2 (62) занятость и безработица icon

2 (62) занятость и безработица



Название2 (62) занятость и безработица
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Информационно-аналитический центр


при Администрации Президента Республики Беларусь


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ




№ 2 (62)


ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


(для информационно-пропагандистских групп)





Минск 2009





ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2008 году.

В январе–ноябре 2008 г. численность занятых в экономике достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

В прошлом году создано 163 тыс. рабочих мест; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек; организована временная трудовая занятость для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время.

Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и др.

В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.


^ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВЫСОКОЙ

ЗАНЯТОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА


Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.

Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.

«Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;

достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;

содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования;

усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году.

В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.


Таблица 1


^ Уровень безработицы в странах мира,

в % к экономически активному населению


Государства СНГ

(данные на конец ноября 2008 г.)

Другие государства

(данные на конец 2007 г.)

Азербайджанская Республика

1,0

Австралия

4,4

Республика

Армения

6,2

Республика

Болгария

6,9

Республика

Беларусь

0,8

Германия

8,3

Республика

Казахстан

0,7

Государство

Израиль

7,3

Кыргызская

Республика

3,0

Латвийская

Республика

6,0

Республика

Молдова

1,3

Литовская

Республика

4,3

Российская

Федерация

1,7

Республика Польша

11,2

Украина

3,1

Словакия

11,5







Соединенное

Королевство

Великобритании и Северной

Ирландии

5,5







США

4,6







Франция

8,4







Чешская

Республика

6,5







Эстонская

Республика

4,7







Япония

3,8

В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

Таблица 2


^ Численность зарегистрированных безработных

и уровень безработицы в Республике Беларусь и регионах

на конец декабря 2008 г.




Численность

безработных,

тыс. человек

Тыс. человек

Уровень безработицы,

в % к экономически активному населению

зарегистрировано безработных

Трудоуст

роено безработных

Республика

Беларусь

37,3

13,9

8,3

0,8

Области:

















































Брестская

6,6

2,3

1,5

1,1

Витебская

6,1

2,2

1,5

1,1

Гомельская

6,9

2,4

1,2

1,0

Гродненская

4,9

1,7

1,1

1,0

Минская

5,1

2,3

1,4

0,8

Могилевская

3,9

1,8

1,2

0,8

г. Минск

3,8

1,2

0,4

0,4

^ Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;

предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела;

обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных;

организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

^ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ

В СТРАНЕ И ИХ РЕШЕНИЕ


К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

молодежи;

инвалидов;

лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;

граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

^ В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

^ Больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

^ В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

^ В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных.

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Например, в Витебской области активно сотрудничает с государственной службой занятости Оршанское ПЧУП «Элуиз» ОО «БелТИЗ», которому в 2006–2008 гг. выделено три бюджетные ссуды на общую сумму 70 млн. руб. с целью создания девяти рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

^ Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%).


Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;

более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.



^ Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

На протяжении многих лет сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в городах Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области, Поставы Витебской области, Василевичи, г.п. Октябрьский Гомельской области, г. п. Уручье Минской области и др.

Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется ^ Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.

^ Так, в малых городах Витебской области шла реализация свыше 240 инвестиционных проектов и мероприятий, организовано 15 новых производств.

Завершено осуществление инвестиционного проекта в филиале ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов».

^ В г. п. Копысь открыто деревообрабатывающее производство.

В акционерном обществе «Лепельский молочно-консервный комбинат» начали выпускать мороженое, в г. п. Болбасово освоено производство гофрокартона, в г. п. Россоны – изделий из полимерных материалов, в г. Поставы – полистирольных плит.

В Ганцевичском районе Брестской области в прошлом году заработали 24 новых предприятия, что дополнительно обеспечило 351 рабочее место. Уровень безработицы в районе сократился с 3,6% до 2,2%.

Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

Например, в Могилевской области в 2008 году деятельность в сфере агроэкотуризма в 10 районах осуществляли 14 сельских усадеб. В перспективе планируется открыть еще 10 усадеб в Глусском, Мстиславском, Быховском, Осиповичском, Чаусском, Шкловском и Хотимском районах.

Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

«И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

^ Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.

Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.


^ 3. СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА


Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республике.

Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют.

Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. ^ Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики.

Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников.

Так, шведская телекоммуникационная корпорация Ericsson в 2008 году уволила 4 тыс. человек и намерена сократить еще 5 тыс. рабочих мест в текущем году, в том числе на предприятиях, находящихся в Королевстве Швеция.

Крупнейший японский автоконцерн Toyota рассматривает возможность сокращения 1 тыс. рабочих мест на предприятиях в Северной Америке и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Увольнения грозят работникам, занятым полный рабочий день. К сокращениям в этой наиболее защищенной в Японии трудовой категории компания Toyota последний раз прибегала в 1950 году.

Ведущий европейский производитель электронной продукции компания Philips Electronics сообщила о старте программы интенсивной экономии издержек внутри этой фирмы. В соответствии с программой в течение 2009 года будут уволены около 6 тыс. сотрудников.

^ Крупнейший в мире производитель программного компьютерного обеспечения компания Microsoft терпит значительные убытки и вынуждена сократить 5 тыс. сотрудников.

Шесть крупных компаний в США (строительная Caterpillar, телекоммуникационная корпорация Sprint Nextel, крупнейшая в мире сеть специализированных розничных продаж для дома Home Depot, финансовая группа Dutch, фармакологическая Pfizer и крупнейший в мире производитель сельскохозяйственного оборудования Deere&Co) объявили о планах увольнения персонала из-за падения прибыли. На улице окажутся почти 70 тыс. человек.

Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ.

^ Так, в ноябре прошлого года численность безработных увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем в России на 5%, в Украине – на 21%.

В январе 2009 г. многие предприятия в Российской Федерации работали не более 10 рабочих дней. Численность безработных, зарегистрированных в региональных службах занятости, составила более 1,5 млн. человек, или 2% от экономически активного населения.

С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса в стране принимается ряд дополнительных мер. Например, предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости от необходимой квалификации). Работодатели обязаны создавать временные рабочие места в рамках организации общественных работ. Гражданам будет оказываться адресная поддержка, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилится государственная поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан. На эти меры из средств федерального бюджета направляется 43,7 млрд. руб.

В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

«Нам надо пережить эти годы. Из этого кризиса сильные выйдут еще более сильными, а слабые предприятия мы поддержим», – заявил Президент страны А.Г. Лукашенко на церемонии пуска природного газа в г. Березино 16 декабря 2008 г. Он потребовал не допустить увеличения безработицы в республике, подчеркнув, что государство не бросит своих людей на произвол судьбы.

13 января 2009 г. во время посещения предприятия «Белкоммунмаш» Президент Республики Беларусь четко обозначил позицию белорусского руководства по этому вопросу: «Сравните нашу модель развития, посмотрите, как работают государственные и частные предприятия. Например, в России частник, если что-то не сложилось, может «выкинуть» половину рабочих на улицу. Ему главное сберечь свое. А надо бы из «кубышки» миллиарды достать и сегодня вложить в производство. Как действует государство? Если бы госпредприятие начало рушиться, мы бы и бюджетную поддержку оказали, и мобилизовали банковскую систему, другие ресурсы, чтобы спасти производство. Да, рыночная экономика и частное производство – это хорошо, до тех пор, пока все хорошо. Но когда «петух клюнет» – частник все бросит и не захочет расходовать миллиарды, которые у него есть... Мы идем совершенно другим путем. Мы и частника будем поддерживать, и государственный сектор. И напрягать будем частника, спрашивать с него – он должен быть социально ответственным в этот сложный период.

В стране рабочие места сохраняются. Где-то кто-то неполную неделю попытался работать, но мы это четко отслеживаем и будем разбираться с каждым конкретным предприятием. Будем помогать, но будем и заставлять работать».

В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 1 июля 2006 г. наниматели обязаны не позднее чем за три месяца представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников и не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом указанные органы.

В целях оперативного выявления проблем на рынке труда республики и регионов органами по труду, занятости и социальной защите организован еженедельный мониторинг обращений граждан в данные органы, а также их регистрации в качестве безработных.

^ Результаты мониторинга показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Руководством страны принят план антикризисных мер и осуществляются следующие шаги по модернизации и либерализации экономики:

государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий;

стабилизация финансовой системы;

создание «подушек безопасности» за счет привлечения внешних займов;

упрощение процедур деятельности субъектов хозяйствования;

экономически целесообразная и социально ответственная приватизация части государственных предприятий;

совершенствование налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования;

усилия по приданию российскому рублю статуса региональной валюты;

другие совместные меры противодействия последствиям кризиса в рамках Союзного государства, Таможенного союза и СНГ.

Важным конкурентным преимуществом отечественных товаропроизводителей являются выгодные для Беларуси договорные цены на российский газ, которые в 2–3 раза ниже мировых.


Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции.

Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

Повышение фондоотдачи, освоение новых – высокотехнологичных – видов продукции, последовательное улучшение качества выпускаемых товаров, активная позиция в их продвижении к потребителю, завоевание новых рынков сбыта – те рычаги, которые позволят упрочить положение предприятий, обеспечивая полную, эффективную занятость работников.

О том, что реальные возможности для этого имеются, свидетельствуют примеры ряда флагманов национальной индустрии.

^ БелАЗ, реализуя инвестиционную программу в размере 100 млн. EUR, надеется к 2012 году увеличить выпуск продукции на 88,5% к уровню 2007 года.

Осуществлению этих планов будут содействовать организация за рубежом собственной товаропроводящей сети с контрольными пакетами акций БелАЗа, проведение работы по созданию СП в Индии и Китае. В частности, предусмотрена организация серийного выпуска карьерных самосвалов грузоподъемностью 320 т, а также автомобилей – 90 т. Возможно создание нового торгово-сборочного производства с участием автоконцерна «Катерпиллар».

На МАЗе в 2009 году планируют достичь темпов роста выпуска продукции на уровне 114,6%. В текущем году столичное предприятие намерено ввести в строй новые производственные мощности для налаживания выпуска 1,2 тыс. автомобильных кранов в год. В повестке дня – освоение автомобилей с двигателями стандарта Евро-3 и Евро-4, наращивание действующих производственных мощностей для выпуска до 50 тыс. машин в год, удвоение продаж автобусов с объемом инвестиций 1,75 млрд. USD.

Самостоятельно найти необходимые средства сегодня практически невозможно. Поэтому возможен альянс с кем-либо из конкурентов. Ранее были получены предложения об объединении с российскими заводами ГАЗ, КамАЗ и УралАЗ.

Предприятие «Белкоммунмаш», несмотря на сложную мировую конъюнктуру, имеет полный пакет заказов на нынешний год. Спрос на белорусские троллейбусы и трамваи весьма высок, особенно со стороны России и Украины. Дело в том, что предприятие в кратчайшие сроки сменило сразу два поколения техники и сегодня на целое поколение опережает своих зарубежных конкурентов. Кроме того, здесь прорабатывается проект освоения комплексного обслуживания подвижного состава, включая обслуживание машин, поставку оборудования и запчастей, строительство и реконструкцию электросетей и трамвайных путей, с привлечением серьезных иностранных инвесторов. Рассматриваются варианты покупки зарубежных предприятий, имеющих одинаковый профиль с «Белкоммунмашем», что позволило бы расширить присутствие белорусского производителя на внешних рынках.

^ В ближайшие годы количество выпускаемой на предприятии техники может быть увеличено в 2–3 раза.

ОАО «Могилевхимволокно», которое до недавнего времени 70% своей продукции экспортировало в Россию, намерено провести диверсификацию рынков сбыта. На предприятии разработана антикризисная программа, закреплены ответственные за определенный регион.

На ОАО реализован ряд крупных инвестиционных проектов, что позволило повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. В частности, организован выпуск полиэфирной основы для кровельных материалов, введены в строй цех по производству бикомпонентного волокна и композиционных материалов на заводе синтетического волокна, установка по производству технических нитей типа НТ и LS. Реализован крупный проект по созданию энерготехнологического комплекса, который полностью обеспечит собственной электроэнергией и теплом один из заводов и позволит значительно снизить себестоимость продукции.

^ В 2008 году предприятие увеличило производство промышленной продукции в сопоставимых ценах на 12,3%.

В 2009 году гомельское СП «ОАО «Спартак» планирует инвестировать в развитие производства более 6,2 млрд. руб. Предусмотрено закупить две машины по автоматической сборке коробок, что позволит механизировать упаковку изделий в потребительскую тару, а также увеличить производительность труда.

Несмотря на то что «спартаковская» продукция пользуется устойчивым спросом в 19 странах мира, предприятие осваивает новые для себя рынки Армении, Азербайджана, Грузии. Прорабатывается вопрос поставки отдельных кондитерских изделий в Литву, а также на Ближний Восток.

Расширение экспорта стало возможным и необходимым после того как на фабрике 10 декабря 2008 г. был запущен уникальный для Беларуси производственный комплекс мощностью 1 т в час. Для этого закуплено около 300 ед. оборудования, которое разместилось на 3,5 тыс. кв. м специально построенного цеха. Современное оборудование обеспечивает выпуск около 140 принципиально новых рецептур конфетной продукции. Итоговая стоимость проекта – 15 млн. долл. США.

^ Значительными возможностями для расширения экспортных поставок на внешние рынки располагают сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году получен хороший урожай основных видов сельскохозяйственной продукции. Необходимо грамотно воспользоваться складывающейся, в целом выгодной для нашей страны, конъюнктурой мировых цен на продовольственные товары и растительное сырье, обеспечив высокие доходы сельхозпроизводителям.

10 января 2009 г. во время рассмотрения кадровых назначений А.Г. Лукашенко подтвердил, что Беларусь не откажется от реализации ^ Государственной программы возрождения и развития села. «Эту программу мы будем финансировать по всем направлениям. Но учите, что контроль за реализацией этого документа будет усилен: мы будем контролировать, насколько эффективно вложен каждый рубль. Наведите порядок с расходованием средств, обеспечьте нормальное строительство агрогородков и всей необходимой инфраструктуры. Все возведенные дома должны быть заселены. И очень важно не отрывать строительство агрогородков от производственных объектов», – заявил Президент.

То же было сказано и в отношении ^ Государственной целевой программы развития регионов, малых и средних городских поселений. При этом белорусский лидер подчеркнул, что руководителям местных исполнительных органов необходимо сосредоточить усилия на создании производств, ориентированных на местные ресурсы, что позволит повысить занятость населения, улучшить экономику регионов.

Значительные возможности обеспечения полной занятости населения связаны также с развитием самозанятости и предпринимательской деятельности в стране.

В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки организации бизнеса безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает.

Число малых предприятий увеличилось за 2008 год на 18% и на 1 января 2009 г. составило 66,4 тыс. Из них в малых и средних городских поселениях страны на начало текущего года зарегистрировано 7 315 малых предприятий, в том числе в 2008 году вновь создано 2 494 малых предприятия.

^ Численность индивидуальных предпринимателей за 2008 год возросла на 1,3% и на 1 января 2009 г. составила 215,6 тыс. человек.

Начало нынешнего года характеризуется принятием комплекса мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства.

Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с февраля 2009 г. республика перешла на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Срок государственной регистрации сокращен до одного дня, перечень представляемых документов минимален, финансовые затраты на организацию собственного дела многократно уменьшены.

Так, после принятия Декрета жительнице райцентра Глубокое – женщине-инвалиду, давно решившей создать малое предприятие с привлечением к работе лиц с ограниченными возможностями, – не нужно искать 400 евро для формирования уставного фонда.

^ Сколько средств внести в уставный фонд унитарного предприятия, она определит сама, исходя из собственных финансовых возможностей.

Наряду с этим, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог.

^ Это – услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми.


Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц.

Например, с 1 января 2009 г. субъекты малого предпринимательства, соблюдая определенные условия, по собственному желанию вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом в 185 малых городах, городских и районных поселках республики применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения.

^ С начала года перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в среднем сокращен на 40% по сравнению с ранее действовавшим.

Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009 г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб.), или на 36%, размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности действует уже на протяжении многих лет. В частности, в 2008 году служба занятости оказала содействие в открытии собственного дела 2,7 тыс. человек. В текущем году для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости предполагается финансово поддержать еще 2,4 тыс. безработных.

Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяются средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства.

На финансирование данной программы в 2008 году было направлено 5,179 млрд. руб. бюджетных средств и средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. Это позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

^ В 2009 году на эти цели планируется направить более 6,502 млрд. руб.

Таким образом, в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала.






^ Где можно получить информацию

по вопросам занятости?


ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ


Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь


Брестского облисполкома


Витебского облисполкома


Гомельского облисполкома


Гродненского облисполкома


Минского

облисполкома


Минского городского исполнительного комитета


Могилевского облисполкома


Сайты районных

и городских ис-полнительных

комитетов

http://www.mintrud.gov.by


http://brest-region.by


http://www.vitebsk-region.gov.by


http://gomel-region.gov.by


http://grodno-region.gov.by/ru


http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx


http://www.minsk.gov.by


http://region.mogilev.by









Управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов.

В г. Минске – отделы трудоустройства Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.



Электронная база данных исполкомов об имеющихся вакансиях на предприятиях города (района).

Интернет-киоски комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома.










Ярмарки вакансий, проводимые исполнительными комитетами с участием нанимателей.









На интернет-сайте Белорусского рес-публиканского союза молодежи (http://www.brsm.by), а также сайтах областных организаций ОО «БРСМ» размещена информация об организации временной занятости учащихся и студентов в свободное от учебы время (стройотряды, летние лагеря и др.).









Помощь школьникам в выборе будущей профессии оказывают:

Учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» (http://rcpom.edu.by).

ГУ «Гродненский областной центр профессиональной ориентации молодежи» (http://profcenter.grodno.by/ru).

Учреждение «Витебский областной центр профессиональной ориентации молодежи».









Правовая информация по вопросам занятости размещена на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь (http://www.pravo.by).








Похожие:

2 (62) занятость и безработица icon2 (62) занятость и безработица
Материал подготовлен на основании данных, представленных Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь
2 (62) занятость и безработица icon2 (62) занятость и безработица
Материал подготовлен на основании данных, представленных Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь
2 (62) занятость и безработица iconЗанятость и безработица в республике беларусь
В республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8%...
2 (62) занятость и безработица iconЗанятость и безработица в республике беларусь
В республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8%...
2 (62) занятость и безработица iconЗанятость и безработица в республике беларусь
В республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8%...
2 (62) занятость и безработица iconЗанятость и безработица в республике беларусь
В республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8%...
2 (62) занятость и безработица iconЗанятость и безработица в Китае, Японии и России
Однако уже в 2005 г число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности...
2 (62) занятость и безработица iconЛекция 7 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и гипотеза естественного уровня
Простейшая кейнсианская модель, рассмотренная нами раннее показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция,...
2 (62) занятость и безработица iconЛекция 7 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и гипотеза естественого уровня
Простейшая кейнсианская модель, рассмотренная нами раннее показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция,...
2 (62) занятость и безработица iconАдаптация и занятость инвалидов – основная задача социальных работников гу «тцсон г. Барановичи»

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами