Рекомендации родителям будущих первоклассников icon

Рекомендации родителям будущих первоклассников



НазваниеРекомендации родителям будущих первоклассников
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Рекомендации родителям будущих первоклассников





Наступила «горячая» летняя пора для многих родителей – время подготовки ребенка, будущего первоклассника, к школьному обучению. У этих родителей возникает много вопросов, связанных с грамотной подготовкой дошкольника.

Чтобы помочь взрослым в этом непростом деле, мы предлагаем профессиональные рекомендации по адаптации ребенка к школе.


Происходят на первый взгляд странные вещи: старших дошкольников, будущих первоклассников, готовят к школе и детские сады, и различные подготовительные курсы, и образовательные учреждения, и так называемые нулевые классы. Все готовят кандидата в школьники! Только вопрос как. Адаптационный период у большинства первоклассников все равно проходит тяжело, а у некоторых – очень тяжело. Многие дети постоянно отвлекаются, не слушают учителя, не могут вникнуть в суть даже обращенных к ним просьб, высказываний и т.п. А ведь им необходимо уметь «высидеть» целый урок, сосредоточиться и удерживать внимание достаточно продолжительное время, осознанно воспринимать и усваивать учебный материал, находить общий язык со взрослыми и одноклассниками и многое-многое другое. Далеко не каждый ребенок способен соответствовать приобретенному статусу.

И вот радостное событие для ребенка (он стал ШКОЛЬНИКОМ) и для его родителей омрачается из-за этих и многих других проблем. С гордостью отправившийся в школу первого сентября, он уже через месяц или более короткий срок не хочет туда идти, замыкается в себе, становится раздражительным. А что дальше? А дальше – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий (о том, как их можно избежать или преодолеть на страницах нашего сайта уже писалось, в частности, в статье Школьные трудности и школьная неуспешность.


Считается, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в каком плане и не ухудшат его здоровье как физическое, так психическое.

Проблемы у школьника возникают зачастую потому, что многие родители (и не только родители!) плохо себе представляют, какие же физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени (показателях) его готовности к школе. В большинстве случаев подготовка к школе подменяется вредным натаскиванием как дома, так и в подготовительных учреждениях. Вырабатывается неправильное отношение к школе, неумение трудиться и учиться вообще, неумение решать разного рода задачи, возникающие в общении, например, понимать и принимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с собственными.

Детей очень часто в силу разных причин родители заставляют осваивать большую часть программы первого класса, и тем становится в школе просто неинтересно и скучно. Ребенок хочет и готов двигаться вперед, узнавать новое, а обстоятельства и школьная программа не позволяют.

Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно заключаться в выработке и поддержании интереса к познанию, в развитии способностей: познавательных (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи), рефлексивных, творческих и др. Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитательницы, учительницы, зависит школьное благополучие ребенка. Именно от их поведения как в дошкольный период, так и во время обучения ребенка в школе. Если в семье малыша не ругают, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему; если всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех, если эмоционально благоприятная обстановка считается в семье нормой, то вероятность школьной дезадаптации очень мала. Только позитив, любовь, понимание, доверие и родительский пример воспитывают доброту, внимательность как качество личности, целеустремленность, самостоятельность и ответственность.


Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты сами родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у ребенка тягу к знаниям, желание учиться и трудиться. Забегая намного вперед, приведем один очень показательный пример. Многие родители перестают читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буквы. По мнению ученых это большая ошибка. Когда второклассник, к примеру, просит почитать перед сном, нельзя отказывать ему и говорить: «Ты сам умеешь!». Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, истории, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда ненавязчиво можно посеять интерес к книге. В противном же случае этот интерес можно отбить навсегда. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно.


Сколько же ошибок мы, взрослые, допускаем! Как же этого избежать? Как воспитать в ребенке качества и выработать умения, необходимые для школьного благополучия? Каковы факторы психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению? Чем вредно натаскивание и как от него застраховаться? Что делать, если время по психологической подготовке дошкольника упущено, а через несколько дней в школу?


О школьной зрелости, готовности к обучению в школе, факторах психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению и т.п. уже сказано и написано очень много. Сейчас и у детского психолога, и в учебных пособиях для родителей будущих первоклассников, и на образовательных интернет-сайтах можно получить информацию о том, как, когда, сколько и чем заниматься с ребенком, как научить ребенка самостоятельности, целеустремленности, терпению, трудолюбию, умению справляться с трудностями. Узнать можно все. Но проблемы остаются. Почему? Да потому, что всем тем, кто занимается подготовкой ребенка неграмотно с педагогической точки зрения, начинать работу нужно с себя.

Прежде чем, например, пытаться выработать у ребенка умение внимательно слушать, родителям (воспитателям) необходимо сначала самим этому обучиться. Зачастую родители (воспитатели) сами страдают неспособностью выслушать и понять ребенка. Неумение (хуже, если нежелание) помочь ребенку, невнимание, торопливость, раздражительность и т. п. – все это чревато впоследствии очень серьезными проблемами.


Что касается определения степени готовности ребенка к школьному обучению, то М.М.Безруких, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, так высказывается по этому вопросу: «Самый главный показатель готовности к школе (это подтверждают и наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него ненасыщаемая познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие...»

Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. М.М.Безруких постоянно предостерегает родителей и воспитателей, утверждая, что «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка».


Опасно в очень раннем возрасте учить ребенка читать. Очень велика вероятность того, что у него сформируется неправильный механизм чтения. Впоследствии такие дети с трудом воспринимают содержание текста, не понимают смысл прочитанного.

Если малыш выполняет какое-либо задание без удовольствия и без понимания – речь идет о натаскивании. Если форсируют обучение без учета желания и физиологических особенностей ребенка – речь идет о натаскивании. Если родители (воспитатели) в экстремально короткий срок хотят выработать у маленького человека какие-то навыки – речь идет о натаскивании. Например, при форсированном обучении чтению малыш выхватывает первые буквы, а дальше угадывает слово. Причем не всегда правильно. Он не ухватывает смысла. Одно из последствий такого обучения — «механическое чтение». Малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии. В то время как при правильном подходе ребенок, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Здесь необходимо терпение и еще раз терпение.

При натаскивании можно резко повысить осведомленность, но научить понимать закономерности, думать, сопоставлять, сравнивать и т.п. очень трудно.

Для успешного обучения в школе необходимы хорошее развитие речи, внимания, памяти, хорошая координация движений. При натаскивании эти главные функции сформировать очень трудно.


Подведем небольшой итог, ответив на вопрос, от чего же зависят успехи в школьном обучении, и рассмотрев метод психологической подготовки и предупреждения школьной дезадаптации на одном примере.


Школьные успехи больше всего зависят от желания и умения учиться, от умения слушать, вникать в суть вещей, понимать происходящее, видеть и устанавливать закономерности, делать выводы, анализировать, следовать намеченному плану и т.д.

Ребенок станет успешным тогда, когда научится понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя, принимать в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу.

Необходимо помнить, что основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное благополучие ребенка.

По мнению физиологов и психологов не существует общей для всех детей "подготовки к школе". Чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительной работы с дошкольником (первоклассником), необходимо провести с помощью специалистов (чем раньше, тем лучше) всесторонний анализ развития ребенка.

Вся подготовительная работа должна проводиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, с учетом его сильных и слабых сторон.

Подготовка к школьному обучению не должна заменять собой программу первого класса. Взрослым необходимо помочь ребенку адаптироваться к условиям и порядкам школы.


Самым же главным во всей работе родителей по психологической подготовке ребенка к школе является грамотно выстроенное живое общение, преследующее воспитательные цели. Пример такого общения будет приведен в следующей статье под названием «Простые слова».


Рекомендации родителям будущих первоклассников


  • Испытывать уважение к ребенку как к личности.

  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

  • Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.

  • Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.

  • Поощрять успехи ( «Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.

  • Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.

  • Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

  • Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

  • Строго придерживаться режима дня.

  • Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).

  • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.

  • Во время домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.

  • Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило «Успеваек»:

  • «Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,

  • Делом занимайся, а не отвлекайся!»

  • Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).

  • Вместе с ребенком как можно чаще делать «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддерживания хорошего настроения.

  • Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).

  • Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 – 60 минут.

  • Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.

  • За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15 – 20 минут.

  • Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.

  • Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды ( 2 -3 капли).

  • Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.

  • Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).

  • Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.

  • Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.

Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.

Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.

Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).



Похожие:

Рекомендации родителям будущих первоклассников iconРодителям будущих первоклассников
Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования основная задача федеральных государственных...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconСегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям родителям первоклассников с такими словами: "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего"
Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconДля будущих первоклассников Советы родителям
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconПротокол №1 родительского собрания с родителями будущих первоклассников
Лекция на тему: «Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации фгос ноо»
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconСоветы психолога родителям первоклассников
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом
Рекомендации родителям будущих первоклассников icon«Памятка для родителей, будущих первоклассников» Режим
Не удивляйтесь! Только приученный добровольно помогать по дому ребёнок уважает труд других людей, а значит, будет принят в школьном...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconКак подготовить ребенка к школе Беседа для родителей будущих первоклассников
Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconАдаптация первоклассников к школьной жизни
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе....
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconРекомендации родителям о заболевании микроспорией
Лишай – достаточно широко распространённое заболевание, им хотя бы раз в жизни болеет до 90 всех детей. Возрастная категория также...
Рекомендации родителям будущих первоклассников iconПервый раз в детский сад! Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению детского сада
Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду и помочь ему в этом – задача не только воспитателей,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами