Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» icon

Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!»



НазваниеУрок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Учитель начальных классов

ДОШ №102

Ротань Н. Н.

Тема. Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. « Приди, весна, с радостью!»

Цель. Учить учащихся подбирать произведения на указанную тему, расширять круг чтения учащихся. Развивать навыки выразительного чтения, устную речь и умения учащихся понимать красоту поэтического слова. Воспитывать интерес к литературе и любовь к природе.

Оборудование. Книжка-раскладушка, репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели», выставка книг, выставка рисунков учащихся, карточки самооценки, магнитофонные записи.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

  1. Вступительное слово учителя.

«Зима недаром злится:

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон, -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон».

Эти строки из стихотворения Ф.Тютчева говорят нам о том, что сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем говорить о весне, о её приметах, учиться видеть красоту во всём, что открывается нашему взгляду, слуху, пониманию и сердцу; будем знакомиться со стихотворениями, рассказами о весне, продолжим работу над выразительным чтением, составим свои рассказы о весне и сделаем книжку-раскладушку, которая называется «Приди, весна с радостью!». Её вы подарите школьной библиотеке.


Фамилия

Домашнее задание 26.

Групповая работа 36.

Работа над текстом 36.

Сочинение 46.

Оценка урок

за



















^ Поставьте себе оценку за выполнение домашнего задания.

Перед каждым из вас лежит карточка самооценки, в которую вы будете выставлять баллы за каждый вид работы.


^ Ш.Работа над содержанием урока.

  1. Уточнение домашнего задания.

  • Какое домашнее задание было задано?

(Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Приди, весна, с радостью!»)

  • Что именно вы подбирали?

(Мы подбирали стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, народные приметы о весне.)

  • Расскажите, как и где вы искали материал.

(Школьных, районных, городской, классной и домашних библиотеках.)

  • Что привлекало в природе поэтов и писателей для создания своих произведений? (Поэтов и писателей привлекало в природе её красота, яркие краски.)

  • Вы выбрали интересную для себя тему, материал и объединились в творческие группы

    1. Презентация работы группами.

  • А теперь каждая творческая группа презентует свою работу. Как всегда мы работаем по плану.


1 группа ( Народные приметы).

а) вступительное слово учащихся.

  • Сегодня мы хотели рассказать о приметах весны. Из покон веков люди наблюдали за изменениями в природе. Свои наблюдения они сопоставляли с происходящим в природе и составляли природные календари, в которые записывали народные приметы. Эти календари дошли и до наших дней.

^ Сейчас мы расскажем о некоторых из них.

б) Учащиеся зачитывают приметы, показывают рисунки к некоторым приметам Остальные группы объясняют смысл примет.

  • Ранняя весна - признак того, что летом будет много непогожих дней.

  • Когда весенняя вода пойдёт, а лёд держится, то это к плохому году.

- Объясните, как вы понимаете эту примету. ( Если лёд ещё держится, значит ещё не достаточно тепла, и весна затянется. )

  • Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету.

  • Весною как грязь, так и хлебушка даст. ( Если много грязи, значит, были дожди. А если много дождей, значит, будет хороший урожай.)

  • Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету. (Птицы чувствуют, когда будет холодно летом, тогда они вьют гнёзда на солнечной стороне. А если будет тепло, то в теньке.)

  • Перелётная птица течёт стаями - к дружной весне.

  • Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно выпадет ещё (Если заяц не поменял шерсть, то он знает, что снег ещё будет).

в) Продолжение беседы.

-Ребята, а как зазывали весну в старину? (Веснянками.)

-А кто знает веснянки? (Учащиеся поют и танцуют веснянку.)

г) Оформление первой странички книжки. Продолжение беседы.

-Кроме народных примет, что ещё люди составляли о весне? (Люди составляли о весне загадки.)


2 группа (Загадки)

а)Учащиеся загадывают загадки, а остальные учащиеся отгадывают.

  • Заря-зарница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

  • По каким признакам вы отгадали загадку?

  • Матушкой весной - в платьице цветном,

Матушкой зимой - в саване одном. (Поле)

  • По каким признакам вы отгадали загадку?

  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава)

  • По каким признакам вы отгадали загадку?

  • Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)

  • ^ По каким признакам вы отгадали загадку?

Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору - и человек и зверь возрадуются. (Восход солнца)

  • По каким признакам вы отгадали загадку ?

  • Стоит красавица на поляне:

В зелёном полушалке, в белом сарафане. (Берёза)

  • По каким признакам вы отгадан и загадку ?

  • Зимой скрываюсь, весной появляюсь.

Летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)

  • По каким признакам вы отгадали загадку?

б) Работа над пословицами.

( Учащиеся говорят начало пословиц, а остальные - заканчивают её.) Пословицы и поговорки о весне.

Вода потекла - весну принесла.

Матушка весна - всем красна.

В марте щука хвостом лёд разбивает.

Март с водой, апрель с травой.

В апреле земля преет.

Ласковое слово, что весенний день.

В марте курочка под порожком воды напьётся.

Майский мороз не выдавит слёз.

Май холодный - год хлеборобный. Коли в мае дождь - будет рожь.

Весной ласточка день начинает, а соловей заканчивает.

Вода с гор потекла, весну принесла.

Увидел грача - весну встречай.

Прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья .

Одна ласточка весну не делает.

в) Оформление второй страницы книжки-раскладушки.

г) Продолжение беседы.

  • Ребята, в какой раздел мы можем отнести народные приметы, загадки, пословицы? (Народные приметы, загадки, пословицы относятся к разделу устного народного творчества.)

  • А кто ещё воспевал красоту весны? (Красоту весны воспевали поэты, писатели.)

3 группа.(Стихотворения)

а) работа над содержаниями стихотворений.

  • М.Исаковский «Весна»

  • Что автор хотел подчеркнуть в этом стихотворении?

  • Ф.Тютчев «Весенние воды»

  • С кем автор сравнивает весенние воды?

А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»

  • Найдите в стихотворении слова, которые употреблены в переносном значении.

  • А.Плещеев «Сельская песня»

  • О ком автор рассказывает в этом стихотворении?

  • Кем является ласточка?

  • Е.Серова «Подснежник»

  • О каком разведчике говорится в стихотворении?

  • З.Александрова «Салют весне»

  • Какое настроение вызывает это стихотворение?

б) Оформление третьей страницы книжки-раскладушки. Учитель.

  • Кроме поэтов и писателей темы весны касались и композиторы - люди, которые мелодией передавали красоту этого времени года.


Музыкальная пауза.

  • Давайте сейчас послушаем отрывок из концерта Вивальди, который называется «Весна». А то, что вы услышите и представите, изобразите карандашами на листах бумаги. (Учащиеся слушают музыку и рисуют.)

  • Что вы услышали? Как представили себе весну?

-А теперь предоставим слово последней группе и послушаем, что она нам приготовила

4 группа (Отрывки из произведений)

а) вступительное слово учащихся.

  • Писателей, которые обращались к теме «Весна» очень много. Это и А.Инин, Ф.Тютчев, С.Маршак, А.Майков, И.Никитин, Я.Яким, Г.Ладонщиков, С.Погореловский, А.Блок, А.С.Пушкин и многие другие. С отрывками некоторых произведений мы хотим вас познакомить.

б)Учащиеся зачитывают отрывки.

  • А.Инин «Блестящие, звенящие... » «Блестящие, звенящие.

Как солнышка лучи

... Отсюда начинаются

Весенние ручьи.»

  • С.Маршак «Весенняя песенка»

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд-

Будто раскололи».

  • И.Соколов-Микитов «Весна Красна»

«На огороде распустилась верба: белые пуховки. Жарче и жарче светит солнце.

Днём с крыш капают капели. Тают на солнце длинные сосульки.

Потемнели, раскисли дороги».

  • Я.Аким «Апрель»

«Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком Шлёпает по лужам».

  • Г.Скребицкий «Жаворонок»

«Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки...»

  • О.Высотская «Майская песня».

«Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей».

  • С.Есенин «Черёмуха»

«Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила».

  • И.Никитин «полюбуйся, весна наступает...»

Полюбуйся весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...»


в) Оформление четвёртой страницы книжки-раскладушки. - А теперь каждый выставляет баллы за работу в группах.


3) Работа над текстом А.Чехова «Весной».

Учитель. - Сегодня на уроке мы услышали много стихотворений о весне. Но о весне писачи не только поэты, но и писатели. Я хочу предложить вам поработать над рассказом А. Чехова «Весной».

а) Прослушивание магнитофонной записи текста.

б) Проверка первичного восприятия текста.

- О чем этот рассказ?

в) Чтение молча.

- Скажите, чувствуете вы радость, читая этот рассказ?

г) Выразительное чтение текста учащимися.

д) Работа над образностью текста.

- Найдите и прочитайте описание воздуха, солнца, речки, земли.

- Найдите, как писатель говорит о весеннем снеге?

- В каких строках передано настроение автора?

- Как писатель называет это время года?

е) Выставление баллов в карточки.

III, Закрепление материала.

    1. Работа над картиной А.Саврасова «Грачи прилетели».

Учитель. Звуки природы можно передать словами, мелодией, рифмой, но ещё и красками. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который хоть раз в жизни не видел бы картины знаменитого русского художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

- Какое впечатление у вас вызывает эта картина? (Картина вызывает свет и тепло.)

- Что это за тепло ? (Это весна.)

  • ^ Что говорит на картине, о приближении весны?

(О приближении весны говорит снежный наст на переднем тане. Он уже в тёмных прожилках, пятнах, линиях. Длинные тени деревьев разлинеили белое снежное пространство. В левой части картины мы видим на снегу чёрного грача, который прогоняет весну. В правой части картины мы видим разлив живой воды. Деревья стоят в воде. Их стволы отражаются в воде.)

  • ^ Кого мы видим в небе ?

(Над белой и чёрной землёй, в небе, мы видим великое множество птиц. Их крылья как будто запутались в кронах деревьев.)

  • Что или кто является символом победы весны над зимой? (Символом победы весны стали грачи. Они прилетели и пробудили природу.)

- Какая пословица подходит к этой картине ?

    1. Развитие речи.

Учитель. А сейчас мы с вами попробуем, стать писателями. И каждая группа составит свой рассказ, используя эпитеты, образные выражения, которые характеризуют весну.

а) Дифференцированное задание для групп.

1 группа. Закончить текст.

Ранняя весна

Наступила ранняя весна. Яркое солнце посылает блестящие, звенящие лучи. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули своп колючие ветки. С берёзки течёт сладкий сок.

2 группа. По опорным словосочетаниям составить текст.

Наступила весна, пригрело солнышко, снег потемнел, распустилась верба, капают капели, тают сосульки, разнеслась песня, вылез медведь, черёмуха душистая, разговорчивые ручьи.

3 группа. По опорным словосочетаниям составить текст.

Наступила весна, пригрело солнышко, снег потемнел, распустилась верба, капают капели, тают сосульки, разнеслась песня, вылез медведь, черёмуха душистая, разговорчивые ручьи.


4 группа. Написать текст на тему «Весна».

- На доске написаны те образные выражения, о которых мы сегодня говорили на уроке.

б) Написание сочинений.

в) Проверка работы.


3.Оформление последних страниц книжки-раскладушки

4.Выставление оценок в карточку самооценок. Выставление общего балла.

V. Итог урока.

-О чём мы говорили на уроке?

-Каждый ли может увидеть и услышать красоту весны ?

-Какие произведения вам больше всего понравились?

-К каким произведениям вы бы хотели возвратиться на уроке?

-Какую работу вы с удовольствием выполняли?



Похожие:

Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconПрограмма для учащихся начальных классов " Приди, Весна, к нам с солнышком!"
Цель: Воспитание экологической культуры учащихся; формирование эмоционально-положительного отношения к природе
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconКнига для внеклассного и домашнего чтения по литературе
Сказки по телефону / fairy tales by phone: Книга для внеклассного и домашнего чтения по литературе на русском и английском языках...
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок литературного чтения «Произведения Н. Носова»
У рождественская сош волковой Т. С. 8 февраля 2011 года в рамках методического месячника. Материалы данного урока могут быть использованы...
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок проэкт внеклассного чтения
Цель:- познакомить детей с изменениями в природе, с пробуждением животных, прилетом птиц
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок представление внеклассного чтения во 2-ом классе
Н. Носова: «Мишкина каша», «Дружок», «Телефон», «Огородник», повесть «Веселая семейка»
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок внеклассного чтения и математики
Богатыри, лебедь,Черномор, повариха, царица, Салтан, корабельщики, белка,князь, ткачиха, Барбариха
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок русского чтения и музыки ( с элементами природоведения)
Музыка не знает границ. Отражение смены времен года в музыке П. И. Чайковского и А. Вивальди
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «Путешествие по страницам любимых сказок»
Оборудование: цветик-семицветик, наклеенный на детский зонтик, альбом, цветные карандаши
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок внеклассного чтения
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки
Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!» iconУрок чтения и музыки на тему: «Полюбуйся, весна наступает»
Развивать читательские умения и навыки, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тему
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами