Уроки Pascal abc введение icon

Уроки Pascal abc введение



НазваниеУроки Pascal abc введение
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Уроки Pascal ABC - Введение

Паскаль (англ. Pascal) - это язык программирования, имеющий текстовую среду. Является основой многих языков программирования. Паскаль бывает полезен для начинающих. Преподаётся в школах и ВУЗах. Пример программы, написанной на паскале:

Код:

Program umnogenie;

   var a, b: integer;

   begin     

      writeln ('Введите переменные '); 

      readln (a, b);

      a:= a*b;

      writeln ('Результат ', a);

   end.


Эта простая программка умножает число a на число b.

Уроки Pascal ABC - Урок №1

Первые знания, операторы, структура.

Сегодня мы начинаем уроки по изучению Pascal. В этом уроке мы обсудим структуру программы, написанной на pascal, основные операторы, типы переменных.

Вся программа состоит из:

1) Описание переменных

2) Основной программы:

а) Ввод данных, диалог с пользователем

б) Основной блок - выполнение поставленных задач

в) Вывод данных, диалог с пользователем

В виде алгоритма это получается так:

- Вводим переменные а и б которые являются численными (действительными целыми числами);

- начало программы;

- ввод данных;

- работа программы;

- вывод данных;

- конец программы.


А как это делается в программе?

Код:

Program vvod i vivod

var a :integer;

begin

readln (a);

writeln ('вы ввели число ', a);

end.


А теперь я объясню, что это всё значит. Первая сторока (Program vvod i vivod;) означает название программы. Мы просто пишем "Program", затем пишем название нашей новой программы, какое сами захотим (я написал vvod i ivod). Ограничением является то, что название должно содержать только английские буквы, цифры или знак "_". После каждой строчки пишется точка с запятой. Во второй строке мы перечисляем переменные, в нашей програмке она всего одна - "а". "var" - это служебное слово которое задаёт переменные. Мы просто пишем слово "var", затем переменные которые будут учавствать в нашей программе через запятую, после переменных всегда ставится двоеточие, оно не ставится лишь в некоторых случаях, в каких я расскажу потом, далее идёт вид переменных (integer - целые числа (1,6,48,4859) и real - дрбные числа (1,376 или например 8,45) в конце как и в первой строчке пишется точка с запятой. "begin" означает начало (запуск) программы. "readln" означает ввод данных. Во время работы программы нам необходимо будет ввести значение переменной в нашем случае необходимо ввести значение переменной "а". Поскольку у нас переменные вида "integer" мы можем ввести любое целое число. Если программе необходимо ввесто или вывести информацию то используются закруглённые скобки (то что написано в скобках мы увидим на экране во время работы программы). "writeln" - это наоборот вывод данных. В скобках после этой команды мы пишем то, что хотим чтобы показал компьютер. Если хотим, чтобы он показал не просто числа, а какой-нибудь текст, то в скобках мы ставим одинарные кавычки. То что написано в одинарных кавычках будет выведено на экран в чистом виде. Последняя строчка - "end." указывает, на завершение программы в конце всегда ставится точка.

Уроки Pascal ABC - Урок №2

Сегодня я расскажу про основные операторы, с помощью которых можно написать вашу первую программу.

1)Оператор присваивания

Без этого оператора мы не сможем обойтись дальше. Его функция - это присваивания значения переменной.

Допустим x - это переменная, пусть она будет равна 2, в программе это будет выглядеть так:

Код:

{ввод данных}

x:=2;

{вывод данных}


Я думаю, что Вы уже заметили, что на деле она выглядит, как двоеточие со знаком равно (:=).


2)Операторы сложения, вычитания и умножения

а)Сложение

С помощью данного оператора мы можем сложить два числа, в программе он пишется, как "+" (без кавычек). Допустим у нас есть переменные x, y и z. Мы можем присвоить переменной x значение 4, а переменной у значение 3.

Код:

{ввод данных}

x:=4;

y:=3;

z:=x+y;

{вывод данных}


При данном сложении мы получим 7, само собой можно самому придумать другие значения переменным x и y. В таком случае переменная z изменит своё значение на другое.

б)Вычитание

В этом операторе тоже ничего сложного нет, он выполняет вычитание двух чисел. В программе обозначается, как "-" (без кавычек):

Код:

{ввод данных}

x:=8;

y:=3;

z:=x-y;

{вывод данных}


Выше мы x присвоили 8, а у присвоили значение 3. В итоге z у нас становится 5.

в)Умножение

Этот оператор умножает два числа друг на друга, обозначается, как "*" (также без кавычек):

Код:

{ввод данных}

x:=8;

y:=2;

z:=8*2;

{вывод данных}


Здесь переменная z в следствии умножения приобретёт значение 16.

3)Операторы деления

Операторов деления - три, и все они работают по разному и соответственно выполняют разные действия.

а)Простое деление

Простое деление выполняется с помощью оператора вида "/" (без кавычек), он делит одно число на другое. Данный оператор работает только с типом чисел real, о котором я писал в прошлом уроке.

Код:

{ввод данных}

x:=22;

y:=5;

x:=x/y;

{вывод данных}


В примере мы x присвоили 4,4. В следствии деления 22(x) на 5(y).

б)Целочисленное деление

Данное действие делит число только на цело, при таком способе деления невозможно получить десятичную или периодическую дробь. В программе пишется, как "div" (без кавычек). Данный оператор работает только с типом integer.

Код:

{ввод данных}

x:=22;

y:=5;

x:=x div y;

{вывод данных}


В данном примере z будет равно 4, а не 4,4, как при обычном делении.

в)Получение остатка

Данный способ позволяет получить не само число, которое должно получится, а его остаток. Допустим при делении 22 на 5 мы получим 2, при этом способе деления. В программе обозначается, как "mod" без кавычек:

Код:

{ввод данных}

x:=48 mod 5;

{вывод данных}


Простейший калькулятор.

Давайте попробуем написать простейший калькулятор, который выполняет с нашими двумя числами все действия, которые мы сегодня выучили, сразу.


program calc; //вводим название программы

Код:

var a, b, sum, raz, pro, c: integer; del: real; //вводим переменные

begin //начинаем программу

  readln (a, b); // вводим в программу два числа

  sum:=a+b; // складываем числа

  raz:= a-b; // вычитаем

  pro:=a*b; // умножаем

  del:=a/b; // выполняем простое деление

  c:=a div b; //делаем целочисленное деление

  a:= a mod b; // находим остаток, при этом меняем значение a

  writeln ('сумма - ', sum); // выводим на экран сумму

  writeln ('разность - ', raz); // выводим на экран разность

  writeln ('произведение - ', pro); // выводим на экран произведение

  writeln ('простое деление - ', del); // выводим на экран обычное деление

  writeln ('целочисленное деление - ', c); // выводим на экран результат целочисленного деления

  writeln ('остаток - ', a); // выводим на экран остаток

end. //заканчиваем программу  

Уроки Pascal ABC - Урок №3

Сегодня предлагаю рассмотреть операторы квадрата, корня и модуля.

1. Оператор квадрата

Этот оператор возводит в квадрат заданное число или переменную. Выглядит, как "sqr" (без кавычек). В программе пишется как sqr(a), где a - любая переменная или число.

Код

var a, c:integer;

begin

  writeln ('Введите число');

  readln (a);

  c:=sqr(a);

  writeln ('Квадрат равен ',c);

end.


2. Оператор корня

Этот оператор находит корень из переменной или числа. Выглядит, как "sqrt" , (без кавычек). В программе пишется как sqrt(a), где a - любая переменная или число.

Код

var a, c:real;

begin

  writeln ('Введите число');

  readln (a);

  c:=sqrt(a);

  writeln ('Корень равен ',c);

end.


3. Оператор модуля

Данный оператор переводит число из обычного в число по модулю, то есть меняет знак этого числа на всегда положительный. Обозначается, как "abs" без кавычек, в программе пишется, как abs(a), где a - любое число или переменная.

Код:

var a, c:real;

begin

  writeln ('Введите число');

  readln (a);

  c:=abs(a);

  writeln ('Модуль равен ',c);

end.

Уроки Pascal ABC - Урок №4

Сегодня мы будем рассматривать оператор условия. Он работает по принципу: Если (условие), то (команда 1), иначе (команда 2).

Слово если выполняет команда IF, слово тогда - then, а иначе - else. На деле этот цикл выглядит так:

Код:

///////////////////////////////////////////////////////////////////////

Program sravnenie; // Название программы.

var a,b,c,d: integer; // Вводим переменные.

begin // Начало программы.

readln(a); // Ввести значение a.

readln(c); // Ввести значение c.

if a < с then // Если а меньше с, то

b:=с // b будет равно с.

writeln(b); // Вывести значенние b на экран.

else a:=d; // В противном случае а равно d.

writeln(d); // Вывести значенние d на экран.

end. // Конец программы.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////  

Немного потренируемся

Раньше мы создавали калькулятор без возможности выбора действий, на основе изученных в последнем уроке операторов условий (if, then и else), мы можем составить калькулятор с выбором действий (свой первый калькулятор я составлял сам и ушло на него у меня 2 часа).

Исходник калькулятора для паскаля, который умеет:

- складывать;

- вычитать;

- умножать;

- находить корень;

- находить квадрат;

- делить в обычном и привычном для нас виде;

- делить в целых числах

- делить с остатком.

Использованы операторы sqrt, sqr, mod и div, +, -, /, *.

Код:

Program calc2;

var a, b, sum, raz, pro, c, n: integer; // Задаём переменные, их типы

del: real;


begin

  writeln (' Введите требуемое действие:' ); // Диалог с пользователем

  writeln (' 1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - простое деление, 5 - деление с остатком, 6 - квадрат, 7 - кв. корень'); 

  readln (n); // считывание действия

  writeln ('Введите числа для операции, если корень или квадрат, то второе число - любое');

  readln (a, b); // считываем два числа

    if n = 1 then begin // Если n = 1 (сложение), то начало д.

    sum:=a+b; // складываем числа

    writeln ('сумма - ', sum); // выводим сумму

    end; //конец д.

          if n = 2 then begin // Если n = 2 ( вычитание), то начало д.

          raz:= a-b; //вычитаем

          writeln ('разность - ', raz); // выводим разность

          end; // конец д.

                if n = 3 then begin // Если n = 3 (умножение), то начало д.

                pro:=a*b; // умножаем

                writeln ('произведение - ', pro); // выводим произведение

                end; // конец действия.

                {Дальше комментарии к оператору if отсутствуют, т.к. они почти теже}

                      if n = 4 then begin

                      del:=a/b; // выполняем простое деление

                      writeln ('простое деление - ', del); // выводим обычное деление

                      end;

                            if n = 5 then begin

                            c:=a div b; //делаем целочисленное деление

                            a:= a mod b; // находим остаток, при этом меняем значение a

                            writeln ('целочисленное деление - ', c); // выводим результат целочисленного деления

                            writeln ('остаток - ', a); // выводим остаток

                            end;

                               if n = 6 then begin

                               pro:= sqr (a); // находим квадрат первого числа

                               writeln ('Квадрат a равен ', pro); // выводим квадрат перового числа

                               end;

                                 if n = 7 then begin

                                  del:= sqrt (a); // Находим квадратный корень первого числа

                                  writeln ('Кв. корень равен ',del); // Выводим кв. корень

                                  end; //

end. //конец программы

 

Pascal ABC - Урок 6

Мы будем разбирать цикл while с предусловием.

1. Цикл с параметром в Паскале - FOR

Цикл FOR задает определённое условие по которому программа будет работать определённое количество раз, допустим нам нужно 5 (или n) раз зациклить программу, это легко сделать с помощью данного цикла. У цикла FOR есть характерная черта - счетчик который обычно обозначается буквой i или j.

Внешний вид цикла с параметром в паскале:

Код:

for i:= 1 to n do // присваиваем i сначала одному, потом двум, трем, ..., n


После 1-го прохода переменной i присваиваем 1, после второго присваиваем 2 и так до тех пор, пока не дойдем до n. to - это до .. в порядке возрастания, также есть downto - до .. в порядке убывания.

2. Цикл с предусловием в Паскале - WHILE

Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если какое-либо логическое выражение или его результат окажется ложным. Так как верность логического выражения проверяется в самом начале, то тело цикла может не выполнится ни одного разу.

Структура цикла с предусловием:

Код:

WHILE  <условие> DO

        begin

                <тело цикла>

        end;


Порядок выполнения цикла:

- логическое выражение, истинность которого проверяется вначале выполнения циклического оператора;

- любые выполняемые операторы языка.

Пока условие истинно выполняется тело цикла. Как только условие становится ложно выполнение цикла прекращается.

Пример:

Задача: вычислить сумму ряда 1+1.5+2+2.5+3+3.5+ .. + 30

Код:

program example-while;

var

   sum:real;

   n:real;

BEGIN

   sum:=0;

   n:=1;

   while n < =30 do

        begin

           sum:=sum+n;

           n:=n+0.5;

        end;

   writeln('Сумма равна: ',sum);

END.


3. Цикл с постусловием - Repeat - until.

Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.

Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.

Последовательность операторов, входящих в тело цикла выполняется один раз, после чего проверяется соблюдение условия, записанного следом за служебным словом Until. Если условие не соблюдается, тогда цикл завершается. В противном случае - тело цикла повторяется ещё раз, после чего снова проверяется соблюдение условия.

Формат записи, структура цикла:

Код:

REPEAT

<тело цикла>

UNTIL  <условие>;


Пример:

Код:

Program test2;

Var b:Real;

Begin

b:=100;

Repeat b:=b/2;

Until b<10;

Writeln(b:0:2);

End.

Pascal ABC - Урок 8

В прошлом уроке мы разобрали общее понятие подпрограммы в Паскале, сегодня лучше познакомимся с подпрограммами типа Функции. Узнаем о том, как она вызывается в основной части, как описывается, как выглядит и т.п. Подробнее дальше.

Функции - подпрограммы, которые возвращают значение, то есть не изменяют переменные в основной программе, а выполняет действие, которое в дальнейшем можно использовать многократно.

Предлагаю рассмотреть структуру функции на примере:

Код:

Function Prim(a, b, c:integer):integer; //Задание переменных в функцию из программы

var M:integer; //Описание локальной/ных переменных

begin

A:=B+C; //Складывание чисел

M:=A/B; //Присваивание локальной переменной значение А/В

A:=A*C*B*M; //Перемножение

Prim:=A; //Возвращение значения

end; //Конец функции


Данная функция выполняет простые операции с числами, в предпоследней строчке мы видим, как происходит возвращение значения. Передаваться значения могут как по ссылке, так и по значению.

Как вызвать функцию в программе?

Для того, чтобы вызвать функцию, мы должны либо присвоить её значение какой-либо переменной, либо совершить с ней какую-то операцию, либо вывести с помощью write/writeln. Вызывается она следующим образом: (переменные, которые требуется передать в функцию);

Пример вызова для нашей вышеописанной функции:

Код:

k:= Prim(a, b, c); // Присваивание значения функции переменной, где k-любая переменная, описанная в программе

k:=Prim (a,b,c)+365 // Совершение операции с функцией, к значению функции прибавляем 365

write (Prim(a,b,c)); // Вывод значения функции



Похожие:

Уроки Pascal abc введение iconРешение. Разделим область abc на две равные части вдоль оси ox, тогда из условия или
Двумерная случайная величина (X,Y) имеет равномерное распределение вероятностей в треугольной области abc
Уроки Pascal abc введение iconУрок-праздник по английскому языку во 2-м классе по теме «Now I know The abc!» («Теперь я знаю алфавит!») Учитель Лисовицкая Н. Н. Мкоу заболотовская сош ольховатского района Воронежской области
Используемые цор: мультимедийная презентация «I know The abc», cd enjoy listening and playing (к учебнику Биболетовой)
Уроки Pascal abc введение iconПрограмма элективного курса «Программирование на языке Turbo Pascal» 9 класс
Предлагаемый элективный профильный курс предназначен для тех, кто хочет освоить программирование в среде Turbo Pascal. Курс предполагает...
Уроки Pascal abc введение iconИз опыта работы 7 сценариев нестандартных уроков математики
Проведите свои уроки по предложенным сценариям и вы почувствуете значимость своего труда в любви своих учеников к математике! Все...
Уроки Pascal abc введение iconКонспект по темі "Організація алгоритмів розгалуження мовою Turbo Pascal " Визначення. Розгалуження
Перевірити знання теорії по темі “Організація розгалуження мовою Turbo Pascal ”
Уроки Pascal abc введение iconMy abc party
Цель: систематизировать знания детей по пройденному материалу (английский алфавит, лексика, спеллинг, ответы на вопросы)
Уроки Pascal abc введение iconЧумак Ольга Степановна Государственное учебное заведение «Артемовский профессиональный лицей» заместитель директора по учебной работе уроки на производстве и урок
Уроки на производстве и уроки-экскурсии — это уроки, пе­ренесенные с определенной учебной задачей непосредственно на предприятие...
Уроки Pascal abc введение iconОбучение для преподователей семинары по охране окружающей среды главные уроки введение
Экология (“Ecology”) это слово, которое было придумано в 1866 немецким ученым Эрнстом Хаекелем (Ernst Haeckel), для определения подраздела...
Уроки Pascal abc введение iconКомпания Edgestile Уроки по работе с программой SiteEdit
Скачать версию программы SiteEdit Business, для которой описаны уроки, вы можете по ссылке
Уроки Pascal abc введение iconТема: «Введение в уроки жизни. Мой родной край.»
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня урок жизни является первым в этом учебном году. И хотелось бы, чтобы в самом начале...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами