрепить и обобщить изученный материал.


- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точ­ки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления
будущей учебной деятельности;

- записать домашнее задание.




Наша первая остановка - «Отгадай ребус»


ЗАДАНИЕ 1.

- Ответьте, что такое ребус?

Ребус – это некое тайное письмо, шифр, который может написать, а потом прочитать лишь тот, кто знает специальные секретные правила.

- Назовите эти правила.

(читаем картинки, определяем их место по отношению друг к другу, убираем буквы по количеству запятых в начале или в конце слова, в зависимости от того, где они обозначены)


(фраза написана на слайде; все ребусы отображены на экране, слова проявляются после отгадывания их учащимися)

1.

Москва

2.

Родина

3.

солдат

4.

Герой


- Какие слова у нас получились, ребята?

( по одному ученику называют слова)


- Правильно, ребята. Давайте произнесем эти слова.

произносим

- С помощью чего мы записываем слова

Звук

буква


Вывод 1:

(Все слова состоят из звуков и записываются при помощи букв)


- вставьте в окошко пропущенные буквы, запишите эти слова и подчеркните букву, которую надо запомнить.

(запись на доске учениками, после чего проверка написанного по эталону)


и

о

ол о
М сква, Р од и на, С лдат

е
г роизм.


- Что можно сказать об этих словах.


- Какие слова мы называем словарными?

- Верно!


- Какова тематика всех этих слов?


Вывод 2:


- Словарные слова надо выучить наизусть.

- Кроме того, что надо выучить словарные слова, мы должны знать, что они обозначают.

И в это нам поможет наука, которая называется - ЛЕКСИКА

- Давайте узнаем лексического значения слов

Солдат – военный человек.

Родина – место, страна, где человек родился.

Москва – город, столица России.

- У нас осталось еще одно слово – героизм! Что же такое героизм?! Как вы думаете?

Для начала давайте определим слово, от которого произошло слово героизм.

(герой)

Историческая справка:

  1. Слова «герой» в русском языке первоначально не было. Это слово произошло от древне – греческого –

I iwc, богатырь, вытязь, полубог. Русское слово «герой» заимствованно, вероятно, через французское – heros «герой».

^ Героизм – heroism (анг.)

- Кого мы называем героем?


ЗАДАНИЕ 2.

Таблица № 2

Чтобы продолжить дальше исследование слова нам нужно вспомнить ,что такое синонимы и антонимы.

На карточках синим карандашом подчеркните синонимы ,а антонимы красным карандашом.

- (одновременно; проверка по эталону на доске)


- Молодцы, ребята. Обратите внимание,

говоря о герое, мы имели в виду человека. А характеризуя слово героизм, мы перечисляли качество героя.


Вывод 3

Следовательно, слова могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.


- Давайте вернемся к событиям 1941 года,


Тульской земле, тулякам посвящались и другие стихотворения известных советских поэтов. В «Коммунаре» от 7 августа 1941 г. мы встречаем стихи. К. Симонова «Презрение к смерти», памяти туляка, наводчика Сергея Полякова, подбившего пять танков противника и погибшего под гусеницами фашистского танка.


Надолго был задержан враг

Пять танков — пять костров...


Учись, товарищ, делать так,


Как сделал Поляков!


Учись, как надо презирать


Опасности в бою,


И если надо — умирать


За Родину свою.


- Как вы думаете, какими качествами должен был обладать наши прадеды, зная о том, что многие погибнут в боях за Родину.

- Что объединяло всех этих солдат на

поле боя?


^ МОРФЕМИКА (части слова)

- Отлично, ребята. Лексическое значение слов герой и героизм мы определили. Наши исследования слова продолжаются в области образования слова.

Наука, которая изучает образование слов, называется МОРФЕМИКА.

Какие части слова нам известны?

(учащиеся называют части слова)


ЗАДАНИЕ 3:

Таблица № 3

- Выделите общую часть в словах герой и героизм. Разбери по составу.

- Как называется эта общая часть?

- Какими по отношению друг к другу

являются слова герой и героизм?

Вывод-слова, которые имеют один и тот же корень и несут одинаковое лексическое значение, являются родственными или однокоренными;


Давайте проследим, при помощи каких частей слова образовались слова герой и героизм.

Для этого мы разобьем это слова на части – морфемы.

(у доски работают два ученика)

- Начинаем разбор слова с какой части?

- Как правильно определить окончание в слове?


ГЕРОИЗМ

(окончание нулевое, корень – геро)

-Какая часть слова находится межу корнем и окончанием? –

(суффикс)

- Верно, ребята. В нашем случае это будет суффикс – изм-

(проверка по эталону)

Слово – героизм образовалось при помощи суффикса – изм -значит, слова могут образовываться при помощи суффикса и еще приставки.


- Молодцы, ребята. Мы продолжаем наше исследование. И переходим к его звуковой стороне.

Наука, которая изучает звуковую сторону слова, называется – ФОНЕТИКА.


ЗАДАНИЕ 4.

Таблица № 4

- Итак, мы выделили корень в словах герой и героизм. Это корень геро-,

следующим заданием является определение фонетической стороны


Вывод 5 (устно)

Каждый звук имеет свою характеристику.


ФИЗМИНУТКА для глаз с релаксацией


- Отлично, молодцы. Вы справились с заданием. Следующим этапом исследования слова является – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Что такое словосочетание?

- Правильно.

Именно то, что словосочетание указывает на группу слов, отличает от слова - как самостоятельной единицы.

- Вопрос следующий: какие члены предложения не будут являться словосочетанием?

-Молодцы!


ЗАДАНИЕ 5.

Таблица № 5

- а) составьте словосочетания со словами

герой, героизм; добавив к ним прилагательное

- Отлично!


Вывод 6:

Словосочетание состоит из слов, связанных по смыслу

ЗАДАНИЕ 6.


мы должны восстановить деформированное словосочетание:

^ Отважные герой

Какую ошибку мы видим в данном словосочетании?


1Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. (какой?)

2Изменить форму слова.

(отважный)


- В какой части слова (морфеме) была допущена ошибка?

- Для чего служит окончание?

- Что мы сделали, чтобы слова «отважные» и «герой» сочетались друг с другом.

- Если к этому словосочетанию мы добавим слово «сражается», о чем нам расскажет это слово?

(О событии и времени, когда это событие происходило – наст. вр.)


- Молодцы, ребята. Давайте с вами подведём миниитог: какие разделы языкознания нам помогли в процессе исследования слова?

(Анализ проводится по табличкам, вывешенным на доске с названиями разделов языкознания)

(лексика, морфемика, фонетика,)


- Отлично, ребята. Как вы думаете, можно ли закончить на этом исследование слова?

- Добавив к нашему словосочетанию глагол «Сражается» , что мы получили в итоге?

- Что такое предложение?


- Правильно, ребята, если слова связаны по смыслу- предложение.


ЗАДАНИЕ 7.

Таблица № 7

- Определить границы предложения.


Это дерево - символ России ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев почки и листья дерева используют для приготовления отваров.


- А, что же дальше? Можем ли мы эти предложения соединить, если да, то, что мы получим?


ЗАДАНИЕ 8.

Таблица № 8

- Итак, мы приступаем к нашему завершающему исследованию.

- Нам необходимо восстановить деформированный текст. А именно:

а) поставьте предложения по порядку, чтобы получился связный текст


ТЕКСТ

Наши прадеды од ржали победу в войне года.


Битва за Москву и Тулу года – одна из самых г роических страниц истории нашей одины.


Германская армия вторглась на территорию СССР.


С 24 октября по 5 декабря продолжалась героическая оборона Тулы.


- Молодцы, ребята.

- Итак, сегодня мы с вами выступали в роли исследователей на уроке русского языка. А исследовали мы сегодня что?


-Какие слова мы исследовали?

- Почему именно эти слова стали предметом нашего исследования?

(краткий ответ учащихся)

- Какие разделы языкознания помогли нам в исследовании слов?

(перечисление разделов)

- Вы, ребята, сегодня поработали отлично. Конечный результат вашей работы я вам сообщу после проверки индивидуальных листов.

Ваше домашнее задание: придумать свои ребусы на военную тематику, кроссворд, чайнворд.

- Теперь вы сами попробуйте оценить свою работу на уроке.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3Мое настроение


активно / пассивно

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже


Всем спасибо за работу на уроке.

МОЛОДЦЫ!


Ответы учащихся.

Учащиеся отгадывают слово, проговаривают его, и записывают на листах.


Один ученик находит слово в толковом словаре Ожегова


- Москва, Родина, солдат, герой.


- Они являются словарными.


- Слова, написание которых мы должны запомнить.

- Военная.


Предполагаемые ответы учащихся.


Робота со словарем


Предполагаемые ответы учащихся.


Ответы детей


Работа в парах


Проверка с доской


- Героизм.


-геро-


-Корень.


-Родственными, однокоренными.


-С окончания.


-Надо изменить форму слова. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.


Работа с доской


устно


- В окончании-


- Да, можем. Мы получим текст.


- Слова.


-Герой и героизм.



Слайд 6

(ребусы)


7


8


9


10


Слайд11


Слайд1 2


Слайд 13


Слайд 14


15


Слайд16


Слайд17


Слайд18


Слайд 19


Слайд20






Похожие:

Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconПрограмма по русскому языку 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
Айткулова Светлана Жетесовна, мобу «Еленовская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы, Оренбургская...
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconКонспект интегрированного урока по окружающему миру и краеведению по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», умк «Школа России»
Учитель начальных классов гбоу сош с. Васильевка Хрипченко Марина Александровна
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconПоложение о проведении Всероссийского конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по теме «Мой лучший урок с применением современных технологий и методик». Цели и задачи конкурса
Всероссийского конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по теме «Мой лучший урок с применением современных...
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconУрок математики в 1 классе
Разработала Тарасова М. А., учитель начальных классов мобу сош №1 г. Новокубанска
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconТематическое планирование предмета «Литературное краеведение» в 6 классе (35 часов) Пояснительная записка
Директор мобу «Ащебутакская сош» ) (Зам директора по увр мобу (Руководитель мо гуманитарного цикла
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconЛ. Н. Дудченко мку сош №1г Нижнеудинска использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке к егэ по русскому языку информационно-коммуникационные технологии становятся реальностью современного урок
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования икт на уроках – активизация самостоятельной деятельности учащихся, развитие...
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconУрок по окружающему миру в 4 классе. Учитель: Мельникова Е. А. Тема: «Лес и человек»
Цель: Подвести итоги изучения разнообразия растительного и животного мира лесной полосы, расширить и углубить знания учащихся о лесе...
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconКоженовская М. Н учитель начальных
Обеспечение нравственно-духовного развития младшего школьника в условиях изучения темы по окружающему миру: «Ежели вы вежливы»
Урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии уде. Учитель: Храповицкая Е. С. Мобу «Барсуковская сош им. Е. Волкова» iconУрок по технологии и физике в 8 классе 2 часа Тема: «От костра до свч»
Авторы: учитель технологии Николаева Л. С., учитель технологии Филин Е. В. и учитель физики Равицкая В. С
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами