Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме icon

Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме



НазваниеУрок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Донецкая общеобразовательная школа I - III ступеней № 94


УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ


по русскому языку в 3 классе по теме:


«Пересказ текста «Муравьиный лев»


 

 

 

 

   

Учитель начальных классов

Халимонова Е.Н.,

учитель высшей категории,

учитель – методист

Тема. Пересказ текста «Муравьиный лев» (стр.28, упр.369)

Цели: закреплять знания учащихся о тексте, учить учащихся пересказывать текст, соблюдая его основные части, излагать мысли в строгой последовательности, опираясь на текст упражнения, развивать критическое мышление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.


^ Ход урока.


  1. Организация класса.




  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.


а) Фронтальная беседа.


- Над какой темой мы работаем?

- Что такое текст?

- Сколько частей в небольшом тексте?

- Какая работа в каждой части?

- Назовите типы текстов?

- Какая особенность каждого типа текста: описания, повествования, рассуждения?


б) Послушайте стихотворение С. Маршака и определите тему и основную мысль текста, тип текста.


С. Маршак

НАСЕКОМЫЕ

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза

Вот тёмно-красная божья коровка.

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.


  • Какова тема этого стихотворения? (Насекомые)

  • Основная мысль? (Насекомые - братья наши меньшие)




    1. Сообщение темы и цели урока.




  • Сегодня мы будем закреплять тему «Текст», расширяя наши знания о братьях наших меньших - о насекомых.




  1. Орфографическая минутка.




    1. Мм




    1. Отгадайте загадки:

  • Чернокожий карапуз, Не по росту тянет груз.

(муравей)


  • Не птица, а летает,

с хоботом, а не слон, никто не приучает,

а на нас садится.

(муха)


    1. - Напишите названия насекомых, которые начинаются с буквы М (муравей, муха).




  • Что общего у них?

  • Чем они отличаются? (Туловище делится на головку, грудку, брюшко; есть одна или две пары крыльев; есть пара усиков; 6 конечностей)


V. Мозговой штурм.


  • Что вы знаете о муравье?









  1. Составление рассказа о муравье на основе знаний учащихся.


- Послушайте стихотворение М. Пожаровой о муравье.


М. Пожарова.

Размышляет муравей

Под ветвистой ёлочкой:

- Как бы справиться живей

С хвойною иголочкой?

Здесь ложбинка, там бугор,

Травки встали, как забор. Пронесу ли я иглу

По узлистому стволу?


- Что вы узнали о муравье из этого стихотворения? (Муравей очень трудолюбивый и сильный, он может поднять груз, который в несколько раз тяжелее его.)


  1. Работа над текстом - описанием (стр.28, упр.369)


а) Чтение текста;

б) Изложение текста.


Муравьиный лев.

Летит насекомое. Не поймёшь, стрекоза это или бабочка. Крылышки прозрачные, зелёненькие, нежные. Ножки тонкие, головка маленькая. А усики длинные. Это муравьиный лев. Только он совсем не страшный и муравьёв не ест.


  1. Работа над энциклопедической статьёй о муравьях и беседа по её содержанию «Муравьи».




МУРАВЬИ.


  • Где можно встретить муравьёв?

Муравьи живут повсюду. Единственное место, где вы не найдёте муравьёв, - это вершины очень высоких гор. Трудно представить, что существуют тысячи различных видов муравьев.


  • Чем питаются муравьи?

Муравьи характеризуются необычными гастрономическими особенностями.


  1. Муравей - жнец собирает семена какой-нибудь травы, обычной для этой области, и несёт их в гнездо. Здесь семена сортируются и складываются как запасы пищи.

  2. ^ Муравьи - молочные фермеры. Они содержат стада растительных вшей, или «тлей», как их называют. Они доят их, ударяя по их бокам, пока не начнёт сочиться сладкая жидкость, которую те вырабатывают. Муравьи получают большое удовольствие от медвяной росы, или молока, и поэтому они заботятся о своих «коровах-тлях».

  3. ^ Муравьи - грибоеды создают в своём муравейнике подземную грибоводческую ферму большой площади. Муравьи приносят в муравейник кусочки листьев и разгрызают их на мелкие части. На частичках листьев появляется грибница. Её насекомые обгрызают с большим удовольствием.

  4. ^ Муравьи - мельники. Это рабочие муравьи с огромной головой. Они растирают зернышки своими мощными челюстями, которые приносят обычные муравьи. После сезона жатвы мельники

убиваются, а их головы откусываются. Это делается для того, чтобы не было дополнительных едоков.

  1. ^ Муравьи - хранители запасов пищи. Когда рабочие муравьи приносят цветочный нектар, специальные муравьи берут и проглатывают его и хранят. Зимой другие муравьи приходят к ним и получают из их рта достаточно еды. Так они и питаются до следующего сезона.

  2. ^ Муравьи - рабовладельцы (обитатели пустыни). Без рабов муравьи - рабовладельцы просто бы погибли, так как сами «разучились» строить жилище и кормить потомство. Они совершают набеги на поселения мирных тружеников муравьев. Делают они это часто, иногда каждый день. Разбойничьи набеги начинают с разведки поздним вечером, когда спадает сильная жара. После разведки, они нападают на мирных муравьев и приводят их к себе в рабство. Муравьи - рабы трудятся на всю семью рабовладельца.

  3. ^ Муравьиный лев - это муравей с крыльями. Крылышки прозрачные, зелёненькие, нежные. Ножки тонкие, головка маленькая, усики длинные. Только он совсем не страшный и муравьев не ест.


- Что нового вы узнали о муравьях?

- Как нужно относиться к муравьям? (Муравьёв нужно беречь, охранять и не разорять муравейники.)

  • Как называется «дом», в котором живут муравьи? (Муравейник.)

  • Мы видим только надземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал муравей по сравнению со своим жилищем-муравейником.

  • Из чего построен муравейник? (из хвойных и мелких растительных остатков).

  • В муравейнике существует определённый порядок: он проветривается, внутри него поддерживается необходимая для жизни температура и влажность.

На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны. А когда землю пригреет весеннее солнце - муравейник снова оживает.

Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают всё, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу домой, отличают своих сожителей от чужаков.

Если вы хотите узнать, какая будет погода в ближайшее время - наблюдайте за жизнью в муравейнике.

Если муравьи строят высокие муравейники, а строительство начинают с середины лета - к холодной и долгой зиме.

Если ходы в муравейнике открыты и видно бойкое движение - к хорошей погоде. Если прячутся в муравейник и закрывают ходы - к ненастью, к дождю. Муравьи - полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых, они охраняют наши леса и сады.


  1. Итог урока.


- Над какой темой мы работали сегодня на уроке? (Над темой «Текст, типы текстов, структура текста».)

- Что нового вы узнали о насекомом-муравье?


  1. Домашнее задание.

Стр.30, упр.371, сочинить сказку «Я - муравей».




Похожие:

Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconУрок по русскому языку в 4 "Г"классе по теме
Цель: Познакомить учащихся со способами образования наречий от различных частей речи
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconУрок развития речи по русскому языку в 6 а классе
Венецианова, Меркурьева, Сейссо Ренне, запись песен «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, отрывок из повести
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconУчебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской наглядность магниты Литература: учебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской рабочая тетрадь по русскому языку (6 кл.)
Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconКонспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме "Глагол"
Повторять и усовершенствовать знания учащихся о признаках глагола, формировать умение находить глаголы среди других частей речи....
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconУрок по русскому языку во 4 б классе. Тема: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления;...
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке»
Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык...
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» Тип урока: открытие нового знания
План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Урок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме iconУрок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5 классе»
«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами