«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории icon

«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории



Название«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории
Дата17.10.2016
Размер
ТипКраткое содержание


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский Государственный Университет»

(ЗабГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации


Кафедра экономической теории

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


(126 часов, контрольная работа, экзамен)


Краткое содержание курса

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических

учений»

Предмет курса «История экономики и экономических учений». Основные представители экономической мысли. Важнейшие экономические теории. Цель изучения курса. Задачи курса. Его роль в экономическом анализе.

^ Тема 2. Типы докапиталистического хозяйства

Особенности экономики охотников и кочевого скотоводства. Характеристика экономики населения горных долин. Организация ирригационных систем. Характеристика античной системы хозяйства. Сущность феодальной экономики.

^ Тема 3. Ранний период экономической науки

Памятники экономической мысли Древневосточных государств. Экономическая мысль Древней Греции. Экономическая мысль Древнего Рима.

Основные черты экономической мысли средневекового Востока. Экономическая мысль средневековой Европы.

^ Тема 4. Становление капиталистической экономики

Развитие товарно-денежных отношений. Виды мануфактур. Экономические последствия великих географических открытий. Зарождение капиталистического хозяйства в странах Западной Европы. Сдвиги в технологической сфере. Первоначальное накопление капитала.

Промышленный переворот в Англии, Франции, Германии. Становление экономики индустриального типа в США.

^ Тема 5. Экономическая наука до А.Смита. Меркантилизм и физиократия

Принципы меркантилизма. Этапы развитии меркантилизма. Теория денежного баланса и теория торгового баланса. Основные идеи физиократов. «Экономическая таблица « Кенэ.

^ Тема 6. Английская классическая политэкономия. А.Смит и Д.Рикардо.

Политическая экономия А.Смита. Трудовая теория стоимости. Трактовка А.Смитом процента и прибыли. Теория абсолютных преимуществ. Экономическая система Д.Рикардо. Развитие трудовой теории стоимости. Учение о ценах. Учение о заработной плате, прибыли, земельной ренте. Теория денег. Теория сравнительных преимуществ.

^ Тема 7. Экономическая теория К.Маркса

Цель экономических исследований К.Маркса. Основные идеи работы К.Маркса «Капитал». Прибавочная стоимость. Органическое строение капитала. Постоянный и переменный капитал. Концепция империализма.

^ Тема 8. Возникновение неоклассического направления. Маржинализм

Австрийская школа маржинализма. Основные экономические идеи К.Менгера. Теория предельной полезности. Лозаннская школа маржинализма. Система общего экономического равновесия. Оптимум Парето. Кембриджская школа маржинализма. Микроэкономика. Равновесная цена по А.Маршаллу. Развитие теории спроса и предложения.

^ Тема 9. Тенденции развития мировой экономики в к. XIX- до сер. ХХ в.

Прогресс науки, техники и технологии производства. Переход к монополистическому капитализму. Превращение США В первую индустриальную страну мира. Факторы экономического подъема Германии. Потеря Англией промышленной и торговой гегемонии. Замедление темпов экономического развития Франции. Становление капиталистической экономики Японии. Экономические последствия I мировой войны. Мировой кризис капитализма 1929-1933 гг. Реформы администрации Рузвельта («новый курс»), их результаты и значение.

^ Тема 10. Американский институционализм

Причины возникновения институционализма. Сущность и задачи институционализма. Этапы развития институционализма. Социально-психологический институционализм Т.Веблена. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла.

^ Тема 11. Экономическое учение Д.Кейнса

Вклад Кейнса в экономическую теорию. Макроэкономические закономерности. Эффективный спрос. Управление спросом. Теория процента. «Ликвидная ловушка». Цены и инфляция в теории Кейнса. Естественная форма безработицы. Теория мультипликатора. Мультипликатор инвестиций.

^ Тема 12. Характеристика неолиберализма

Причины возникновение неолиберализма. В.Ойкен и «фрайбургский кружок». Учение об «идеальных типах хозяйства». В.Ойкен о роли государства в экономике. Концепция «социального рыночного хозяйства». Реформы Л.Эрхарда - практическое воплощение идей неолиберализма.

^ Тема 13. Экономическое развитие ведущих стран во 2-й половине ХХ в.

Экономические последствия Второй мировой войны. Экономическое могущество США после Второй мировой войны. Экономическое возрождение Германии. Реформа экономики в послевоенной Японии. Послевоенные экономические реформы во Франции и Великобритании.

Современные тенденции развития экономики Запада. Изменения экономической политики в главных европейских странах и США.

^ Тема 14. Современный неокосерватизм

Кризис кейнсианства. Проблемы эффективной рыночной экономики. Государственное регулирование и механизм рыночного саморегулирования.

Монетаризм - главная школа современного неоконсерватизма. Фридменовская концепция борьбы с инфляцией. Методологические установки представителей экономической теории предложения. Теория безработицы, вопросы инфляции, теории экономического роста как узловые моменты учения экономической теории предложения. «Кривая Лаффера».

^ Тема 15. Экономическое развитие России

Общинное хозяйство восточных славян. Экономическое развитие древнего русского государства Киевской Руси в IX-XII веках. Хозяйство русских княжеств в период феодальной раздробленности (XII - первая половина XVII в.). Экономическое развитие русского централизованного государства в XV - XVII вв. Экономическое развитие России в XVIII веке. Эпоха реформ 60 -70 гг. XIX в. Падение крепостного права. Промышленный переворот в России. Развитие капиталистической экономики России.

Октябрьская социалистическая революция и становление социалистической системы хозяйства. Экономика СССР в годы первых пятилеток. Тотальная милитаризация экономики. Российская экономика в период рыночной трансформации.

^ Тема 16. Развитие экономической мысли в России

Экономическая мысль феодальной России. Экономическая мысль пореформенной России. Русская буржуазная политическая экономия после реформы 1861 г. Взгляды представителей русской критической школы. Русская математическая школа в экономике. «Легальный марксизм» как идеология русской либеральной буржуазии. Экономические идеи народников. Российская экономическая мысль начала ХХ века.

^

Контрольная работа




Варианты контрольной работы выбираются по последней цифре номера зачетной книжки.

Вариант 1


1. Составить хронологическую схему по курсу «История экономики»

2. Сравнить античный и азиатский способы производства

3. Раскрыть тему «Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX - начале XX вв.»
Вариант 2

1. Проанализировать особенности первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, США и Японии

2. Сравнить процессы становления феодального способа производства в странах Западной Европы. Составьте хронологическую схему

3. Раскрыть тему « Неоинституциональное направление экономической теории»

Вариант 3


1. Сравнить процессы становления капиталистического способа производства в наиболее развитых странах. Составьте хронологическую схему

2. Проанализировать особенности промышленного переворота в развитых странах

3. Раскрыть тему «Теория стоимости и классическая школа в политической экономии»

Вариант 4


1. Составить терминологический словарь по курсу «История экономики и экономических учений»

2. Выделить основные черты экономического развития главных капиталистических стран в период между первой и второй мировыми войнами

3. Раскрыть тему «Неокейнсианское направление экономической мысли»

Вариант 5


1. Сравнить процессы протекания мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. в США, Японии, странах Западной Европы

2. Показать различие фермерского и «прусского» путей становления капитализма в сельском хозяйстве

3. Раскрыть тему «Основные черты классической школы политической экономии»
Вариант 6

1. Объяснить особенности процесса монополизации по странам

2. Выделить общие черты и различия экономической теории А.Смита и Д.Рикардо

^ 3. Раскрыть тему «Теория «социального рыночного хозяйства» В.Ойкена»
Вариант 7

1. Проанализировать особенности капиталистической перестройки России в XIX веке

2. Проанализировать различия теории меркантилизма и теории физиократии

3. Раскрыть тему «Роль экономической теории К.Маркса в развитии экономической науки»
Вариант 8

^ 1. Вылелить приоритеты экономического развития в развитых странах в 80 - 90 годы

2. Объяснить общие характерный особенности экономической мысли древности, средневековья, раннего капитализма

^ 3. Раскрыть тему «Д.М.Кейнс и его теория регулируемого капитализма»
Вариант 9

1. Проанализируйте экономические реформы в России советского периода

2. Охарактеризовать пять современных экономических учений: неоклассическое, неолиберальное, неоинституциональное, неокейнсианское и марксизм

3. Раскройте тему «Неоклассическое направление в экономической теории»
Вариант 10

1. Охарактеризуйте роль великих географических открытий в развитии мировой экономики

2. Составить хронологическую схему истории экономических учений

3. Раскройте тему «Развитие экономической мысли в России».


Вопросы для подготовки к экзамену


1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических учений»

2. Первобытнообщинное хозяйство

3. Особенности экономики древневосточных государств

4. Памятники экономической мысли Древневосточных государств

5. Характеристика античной системы хозяйства

6. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

7. Сущность феодальной экономики

9. Основные черты экономической мысли средневековья

10. Становление капиталистической экономики

11.Экономические последствия великих географических открытий.

Первоначальное накопление капитала.

12.Промышленный переворот в Англии, Франции, Германии

13.Становление экономики индустриального типа в США

14.Принципы меркантилизма

15.Основные идеи физиократов. «Экономическая таблица « Кенэ.

16.Политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо

17.Экономическая теория К.Маркса

18. Австрийская школа маржинализма. Теория предельной полезности

19.Лозаннская школа маржинализма. Система общего экономического

равновесия

20.Кембриджская школа маржинализма. Вклад А. Маршалла в

экономическую науку

21.Тенденции развития мировой экономики в к. XIX- до сер. ХХ в.

22. Американский институционализм

23. Экономическое учение Д.Кейнса

24. Характеристика неолиберализма

25. Экономическое развитие ведущих стран во 2-й половине ХХ в.

26. Монетаризм - главная школа современного неоконсерватизма

27. Экономическая теория предложения

28. Экономическое развитие России

29. Развитие экономической мысли в России.


Вопросы для контроля остаточных знаний


1. Цель изучения курса

2. Основные памятники истории экономических учений

3. Меркантилизм

4. Физиократы

5. Экономическое учение А. Смита

6. Экономическое учение Д. Кейнса

7. Экономическое развитие ведущих стран мира

8. Монетаризм

9. Экономическое развитие России

10. Развитие экономической мысли в России.

^

Список рекомендуемых источников



Основные источники

1. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 480 с.

2. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник (Гриф МО РФ). – М.: Магистр, 2007. – 478 с.

3. Худокормова А. Г. История экономических учений: современный этап: Учебник (Гриф МО РФ). – М.: Инфра-М, 2007. – 733 с.

4. Агапова И.И. История экономических учений: Учебник. - М.:Экономистъ, 2007. – 285 с.

5. Кашникова Т.В. История экономики: Учебник (ГРИФ). – РнаД.:Феникс, 2006. – 507 с.

6. Шапкин И.Н., Кузнецова О.Д. История экономики: Учебник (ГРИФ). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

Дополнительные источники

1. Войтов А. Г. История экономических учений: Учеб. пособие (Гриф МО РФ). – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. – 200 с.

2. Новикова З. Т., Смирнов В. Г., Чуб А. А. История экономических учений: Учеб. пособие . – М.: Академический проект Гаудеамус, 2007. – 255 с.

3. Автономов В., и др. История экономических учений: Учеб. пособие (Гриф МО РФ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 284 с.

4. Семенов В.П. История экономических учений: Учеб. пособие (ГРИФ). – М.: А-Приор, 2007. – 80 с.

5. Сурин А. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 200 с.

6. Казаченко Л.Д, История экономики и экономических учений: Учеб. пособие (ГРИФ). – Чита: Поиск, 2004. – 152 с.


Ведущий преподаватель Т.И. Гостюхина


Зав. кафедрой - Л.Д.Казаченко






Похожие:

«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории icon«Читинский государственный университет» (ЧитГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Деловой иностранный (английский) язык
Контрольное задание предлагается в двух вариантах. Студенты, шифр зачетной книжки которых оканчивается на нечетную цифру выполняют...
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconЗа курс основной школы. 9 Класс составители: Вялкова Галина Михайловна Чернова Татьяна Анатольевна
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории icon«Читинский государственный университет» (ЧитГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации
Земли (её основные оболочки, особенности их выделения); строение земной коры, ёе основные слои, особенность строения земной коры...
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconМини-проект
Институт повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории icon«Современный урок английского языка на основе системно деятельностного подхода»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconФизическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconНоу впо «российский новый университет» (Росноу) институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Ипкиппк) был создан в Российском новом университете (Росноу) с целью реализации профессиональных образовательных потребностей кадров...
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconВосточно-сибирский государственный технологический университет (гоу впо всгту) институт экономики и права кафедра «Макроэкономика, экономическая информатика и статистика»
Рабочая тетрадь предназначена для студентов экономических специальностей для более глубокого изучения лекционного и практического...
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
«Забайкальский Государственный Университет» (ЗабГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра экономической теории iconУправление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методическое письмо
Главная задача школы первой ступени, по условиям эксперимента, научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами