Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) icon

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал)



НазваниеИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ (дидактический материал)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в моей педагогической деятельности.

Я предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических и развивающих заданий по русскому языку, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Эти задания существенно повысят мотивацию к учебной деятельности, предотвратят усталость и утомляемость.

Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. В разработанных мной заданиях учтены возрастные психологические особенности учеников; я избегала однообразия, чтобы у детей не наступило быстрое утомление.

В своих дидактических заданиях использовала тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


^ ТЕМА «ЗВУКИ И БУКВЫ»



  • Прочитай. Выпиши слова, которые начинаются с гласного звука. Поставь в этих словах ударение.


Апельсин, груша, слива, яблоко, мандарин, виноград.



  • Прочитай. Запиши в первый столбик слова, состоящие из одного слога, во второй столбик – из двух слогов, а в третий столбик – из трёх слогов.


Чай, молоко, сок, кефир, компот, кисель, морс.



  • Прочитай. Поставь ударение в выделенных словах.


К нам приехал сладкий груз, называется арбуз.


Начинить чтоб пирог, ты купи-ка творог.

С.Белорусец



  • Прочитай. Назови в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные. Составь звуковые схемы выделенных слов.



^ Щука щи всю ночь варила И щавель в них положила, Наварила вкусных щей - Начала сзывать гостей.

М.Дружинина



  • Прочитай слова, разделённые для переноса. Найди ошибки.

О – гу – рец, лу – к, по – мид– ор, пер – ец.

Раздели правильно слова на части для переноса. Запиши их.



  • Закончи предложение, выбрав из материала для справок слова и сочетания слов, подходящие по смыслу.

Если хочешь быть здоров, …

Для справок: Задорно танцуй, закаляйся, больше гуляй на свежем воздухе, пой песни, делай зарядку.

Запиши предложение. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.



  • Собери слова из букв, используя загадки.

1. в п а е р ч е е н н ь ь е е

2. с м в о е р к л к о а в ь

3. д л и р с е т в ь ь я я

Загадка к первой строке

Эти сладости люблю,

Ими всех людей кормлю. (Варенье, печенье.)

Загадка ко второй строке

Красная девица

росла в темнице,

люди в руки брали,

косы срывали. (Свекла, морковь)

Загадка к третьей строке

Они закутаны в кору

И шепчут что-то на ветру. (Деревья, листья)

Запиши отгадки в тетрадь. Что общего между этими словами? Как каждая пара слов относится к теме здоровья?



  • Прочитай. Найди в песенках слова, в которых букв больше, чем звуков. Запиши в тетрадь слова, которые нельзя переносить.

Я здоров, я здоров,
Хоть и ростом не высок.
Я не буду, есть котлеты –
Мне пожарьте кабачок.

Я- румяная девчонка,
И танцую ловко!
Потому что ем всегда
Свежую морковку.



  • Найди слова на русском языке. Подчеркни их, поставь знак ударения.

^ КАВУН ТЫКВА АРБУЗ ГАРБУЗ

Соедини линией название плода на русском языке с названием на украинском.



  • Прочитай слова, выделяя голосом ударный звук

Щавель, арбуз, свёкла, крапива, торты.

Запиши слова в алфавитном порядке. Подчеркни ударные слоги.



  • Игра «Пословицы шутят»

Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чьё-то место заняла?

^ Сашу маслом не испортишь. В здоровом теле здоровый пух. Голода не бойся, по пояс мойся.

Замени выделенную букву в словах так, чтобы получился смысл.



  • Из рассыпанных слогов собери дары леса.

Е – мас – же – ля – ви – та – ка вол – о – нуш – ре – ки – хи зем – ли – ля – сич – ни – ки – ка

Запиши слова в тетрадь. Составь с одним из этих слов предложение.



  • Игра “Первый слог “потерялся”.

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили.

… хар, … феты, … роги … локо, … фир, … тана ... гурец, … мидор, … рец



  • Прочитай слова. Распредели и запиши их по группам: слова, состоящие из 3 звуков, 4 звуков, 5 звуков.

Хлеб, соль, чай, яйцо, щавель, лук, пюре, еда, салат.



  • Игра “Расшифруй слово”.

33 2 13 16 12 16 (яблоко)

Подбери однокоренные слова. Запиши слова, выдели общую часть.



  • Узнай слова. Вставь пропущенные буквы. Составь с этими словами предложение.

.г.р.д, п.м.д.р, .г.р.ц, р.д.ск., .кр.п, п.р.ц


ТЕКСТ

  • Составь из данных слов предложения. Как можно озаглавить текст?


1.Много, чесноке, веществ, в, полезных. 2. Помогает, раны, сок, залечить, чеснока. 3. Кашель, чесноком, лечили, раньше.

Запиши текст.



  • Прочитай. О чём ты узнал из текста? Озаглавь текст.

Ландыши цветут весной. А в конце лета на них появятся красные ягоды. Но есть ягоды нельзя. Они ядовиты. Из ягод делают лекарство.

Посчитай, сколько абзацев в тексте. Как ты думаешь, почему автор сделал столько абзацев в таком маленьком тексте? Напиши ответы на вопросы.

  1. Когда цветут ландыши?

  2. Почему нельзя есть ягоды ландышей?

  3. Что делают из ягод?




  • Прочитай текст. Сколько в нём предложений?

П..мидоры и ..гурцы – это пл..ды ты съедаешь их вместе с с..менами п..мидоры и ..гурцы – это пл..ды а вот в сла..ком перце с..мена жёсткие и грубые их надо обязательно вынимать.

Спиши текст, разделяя предложения знаками препинания.



  • Прочитай письмо, написанное тебе, зверятами. Назови слова – обращения.

Дорогой друг !
Мы живём в лесу дружно. Вместе со…ираем яго…ки, варим сла…кое варенье. Плаваем на ло…ке. Ловим ры…ку. Медве…ь приносит нам вкусный ме…. У нас все в поря…ке. Приходи к нам в гости.
До свидания! Ребята-зверята. Спиши, вставь пропущенную парную звонкую или глухую согласную.


^ ТЕМА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»



  • Прочитай четверостишие. Назови тех, к кому обращаются в тексте.

Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»



  • Прочитай стихотворение.

Часто кушать, как попало Вам, ребята, не пристало. Если сам себе не враг, Перекусывай вот так: Молоко, орехи, сыр, Рыба, овощи, кефир. Вам тогда не повредит Кариес – зубной бандит.

Выпишите предложение с обращением.

  • Прочитай предложения с нужной интонацией. Найди в тексте однокоренные слова.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Выпиши вопросительное предложение.



  • Прочитай предложение. Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, И зубной порошок, и густой гребешок!

Выписать словосочетания по схеме: сущ. + прил.

^ Образец: мыло (какое?) душистое.



  • Расшифруй важное правило безопасности. Запиши его.

Нде ртабзсгаоквеащрмиявфанй сп нжепзинуачкшотмицфермх.



  • Прочитай буквы через одну и получишь древнее мудрое изречение. Объясни, почему так говорят. Запиши его.

Давниожлекнсите – эптуо жеивзкнль.



  • Составь предложение и узнай о важном правиле здоровья.

много двигаться. здоровым, нужно Чтобы быть

Запиши предложение.



  • Составь предложения. Запиши предложения так, чтобы получился текст.

Они, витаминами, организм, наш, обогащают. богатые, – это фрукты, железом, Яблоки, .



  • Прочитай стихотворение. Соблюдай нужную интонацию.

Что вкусней всего на свете?
Ты подумал о конфете?
А вот я о витаминах.
Мы найдем их в мандаринах,
В ананасах и бананах,
Что растут в далеких странах,
И о груше не забудем.
Всякий фрукт полезен людям!

Спиши вопросительные предложения.



  • Собери предложение и узнай о том, чем является еда для организма человека.

тепла, роста, человека. Еда – источник и здоровья энергии

Запиши предложение.



  • Собери предложение и получи формулу здоровья.

постоянно заботиться своего тела и одежды. нужно о чистоте Чтобы быть здоровым,

Запиши предложение. Подчеркни существительные.



  • Составь предложение и узнай об условии, которое поможет тебе развиваться физически.

крепкое здоровье закаляйся и не бояться простуды - Хочешь иметь

Определи тип предложения по цели высказывания.



  • Дополни словами предложения, и ты получишь правила, которые помогут избежать опасных ситуаций и травм на перемене.

Не __________ по коридору. Не __________ неожиданно двери. Не ________ возле окна или на подоконнике. Не __________ по перилам, не __________ по ступенькам.

^ Слова для справок: открывай, бегай, съезжай, играй, прыгай.

Спиши правила. Подчеркни глаголы.



  • Составь предложение.

ловкость, Занятия, быстроту, развивают, спортом, силу, выносливость.

Запиши предложение. Подчеркни имена существительные.



  • Заполни пропуски в предложениях, и ты узнаешь, как уберечься от болезней.

_____________круглый год. _______________ питайся. Следи за ___________ тела. Не бойся ______________ .

^ Слова для справок: прививок, чистотой, закаляйся, правильно. Запиши предложения. Определи тип предложений по цели высказывания.



  • Вспомни, что умеют делать части твоего тела. К словам первого столбика подбери подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Шея рисовать туловище топать руки лежать ноги поворачиваться

Запиши по образцу: голова (что делает?) думает



  • Собери пословицу. Объясни, как ты нё понимаешь.

всё здорово. Здоровому

Какие ещё пословицы и поговорки о здоровье ты знаешь? Запиши их.



  • Прочитай пословицы


 Здоровье всего дороже. Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт.


Запиши пословицу, которой соответствует схема: _____



  • Прочитай запись. Как сказать одним словом, что здесь написано? Найди пословицу, в словах которой самое большое количество орфограмм. Как ты понимаешь смысл этой пословицы?


Здоровье дороже богатства.
Физкультура и труд здоровье несут.
Ум да здоровье дороже всего.

Запиши пословицу по памяти в тетрадь. Подчеркни главные члены предложения.



  • Составь предложение.

Прогулки, игры, воздухе, свежем, и, укрепляют, на, здоровье.

Запиши предложение. Подчеркни имена существительные.



  • Прочитай предложение. Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, И зубной порошок, и густой гребешок!

Выписать словосочетания по схеме: сущ. + прил.

^ Образец: мыло (какое?) душистое.



  • Прочитай пословицу.

Со…нце, воздух и в…да наши лучш…е друз…я.

Запиши пословицу по памяти. Подчеркни орфограммы.



  • Прочитай. Определи, какие предложения по цели высказывания, по интонации?


Ребята, попробуйте решить нехитрую задачку!

Что полезнее жевать – репу или жвачку?

Спишите предложение, в котором есть обращение.



  • Составь предложения и запиши текст, вставляя пропущенные буквы.

1. П..мидоры , это, и, пл..ды, ..гурцы - . 2. съедаешь, Ты, вместе, с..менами, их, с. 3. вот, перце, в, жёсткие, сла..ком, А, с..мена, грубые, и. 4. надо, вынимать, Их, обязательно .



  • Прочитай полезные советы. Перечисли продукты, которые полезны для твоего здоровья.

Помни истину простую – лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую, или пьёт морковный сок.


Очень важно спозаранку есть полезную овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам, и не только по утрам.


Рыбный жир всего полезней, хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить.


От простуды и ангины помогают сладкие апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.


Выпиши словосочетания: существительное + прилагательное


^ ТЕМА «СЛОВО»

  • Внимательно прочитай текст. Определи, как каждый ребенок укреплял свое здоровье.

Друзья – Татьяна, Илья и Дарья решили укреплять свое здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Илье больше нравились коньки, Татьяна не всегда выбирала лыжи.

Назови имена существительные, которые ты услышал в тексте нашего логического упражнения. Подбери однокоренные слова к слову здоровье.



  • Прочитай. Ответь на вопросы.

Рано солнышко встаёт
И спешит на огород:
Всё ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведём?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись.
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам – покраснеть,
Баклажанам – посинеть,
Дыне с тыквой – пожелтеть,
Надо к ужину поспеть.

Что ты прочитал? Придумай название. Прочитай выразительно. Выпиши слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слов.



  • Составь из слогов 4 слова. Что объединяет эти слова?

Ке мо сме йо ло фир на гурт та

Запиши эти слова. Поставь знак ударения и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный, в каждом слове



  • Прочитай стихотворение.

Г..ворю я всем: «З..мой, зак..ляйтесь все со мной, Утром бег и душ б..дрящий, как у взрослых, настоящий! На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать. Ноги мыть в..дой х..лодной, и тогда микроб г..лодный Вас не сможет одолеть».

Выпиши слова с безударными гласными и подбери к ним проверочные слова.



  • Прочитай стихотворение. Выпиши существительные, относящиеся к спорту.

Не бойтесь дети дождя и стужи, Почаще приходите на стадион. Кто с детских со спортом дружит, Всегда здоров, и ловок, и силен. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки, Зеленое поле и солнечный свет. Да здравствует отдых! Борьба и походы! Да здравствует радость спортивных побед!



  • Прочитай стихотворение и выпиши глаголы, говорящие о здоровом образе жизни.

Письмо ко всем детям по одному важному делу

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Всё равно, какой водою: Кипяченой, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем- Перед каждою едою, После сна и перед сном. Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда! И чернила, и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще- Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто.

До свиданья. Ваш Тувим.



  • Прочитай четверостишие. Какая орфограмма встретилась в выделенных словах?

Писать «к…р…ва» нелегко. Даёт к…р…ва м…л…ко. Она пасётся на лугу. Мы слыш…м громкое «му - му».

Спиши четверостишие. К выделенным словам подбери по три однокоренных слова.



  • Прочитай четверостишие. Какая орфограмма встретилась в выделенных словах?

Я проснулась, я зд…р…ва, И к работе я готова. Г…л…ва моя светла, Отдыхала до утра.

Спиши четверостишие. К выделенным словам подбери по три однокоренных слова.



  • Прочитай слова. Что их объединяет? Составь предложение , используя эти слова и слово витамины.

Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор.

 


  • Прочитай стихотворение.

Да, огонь бывает разный - Бледно- жёлтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой.

Выпиши прилагательные по образцу: Огонь (какой?) разный, … , … .


  • Прочитай стихотворение. Какая орфограмма встретилась в выделенных словах?

Как поел – почисти зу…ки! Делай так два раза в су…ки. Предпочти конфетам фрукты - Очень важные продукты. К стоматологу идём В год два раза на приём. И тогда улы…ки свет Сохранишь на много лет.

Спиши первое четверостишие. Подчеркни существительные.



  • Прочитай загадку.

С поворотом и с наклоном, и с прыжками, и вприсядку дети делают… .

Запиши отгадку. Найди в слове-отгадке орфограмму. Подчеркни её. Подбери проверочное слово.



  • Прочитай загадки. Назови слова-отгадки одним словом. Что можно приготовить из этих продуктов?

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая.

Лоскуток на лоскутке - Зелёные заплатки. Целый день на животе Нежится на грядке.

Сгруппируй слова по темам.

Малина, морковь, земляника, огурец, помидор, черника, клюква, корова, картофель.



  • Прочитай стихотворение Н.Кончаловской. Из каких овощей выросли такие необычные растения?

Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, Засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, Чеслук и репуста.

Запиши правильные названия овощей в два столбика: в единственном числе и во множественном числе.



  • Прочитай группы слов. Как можно назвать эти слова?

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Спиши слова одной из групп, выдели в них общую часть.



  • Прочитай слова. Скажи ,что их объединяет? Какая орфограмма спрятана в этих словах?

Радост… , удовол…ствие, груст… , злост… , завист… , печал… .

Запиши слова, приносящие пользу здоровью человека, вставляя пропущенные буквы.

 


  • Прочитай текст. Проанализируй ситуацию.

Аня целый день загорала. Вечером ей стало плохо. Всё тело горело, болела голова, тошнило, появился шум в ушах, поднялась температура.

Какую помощь необходимо оказать девочке. Выпиши глаголы.



  • Прочитай слова.

Гречка коктейль молоко сок пшеница паштет печень каша яблоко хлеб

Составь из данных слов словосочетания по образцу: ^ Печёночный паштет. Подчеркни в прилагательных орфограмму.

  • Прочитай стихотворение.

Я, малыш, тебе скажу, помни истину одну.
С народной медициной в жизни дружить,

Не кашлять, не плакать и не хандрить,
Гулять, закаляться, таблетки не пить.
Всегда всем по жизни здоровыми быть!

Выпиши глаголы.



  • Прочитай названия частей твоего тела. Что общего в словах каждой группы?



Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень  -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.


Выпиши из каждой группы по два слова, выдели в них корень. С одним из записанных слов составь и запиши предложение.



  • Прочитай. Классифицируй по группам: полезные продукты, которые нам необходимы ежедневно, а затем те, которые нежелательно есть каждый день.

Мясо, печен…е, м…л…ко, чипсы, фрукты, м…р…женое, шоколад, лимона… , мё…, масло, тор… , …йцо, конфеты, рыба, колбаса.

Запиши слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.



  • Прочитай. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные.

З . мл . ника, г . рох, к . пуста, . рех, ябл . ко, м . лина.



  • Выпиши слова в два столбика: в первый столбик- с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.

Завтрак, обед, морковь, горох, лук, мёд.



  • Прочитай. Запиши слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

Ур . жай, г . рох, к . пуста, картоф . ль, м . рковь.



  • Прочитай слова. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его. По какому принципу отобраны слова?

капуста, помидор, солома, морковь; молоко, йогурт, кефир, пирог; груша, абрикос, земляника, яблоко.



  • Угадай последнее слово в каждом предложении.

Похрустывает вкусно, крепко Налившаяся соком …. .

Вот соль тебе, вот хлеб и ложка. Сварилась к ужину … .

Е. Благинина

Какая орфограмма спряталась в этих словах? Выпиши их, запиши проверочные к ним слова.



  • Прочитай. Объясни орфограммы в словах с выделенными буквами.

С ранней в..сны до поздней ос..ни в ..г..роде посп..вают ов..щи. У одних съедобные клубни, у других – л..сточки. В с..латах, к..пусте, шпинате - ..дят только листья. В м..ркови, свёкле, репе – клубни.

Запиши слова с пропущенными буквами в два столбика: 1 – словарные слова, 2 – слова с безударной гласной



  • Прочитай стихотворение Льва Яковлева «Полезный совет».

Тому, кто любит пожеват… Бисквиты и конфеты, Я обожаю раздават… Полезные советы. Ну, предположим килогра(м,мм) Вы с…ели шоколада, И в добавлен…е килогра(м,мм) Вы с…ели мармелада, И в заключен…е с…ели вы Полто(н, нн)ы карамели, А напоследок вы халвы Сто тысяч пачек с…ели. Но чтоб здоров…ю не вредит…, Вам надо без сомнен…я, Всё это быстрен…ко запит… Малиновым варен…ем!

Полезные или вредные советы даёт автор стихотворения детям? Чем автор угощает детей? Какой вред здоровью человека наносят сладости да ещё в больших количествах? На какие две группы можно разбить слова с пропущенными буквами? Запиши их в два столбика.



  • Запиши ответы на вопросы одним словом. Поставь в словах ударение.

1. Из цветов, какого дерева можно сделать лечебный отвар от высокой температуры? (липа)

2. Этот очень большой овощ, который в сказке «Золушка» превращается в карету, содержит витамин «А»? (Тыква)

3. В этом овоще много витамина роста и зрения. О нем загадка «Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь).

4. Ягоды, листья, ветки этого растения можно использовать для снижения высокой температуры (малина).

5. Соком этого лекарственного растения можно вылечить от насморка, кашля; живет это растение много – много лет. Народ называет его «столетником», а учёные? (алоэ)

6. В этом жёлтом, кислом фрукте много витамина «С» (лимон).

7. Если есть регулярно эту ягоду, то будет хорошее зрение. Она растет в лесу (черника).



  • Игра «Вставь словечко по произведению» Игоря Лагерева «Сколько влезает в кота».

Пустой холодильник... Как странно… Куда-то исчезла (сметана), Отсутствует пара (котлет). (Сосисок) любительских нет! И где неизвестно пакет с (молоком), А Кот, словно вовсе со мной незнаком, Лежит неподвижно, как тушка, И только шевельнул он хвостом, Не Кот, а Большущее брюшко!



  • Прочитай текст.

Слова здоровье, здравствуйте, на первый взгляд нам кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим при встрече человеку, здравствуй, мы желаем ему здоровья. Военные приветствуют старшего по званию и говорят «Здравия желаю».

Выпиши однокоренные слова, выдели корень.

ДИКТАНТЫ

ХВАСТУН

Толя Бойков учился во втором классе. Он был хвастуном. Однажды Толя решил перебежать улицу «перед самым носом автомашины». Появился самосвал. Толя дождался, когда машина подъедет ближе. Хвастун бросился через улицу. Шофёр резко затормозил, но несчастье предотвратить было невозможно. Шофёр и мальчик с тяжёлыми травмами были доставлены в больницу. (48)

Записать на доске и объяснить: предотвратить, травма.


^ НАКАЗАЛ СЕБЯ

Петя хорошо знал правила поведения на улице, но не соблюдал их. По дороге шла грузовая машина. Петя катался на коньках. Он зацепился за борт и покатился. Вдруг сильно дёрнуло. Мальчик упал на мостовую. Произошло несчастье. Всё лето Петя ходил на костылях. Товарищи ходили в походы, купались, а Петя сидел дома. Мальчик нарушил правила – и наказал себя. (57)


^ УВАЖАЙ РАБОТУ ВОДИТЕЛЯ

С каждым годом хорошеет наш Донецк. На улицах города растёт число машин. Водители хотят вовремя доставить пассажиров, строительные материалы, продукты. Трудна работа водителя. Надо управлять машиной, следить за встречным транспортом, за пешеходами. Чтобы движение было безопасным, имеются правила дорожного движения. Каждый ученик должен их строго соблюдать.(46)

Записать на доске и объяснить: вовремя.


^ КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ


СВЕТОФОР

На перекрёстке поставили св…тофор. Он светит вес… ден… . У св…тофора три фонаря. Красный цвет ост…навливает дв…жение. Ж…ёлтый – предупреждает. З…ленный цвет разрешает дв…жение. Р…бята, будьте ост…рожны на перекрёстках улицы. (28)


^ ПРО ШАЛУНА ВАНЮ

Ваня был очен… бойким и непослушным мал…чиком. Он ч…сто ш…алил на ул…це. Однажды Ваня ч…ть не попал под м…шину. Его спасла старшая с…стра. Тепер… Ваня осторожен. Играет с т…варищ…ми во дворе. (31)


^ ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПЕШЕХОД

Нарушение правил ул…чного дв…жения опас…но для ж…зни. Надо х…р…шо знать правила пешехода. Вот они: 1. Х…дите только по тротуару. 2. П…р…ходите ул…цу по пешеходному переходу. 3.Не играйте на проезжей ч…сти ул…цы. (28)


^ МЕДОВЫЙ ХЛЕБ

Вот старый знакомый – медовый хлеб. Именно так называли на Руси пряник. Тесто для него замешивали из ржаной муки, мёда, сока лесных ягод. А потом кто-то придумал добавлять ещё разные индийские пряности. Так хлеб стал пряником. (35)

Подчеркните имена существительные.


^ СЛАДКОЕ ЛЕКАРСТВО

Что получится, если фрукты и сахар варить долго-долго, почти до твёрдого состояния? Мармелад! Врачи уверяют, что натуральный мармелад – это сладкое лекарство. Его даже прописывают пациентам после болезни для укрепления иммунитета. (31)


***

В Древнем Египте конфеты делали из мёда и фиников. Зефир – гость из Дальнего Востока. Его можно давать даже двухлетним детям. Но только белый – без глазури и присыпки. (27)



  • Прочитай. Выбери подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.)

           Наступила долгожданная красавица  осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах  люди собирают огурцы, помидоры,  морковь. В  садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года! (32)


^ ПОСЛОВИЦЫ О ЗДОРОВЬЕ

В здоровом теле – здоровый дух.

Без болезни и здоровью не рад

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Бог дал живот, бог даст и здоровье.

Больной лечится, здоровый дурит с жиру.

Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Деньги - медь, одежа - тлен, а здоровье - всего дороже.

Жив - здоров, ни горелый, ни больной. На нем хоть воду вози.

Здоров буду - и денег добуду.

Здоров на еду, да хил на работу.

Здоров, как бык, и не знаю, как быть.

Здоровому все здорово.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

Здоровый урока не боится.

Здоровье - всему голова, всего дороже.

Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.

Здоровье дороже богатства.

Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

Как здорова земля, так чтобы голова моя была здорова.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Не дал бог здоровья - не даст и лекарь.

Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья.

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.






Похожие:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconУрок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий) Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Интегрированный (спаренный) урок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconГ. А. Богданова Уроки русского языка в 5 классе
Дидактический материал к учебнику русского языка. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 кл
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconИспользование икт – технологий на уроках русского языка и литературы Беседина В. А., учитель русского языка
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconДидактический материал по организации исследовательской деятельности на уроках истории в 11 классе: «Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине xx»
«Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине xx». На изучение темы в 11 классе предусмотрено 4 часа....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) icon"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Ию и обеспечивает активность учащихся на уроке, а также дает возможность для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconСорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»
Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconИспользование компьютеров на уроках иностранного языка
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconИспользование инновационных технологий на уроках русского языка
Оск, составленных на основе методической системы Шаталова В. Ф., в целях повышения эффективности учебного процесса
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка во втором классе (дидактический материал) iconИспользование телекоммуникационных технологий на уроках литературы зырянова Н. А. заместитель директора по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы средняя школа №13 Аннотация
Все это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русской литературы
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами