А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» icon

А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»



НазваниеА. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

«Из всех живых существ только

человек одарён речью».

Аристотель


Об этой книжке

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина,- писал замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. –Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое

живое целое…. Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ».

Книжка, которая находится у вас в руках,

предназначена для учителя-предметника. На самом первом уроке мы говорим о роли русского языка в жизни общества, его значении.

Подготовленный здесь материал поможет любому учителю при проведении уроков, касающихся теме: «Язык - речь».


Содержание.


  1. Высказывания о русском языке 3-15 стр

  2. Пословицы и поговорки. 16- 18 стр

  3. Стихи. 19-25 стр

  4. Фразеологизмы. 26-28 стр









Высказывания о русском языке.


«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий» В.Г.Белинский


«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».

А.П.Сумароков


«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»

А.С.Пушкин


«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается

на нём – отвлечённые мысли, внутренние,

лирические чувствования…крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

А.И.Герцен


«Язык народа- лучший, никогда не увядающий

и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К.Д.Ушинский


«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

Н.А.Добролюбов


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…

Берегите чистоту языка, как святыню!».

И.С.Тургенев


«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…».

И.С.Куприн


«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К.Д.Паустовский


«Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

А.Н.Толстой


«Русский язык- это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества».

Олесь Гончар


«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился говорить, а чистый слух ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и песни – это язык.

Новый человек роднится с древними мыслями, сложившимися в головах людей за тысячелетия до его рождения, а сам он получает возможность обращаться к правнукам. И всё это только благодаря языку».

Л.Успенский


«Язык отражает глубокое знание жизни и природы приобретённой человечеством».

С.Я.Маршак


«Нас всех объединяет чудо языка. Язык - не просто звуки, в нём труд и пот, и муки, шум лесов, цветенье поля, волны радости народной. В нём живёт, негодует, верит, смеётся сам народ.

Именно язык не даёт народу рассыпаться, забыть себя».

В. Костомаров


«Язык – одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Трудно себе представить, что стало бы, если бы язык перестал существовать… Общение между людьми, выражение человеческих мыслей и чувств едва ли были бы возможными».

Л.Новиков


«Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Д.Лихачёв


«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, - воды, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К.Д.Паустовский


« Каждый язык – это целый мир. Язык – не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть самого малочисленного народа,- это целый мир, полный прелести и волшебства…

Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

Я хочу, чтобы мой язык- первое сокровище моего народа – жил и развивался».

К.Кулиев


«…Как вдохновенный соловей поёт в высоком весеннем небе проникновенную песню о своей любви к жизни, так и всякий народ творит свой язык, как чудодейственную мелодию, в которой сплетаются воедино богатство его трепетных чувств и величие его благородных помыслов.

Каждое слово, каждое выражение в нём – это бесценные бриллианты, с любовью отобранные и искусно отшлифованные рукой времени и душой поколений.

Ваш язык – это вечная музыка, которая щедро изливается из глубины ваших сердец в дни ваших радостей и в дни печалей, во времена томительных ожиданий и в пору ваших долгожданных свершений.

Эта та истинная мера, которой можно измерить и глубину ваших чувств, и высоту ваших сокровенных мечтаний.

Это река вашей всеобщей памяти, уходящая своими истоками в неизведанную глубь веков.

И, одновременно, язык – это ваша мечта, устремлённая своим широким течением в безбрежную даль будущих времён.

Это искрящийся и грандиозный водопад Гимна Жизни, низвергающийся с высот ваших мыслей и чувств.

Ибо богатство вашего языка проистекает не от громкости и благозвучия его фраз и слов, а от щедрости и глубины ваших мыслей и чувств. От тех величественных и жизнелюбивых идей и мечтаний, царящих и рождающихся в ваших душах и сердцах.

И если низменны ваши мысли и холодны ваши чувства, то язык ваш будет беден и нищ».

Б.Турсунов


«Настанет время (и оно не за горами)- русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

А.Н.Толстой


«Русский язык- один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и в культурной, научной жизни народов».

Джавахарлал Неру


«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди передают друг другу любые мысли». Л.Успенский


«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора».

В.Виноградов.


«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Паустовский.


«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа».

К.Ушинский.





«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».

А.Н.Толстой.


«…нам всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли.

Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.

Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!

Будьте внимательны ко всему, что вы пишете.

Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарный запас, обогащать речь пословицами и поговорками, крылатыми выражениями.

Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Неиссякаемое богатство речи - это народное достояние. Нам надо беречь и умножать!».

В.Бабайцева.


«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было бы возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать все знаками».

Л.Н.Толстой.


«….Все слова рождены деянием, трудом, поэтому язык является костью, мускулом, нервом, кожей фактов и поэтому точность, ясность, простота языка совершенно необходимы для того, чтобы правильно и ярко изображать процессы создания фактов человеком и процессы влияния фактов на человека».

М.Горький.


«Богатый, не штампованный, живой, а не мёртвый, не вымученный, разговорный язык – гласный признак духовно полноценной личности. Гордиться тем, что не можешь (не умеешь) интересно (образно) разговаривать, - всё равно что гордиться врождённым либо приобретённым физическим недостатком».

В.Белов.

«Язык человека – это его мировоззрение и поведение».

Д.С.Лихачёв.


«Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек, и если он перестаёт обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно».

Д.С.Лихачёв.


«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, - другим людям».

В.Г.Короленко.


«Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа».

К.Д.Ушинский.





Пословицы и поговорки о языке.


* Мал язык, да всем телом владеет.

* Язык мал, великим человеком ворочает.

* Язык голову кормит (он же и до побоев

доводит).

* Язык хлебом кормит и дело портит.

* Язык один, и в будни и в праздник.

* Язык до Киева доведёт.

* Бог дал два уха, а один язык.

* Много знай, да мало болтай!

* Лучше не договорить, чем переговорить.

* Поменьше говори, побольше услышишь.

* Меньше бы говорил, да больше бы слушал.

* Меньше говори, да больше делай!

* Кто мало говорит, тот больше делает.

* Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает

(пожинает).

* Держи язык за замком (за зубами).

* Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

* На язык нет пошлины. Со вранья пошлин не

берут.

* Язык без костей – мелет.

* Язык наперёд ума рыщет.

* Сперва подумай, а там и скажи!

* Язык болтает, а голова не знает.

* Мало ль чего говорят, да не всё перенять.

* Красно' говорит, а слушать нечего.

* Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается.

* Говорит, ровно в стену горохом сыплет.

* Мелет день до вечера, а послушать нечего.

* За твоим языком не поспеешь босиком.

* За кукушку (т.е пустословие) бьют в макушку.

* Скоро то говорится, а не скоро делается.

* Из пустого в порожнее переливает.

* Вздор вздором помножить, так и выйдет чепуха.

* Язык без костей: мелет (куда хочешь, туда и воротишь; что хочет, то и лопочет).

* Язык враг: прежде ума глаголет.

* Язык говорит, а голова не ведает.

* Язык голову кормит, он же и спину портит (и до

смерти доводит; и до беды доводит).

* Язык лепечет, а голова не ведает.

* Язык мал: великим человеком шатает.

* Языку каши дай.

* Языком не спеши, а делом не ленись.

* Языком болтай, а рукам воли не давай.

* Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

* Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет

(глаголет).

* Язык мой, а речи не свои говорю.

* Язык наш – враг наш.

*Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

* Живое слово дороже мёртвой буквы.

* Для умного сказанное слово подобно знамени в

руке, для неумного – вытекающей воде.

* Изучить другой язык – прожить вторую жизнь.

* Язык – острее клинка.

* Ветер горы разрушает, слово народы подымает.

* Пусть лучше спотыкаются мои ноги, но не язык.

* Много говоришь – назовут трещоткой, ничего не

говоришь – назовут дураком.

* Слово вылетает сквозь тридцать зубов и

облетает тридцать родов.

* Венец искусства – искусная речь.

* Гнилые слова вылетают из вонючего рта.

* Речь оратора и искусство мастера принадлежат

народу.

* Правдивое слово приведёт к истине, лживое –

только к его хозяину.

* Метко сказанному ничего не ответишь.

* Народ редко говорит, но когда говорит-

не ошибается.

* Язык без костей, что хочешь плети.





Стихотворения о языке.


Два языка.

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я верностью упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нём живые трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский – стану я глухой.

(Т.Зумакулова).


^ Родной язык.


Я не хочу, чтоб Пушкина язык,

Язык Некрасова, Тургенева, Толстого,

Как бы могуч он ни был и велик.

Заменой стал бы,

Языка другого.

Того, что с материнским молоком

Приходит к малым детям

от рожденья…

Родная речь моя,

Я так горжусь тобой,

Обогатившей

род наш человечий.

Любой язык по-своему велик –

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое

на свете

дорогое.

Да не угаснет

наших предков речь!

И я прошу вас, малые народы,

Непросто

в книге речь свою беречь,

А в Красной Книге

Матери – Природы.

(Н.Доризо).

^ Выучи русский язык.


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!


Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!


С.Абдулла.


-




Язык.


Быть мёдоречивым способен язык,

Быть ядом змеиным способен язык,

Поднять человека волнующей песней

К бессмертным вершинам способен язык.

Порою нелепость внушает язык,

И грозную крепость ломает язык.

Когда-то враждующие народы

В свой дружеский эпос сливает язык.

Историю нашу построит язык,

И знаньями вас удостоит язык,

И тяжести ваши он взвалит на плечи,

И ваши таланты раскроет язык.

Цветёшь ты листвою по маю, язык,

Понятный родимому краю, язык,

О мире гласить, о труде и о счастье –

Я только такой понимаю язык.

А.Токмагамбетов.





Первородство.


К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу: -Извини меня!

Это значит: - Исключи меня из вины.

У слова цвет своего огня,

Своё пространство, свои рубежи.

И когда я слышу: - Обереги меня!

Это значит: - Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Они не подкидыш под сирым кустом,

И когда я слышу: - Защити меня!

Это значит: - Спрячь меня под щитом.

Вслушайся. Вникни. Не забудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если проникнешь ты в эту суть-

Слово тебе сотворит добро!

С. Острова.





^ Родная речь.

(это стихотворение может войти в основу урока-диспута)


Люблю неправильную речь!

Люблю за ради слова

Грамматикою пренебречь

И, как ни странно, смысл сберечь,

А смысл – всему основа.


Меня всегда кидали в сон

Доклады по бумаге,

Где синтаксис был соблюдён,

Да не было отваги.


Другое дело – на току,

На пашне, в электричке!

Где сердце вложено в строку

И нету обезлички.


Не ходит слово в поводу

Услужливым солистом.

С грамматикою не в ладу?

Зато в ладу со смыслом.


Академических опор

Лишенное , невольно

В такой выводит разговор,

Что больно, если больно.


Не в бровь, а в глаз разит,

Сиречь

В живую сердцевину.

Сбивает спесь родная речь

И выпрямляет спину.


В.Башунов.





Фразеологизмы.


Язык без костей . Кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее.

Н-р: У тебя, братец, язык без костей, ты чего не выдумаешь.


^ Язык заплетается . Кто-то не может внятно, ясно сказать что-либо.


Язык не поворачивается (не повёртывается). У кого-либо нет решимости (сказать, спросить о чём-либо).


^ Язык отнялся. Кто-либо внезапно потерял способность говорить (обычно от удивления, страха и т.п).


Язык подвешен. Хорошо умеет говорить.


Язык проглотишь. Очень вкусно. Пальчики оближешь. За уши не оттянешь.


^ Язык развязался. Кто-то становится излишне болтливым.


Язык сломаешь. Трудно произнести какое-либо слово, фразу.

Язык чешется (зачесался). Неудержимо хочется что-либо сказать, заговорить.


^ Язык высовывать (высунуть). Тратить последние силы, слабеть.


Язык высунув (высунувши языки). Очень быстро, стремительно бежать (убегать, мчаться); очертя голову; сломя голову; во всю прыть; изо всех сил; со всех ног; что есть духу; что есть мочи.


^ Язык придерживать. Поменьше говорить, рассуждать.


Язык прикусить. Внезапно замолчать, воздержаться от разговора.


Язык проглотить. Перестать говорить, замолкнуть.


^ Язык развязывать. Много говорить, становиться болтливым.

Опасаясь расправы, наказания и т.п., начинать говорить, выдавая какую-либо тайну.

Заставлять, принуждать кого-либо говорить, сообщать какой-либо секрет.


Язык распускать. Позволять себе говорить много лишнего.


Язык связывать (Языки связывать) . Заставлять молчать.


Язык укоротить. Заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее.











Похожие:

А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconРусский язык зао «1С» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
Цор «Русский язык (первые уроки). 1 класс» содержит материалы: дополнительный иллюстративный материал к урокам, интерактивные задания,...
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconРусский язык
Система оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным...
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconМультимедиаресурсы по русскому языку диск «Русский язык. 5-6 классы: интерактивные проверочные работы»
Русский язык: мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской. 5,6,7,8 класс
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconУрок (русский язык + английский язык) по теме "Новогоднее письмо" Морозова Вера Михайловна, учитель английского языка
Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Новогоднее письмо"
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconКонспект урока Предмет русский язык Класс 4 Тема урока : «Родительный падеж имен существительных»
Используемый умк – «Школа 2100», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов: Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconЛитература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный; Речь. Язык. Общение
Ы: Литературоведение – русская литература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный;...
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconУказатель дисков и видеокассет, имеющихся в моу оош №26
Русский язык (первые уроки). 1 кл. М. Зао "1С", 2007. Cd-rom. Цифровые образовательные ресурсы созданы к учебнику "Русский язык (первые...
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconУрок русского языка в 1-а классе
Умк «Русский язык» 1 класс, автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Просвещение», 2011; печатная тетрадь «Русский язык», автор В....
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconУрок словесности и музыки. 5-й класс Тема: "Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи" Блок урока «Словесности»
...
А. П. Сумароков «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» iconУрок «Системы счисления»
Язык чисел, как и обычный язык, имеет свой алфавит. В том языке чисел, которым сейчас пользуются практически на всем земном шаре,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами