Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде icon

Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде



НазваниеЛекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция


Лекция № 3


Дисциплина: Мировая финансовая среда.

Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде.

Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, формы, принципов, характерных предпосылок, факторов, направлений и условий для международного движения потоков капитала в мировой финансовой среде.

Время: 2 часа.


Учебные вопросы:

  1. Цели и задачи правительств, финансовых институтов и бизнеса в системе международного движения потоков капитала.

  2. Регулирование движения потоков капитала в мировой финансовой среде.

  3. Направления совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала.

Основная и дополнительная литература:

Основная:

  1. Боринець С.Я. Міжнародні фінанси: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2006. – 494 с.

Дополнительная:

  1. Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты. – М.: ТЕИС, 2000. – 193 с.

  2. Артемов Н.М. Валютные рынки. – М.: Профобразование, 2001. – 95 с.

  3. Бойцун Н.Є., Стукало Н.В. Міжнародні фінанси: Навчальний посібник. – 2-ге вид. – К.: Професіонал, 2005. – 336 с.

  4. Боринець С.Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини: Підручник. – 3-тє вид., стер. – К.: Знання, КОО, 2001. – 305 с.

  5. Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2000. – 192 с.

  6. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Консалт-банкир, 2001. – 624 с.

  7. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: Учебное пособие МГИМО. – М.: АНКИЛ, 2001. – 124 с.

  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 608 с.

  9. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.: Экзамен, 2000. – 768 с.

  10. Міжнародні фінанси в питаннях та відповідях: Навчальний посібник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 294 с.

  11. Науменкова С.В. та ін. Фінансовий ринок та інвестиції. – К.: Знання; КОО, 2000. – 214 с.

  12. Основы международных валютно-кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д.э.н., проф. В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.

  13. Пересада О.А. Кредитування міжнародними фінансово-кредитними установами українських підприємств. – К.: Лібра, 2001. – 128 с.

  14. Семенов К.А. Международные валютные и финансовые отношения. – М.: ТЕИС, 2000. – 176 с.

  15. Транснаціональні корпорації: Навчальний посібник / В. Рокоча, О. Плотніков та ін. – К.: Таксон, 2001. – 304 с.

  16. Хэррис Дж. Менвилл. Международные финансы / Пер. с англ. В.Н. Егеров. – М.: Филинъ, 1996. – 296 с.

  17. Циганкова Т.М., Гордєєва Т.Ф. Міжнародні організації: Навч. посібник. – Вид. 2-ге, перероб. і доп. – К.: КНЕУ, 2001. – 340 с.

  18. Шмырева А.И., Колесников В.И. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

  19. Энг М.В. и др. Мировые финансы / М.В. Энг, Ф.А. Лис, Л. Дж. Мауэр / Пер. с англ. Г.А. Войцеховской. – М.: Дека, 1998. – 768 с.



1. Цели и задачи правительств, финансовых институтов и бизнеса
в системе международного движения потоков капитала.



В мировой экономической среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Рост мирового капитала зависит от сбережения текущих доходов. Эти сбережения могут быть направлены основным инвесторам через международную финансовую систему. Правительства поощряют процесс сбережений–инвестиций и, таким образом, стимулируют накопление капитала. Для этой цели правительства должны обеспечить благоприятную правовую, политическую, социальную, экономическую и финансовую среду, в которых и отечественный, и международный экономический бизнес могли бы полноценно функционировать и развиваться.

Когда происходят изменения в платежном балансе страны, они сопровождаются значительным движением капитала из одной страны в другую. Одним из наиболее значимых изменений стал быстрый рост дефицита торгового баланса США в 1982 г. Это привело к тому, что США поглотили значительную долю мирового капитала. В результате США быстро стали крупной страной-должником (с 1986 г.). Непрерывный рост внешней задолженности США превратился на современном этапе в проблему, которую решают политики всего мира.

^ Политика и интересы стран с развитой рыночной экономикой: На страны с развитой рыночной экономикой приходится 65 % совокупного мирового производства. Группа этих стран оказывает определяющее влияние на экономическую деятельность других стран путем торговых связей, движения капитала и технологий. В настоящее время перед развитыми рыночными экономиками стоит много проблем, важнейшими из которых являются следующие:

1. США. В свое время у США появился большой структурный дефицит федерального бюджета, равный приблизительно 120 млрд. долл., и дефицит международных платежей по текущим счетам, также равный 120 млрд. долл. Чтобы поддержать экономический рост без инфляции, этот “двойной дефицит” необходимо сократить.

2. Япония. Эта страна является вторым по величине в мире производителем после США. Проблема, стоящая перед Японией, – найти пути и направить активное сальдо по текущим расчетам на ссуды, предоставляемые на выгодных условиях, и инвестиции в других странах. Японский капитал должен быть направлен в страны, испытывающие дефицит средств. Повышение курса японской иены и сохранение политики безынфляционного экономического роста будут факторами, затрудняющими проведение фискальной и денежной политики. Спад в японской экономике и на рынке акций в 1990–1992 гг. и на современном этапе обнаружил определенные слабости японской финансовой системы, которая была принята на 1990-е гг.

3. Европейское Сообщество. Для стран ЕС характерен умеренный темп экономического роста при снижающихся темпах инфляции. Уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Правительство Германии осторожно подошло к проблеме финансового стимулирования из-за боязни инфляции. Согласованное проведение экономической и финансовой политики стран ЕС при существовании унифицированного европейского рынка с 1992 г. играет важную роль, влияя на торговлю и потоки капитала. Однако валютный кризис в сентябре 1992 г., Азиатский кризис конца 90-х гг. и современный мировой финансово-экономический кризис стали предупреждением о том, что путь развития европейского валютного союза будет нелегким.

^ Политика и интересы развивающихся стран: В течение 70-х гг. развивающиеся страны делали крупные займы для развития их экономики и платы за импорт нефти. В 1982 г. темпы роста долга развивающихся стран вышли из-под контроля. Общая внешняя задолженность развивающихся стран выросла со 130 млрд. долл. в 1973 г. до 1114 млрд. долл. в 1986 г. и, наконец, достигла 1336 млрд. долл. в 1990 г. По мере того как бремя обслуживания долга развивающихся стран росло, условия внешней торговли для этих стран ухудшались, т.е. экспортные цены развивающихся стран понизились в сравнении с импортными ценами. Из-за того, что международная кредитоспособность развивающихся стран была поставлена под вопрос, международный финансовый союз стал высказывать нежелание выдавать кредиты или инвестировать средства в экономику некоторых развивающихся стран. В результате инвестиционные расходы снизились, и темпы экономического роста этих стран резко упали.

Проблема, стоящая сегодня перед развивающимися странами, – найти способы рассчитаться с международными долговыми обязательствами, при этом поддерживая социальную и политическую стабильность. Правительства этих стран-должников рассчитывают улучшить экономическую ситуацию, полагаясь на инициативу частного сектора. Приватизация государственных предприятий является одним из направлений этой деятельности. Кроме того, некоторые развивающиеся страны решили сделать более благоприятным климат для иностранных инвестиций путем региональной интеграции. Примером тому является Североамериканская ассоциация по свободной торговле (НАФТА). Это соглашение подразумевает свободное движение товаров и услуг на территории США, Канады и Мексики.

^ Политика и интересы “новых индустриальных” стран: Термин “новые индустриальные страны” применяется к странам Восточной Азии и Латинской Америки. Четыре государства Азии являются представителями этой группы стран: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань.

Эти страны продемонстрировали значительный экономический рост за десятилетие с 1976 г. по 1986 г., колеблющийся в пределах от 6,5 до 8,6 %. Успех этих стран можно объяснить созданием экспортоориентированной экономики, когда увеличение экспорта автоматически означает экономический рост страны. Новые индустриальные страны стремились привлечь инвестиции многонациональных корпораций, принимали участие в лицензионных и технологических соглашениях, импортировали передовые технологии, чтобы обеспечить основу для экспорта. Гонконг и Сингапур успешно играли роль региональных центров мобилизации капитала, одновременно обладая эффективной промышленностью. В 1986 г. четыре страны этой группы экспортировали товары на общую сумму 131 млрд. долл., 37 % импорта продукции новых индустриальных стран пришлось на США, 10 % на Японию и 13,2 % на ЕС.

Перед новыми индустриальными странами сейчас стоят новые проблемы. Они должны отрегулировать активное сальдо торгового баланса и проводить новую политику, учитывая растущий протекционизм и торговую конкуренцию. Новые индустриальные страны начинают чувствовать конкурентное давление со стороны государств, вступивших в раннюю стадию индустриализации, включая Индонезию, Таиланд, Бразилию, Аргентину и Мексику. В условиях этой новой конкуренции и другие индустриальные страны поймут, как важны различия в ценах и продукции для непрерывного успеха. Новые индустриальные страны должны также разработать стратегию перехода к выпуску высокотехнологичной продукции (такой как электроника), а также другой, требующей квалифицированного труда. Кроме того, рост региональных торговых блоков, таких как единый европейский рынок и НАФТА, могут создать проблемы для этих новых индустриальных стран, благополучие которых во многом поддерживалось внешней торговлей.

^ Политика и интересы стран с переходной экономикой: В 90-е гг. в восточноевропейских странах идет процесс перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Чтобы осуществить такой переход, эти страны нуждаются в поступлениях иностранного капитала.

Основными недостатками централизованно планируемой экономики являются: нехватка потребительских товаров, нерациональное использование ресурсов, неполноценная или истощенная инфраструктура, сложности в разработке и внедрении технологических инноваций. Отсутствие экономических стимулов и устаревшая технология являются ключевыми факторами, усугубляющими эти проблемы. В Польше, Венгрии, Китае и Украине начались процессы децентрализации в регулировании экономической сферы; приватизации некоторых секторов экономики, таких как сельское хозяйство, сфера услуг; налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций и использования новых технологий. К сожалению, реформы, начатые во многих бывших коммунистических странах, не достигли желаемого результата. Многие восточноевропейские страны, в частности Польша, Венгрия, Восточная Германия, нуждаются в дальнейших политических v экономических преобразованиях, в особенности в приватизации отраслей, остающихся под контролем государства. Кроме того, этим странам потребуется много лет для проведения необходимых им преобразований, таких как направление инвести­ций в инфраструктуру, использование современного капитального оборудования и внедрение передовых технологий производства.

^ Цели и интересы МНК: С начала 60-х гг., когда американские фирмы стремились перенести свою деятельность за рубеж, ТНК стали важным международным феноменом. В то время американские фирмы вызвали значительную полемику относительно влияния их деятельности на экономику стран. Роль и конкурентное положение американских многонациональных компаний изменились. Первое: американские многонациональные компании столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны японских, европейских компаний и даже компаний некоторых развивающихся стран на многих рынках. Второе: иностранные многонациональные компании вложили средства в США, их привлекли благоприятные рыночные возможности. В соответствии с данными Министерства торговли США, прямые иностранные инвестиции в США выросли от 83 млрд. долл. в 1980 г. до 407 млрд. долл. в 1991. Третье: американские ТНК в 80-е гг. перешли к инвестированию в экономику своей страны по следующим причинам: 1) налоговая реформа, принятая американским правительством, благоприятствовала внутреннему инвестированию; 2) нестабильный курс доллара с 1985 г. делал инвестирование за рубежом менее выгодным; 3) низкие цены на нефть сократили объем инвестиции нефтяных компаний за границу. За 1980–1991 гг. прямые инвестиции США за границу выросли с 213 млрд. до 450 млрд. долл. Эта тенденция способствует увеличению международной конкуренции на рынке США. Структурные изменения заставили ТНК переоценить свою конкурентную политику. Задачи, стоящие перед этими компаниями, включают задачи максимизации распределения ресурсов, к примеру японский капитал и технологии и американский менеджмент и маркетинг. Другие проблемы: как произвести новую продукцию для увеличения на рынке доли совместных предприятий в Западной Европе; как использовать мировой рынок капитала для снижения затрат на финансирование различных проектов; как использовать передовую технологию для снижения издержек и избежать неблагоприятных колебаний курса валют и ставки процента.

^ Цели и интересы международных банков и портфельных управляющих: Перед частными финансовыми институтами международной ориентации стоят серьезные задачи, ставшие результатом сокращения объема вмешательства государства в экономику, технологических изменений, быстрого роста движения капитала, финансовых инноваций, непостоянства валютных курсов и процентных ставок. Коммерческие банки вынуждены иметь дело с реструктуризацией долга развивающихся стран точно так же, как с растущей конкуренцией со стороны инвестиционных банков и иностранных коммерческих банков. Японские банки и дилерские фирмы, осуществляющие торговлю ценными бумагами, стали серьезными конкурентами на мировых финансовых рынках. Тенденция секьюритизации оказала значительное давление как на международные коммерческие банки, так и на инвестиционные банки относительно обслуживания клиентов на неустойчивых рынках. В условиях глобализации финансовых рынков и развития новых финансовых инструментов управляющие международными портфелями страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов открытого типа нуждаются в высококвалифицированных финансовых работниках для принятия своевременных решений в условиях постоянно меняющейся ситуации на финансовых рынках.

^ Цели и интересы Международного валютного фонда: Роль МВФ в мировой финансовой среде чрезвычайно велика. Перед МВФ в настоящее время стоит много проблем, которые сохранятся и в ближайшем будущем. Вероятно, две из них будут занимать центральное место. Первая – поддержать жизнеспособную международную систему платежей и стабильность на рынке иностранной валюты. С момента принятия плавающего валютного курса в 1973 г. неопределенность на рынке иностранной валюты сохранялась. Существенное изменение стоимости ключевой валюты, такой как доллар США или евро, может вызвать бурную реакцию на мировых финансовых рынках. Чтобы снизить валютный риск, центральные банки диверсифицируют резервные сбережения, а фирмы и банки сокращают объем операций с иностранной валютой. При этой системе спрос и предложение на специфические виды валют угрожают эффективной деятельности на международном валютном рынке. Одним из источников проблем МВФ в этом отношении являются ограниченные возможности влияния на интервенцию правительств; стран на рынках иностранной валюты. Например, центральный банк страны может управлять плавающим (валютным) курсом таким образом, чтобы это благоприятствовало национальной валюте этой страны. Такие действия известны как плавающий курс, определяемый не только стихией рынка, но и интервенционистскими мерами, т.е. действиями центральных банков (“dirty floating”). Второй проблемой МВФ является проблема предоставления кредитов странам-членам этого фонда. МВФ обычно руководствуется собственной линией в политике предоставления резервных фондов своим членам. Реформы в Украине и странах Восточной Европы требуют принятия особых мер со стороны МВФ.

^ Главные выводы по первому вопросу: Таким образом, в мировой финансовой среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Следует выделить такие группы интересов в мировой финансовой среде: интересы стран с развитой рыночной экономикой, интересы развивающихся стран, интересы “новых индустриальных” стран, интересы стран с переходной экономикой, интересы МНК, интересы международных банков и портфельных управляющих, интересы МВФ.


^ 2. Регулирование движения потоков капитала в мировой финансовой среде.


С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала.

Важная особенность современных процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности за привлечение капитала в текстильную и швейную промышленность развивающихся и бывших социалистических стран. Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.

Государство использует следующие меры регулирования:

1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;

2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.

В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь – защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов. Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является “добровольный кодекс” прямых иностранных инвестиций.

Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.

Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.

Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство: торговая политика; налогообложение; монетарная политика; функционирование банковской системы; правовое регулирование иностранных инвестиций; права собственности; доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг; политика экономического стимулирования; масштабы существующего в стране черного рынка; ценообразование и регулирование заработной платы. По каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику.

По результатам исследования за 1995 г. наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

  • иностранные инвестиции в национальной экономике;

  • инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Т.к. с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

  • работающие на привлечение иностранных инвестиций;

  • работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

  • налоговые и таможенные льготы;

  • гарантии против национализации иностранной собственности;

  • возможность репатриации прибыли;

  • предоставление концессий.

Ко второй:

  • ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

  • определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в т.ч. при создании совместных предприятий;

  • применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями;

  • применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

  • установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

1. Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса “пионера”).

2. Финансовые – получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально-экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

3. Нефинансовые – позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить на рис. 1.



^ Рис. 1. Система мер государственного регулирования иностранных инвестиций.

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала –процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме –в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов –содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций –участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о “бегстве” или “утечке” капитала за границу, Основная причина “бегства капитала” – отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В Украине, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета украинских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюты.

Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Особое место в системе государственного регулирования движения потоков капитала занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль – система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.


^ 3. Направления совершенствования системы регулирования
движения мировых потоков капитала.



В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды.

^ Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов: укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами; крепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем; совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала; определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах; создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage); стимулирование введения международных стандартов деятельности в оффшорных финансовых центрах.

^ Экономическая политика: определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала; повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат; поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения; расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

^ Совершенствование мировой финансовой среды: восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, переживающим финансовый кризис; предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны; минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия; ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление; ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов; создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения.

^ Предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне: реформирование системы международного финансирования; улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление; усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала; повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

^ Создание новых международных структур: создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения; создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-20, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов – преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.

Необходима радикальная смена экономической парадигмы.

Несоответствие принципов мирового регулирования реалиям экономики нового качества привело к дестабилизации институтов инвестиционного банкинга; страновым дефолтам; беспрецедентному росту государственного регулирования рынков; снижению доверия к мировым экономическим регуляторам. Можно выделить такие имеющиеся проблемы и выделить следующие рекомендации:

1. Несовершенство мировой валютно-финансовой системы и отставание процесса ее приспособления к условиям изменяющегося мира явились основными причинами происходящих катаклизмов на глобальных и региональных финансовых рынках. Возникла необходимость в радикальном обновлении существующей системы мировой валюты посредством приведения ее в соответствие с основными критериями современной мировой экономической архитектуры, а именно демократичности, конкурентности, цивилизованности, легитимности и подотчетности мировому сообществом. В этой связи: необходимо объединить усилия всех стран по нахождению консенсусного решения по приведению мировой валютно-финансовой системы в соответствии с целями развития человечества и вызовами современного мира. Для этого необходимо под эгидой ООН создать дискуссионную площадку между странами G20 и остальными странами, голос которых до сегодняшнего дня не учитывался при формировании международной валютно-финансовой системы.

Необходимо создать легитимные и взаимоприемлемые для всех участвующих стран условия функционирования мировой валютной системы. Первоначальным шагом может стать обсуждение всеми странами мира вопроса законодательного закрепления идеи создания мировой валюты, целью которого станет приведение мировой валютной системы в соответствие с основополагающими критериями современной глобальной экономической архитектуры. Легитимность данного закона будет основываться на одобрении его всеми участвующими странами-членами ООН.

После создания основополагающих предпосылок гармоничной и справедливой мировой валютно-финансовой системы и по достижении необходимого уровня интеграции и кооперации экономик стран целесообразно введение наднациональной мировой валюты для обеспечения валютно-экономической безопасности в мире, исключающие привилегии отдельных стран-эмитентов основных торгово-резервных валют.

2. Риски дальнейшей дестабилизации глобализированной мировой валютно-финансовой системы и ее эпидемического распространения на всю конструкцию мирового устройства требуют от мирового сообщества скорейших действий. Очевидно, растет необходимость в оперативном перераспределении нагрузки с существующей мировой резервной валюты на систему региональных торгово-валютных расчетных единиц.

Такая диверсификация рисков посредством введения альтернативных резервных валют должна стать переходным этапом к введению единой мировой валюты и сопровождаться едиными требованиями к экономикам стран, чьи национальные валюты могут использоваться в качестве резервных: отсутствие резких колебаний сальдо платежного баланса на протяжении длительного периода; привязка объемов эмиссии к доле чистого экспорта страны в ВВП; традиционно низкие темпы инфляции в стране.

При этом, необходимо учесть следующие риски: при создании единой региональной валюты по типу евро, необходимо обеспечение зоны безопасности без военных конфликтов и значительной степени политической интеграции; в случае привязки к доминирующей в регионе валюте, отсутствие продуманного плана введения региональной валюты чревато негативными последствиями; введение единой региональной валюты приводит к синхронизации инфляционных процессов и бизнес-циклов, сужению маневра при проведении собственной денежно-кредитной политики для стран-участниц.

Данный процесс трансформации мировой валютно-финансовой системы необходимо рассматривать во взаимосвязи с совершенствованием мировой институциональной структуры межгосударственного регулирования глобальной экономики и мировой валютной системы. Для этого рекомендуется осуществлять повышение эффективности существующих международных и наднациональных институтов, в частности ООН, МВФ и ВБ, а также создать предпосылки для учреждения новых международных и региональных организаций, в т.ч. валютно-финансовых.

3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса отражается в сокращении объемов производства, экспорта, импорта, росте безработицы и может вынудить страны обращаться к непопулярным мерам. Внешнеторговый протекционизм, демпинг, барьеры на пути движения капитала не решают проблем выхода мировой экономической системы из рецессии, а могут спровоцировать спираль углубления кризиса.

Проведение антикризисных мер должно быть согласовано между странами посредством следующих действий: создание условий для свободной торговли, расширение зон единых экономических пространств; совместное финансирование инвестиционных проектов в инфраструктурных отраслях с укреплением роли государственно-частного партнерства, создание региональных финансовых систем и зон; активизация сотрудничества национальных банков с международными финансовыми институтами – ВБ, ЕБРР, Азиатским, Исламским, Евразийскими банками развития и другими – для финансовой поддержки торгово-экономической интеграции стран; создание региональных антикризисных фондов; на конечном этапе сотрудничества должно быть улучшение системы координации валютной, денежно-кредитной, фискальной политики стран.

4. Неограниченная либерализация финансово-кредитной системы способствовала созданию сверхэнергичного кредитования и беспечного инвестирования, созданию системы финансовых рынков, оторванных от корней реальной экономики. Искусственный спрос, поддерживавшийся гипертрофированной финансово-кредитной системой, привел к кризису действующей модели потребительского общества.

В результате антикризисные меры правительств большинства стран мира направлены на поддержку национальных банковских систем, производятся беспрецедентные миллиардные вливания в эту сферу и перераспределение государственных средств через них в другие сектора экономики.

Практика стран, преодолевших первые трудности мирового финансово-экономического кризиса показала, что восстановление нормальных кредитных потоков в экономику требует поддержания следующих основополагающих принципов: увеличения ликвидности и фондирования через традиционные и вновь созданные инструменты; усиления капитальной базы отдельных финансовых институтов согласно оценкам компетентных органов; упорядоченного разрешения проблемы ослабленных активов; усиления прозрачности функционирования банковских систем этих стран; целесообразно также внесение изменений в методологию оценки структуры активов и пассивов коммерческих банков, состояние их ликвидности, финансовой устойчивости, безопасности их кредитных портфелей на фоне обесценивания залогового имущества и усиления рисков по финансируемым проектам.

5 Для того, чтобы современная мировая экономическая система могла справляться с кризисами в будущем, необходимо: создание системы превентивного регулирования финансовых, торговых, отношений на международной арене. Такая система должна предотвращать возникновение серьезных диспропорций в движении капитала, что становится причиной чрезмерного накопления ресурсов в определенных отраслях и странах, приводит к перегреву, и, в конечном счете, кризисной ситуации.

Объединение усилий стран для создания международной системы прогнозирования будущих глобальных экономических, финансовых кризисов, методологической поддержки раннего предупреждения рисков, связанных с циклическим развитием экономики с учетом накопленного опыта отдельных стран и международных институтов; ориентация деятельности международных финансовых институтов помимо долгосрочного финансирования структурных реформ к предотвращению кризисов. Интеллектуальный потенциал ВБ должен быть направлен на реформу банковского сектора, системы финансового регулирования и корпоративного управления, совершенствование механизма работы рейтинговых агентств, изменение стандартов финансового аудита.

Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.

^ Главные выводы по третьему вопросу: В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды: регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов; экономическая политика; совершенствование мировой финансовой среды; предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне; создание новых международных структур. Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.


Заключение


Таким образом, в мировой финансовой среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Следует выделить такие группы интересов в мировой финансовой среде: интересы стран с развитой рыночной экономикой, интересы развивающихся стран, интересы “новых индустриальных” стран, интересы стран с переходной экономикой, интересы МНК, интересы международных банков и портфельных управляющих, интересы МВФ.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. Вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов. Государство использует следующие меры регулирования: методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов; нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи. С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике; инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения). С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране. Особое место в системе государственного регулирования движения потоков капитала занимает валютное регулирование.

В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды: регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов; экономическая политика; совершенствование мировой финансовой среды; предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне; создание новых международных структур. Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.





Похожие:

Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция №2 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, формы, принципов, характерных предпосылок, факторов, направлений...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция №6 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Международные экономические организации в мировой финансовой среде
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно системы международных экономических организаций в мировой финансовой...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция №5 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Мировая финансовая среда и глобализация мирового финансового рынка
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, и направлений глобализации мировых финансовых рынков и роли...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия
Тема занятия. Международные финансовые институты и их деятельность в мировой финансовой среде
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция №4 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Мировая финансовая среда и глобализация мирового финансового рынка
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, движущих сил, факторов, тенденций глобализации мировой финансовой...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция №1 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Мировая финансовая и экономическая среда и их характерные особенности на современном этапе
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности категорий мировой финансовой и экономической среды, их места...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция 14. Тема 10. Финансовая система Украины, ее становление, проблемы и перспективы вхождения в мировую финансовую среду
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно становления, проблем и перспектив финансовой системы Украины в рамках...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекции дать студентам знания относительно мировой валютно-финансовой системы и ее генезиса в мировой финансовой среде. Время: 2 часа. План лекции
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно мировой валютно-финансовой системы и ее генезиса в мировой финансовой...
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекции дать студентам знания относительно становления, проблем и перспектив финансовой системы Украины в рамках мировой финансовой среды
Тема 10. Финансовая система Украины, ее становление, проблемы и перспективы вхождения в мировую финансовую среду
Лекция №3 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде iconЛекция 17 Современная мировая валютно-финансовая система Понятие национальной валютной системы. Платежный баланс
Однако эти отношения немыслимы без кровеносной и нервной систем всемирного хозяйства – валютно-финансовой ситемы. Потому что вся...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами