Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» icon

Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман»



НазваниеУрок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман»
М.Ю.Лермонтова
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Общеобразовательная школа I – III ступеней №10 Димитровского городского совета


Урок на тему


«Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман»


Разработала

Герасенкова Татьяна

Борисовна, учитель

русского языка и

литературы


Димитров, 2010 г.

Урок №30

Тема. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» -

первый в русской литературе психологический

роман


Задачи: познакомить учащихся с содержанием глав

«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»;

формировать и совершенствовать умение

выделять главное в содержании, анализировать

поступки героев, отстаивать свою точку зрения;

развивать умение комментировать и читать

отрывки из произведения; умение работать в

группе и применять интерактивные технологии

обучения; воспитывать культуру взаимоотно –

шений и прививать нравственные ценности.


Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации

к роману «Герой нашего времени»,

видеофильм по роману «Герой нашего

времени», тексты романа


Тип урока: изучение нового материала


Формы работы: прием «Микрофон», презентация

заданий в группах


Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1.Слово учителя

- Сегодня мы знакомимся с романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Обратите внимание на тему: это психологический роман. Как вы понимаете значение этого слова?

- Значит, в нем будет раскрываться внутренний мир героя, его душа.

- Еще это произведение философское. Так ли это?

- Да, герой размышляет и анализирует свою жизнь, свои поступки, оценивает окружающих его людей.

- А что значит социальный роман?

- Это значит, что в нем раскрываются социальные проблемы: активность человека, поиски смысла жизни, отношения к людям, обществу.

- Вы обратили внимание, что роман состоит из повестей. Они сплетены в единое целое, но их хронологическая последовательность нарушается. Обратите внимание на таблицу с их расположением.

2.Рассматривание и запись таблицы.

- Хотелось бы услышать ваше мнение о первом знакомстве с романом «Герой нашего времени». Для приема «Микрофон» предлагаю вопрос: «Что вам в романе запомнилось больше всего и как вы относитесь к поступкам и речам главного героя Печорина?».

3.Прием «Микрофон»: имитируя микрофон, учащиеся делятся впечатлениями о первом прочтении романа и его герое в течение 1 мин. (по желанию).


III. Изложение нового материала

1.Слово учителя

- Предлагаю знакомство с романом начать с работы в группах. Каждая получает задание с карточкой - путеводителем (подготовка – 10 мин.)

2.Работа в группах

Задание для группы №1: выделить главные эпизоды в главе «Бэла», кратко их прокомментировать, высказать свою точку зрения о Печорине в этой главе.

Задание для группы №2:прочитать диалог Печорина и Максим Максимыча в главе «Максим Максимыч»; охарактеризовать каждого героя в этой встрече, дать свою оценку их поведению, подтверждая высказывания цитатами.

Задание для группы №3: выбрать главные эпизоды, просмотрев кадры видео-фильма «Тамань», прокомментировать поведение Печорина в них, подтвердить выдержками из текста.

Задание для группы №4: составить коллаж из иллюстраций к роману или по всему содержанию, или к отдельным главам. Прокомментировать один из мини-коллажей, используя цитаты из текста к запечатленным на иллюстрациях эпизодам.

Примерные варианты ответов к заданиям в группах

1-ая группа

Главные эпизоды и комментарий к ним в главе «Бэла»:


«Встреча с Бэлой на свадьбе у мирного князя»: Бэла пела и танцевала. Печорин любовался молоденькой княжной. Тайно за ней следил и Казбич.


«Подслушанный разговор Максима Максимыча»: разговаривали Азамат и Казбич. Азамат хотел выкупить карагеза, готов был даже украсть сестру и отдать за коня. Максим Максимыч передал суть разговора Печорину.


«Азамат ворует Бэлу для Печорина»: Печорин обещает Азамату помочь украсть у Казбича коня, когда он приедет к ним в крепость. А за это Азамат привезет Печорину Бэлу. Все так и получилось.


«Бэла у Печорина»: долго сидит в одиночестве в запертой комнате. Печорин дарит ей подарки. Бэла их не принимает. Придумывает хитрый ход: хочет отпустить Бэлу. Тут она признается ему в своих чувствах. Печорин ее недолго любит. Чувства остывают. Была это понимает.


«Похищение Бэлы»: Казбич выследил ее во время прогулки у речки. Ранил ее кинжалом. Печорин вернулся с охоты и увидел умирающую Бэлу.


«Смерть Бэлы»: мучилась и умерла. Печорин и Максим Максимыч ухаживали за ней, но ничего не помогло. Печорин долго был нездоров, о Бэле не говорили, а потом он уехал в Грузию.


Точка зрения о поведении Печорина: достигает цели, чего бы ему это не стоило. Эгоистичен. Влюбчив. Не брезгует любыми путями достижения цели. Любви ему мало. Странен и противоречив. Коварен. Имеет чувства, но быстро остывает.


2-ая группа

Характеристика Максима Максимыча: радуется приезду друга. Целый день до утра ждет его прихода. Волнуется, не может понять, почему Печорин задерживает-ся. Ценит дружбу, помнит о приятельских отношениях. Удивлен холодной встрече. Разочарован таким отношением.

Печорин: не хотел встречаться, нет желания поделиться воспоминаниями, не прочувствовался. Сдержан, немногословен, торопится откланяться. Не ценит настоящей дружбы. Черств в обращении с людьми. Горд и независим, не помнит прошлого.


3-я группа

1-й кадр: «Знакомство с Таманью»: «скверный городишко», в нем «нечисть», остановился у странной хижины.

2-й кадр: «Встреча со слепым»: расспрашивал об обитателях хижины, встреча вызвала жалось к убогому.

3-й кадр: «Ожидание»: девушка и слепой ждут лодку с Янко. Он отважен: привез какой-то товар в шторм. Что-то нечистое.

4-й кадр: «Ундина и ее песня»: услышал и залюбовался, т.к. девушка была похожа на русалку. Заворожила Печорина, разговаривает с ней о том, что видел ночью.

5-й кадр: «В лодке»: пригласила Печорина в лодку, быстро отплыли. Увлекся ею. Она тайком выбросила его пистолет в воду. Хотела утопить Печорина, но он справился с нею, выбросив ее за борт.

6-й кадр: «Контрабандисты покидают Тамань»: слепой остается в Тамани; Янко и его спутница покидают город, т.к. они раскрыты. Печорину грустно, что он «нарушил жизнь мирных контрабандистов» из-за любопытства.

Краткая характеристика Печорина

Его манит загадка, тайна. Он любопытен, бесстрашен, смел. Обстоятельства и герои его интригуют. Он рискует. Сожалеет, что принес несчастье. Но к судьбе людей безразличен, эгоистичен.


4-ая группа

Коллаж из иллюстраций к главе «Бэла»

Комментарий к изображенным эпизодам:

1 иллюстрация: Казбич разговаривает со своим карагезом, а Азамат следит за ним, т.к. хочет украсть лошадь.

2 иллюстрация: Бэлу похищает Азамат, а Печорин везет ее в крепость. Бэла сидит в одиночестве в комнате Печорина.

3 иллюстрация: Бэла танцует с братом на свадьбе старшей сестры и произносит лестные речи в адрес Печорина.

4 иллюстрация: Казбич в лесу подстерегает отца Бэлы и закалывает его, забрав его лошадь.

5 иллюстрация: Бэла мертва. Печорин смеется, а Максим Максимыч плачет, удивляясь такому поведению Печорина.


IV.Рефлексия

- Высказывания учащихся с использованием приема «Микрофон»:

«Я запомнила такие эпизоды…»

«Я хочу сказать, что Печорин мне показался…»

«Особенно мне понравилась презентация группы…»

V.Домашнее задание

1.Прочитать повести «Княжна Мери» и «Фаталист».

2.Индивидуальные задания: мальчики высказывают точку зрения об отношении Печорина к Вере и Мери; девочки дают оценку поведения женщин к Печорину.





Похожие:

Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconРоды поэтические
Наконец жанры обычно получают дальнейшие подразделения (напр роман бытовой, роман авантюрный, психологический и т п.)
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconУрок на тему «Сказочные мотивы в современной русской литературе на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»
М. А. Булгакова или обзорной темы по современной русской литературы. В любом случае опережающим заданием для учащихся станет прочтение...
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconУрок по русской литературе в 11 классе с использованием интерактивного оборудования. Тема: «Сергей Есенин. Этапы творческого пути.»
Открытый урок по русской литературе в 11 классе с использованием интерактивного оборудования
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconДавид Гильберт
Работы многих математиков вплоть до нашего времени несут отпечаток его мышления, во всех математических достижениях нашего времени...
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» icon50 Задания 7-8- классов
Жанр: Историческая повесть. Роман. Фантастическая повесть. Исторический роман. Рассказ Приключенческий роман. Романтическая поэма....
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconУрок по литературе с использованием здровьесберегающих технологий
...
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconУрок по истории и литературе Цель урока: дать представление о формировании государства Англия Задачи
Понятия: норманны, викинги, сага, рыцарский роман, хроника, англы, саксы, «круглый стол»
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconПлан-конспект урока по изучению одной из монографических тем по русской литературе в старших классах. Екзаменаційний білет №2
Составить план-конспект урока по изучению одной из монографических тем по русской литературе в старших классах
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconУрок по теме) «Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман» iconВид занятия: лекция. Оснащение: классная доска, мел, раздаточный материал. Междисциплинарные связи
Организационно-психологический момент (психологический настрой учащихся на занятие, учёт явки учащихся)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами