Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» icon

Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова»



НазваниеОрганизация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Организация работы с одарёнными учащимися

по географии


Ольгомец Людмила Григорьевна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова»,borisov_sh6@mail.ru


Аннотация

В статье представлен опыт работы учителя географии по организации работы с одаренными учащимися.


В современной образовательной  практике  обучение одарённых детей чаще всего  рассматривается  как  глобальная  педагогическая задача. В соответствии  с  философией  этого  подхода  гений,  талант принадлежит всему обществу, он - достояние страны. Поэтому все  одарённые  дети должны  находить  поддержку. Работа с одарёнными и талантливыми детьми - важная задача, для выполнения которой педагоги не жалеют ни сил, ни времени, так как речь идёт о нашем интеллектуальном будущем.

Центральное место в педагогическом процессе занимает учитель. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств зависит, станет ли учебная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей. Особенно это важно для одаренных детей, отличающихся ярко выраженной познавательной направленностью.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения грамотно расставлять приоритеты.

Школьная география обладает огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной и творческой деятельности. География - это уникальный  предмет, в ней тесно переплелись знания математики и биологии, истории и химии, физики и обществоведения. Один из немногих школьных курсов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения. «Без географии – вы нигде!» В идеале это должен осознать каждый наш ученик.

^ Из опыта работы. Кто такой одарённый ученик? Это всегда воплощение индивидуальности, свое, особое, неповторимое отношение к миру. Полагают, что если ему не мешать, то одарённость проявится. Но только невмешательства мало: не все дети могут сами найти дорогу к максимальной реализации своих возможностей и способностей. Здесь необходима слаженная работа педагога, ребёнка и родителей.

Работу с высокомотивированными учащимися я веду по двум направлениям: участие в олимпиадном движении и организация исследовательской деятельности. Задача учителя – правильно сориентировать заинтересованного ученика, направить развитие его способностей в нужное русло.

Среди концепций одарённости мне наиболее близка теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включённости в задачу, высокий уровень креативности. На мой взгляд, высокомотивированный ученик не должен обладать всеми перечисленными качествами (они отличаются у олимпиадников и исследователей).

Вступить в олимпиадное движение я предлагаю школьникам, у которых есть любовь к моему предмету и способности к точным наукам, «высокий уровень включённости в задачу», здоровые амбиции. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в незнакомой ситуации.

Достичь результата в исследовательской деятельности могут заинтересованные ребята с «высоким уровнем креативности», творческие, артистичные, нестандартно мыслящие.

На начальном этапе работы с учащимися, я провожу диагностику родителей на предмет их отношения к деятельности детей. Далее, по специально разработанной анкете, предлагаю школьникам самим оценить уровень владения учебно-организационными умениями. После этого я тоже отвечаю на задания опросника и затем рассчитываю средний балл, получившийся в результате оценки уровня знаний и умений учащимся, родителями и педагогом.

После самоопределения школьников и их родителей можно приступать к совместной работе ученика и учителя, в ходе которой происходит не только прямая передача информации от учителя к ученику, но и возникает обратная информационная связь: от ученика к педагогу.

На мой взгляд, именно учителем должны задаваться условия для обучения, благодаря которым у ученика сформируется внутренняя мотивация. В учреждениях образования зачастую реализуется традиционная схема: позиция «учитель-ученик», где первый транслирует знания, второй усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы. А при работе с одарёнными учащимися эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны на уроке. Информация не вписывается в готовые схемы, а требует самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Учитель выступает как носитель опыта, консультант, а не как источник «знаний в последней инстанции».

Парадоксом работы с одарёнными школьниками является то, что педагог, работающий в русле идей современной науки, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем энциклопедических знаний. В условиях современного обучения педагог не обязан всегда знать ответы на вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить ответы и уметь научить этому детей.

География направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а обучение алгоритму нахождения ответа, ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы потом во взрослой жизни в любой сложной ситуации.

Для осуществления этого важно, чтобы учитель осознавал свой интеллектуальный и педагогический потенциал, владел методами научного исследования и, главное, знал, как научить пользоваться ими своего ученика.

В настоящее время в арсенале современного учителя существует огромное множество форм работы с одарёнными учащимися, но фундамент любых знаний закладывается по-прежнему на уроке. Нетрадиционных уроков, предполагающих глубокое исследование проблемы, достаточно много. Они требуют тщательной подготовки педагога, которая заключается в выборе видов работы, способствующих решению исследовательской задачи, подборе дополнительного материала, поиску проблемных вопросов.

Основная трудность, с которой я сталкиваюсь в своей работе, это активизировать учебную работу ученика вне урока, придать ей исследовательский, творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей самостоятельной поисковой активности. Осознанная самостоятельная работа позволяет ученику выйти в свободное пространство самоопределения, оказаться в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной области.

Современному учителю, необходимо стимулировать развитие учебной культуры школьников, поддерживать и направлять ученика таким образом, чтобы совместная работа приносила радость и ученику и преподавателю.


Литература

1. Савенков, А. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития / А.Савенков // Школьный психолог. 2008. 30 августа



Похожие:

Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconОсобенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы казак Нелла Людвиговна Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс ясли сад – средняя школа №24 г. Борисова»

Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconРоль педагога в работе с талантливой и одаренной молодежью сыроежкина Галина Станиславовна Государственное учреждение образования «Средняя школа №17 г. Борисова»
Да, это так, но Первостепенная задача учителя увидеть такого ребенка, его способности и интересы. А дальше кропотливый, целенаправленный...
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconУчитель на уроке. Профессионоальный опыт, мастерство. Лисова Елена Владимировна, учитель английского языка гуо «Средняя школа №2 г. Борисова»
Ну, а хорошую школу отличают прежде всего эффективная методика и высококвалифицированный преподавательский состав, коим и являются...
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconКонспект урока Полные и краткие прилагательные фио чуян Власова Людмила Михайловна Место работы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 г. Байкальск
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconИсследовательская работа с одаренными детьми в процессе изучения краеведческого материала на уроках географии зеленина Валентина Ивановна
Исходя из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, особое внимание уделяется поддержке и развитию...
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconСистемная внеклассная работа по информатике с наиболее способными и одаренными учащимися
Автор-составитель Радион Владимир Сергеевич – учитель информатики высшей квалификационной категории уо «Государственная общеобразовательная...
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconМинистерство образования и науки республики казахстан коммунальное государственное учреждение «неполная средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н. К. Крупской»
Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconПервова Людмила Васильевна п. Беловский 2008 г. Тема урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Беловская средняя общеобразовательная школа»
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconВопросы и задания олимпиады по географии ( 9 класс) Составитель учитель географии Коптевского филиала мбоу верхнеспасской сош шолохова О. А
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа
Организация работы с одарёнными учащимися по географии Ольгомец Людмила Григорьевна Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Борисова» iconМинистерство образования Российской Федерации Усть-Илимское муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами