Особенности формирования осознанного профессионального выбора icon

Особенности формирования осознанного профессионального выбора



НазваниеОсобенности формирования осознанного профессионального выбора
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Особенности формирования осознанного профессионального выбора

Валентина Шебаниц – практический психолог

Новоазовской ОШ І-ІІІ ступеней №2 ,

тренер-координатор Национальной тренерской сети

Международного женского правозащитного центра

«Ла Страда-Украина»

Значимость и актуальность проблемы отношения к профессионально-трудовой деятельности определяются особой остротой, которую приобретает в условиях настоящего времени задача всесторонней подготовки молодежи к осознанному выбору профессии.

Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности.

При этом отношение к трудовой деятельности, возникающее в период подготовки к труду и в процессе самого труда, рассматривается как одна из важнейших социальных и психологических характеристик личности. Опыт показывает, что профессиональная деятельность, приносящая человеку наибольшее удовлетворение, обычно оказывается именно той деятельностью, в которой он может сделать максимальный вклад в общее дело, принести наибольшую пользу общества.

Несмотря на возросший за последнее время интерес со стороны ряда социально-гуманитарных наук к вопросу профессионального выбора, данное направление все же остается полностью не изученным. А. Б. Орлов на материале конкретных психологических исследований показал, как развитие побуждений личности определяет выбор профессии[3].

Для человека важно выбрать ту профессиональную деятельность, которая позволили бы ему в максимальной мере реализовать свой потенциал. Если это удаётся , то можно говорить о «деле жизни» , которое позволяет человеку ощущать себя счастливым . С точки зрения Д. Сьюпера, выбор профессии является , во-первых , длительным процессом , растягивающимся на несколько лет , а во-вторых, событием , включенным в цепь событий профессиональной биографии человека [6,с.11].

В целом, профессиональный путь человека может быть разделен на пять этапов: поиск, упрочение, рост, стабилизация и спад. Период выбора профессии и профессионально становления является второй ступенью, которая охватывает возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что индивид пробует свои силы в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности.

С точки зрения Д.Сьюпера, при выборе профессии человек должен учитывать:

  • свой образ «Я»: способ мыслей о самом себе и оценку себя;

  • интеллект: структуру общих способностей и способностей к обучению и научению;

  • специальные способности: уровень развития специальных способностей и их структуру;

  • интересы: тенденции поведения, проявляющиеся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;

  • ценности: то, что человек ожидает и ищет в трудовой деятельности. Ценности делятся на внутренние (содержательные), и внешние (сопутствующие);

  • отношение к труду, работе и профессии. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;

  • потребности, определяющие мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии;

  • черты личности: наиболее общие модели поведения, оказывающие влияние на форму трудового поведения человека;

  • профессиональную зрелость: то, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора[2, с. 5].

Выбор профессии можно считать успешным, если совпадают возможность, наличие способностей именно к данной профессии, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней; влечение, желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлечённость, направленность именно на эту деятельность; востребованность, потребность общества в работниках этого профиля, определяющаяся спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.

Можно выделить следующие ошибки при выборе профессии:

  • ^ Отождествление профессии со школьным предметом. Ведь если подростку нравится какой-то школьный предмет, из этого не следует, что понравится и связанная с ним работа.

  • Ориентация на мнение случайных людей. Дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека.

  • ^ Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени.

  • Выбор профессии «за компанию». Чаще всего выбранная таким образом профессия подходит тому, кто был инициатором, ведь для него это был сознательный выбор.

  • Недостаточный учет своих способностей. Ведь делать своей профессией целесообразно то, что хорошо получается.

  • Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Иногда профессия начинает травиться потому, что ею обладает вызывающий у вас симпатию человек, или наоборот.

  • Выбор исключительно по признаку престижности. Мода на профессии меняется довольно быстро и является сама по себе достаточно зыбким основанием для выбора занятия на всю жизнь.

  • Выбор вопреки, назло чему - или кому-либо. Случаев, когда выбор занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем мало.

  • Игнорирование медицинских показаний. Желательно перед выбором проконсультироваться с врачом, насколько интересующие человека профессии совместимы с состоянием его здоровья.

  • ^ Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действий [4].

Совокупность условий, влияющих на выбор профессии, велика. Ее составляют и социальные условия жизни, и условия семейного воспитания, особенности обучения в школе, взаимоотношения со знакомыми взрослыми и сверстниками, актуальные потребности общества в кадрах и многое другое. Все эти факторы, так или иначе, определяют становление склонностей личности, тем самым опосредствованно обусловливая особенности выбора профессии. Ведь именно профессиональная деятельность дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно — дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут рамного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, что правильный выбор работы — один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма[5].

Эти сложные и насущные задачи ставят много важных проблем перед психологами и педагогами. Их научный поиск служит выявлению и изучению путей и способов решения актуальных вопросов профессиональной ориентации молодёжи.

При этом имеется в виду и расширение реальных возможностей для применения человеком своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Вот почему изучение психологической сущности отношения человека к своей деятельности, называемого склонностью, ее развития и разнообразных

проявлений в жизни личности имеет в наши дни особенно большое значение.


Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни – М.: «Мысль», 2001. С. 148.

  2. Грецов А.Г. Выбери профессию сам // А.Г.Грецов, Е.Г.Попова/Информационно-методические материалы для подростков.-СПб., 2004.-С.124

  3. Ильин Е. П. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессии/Дифференциальная психология профессиональной деятельности — СПб.: «Питер», Серия «Мастера психологии», 2008.

  4. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. http://www.bookmate.ru

  5. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности/Теория и практика воспитания − Алма-Ата: 1990. С. 281.

  6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.Чернявская .-М.,2001.-с.198.



Похожие:

Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconМетоды и приемы формирования культуры выбора, обеспечения успешности обучающихся на личностно- ориентированном уроке информатики Султанова Светлана Владимирвна учитель информатики и икт моу «Гимназия №1 г. Нерюнгри»
Методы и приемы формирования культуры выбора, обеспечения успешности обучающихся на личностно- ориентированном уроке информатики
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconМетоды и приемы формирования культуры выбора, обеспечения успешности обучающихся на личностно- ориентированном уроке информатики Султанова Светлана Владимирвна учитель информатики и икт моу «Гимназия №1 г. Нерюнгри»
Методы и приемы формирования культуры выбора, обеспечения успешности обучающихся на личностно- ориентированном уроке информатики
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconМир профессий, или какую дверь открыть? Цель
Цель; создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы профессионального выбора
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconСценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?
Цель: создание условий для осознания детьми важности проблемы профессионального выбора и знакомство с современными профессиями
Особенности формирования осознанного профессионального выбора icon1. Краткое содержание деятельности Учреждения Учетная карта автономного образовательного учреждения
Целью Учреждения является: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания...
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconФормирование у детей осознанного отношения к растительному миру (травянистым лекарственным растениям, произрастающим на территории детского сада) через исследовательскую деятельность
Первый план выступает задача формирования таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически...
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconУрок №9 Свобода и моральный выбор человека (Использованы Интернет-ресурсы)
Цель: создание условий для формирования у учеников представления о свободе как основе нравственного выбора человека
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconЛекции введение
Особенности формирования налоговой среды индивидуального предпринимательства в Российской Федерации
Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconЛичностные универсальные учебные действия у младших школьников возрастные и психологические особенности развития и формирования

Особенности формирования осознанного профессионального выбора iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Читинский государственный университет»
Тема№1 Особенности производства и предпринимательской деятельности в горном бизнесе
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами