Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока icon

Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока



НазваниеКонспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Конспект урока по русскому языку,

проведенного 17.01.2013 года

в 10 –Б классе

Учитель: Виткалова Н.М.


Тема урока: Общая характеристика научного стиля

Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного стиля, научить определять стили речи, совершенствовать навык составления собственного высказывания на заданную тему

Оборудование: таблицы с текстами, учебник, доска

Тип урока: урок усвоения новых знаний

^ Ход урока

І. Организационный момент (готовность к уроку)

ІІ. Актуализация опорных знаний

1.Анализ текстов (на парте таблицы с текстами разных стилей)

- Прочитайте тексты, данные на карточках.

Карточка 1. Встретились два друга. Делятся впечатлениями о телепередаче.

- Вчера посмотрел передачу « В мире животных». Узнал много интересного о зверьках - горностаях. Они такие проворные и смешные. Бегают быстро, как молния.

Карточка 2. Горностай – ценный пушной зверек семейства куньих. Летом мех буровато - рыжий, зимой снежно – белый, кончик хвоста черный в течение всего года. Длина тела самца около25 см, длина хвоста до 10 см (самки намного меньше). Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Обитает чаще всего в долинах рек, близ озер, тростниковых зарослей, но встречается и в лесах, перелесках, горных россыпях и на полях.

^ 2. Фронтальная беседа

- К какому стилю относится первый текст? Обоснуйте свой ответ. (Этот текст относится к разговорному стилю, так как в нем используются художественные средства – сравнение, ситуация общения – непринужденная беседа)

- Особенности каких стилей вы уже знаете?

( Мы познакомились с особенностями разговорного и официально – делового стилей)

- Что можете сказать о втором стиле? Где он может быть размещен?

( В учебнике по географии или справочнике по биологии )

- К какому стилю, по вашему мнению, относится второй текст?

( К научному)

^ 3. Чтение стихотворения

- Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,

В нем – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать,-

Перед нами стиль - …

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с общей характеристикой научного стиля, со сферой его употребления, научимся составить небольшие тексты в научном стиле.
ІV. Работа по теме

^ 1. Словарный диктант

Монография ( научное исследование), диссертация ( научная работа) доклад ( публичное сообщение) реферат ( краткое изложение темы на основе нескольких источников), конспект (краткая запись содержания), дискуссия (спор, обсуждение), аннотация ( краткое изложение содержания книги), мышление ( способность рассуждать), концепция ( система взглядов), проблема ( вопрос, требующий разрешения), исследование ( научный труд), конференция ( собрание представителей групп, организаций), стереотип (копия), синтез (обобщение), анализ (метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон , свойств, составных частей чего – либо), медицина (совокупность наук о болезнях и их лечении), термин (название определенного понятия, произносится мягко)

- К лексике какого стиля можно отнести данные слова?

( Эти слова можно отнести к лексике научного стиля)

2.Беседа

- В какой сфере используется научный стиль? (научной, педагогической и учебной)

- Что характерно для научного стиля? (точность, логичность, объективность, конкретность, отсутствие образности и эмоциональности, использование терминов, цифр, дат, фактов)

^ 3. Объяснение учителя

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках, учебной и справочной литературе, в выступлениях на научные темы. Наука - это сфера человеческой деятельности, одна из форм общественного сознания. Понятие « наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания (исследование, изучение), так и результат этой деятельности – сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин « наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания (физика, химия, лингвистика и т. д.) Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный стиль же помогает описать результаты научных исследований.

^ 4. Работа по учебнику
- Стр. 30, чтение статьи о научном стиле.

5. Составление таблицы « Научный стиль»

- Используя материал учебника, составьте таблицу о сфере использования научного стиля и о жанрах научного стиля.

Сфера использования Жанры

Научная Монография, диссертация, доклад

Педагогическая Лекция, сообщение

Учебная Статья, реферат, конспект, тезисы

^ 6. Проверка составленной таблицы.

V. Закрепление изученного материала.

1. Чтение и анализ текста (стр.30, упражнение 60)

- К какому стилю относится данный текст?

( Научный)

- Обоснуйте свой ответ.

( Точность, логика изложения, использование терминов, тип речи - рассуждение, отсутствие образности)

- Что вы знаете о Циолковском?

Историческая справка: Русский ученый и изобретатель в области аэро и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики. Почти полностью потерял слух, с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 году сдал экстерном на звание учителя. Работал в Калуге учителем физики и математики. Указал пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Годы жизни – 1857 – 1935.

^ 2. Творческий диктант. Задание: по данным терминам определите отрасль научного знания

- синус, косинус, гипотенуза;

- фонетика, правописание, лексикон;

- диффузия, кислота, ангидрид;

- мембрана, клетка, хлорофилл; -

- сопротивление, торможение, статика;

- инфляция, экспорт, инвестиция;

- сканер, файл, принтер, процессор;

( Математика, лингвистика, химия, биология, физика, экономика, информатика)

^ 3. Самостоятельная работа

Задание: используя знания о научном стиле, напишите мини – статью о значении и происхождении данных слов: 1 ряд - биология; 2 ряд – география; 3 ряд – орфография

Биология – произошло от греческого: био – жизнь, логос – учение ,слово. Слово биология обозначает комплекс наук, изучающий живые организмы.

География - произошло от греческого: гео – земля, графо – пишу. Слово география обозначает комплекс наук, изучающий строение и описание Земли.

Орфография – произошло от греческого : орфо – правильно, графо – пишу. Слово орфография обозначает свод правил о правильном написании.

^ 4. Проверка самостоятельной работы.

VІ. Итог урока.

1.Беседа

- Назовите сферу использования научного стиля. ( Научная, педагогическая и учебная деятельность)

- Назовите жанры научного стиля. ( Монография, доклад, статья, конспект, реферат, аннотация)

^ 2. Итоговое слово учителя

- Закончить урок хочу словами великого ученого, поэта М.В.Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

VІ. Домашнее задание

1.Стр. 30 (теория), упр. 6

Литература

1. Бабайцева В.В. Русский язык 10 - 11 классы [Текст] / В.В. Бабайцева. - М: Дрофа, 2006. - 447 стр.

2. Баранов М.Т. Русский язык. Справочник для учащихся [Текст] / М.Т. Баранов. – К.: Радянська школа,1988. - 285 стр.

3.Быкова Е.И. Русский язык 9 класс [ Текст]/ Е.И. Быкова.- К: Зодіак – ЄКО, 2009. - 237

4.Михайловская Г.А. Русский язык 10 класс [ Текст]/ Г.А. Михайловская.-К: Освіта, 2010. - 155стр.

5. Большой энциклопедический словарь [Текст]/М.: Советская энциклопедия, 1985. - 248 стр.

6. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 века [Текст]/ К.: Веселка, 1981.- стр.57




Похожие:

Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Зверевой Н. М. Форма урока
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» Тип урока: открытие нового знания
План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке»
Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: Словесный конструктор
Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке и вы...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Наши младшие друзья». Урок 14. Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей…
Задачи урока: Формировать навыки умения заменять имена существительные личными местоимениями и употреблять их вместо существительных...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Сказуемое
Тема нашего урока «Сказуемое». Мы закрепим свои знания о сказуемом, будем составлять предложения и находить в них грамматическую...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель Чеснокова Людмила Александровна
Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного;...
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями
Средства наглядности: плакат по каллиграфии с росчерком, карточки с индивидуальными заданиями, письмо Незнайки
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н. М. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку с использованием цор г. Магнитогорск маоу «сош №56 с уим»
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами