План-конспект Мир психологических знаний icon

План-конспект Мир психологических знаний



НазваниеПлан-конспект Мир психологических знаний
Дата17.10.2016
Размер
ТипПлан-конспект

Лекция № 1

5.09.07.

Тема: Психологические знания и их типы.

План-конспект

  1. Мир психологических знаний.

  2. Житейская психология.

  3. Научная психология. Отрасли научной психологии.

  4. Практическая психология.

  5. Психологические знания в искусстве.

  6. Иррациональная психология.

  7. Связь психологии с другими науками.


Рекомендуемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций — М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Мир, 1996. - Т. 1. - 496 с. (гл. 2 и 3).

  3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 152 с.

  4. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 2-е изд. — М • Смысл 1996.-С. 7-21.

  5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1992. -№3.-С. 3-12.

  6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) / Психология профессионала. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - С. 246-250.

  7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. — 1995. — № 1.—Т. 16.— С. 170—172.

  8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

  9. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психоло­гия личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 208—215.

  10. Психология личности. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

  11. Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - С. 306-312.

  12. Ярошевский М.Г. История психологии. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1976. - 463 с. Что такое психология?

1. Мир психологических знаний

В буквальном переводе с греческого оно означает «знание о душе» или «наука о душе», происходя от соответствующих греческих корней: psyche (душа) и logos (знание, учение).

В истории психологии явления внутреннего мира человека обычно обозначались как душа и душевные явления. Само слово «психология» используется относительно недавно. Мнения историков по поводу того, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Ф. Меланхтона, другие — философа Гоклениуса (цит. по Ярошевский, 1976, с. 3). Слово «психология» появилось в научной литературе в XVIII веке. В философский язык этот термин впервые ввел немецкий философ Христиан Вольф в своих работах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732—1734 годах.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Но в процессе развития культуры и науки значения этих понятий приобрели специфический смысл. В настоящее время в житейской психологии и в искусстве чаще используется слово душа, слово психика употребляется реже. И наоборот, понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».

^ Психология — это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека.

Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение — это познавательные психические процессы. С их помощью человек познает окружающий и внутренний миры. Ощущения и восприятия дают человеку знания, непосредственно отражаемые с помощью таких органов чувств, как зрения, слух, осязание, обоняние, вкус. В результате восприятия возникают образы, содержащие максимально детальную информацию о предметах и явлениях. Представления, возникающие в памяти человека, воспроизводят образы предметов, непосредственно не воспринимаемых в данный момент. Они предназначены для того, чтобы сохранить прошлый опыт впечатлений, полученных с помощью органов чувств. В отличие от них представления, возникающие в воображении, направлены на построение новых образов, ранее не виденных человеком. Воображение часто отождествляется с фантазией. Мышление позволяет получить новые знания с помощью умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, с помощью сложных умозаключений. В результате этого у человека формируются новые образы, суждения, помогающие ему глубже понять существенные свойства и закономерности окружающего и внутреннего мира.

^ Познавательные процессы могут быть непроизвольными или произвольными. Непроизвольные процессы возникают и протекают без сознательного намерения человека, как бы сами собой. Они вызываются особенностями предметов и явлений, которые воспринимаются, запоминаются, вспоминаются, представляются. Они возникают в силу новизны наблюдаемых явлений, интереса к предметам, то есть как бы притягиваются самими этими предметами и явлениями. Произвольные процессы возникают и протекают под влиянием сознательного намерения человека увидеть, запомнить, вспомнить, представить, обдумать. Они целенаправленно регулируются и превращаются в наблюдение, заучивание, припоминание, обдумывание. Для этого оказываются необходимыми определенные преднамеренные усилия.

Важную роль в психической жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах. Эмоции — наиболее типичная форма протекания эмоциональных процессов. К числу основных эмоций относятся гнев, презрение, отвращение, страх, радость, грусть и удивление. Они могут быть положительными или отрицательными, но порой характеризуют двойственное, неоднозначное отношение к какому-либо явлению. Они могут протекать с большей или меньшей силой. В случае, когда в эмоциональном возбуждении человек теряет спо­собность отдавать себе отчет в том, что он думает и делает, когда оказывается неспособным контролировать свои действия, говорят об аффективном переживании, или аффекте. Стрессы как распространенные эмоциональные явления современной жизни характеризуют состояние нервно-психической напряженности. Противоположностью этого становится состояние релаксации (расслабления). Настроения в отличие от рассмотренных выше эмоциональных явлений более стабильны. Тревожность, страсти, эйфория и другие понятия характеризуют многие другие стороны эмоциональной жизни человека. Симпатия, антипатия, любовь, дружба, ненависть, доброжелательность и многие другие описывают чувства как наиболее устойчивые эмоции, в которых выражается отношение человека к предметам, событиям, явлениям.

К психическим явлениям относятся также различные стороны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описывают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех или иных его поступков и особенности поведения в целом. Внимание характеризует особенности сосредоточения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. От степени внимания к ней в значительной мере зависит успешность ее выполнения. Повышает степень внимания интерес и способность к волевому усилию. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Внимание может быть непроизвольным или произвольным. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизвольными или произвольными.

К психическим явлениям относят психические состояния, такие, как вдохновение, стресс, усталость, адаптация. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Вдохновение повышает уровень творческой активности человека. Стресс представляет собой нервно-психическую напряженность. Небольшая напряженность активизирует, большая дезорганизует человека. Усталость снижает эффективность деятельности. Адаптация проявляется в приспособлении человека (или животных) к изменяющимся условиям среды.

К психическим явлениям относятся психические свойства человека, такие, например, как темперамент, характер, способности. Они придают своеобразие психической жизни человека. Темперамент характеризует биологически обусловленные типичные динамические особенности психической жизни, которые проявляются постоянно и во многих ситуациях.

Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию.

Выделяют пять основных типов психологических знаний, которые отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,

  2. научная психология,

  3. практическая психология,

  4. искусство,

  5. иррациональная психология.

2. Житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их значением. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, кто умеет наладить и поддерживать контакты с людьми. «Та­кая уж у него психология», — порой утверждают, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он псих!», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

^ Такие психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни и называются житейской психологией. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Их достоверность проверяется на личном опыте. Человек применяет эти знания во взаимодействии с другими людьми. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Человек пытается объяснить тот или иной поступок другого особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки друг с другом и приходить к общим выводам. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний.

Конечно, люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека. Причем жизненный опыт оказывается здесь далеко не столь важным фактором. Замечено, что нет сильной зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в психологических качествах других людей, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния людей.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Повторение — мать учения».

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Баба-Яга, Кощей Бессмертный — в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц — в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов.

- Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей над тайнами человеческого общения. В результате появилась популярная книга «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Эта и другие его книги написаны занимательно, с массой всяческих примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.

^ Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и в дальнейшем используются ими в аналогичных ситуациях. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Так некоторые продавцы, рекламные агенты проявляют себя как хорошие психологи в своих деловых отношениях, понимая особенности поведения покупателя, и строят соответствующим образом свой разговор и поведение с ним. Многие женщины и мужчины, владеющие секретами обольщения, проявляют знания житейской психологии. Но во всех случаях эти знания представляют ценность только в ситуациях определенного рода, в общении с людьми определенного вида. Порой эти знания могут достигать некоторого уровня обобщенности и выражаться в пословицах: «Ни радость вечная, ни печаль бесконечная», «На сердитых воду возят». Они дают людям практические советы: «В нужде не унывай, в счастье не ослабевай», «После драки кулаками не машут».

Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Они описывают некоторые типичные фрагменты жизни людей, отдельные жизненные ситуации и не претендуют на полное описание поведения и внутреннего мира человека.

Такие знания носят интуитивный характер. Они возникают в повседневной жизни на основе внутреннего опыта человека, без ясного осознания и обоснования. Например, педагоги порой находят эффективные способы обучения и воспитания, пробуя те или иные приемы и отмечая для себя их результаты, но не осознают психологических механизмов успешного педагогического воздействия.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах достигается это часто за счет метафор: «Мелка река, да круты берега».

В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных («Тише едешь — дальше будешь»). Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении. Например, слова «ощущение», «чувственный опыт» гораздо более многозначны и неопределенны при их употреблении в повседневной речи, чем в научной психологии.

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой — недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации уча­щихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся, как «старательные», «замкнутые», «торопливые», «невнимательные», «медлительные», «медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества», «слаборазвитые умственно», «способные». Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.


^ 3. Научная психология

Важнейшим типом психологических знаний является научная психология. Ее главная цель — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, то есть независимы от субъективного мнения или позиции ученого. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, получен­ные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов. Психолог должен руководствоваться требованием верности фактам, гарантировать, что эти факты взяты из проверяемого и контролируемого источника. Конечно, достичь абсолютной объективности, полностью избежать субъективности в научном исследовании часто не удается, поскольку интерпретация полученных при изучении материалов может быть в той или иной мере субъективной и зависеть от теоретической концепции ученого.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что ученый опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе отчет в способах получения новых знаний, логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен доказать истинность полученных выводов.

Все это содействует надежности, проверяемости выводов, уменьшает их пристрастность и субъективность. Использование эмпирического и логического доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям.

В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Получение в экспериментах и тестах количественных данных о психических явлениях стало важнейшим методологическим принципом научно-психологического исследования.

В научной психологии широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях психологии личности или типов людей.

Для научной психологии характерна систематичность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована, и он почти полностью лишен возможности использовать красивые метафоры. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития. Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они выражаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Лабораторный или естественный эксперименты позволяют увидеть изучаемые психические явления в специальных условиях, обычно не встречающихся в реальной жизни. Экспериментальные ситуации обеспечивают более строгое изучение научной проблемы в контролируемых условиях, используя возможности точных методов регистрации и измерения. При этом, однако, не всегда убедительным кажется перенесение результатов таких лабораторных экспериментов на объяснение реальных явлений психической жизни человека. С помощью строгих методов экспериментального исследования ученый детально анализирует изучаемые феномены. Однако в силу сложности психических явлений и их взаимосвязей часто не удается описать целостность психической жизни человека.

Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке, понятном профессиональных психологов, но не всегда доступном неподготовленному пользователю. Обилие специфической терминологии в психологии, порой вызывает критику. Основным объектом такой критики является большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Порой спрашивают: «А нельзя ли сказать проще, по-русски?» Нужно ответить прямо: «Нельзя». И тому есть достаточные причины. Лексика русского языка имеет многообразные оттенки и неоднозначности. Задача же научного психологического термина состоит в точном обозначении понятия. По этой причине предпочтительнее является слово «креативность» для обозначения способности человека к генерации новых идей и образов, чем буквальный его перевод — «творческость». Последнее слово, кроме многозначности, еще и выглядит неуклюже. Навязчивая идея не допускать иностранных слов в русский язык имеет давние традиции. К этому еще в XIX веке стремился составитель словаря русского языка Владимир Даль. Однако буквальный перевод некоторых слов и у него порой выглядит явно неудачно: «логика — умословие; эгоист — самотник, себятник; эллипс — долгокруг и т.д.».

В силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд.

Научную психологию еще нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную, то есть изучающую общие психологические закономерности, и прикладную, которая занимается изучением возможностей приложения научно-психологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.

^ Отрасли научной психологии

Психология в течение XX столетия накопила огромное количество научных знаний о мире психических явлений.

В зависимости от предмета исследования выделяется множество разделов психологического знания, например, психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т.д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии расcматриваются и более частные проблемы, например, психология творчества, психология посттравматического стресса и т.п.

На основе связей психологии с другими науками утверждаются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда очевидным оказывается то, принадлежат ли данные знания отрасли психологии или соответствующей смежной науке. В течение всего XX века и до сих пор психологические знания накапливаются не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, изучающих человека. И психологи здесь не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяют две сферы научно-психологических знаний: фундаментальную и прикладную психологию. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

  • общая психология,

  • психология личности,

  • дифференциальная психология,

  • психофизиология,

  • нейропсихология,

  • социальная психология,

  • психология развития,

  • психология аномального развития (или специальная психология),

  • сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека: познавательные, эмоциональные процессы, а также процессы регуляции деятельности, психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

^ Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

^ Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

^ Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию),

которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормы. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

  • педагогическая психология

  • психология искусства

  • медицинская психология,

  • юридическая психология,

  • экономическая психология,

  • психология труда,

  • политическая психология,

  • психология спорта,

  • психология религии,

  • психология семьи.

  • Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

^ Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении, протекании болезней и в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

^ Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

^ Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

^ Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение вли­яния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека — оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

^ Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

^ Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

^ Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

^ Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

^ Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать библиотечно-библиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с лите­ратурой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.


^ 4. Практическая психология

Другим важнейшим типом психологических знаний является Практическая психология. Ее главная цель психологическая помощь людям.

Практическая психология — отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

^ Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациенту (или клиенту) в решении его проблем, то они считаются правильными и продолжают использоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональной практике. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы, тем в большей мере эти методы и становятся признанными в области практической психологии: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию, разработанную систему умений и приемов работы с определенным типом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. Как пишет Л.А. Петровская: «Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотивации и т.д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода. Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств». Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому является использование мифологических персонажей в работах 3. Фрейда («Эдипов комплекс» и др.), Э. Фромма («Бегство от свободы»). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.

^ 5. Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются также в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации трудно, а порой и невозможно воспроизвести в научной психологии.

Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911) считал хорошими психологами писателей, историков, актеров. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе.

Существует деление писателей на философов (Л.Н. Толстой, Г. Гессе), социологов (О. де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф.М. Достоевский, Ф. Кафка), которое подчеркивает особые акценты в творчестве конкретного писателя. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается посредством художественного изображения человеческой жизни.

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, А.П. Чехову).

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Искусство использует художественный образ как особый способ целостного представления человека. В нем ценности, мысли, представления, отношения, эмоции, действия выражаются в конкретно-чувственной форме. Писатели, поэты, актеры, художники отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сюжетах, образах, действиях героев. «Какой художник, и какой психолог!» — говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая психологические образы, писатели используют свои наблюдения, размышления, воображение, а также мудрость житейской психологии. Многие герои художественных произведений становятся наглядными и убедительными образцами для описания человеческой психологии (например, Обломов).

Художники в живописных, графических работах отражают внутренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал огромное значение «божественной науке живописи». Продукты, порождаемые ею, соединяют в единстве образное, логическое и практическое. Живопись, по его мнению, должна быть не натуралистическим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего душевного мира человека в живописи отражается чаще всего.

Здесь важно не только то, «что« изображают, но и то, «как» это делается. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и мир души других людей.

Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Они не стремятся к объяснению (в отличие от науки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному переживанию, о чем речь пойдет ниже.

Психологические знания в искусстве фрагментарны. Они обычно не претендуют на системность в описании психической жизни людей, но фрагменты придают особые впечатления и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или переломные моменты жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особенности его характера. «Почти все литературные описания характеров исходят из психологического допущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие именно ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни». Причем эти описания даются в эмоционально окрашенной форме.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей. Целостное и непосредственное изображение эмоциональной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций нет искусства. Произведение искусства обращено не к рациональному изучению или практическому использованию, а к сопереживанию. Читатель «проживает» художественное произведение: он соразмышляет, содействует, сопереживает вместе с героем.

^ Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. «Никто никогда не требовал от авторов доказательства того, что характеры Гамлета, Дон-Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны. Они умеют внушать доверие» (Олпорт, 1959/ 1982, с. 211). Успех писателя зависит от реакции читателей.

Успех психолога измеряется более жестким критерием, чем восторг читателя. Психология как наука располагает целым рядом преимуществ.

В то же время психологические знания, имеющиеся в искусстве, представляют большую ценность. Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом познания внутреннего мира человека.

Психология творчества всегда интересовала ученых. Нужно помнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной психологической компетентности. Многие выдающиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проиллюстрировать, а иногда и развить свои идеи.

Особое значение искусство имеет в изучении личности. Одна из статей американского психолога Гордона Олпорта (1897—1967) так и называлась: «Личность: проблема науки или искусства?». В ней он поднимает ряд важных вопросов. Главный из них — вопрос об отношении психологии (и психологов) к художественной литературе. Олпорт считает, что психологи могут многому научиться у писателей. Это касается приемов тонкого психологического наблюдения и опи­сания, понимания конкретной личности в ее целостности, интереса к индивидуальности.

Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Олпорта о том, что они «в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума; и многие из них надеются, что никогда его и не увидят». Он критикует бездумное применение математических методов в психологии.

Действительно, психология как наука ищет общие закономерности. «Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей «психики-в-общем», — это абстракция, которую никогда не совершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психика существует только в единичных и особенных формах». Как справедливо замечает далее Олпорт, мы сталкиваемся с основным разногласием между наукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство — всегда с особенным, единичным.

Поэтому взаимодополнение психологических знаний, содержащихся в науке и искусстве, безусловно, полезно. Как пишет Олпорт, «если вы студент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте биографии. Если вы не студент, изучаю­щий психологию, читайте их, но интересуйтесь и работами по пси­хологии».


^ 6. Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином «религиозная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации и связаны с многими частными случаями жизни. Наглядный пример тому — предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практич­ность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по опре­деленным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т.п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку люди устроены так, что желают знать свое будущее и получить совет компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предмет ее изучения — «мистические переживания», «космическое сознание», т.е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. «психологии за пределами личности») — так называемые измененные состояния сознания. Соглас­но идеям представителей этого направления в психологии прожива­ние рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяет относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапси-хологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170—172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также может существенно дополнить наши знания о психи­ческом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дру­жинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с. 127).

- Таким образом, мы видим, что типы психологических знаний достаточно многообразны. И каждый из них характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Развитие психологического знания приводит порой к тому, что разные типы знаний взаимодействуют, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Поэтому иногда трудно бывает отнести современные концепции к одному из пяти перечисленных типов психологических знаний. Безусловно, взаимодействие разных типов психологических знаний может способствовать их расширению.

Однако чем теснее становится их сотрудничество и взаимодействие, тем реальнее становится ошибка отождествления и смешения этих «жанров» психологического знания, приводящая вместо взаимодополнения к взаимной подмене.

Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология, когда целителя Кашпировского отождествляют с психологией, когда психолога сравнивают со священником в церкви, когда «психология», проповедуемая в различных сектах, смешивается с научной и практической психологией.

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии.

Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться профессиональной психологической работой.

Владение психологическими знаниями других типов может обогатить профессиональный опыт психолога. Например, как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, «отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первый, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу» (Гиппенрейтер, 1996, с. 18). Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.


^ 7. Связь психологии с другими науками

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие — с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные считается несколько устаревшим. ^ В нелинейной классификации наук, разработанной Б.М. Кедровым, психология помешена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные. общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных (Кедров, 1965, с. 469).

Тонкие квадратные скобки, стоящие справа в каждой из двух частей схемы, означают, что в данном случае речь идет об охвате всех трех основных областей предметного мира или соответственно трех основных разделов науки. Характеризуя последние, можно сказать, что каждый из них представляет собой целую группу или комплекс отдельных наук. Такие группы или комплексы в схеме выделены крупным жирным шрифтом.

Технические и математические науки помещены Кедровым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими — с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук поставлена в схеме между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными (прежде всего физико-химическими) и философскими науками (ближе к первым) в той же схеме поставлены математические науки, которые изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их реальных отношений и закономерностей (главным образом механических и Физических), отражая эти формы и стороны, связи и отношения в таком абстрактном виде, когда имеют дело непосредственно лишь отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, исключительно большое значение логического метода исследования – обработки и доказательства истинности достигнутых результатов сближают отчасти математику с логикой как частью философии

В качестве более частной, промежуточной науки, дающей связи, так сказать, третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой ближе к последней, поскольку она является по преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук). Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам, и вместе с тем она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими. Но все же теснее всего ее связи с наукой о законах мышления, следовательно, с философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника наук, а ближе к философии.

Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней, по его мнению, психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между тремя основными группами наук (Кедров, 1965, с. 483). Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии с другими науками.

В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой – огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследования; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения; происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-психологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики.

Глубокое изучение процессов психического развития ребенка можно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. Это осуществляет педагогическая психология.

Пересечение интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз (ПР). Порой трудно бывает определить степень влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.


Литература

Базаров Т.Ю. Среда обитания — общество // Психологическая газета. - 1988. - № 6 (33). - С. 8-9.

Задорожнюк И.Е. Психологические общества стран Западной Европы // Психологический журнал. — 1990. — Т. 11, № 2. — С 152-155.

Кедров Б.М, Классификация наук. - М.: Мысль, 1965. — Ч. 2. — 543 с.

Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 118—124.

Леонтьев ДА. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?.. // Пси­хологическая газета. — 1998. — № 6 (33). — С. 14—15.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Пи­тер, 1996. -684 с.

Ниссим-Сабат Д., Щедрина Е.В. Психологи СНГ: анкета журнала «Вопросы психологии» // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. — С. 151-154.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Современная психология: Справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999. -688 с.

Устав Российского психологического общества (РПО) // Пси­хологический журнал. — 1995. — Т. 16, № 3. — С. 12—22.

Устав Российского психологического общества // Вопросы пси­хологии. - 1995. - № 3. - С. 62-69.

Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 117—121.




Похожие:

План-конспект Мир психологических знаний iconКонспект урока №1 по теме: «Представление об объектах окружающего мира»
Окружающий мир состоит из множества объектов, которые вы познаете вместе с родителями, учителями. Каждая дисциплина помогает вам...
План-конспект Мир психологических знаний iconКак научная дисциплина 1, общая характеристика психологической науки
Что касается дополнительных требований, то их исполнение пока еще далеко от совершенства. Фактически нигде ни в официаль­ных документах...
План-конспект Мир психологических знаний iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием мультимедийных технологий
План-конспект Мир психологических знаний iconПлан-конспект урока связной речи в 7 классе
Цель: создать смысловые и организационные условия для применения учениками комплекса знаний и способов деятельности при изучении...
План-конспект Мир психологических знаний iconПлан-конспект занятия по английскому языку по теме «Путешествие по городам Соединенных Штатов Америки»
Проверка знаний, полученных на прошлом занятии: вопросы экскурсоводам и оценкой их работы всеми «туристами»
План-конспект Мир психологических знаний iconБукварьпомарксизму
Это – мировоззрение (точка зрения) на окружающий мир, которое складывается у человека под влиянием знаний, усвоенных при изучении...
План-конспект Мир психологических знаний iconУрок по теме: «План и карта» Урок путешествие: «В поисках клада»
...
План-конспект Мир психологических знаний iconПлан-конспект урока чтения на тему
План-конспект урока чтения на тему «В. Семернин «Музыкант». «Музыкальные инструменты» (по книге «Что такое. Кто такой.»)»
План-конспект Мир психологических знаний iconТеплова Марина Евгеньевна учитель физики, Цыпленкова Татьяна Федоровна учитель технологии. Старый Оскол 2010 план-конспект урок
Создать условия для получения знаний и умений для обучающихся по изготовлению вяжущих растворов
План-конспект Мир психологических знаний iconКонспект Проведения непосредственно образовательной деятельности Для детей подготовительной группы На тему «Поможем бабушке Федоре»
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психологических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами