Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 icon

Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005



НазваниеДиагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к ПГК и ЕНТ (выступление на совещании руководителей от 27.09.2005.)


Смена парадигмы управления и ориентации педагогического коллектива в сторону повышения качества и результата его творчества – задача, которую руководитель должен решать в своей повседневной управленческой деятельности. Современный руководитель школы – это уже не единоличный лидер – администратор, а управляющий, сочетающий в себе широкий спектр индивидуальных качеств личности по формированию коллектива единомышленников с одновременным разрешением проблемы создания творческой атмосферы в коллективе. Преобразования, происходящие в последние годы во всех сферах жизни РК, отражаются и на системе образования. Возникла необходимость приведения этой сферы в соответствие с мировыми тенденциями развития общества, науки и техники. Этим и обусловлен выбор проблемы, над которой работает ОО и С «Освоение стратегического менеджмента как эффективного инструмента реформирования городской образовательной системы и повышения качества образования», выбор темы исследования городского методкабинета «Пути реализации компетентностного подхода в процессе повышения качества образования педагогических кадров». Приоритетная цель – новая модель образования, ориентированного на результат - определена в стратегических документах РК «Стратегия развития –2030» (раздел «Образование»), Концепция развития системы образования в РК до 2015 года, Программа развития образования в РК до 2010 года. Мерой же достижения этой цели является, по результатам исследований ученых – практиков России и Казахстана М.Поташника, С.Шишова, В.Кальней, Е.Ямбурга, Д.Матроса, М.Жадриной и других, качество образования. Качество образования в узком смысле – соответствие образования требованиям ГОСО, в широком – соответствие реальным современным потребностям личности, общества и государства. Школьным коллективам предстоит включиться в процесс создания внутришкольных систем мониторинга качества образования. Педагогическая диагностика (системная, целенаправленная) – один из сильнейших инструментов эффективного управления качеством образования.

Алгоритмизация управленческих действий при организации диагностической деятельности.

Получение руководителем учреждения строго определенного комплекса информации


Анализ информации


Принятие управленческих решений

Реализация управленческих решений.


Диагноз – распознавание (греч.). Педагогическая диагностика – это процесс анализа результатов исследования личности учителя (ученика), выдачи рекомендации для регулирования и коррекции его деятельности.


^ Объекты педагогической диагностики:

-профессиональная компетентность педагогов;

-сформированность ЗУНов и интегративных (интеллектуальных, психических и др.) качеств личности учащихся (компетенций – по М.Жадриной);

  • влияние социума на формирование личности.

Выбор объектов может варьироваться.


^ Функции педагогической диагностики:

-функция обратной связи (анализ достижения целей, причины неудач, пути устранений);

-функция педагогической коррекции (меры по исправлению);

-функция мотивации и стимулирования (внутренняя мотивация, внешние стимулы);

-функция контроля (педагогическая диагностика позволяет производить оперативный контроль за ходом учебно – воспитательного процесса, так как содержит информацию о его состоянии).


^ Принципы педагогической диагностики:

-целенаправленность и адресность;

-обязательный учет результатов диагностики в дальнейшей деятельности руководителя школы;

-соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность изучения личности и деятельности учителя.


^ Вопрос аудитории: какое понятие шире - контроль или мониторинг?


Диагностировать педагогические процессы, причины их успехов и неудач, проводить целенаправленную коррекцию позволит мониторинг качества образования как важнейший механизм управления, предоставляющий регулярную информацию о состоянии образования.

Мониторинг качества образования – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных качеств образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе собранной информации и педагогического прогноза.

Для реального перехода системы среднего общего образования на модель образования, ориентированного на результат, необходимо разработать систему мониторинга качества образования, направленную на отслеживание как профессиональных достижений учителя, так и на отслеживание учебных достижений учащихся (текущий, рубежный, итоговый виды контроля, ПГК, ЕНТ).

Качество обучения – это оценка результатов обучения. И для его диагностики необходимо создать валидные, объективные критерии оценки результатов. В ближайшей перспективе результатами обучения должны выступать компетенции, приобретенные учениками. Они не противоречат ЗУНам (Хуторской А., Творческая педагогика, №1,2005)., а имеют сопересечения и позволяют выстроить четкие измерители по проверке качества их усвоения учениками. Доктор химических наук, профессор Нурахметов и старший научный сотрудник КАО им. Алтынсарина Заграничная предлагают в качестве диагностики (измерения) состояния оцениваемого объекта систему индикаторов, показателей и измерителей, характеризующих объекты, то есть практически разработали собственную систему мониторинга качества обучения (см. «Творческая педагогика», №1, 2005г., «Открытая школа», №8, 2005г.). Индикаторы – результаты обследования учреждения по основным параметрам, характеризующие соблюдение ГОСО; показатели – элементы, соответствующие индикаторам;

система диагностики – методы и периодичность проводимых измерений. Проводить мониторинговые замеры рекомендуется в середине четверти. А на основной и старшей ступенях в 9, 11 классах – в конце четверти. Существуют эмпирический и концептуальный (методологический) подходы к составлению измерителей. При концептуальном подходе за основу берется конструкт методики, который структурируется на отдельные элементы, признаки последних фиксируются и используются при составлении измерителей. К примеру, диагностируемое явление – владение знанием фактов биграфического характера отечественной литературы, необходимо определить удельный вес или значимость, степень сложности данной составляющей. В качестве источников определения нужно использовать зафиксированные в исследованиях психолого – педагогической науки тенденции. А для освоения концептуального подхода построения измерителей необходимо усвоение и правильная трактовка понятийного аппарата (см. научно – практические журналы «Педдиагностика»).

Цель диагностики – установить соответствие реальных достижений учащихся требованиям ГОСО –2002 и профессиональное соответствие педагогов социальному заказу в условиях перехода к 12- летнему образованию. Установить соответствие целей и результатов обучения призван разработанный диагностический инструментарий, который упорядочивает процесс изучения, исследования, позволяет руководителю получить объективный результат аналитической деятельности. Инструменты измерения – это средства измерения профессиональной или учебной деятельности.


Классификация диагностического инструментария по типу направленности на объекты педагогической деятельности (учитель – ученик)



Учитель

Ученик

Положения, памятки, программы (стратегические, тактические) – локальные акты постоянные и временные

Положения, памятки

Анкеты, тесты

Тесты, анкеты


Диагностические карты, мониторинговые карты

Учебные задания (в форме контрольных, письменных работ)

Аналитические записки молодых педагогов

Система учебных задач, предметные диагностические срезы

Личностные опросники

Личностные опросники




Социометрия




Психодиагностические тесты



^ Диагностический инструментарий, используемый горОО и С

Учитель


Ученик

Локальные акты (стратегические – программы развития городской образовательной системы, положения об аттестации, о мониторинге, о ГМК, памятки; тактические – планы по научно – методической работе, ГМО, творческих групп, программы наблюдения на уроке)

Положения

Мониторинговая карта учителя

Тесты, анкеты

Аналитические справки заместителей директора

Рабочие портфели педагогов


Диагностическая карта сформированности профессиональных компетенций педагога



Анкеты, личностные опросники

Личностные опросники

Мониторинг успеваемости

^

Мониторинг успеваемости


Методы диагностики ( или способы измерения ): програмированное

(включенное) наблюдение, аналитические беседы, интервью, проективное (психодиагностические) методики, изучение и анализ документации, тестирование, проведение контрольных работ. Многие авторы ( В.П.Беспалько, В.С.Аванесов, Д.Ш.Матрос) считают, что для текущей диагностики применимы все формы письменного контроля, а для итоговой –стандартизированные тесты.

Перед нами стоит задача – овладеть компетентностным подходом к организации образовательного процесса, где ЗУНы служат развитию личности. Известно, что компетентности тяжело поддаются операционализации, измерениям. И их оценка не может быть полностью стандартизирована. Необходимо изучать тестовые технологии, создавать межпредметные (комплексные) измерители. Это довольно сложная процедура, в условиях школы можно овладеть технологией системного использования критериально – ориентированной диагностики. Использование КОД календарно – тематического планирования помогает учителю овладеть алгоритмом научно – обоснованного планирования учебного курса, прогнозирования хода и результатов работы, определять формы и методы учета и контроля результатов деятельности. Объективными измерителями знаний учащихся во многих странах являются критериально – ориентированные тесты – система заданий, позволяющая измерить уровень учебных достижений относительно полного объема ЗУНов, которые должны быть усвоены учащимися, т.е. соответствие знаний требованиям ГОСО по предметам, другими словами, степень сформированности базовых компетенций). Таким образом, диагностический инструментарий, используемый в учреждениях образования системно и непрерывно, позволит диагностировать динамику учебных достижений учащихся, профессиональных достижений учителя и представит руководителю необходимые оперативные сведения для коррекционных мероприятий и совершенствования качества УВП.


Заведующая ГМК: Л.Шоканова


Проект решения:


1.Изучать и внедрять в УВП достижения отечественной и зарубежной в вопросах организации системы мониторинга качества образования, применения сертифицированного диагностического инструментария как важного элемента управления качеством образования (отв. руководители школ, в течение года).

2.Создать внутришкольную систему мониторинга качества образования

(отв. руководители школ, 1 полугодие).

3.Обозначить конкретные управленческие действия по освоению

понятийного аппарата с целью повышения профессиональных компетен

ций в условиях перехода на 12 – летнее образование (отв. руководители

школ, планирование работы, сентябрь).




Похожие:

Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconПрограмма семинара «тестовая диагностика как форма подготовки к ент»
Система подготовки к пгк и ент в методическом объединении учителей иностранных языков. – Годова М. В., зам директора по мр
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconМетодика подготовки к ент с использованием компьютерных технологий
На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников...
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 icon1 Экономические аспекты управления ресурсами медицинского учреждения
Формы и системы оплаты труда. Приоритеты в управлении персоналом лпу. Капитал как фактор производства. Основной капитал и особенности...
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconГосударственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе

Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 icon«Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и информационной безопасности при военно-техническом сотрудничестве»
Совершенствование военно-технического сотрудничества невозможно без организации эффективного управления информационными ресурсами....
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconКонспект лекций по теме "Построение систем качества"
Функционирование на предприятии сертифицированной системы качества по международному стандарту iso 9001 или iso 9002 важнейший фактор...
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconЭмоциональный фон как фактор эффективного обучения на примере уроков менеджмента
Одним из таких редких случае можно назвать книгу «Анекдоты тренеров и не только», написанную на основе практики российских бизнес...
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconТема проекта
Использование презентаций на уроках пропедевтического курса «Введение в химию. Вещества. 7 класс» как одно из условий эффективного...
Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconТестовые материалы для проведения квалификационных испытаний при аттестации кандидатов на должность руководителей и руководителей муниципальных образовательных организаций Лукояновского муниципального района

Диагностический инструментарий как важнейший фактор эффективного управления в процессе подготовки к пгк и ент выступление на совещании руководителей от 27. 09. 2005 iconТехнологии в практике управления школой
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами