Политическая мысль Древнего мира icon

Политическая мысль Древнего мира



НазваниеПолитическая мысль Древнего мира
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция . Возникновение и эволюция политических взглядов и теорий


1. Зарождение политических идей в древнем Китае, Индии, Греции, Риме характерные черты древней и средневековой политической мысли.

2. Основные черты политической мысли Нового времени.

3. Развитие политической теории в XX веке.

4. Содержание особенности развития российской политической мысли.


Основная литература





Чанышев А.А. История политических учений. Изд−во Проспект, ТК Велби. М., 2006.


Дополнительная литература





Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Изд−во Юрист. М., 2007.


Таблица 1

^ Политическая мысль Древнего мира


Страна

Мыслители

Содержание учения

Индия

Каутильи (IV в, до и. э.),

Артхашастра Каутильи — замечательный памятник поли­тической мысли. В этом трактате автор акцентировал свое внима­ние на трех основных проблемах. Это (I) деятельность и функции мудрого государя; (2) управление и право; (3) проблемы войны и дипломатии.

Следуя традиционному для Древней Индии определению глав­ных назначений человека: праведное исполнение своего долга, дей­ствия, направленные на приобретение богатства и власти, желания и освобождения, Каутильи видит свою задачу в изучении ближай­ших целей общественного существования. Они сводятся к обеспече­нию блага всех живых существ. Таким благом является сохранение божественным провидением общественного порядка, который дости­гается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвели­чивая царскую власть и ее действия, Каутильи оправдывает ту по­литику, которая защищает людей, но в то же время он рекоменду­ет правителям применять все средства против народного недоволь­ства внутри страны.

Изучая внешнюю политику, Каутильи пришел к выводу, что существует шесть основных ее форм: состояние мира, война, нейт­ралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Классифи­кация имела целью дать рекомендации правителям, какую осуще­ствлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стре­миться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует себя достаточно сильным, — нейтралитет и т, д.


Китай

Конфуций

Политичecкие воззрения Конфуция производны от его моральных максим. Правление, основанное в большей степени на морали, на традиции и принуждении, — идеал Конфуция. Великий китайский моралист разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти два тысячелетия. Искусство управления обществом, которое создал Конфуций, — бо­гатейшая традиция. В современном мире страны, в которых сохра­няются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются пора­зительных успехов.

Китай

Шан Ян (400−338 гг.до н. э.)−легизм

С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившее­ся достичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение, которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, его главный смысл — в уни­версальности, жесткости и обязательности для всех. Первым и наиболее ярким теоретиком легизма был Шан Ян (400—338 гг. до н. э.). Он пытался преодолеть упадок государства и обеспечить по­рядок с помощъю закона (системы наказаний). Утверждая, что "основная цель закона—введение и закрепление жесткого стандарта, унификация, Шан Ян разработал ряд методов их достижения: маткриальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания. Причем на первое место он выдвигал, как наиболее эффективный, метод наказаний.

Легисты выступили с обоснованием таких идей, как государственная монополия в области производства и торговли наделение административного аппарата экономическими функциями. Наряду с принципом личной ответственности за свои дела среди населения и чиновничества легисты рекомендовали систематический контроль государства за поведением и умонастроением людей, экзаменаци­онную систему замещения должностей в бюрократическом аппара­те, цензорский надзор за бюрократией. Отбросив конфуцианские представления о государстве, как о большой семье, они рассматри­вали государственное управление как постоянную войну между правителями и подданными. Секретность намерений и действий правителя, обман подданных являются, согласно учению легистов, необходимым условием успехов в политике. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государст­венной идеологией и практикой в Китае на долгие годы.

Китай

Лао-цзы (род. в 604 г.до н.э.), Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.)

даосизм

Крупная школа Древнего Китая, в рамках которой изучались проблемы политики — даосизм. Ее сторонники решительно осуж­дали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, де­монстративно призывали к уходу от политики к простоте перво­зданной природы, естественному существованию. Однако в тракта­тах даосов содержалось немало рекомендаций по проблемам управ­ления в обществе. Согласно даосской концепции, основной метод, который должен использоваться администрацией, — недеяние. Чересчур деятельная власть с ее тяжелыми налогами приводит людей к бедам и несчастьям, а управление посредством недеяния—это стабильность, спокойствие, простота и справедливость.

^ Древняя Греция

Платон, Аристотель

Высшим достижением политической мысли этого периода являются политические учения Платона и Аристотеля. Высоко ценя политиче­ское знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, оптимально выражающего интересы всех слоев населения от демоса до аристократии. Были проанализированы различные типы существовав­ших политических режимов: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Аристотель, опираясь на результаты платоновской поли­тической философии, первый выделил специальное научное изуче­ние определенной области общественных отношений в самостоя­тельную науку о политике.

^ Древний Рим

Цицерон

Книги Цицерона сыграли огромную роль в распространении политических идей греческих философов. Вместе с тем иноземное влияние Цицерон стремился соединить и согласовать с римскими традициями и реалиями. Цицерон в своем творчестве на протяже­нии всей своей политической деятельности выступал за строй сенатской республики, про­тив полновластия отдельных лиц, особенно против режима личной диктатуры. Наибольшее влияние в истории политической мысли приобрели положения Цицерона о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве.


Характерные черты древней политической мысли


1. На своей ранней стадии становление политической теории происходило в рамках религиозно-мифологических воззрений о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее пред­писаний. Различные версии отражали возможные варианты упоря­дочения социально-политических отношений в разных обществах и государствах.

2. Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия "общество" и "государство", считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уде­ляли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск мудрого и справедливого правления — оригинальные политические идеи мыслителей этой эпохи.

3. В целом политическая мысль Древнего мира не была столь бо­гата, как философия. Это объясняется прежде всего сильной зави­симостью развития политической мысли от существовавшей реаль­ности. В то же время нельзя не согласиться с К. Поппером, кото­рый отмечал, что в античности были моменты, когда могло пока­заться, что наука об обществе продвинулась дальше, чем наука о природе.


Таблица 2.


^ Политические воззрения в эпоху средневековья


Страна

Мыслители

Содержание учения

Епископ Медиоланский

(Миланский)


Епископ Гиппона (Алжир)

Рим

Святой Амвросий (340—397), святой Августин (З54—430) и па­па Григорий Великий (540—604)

Ранние христианские теологи использовали идею божественно­го происхождения государства ради собственной выгоды. Отцы цер­кви утверждали, что церковная и светская власти разделены, но обе дарованы Богом. Августин и Ам­вросий считали, что государство подчинено церковной власти. Августин возражал против традиционного языческого понимания ре­спублики Цицерона и заменял его идеей об истинном и справедли­вом обществе, которое прежде всего почитает Бога. Папа Григорий Великий, с другой стороны, полагал, что церкви следовало бы под­чиняться государству во всех мирских делах.


Италия

Фома Аквинский

Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправдливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.



Характерные черты средневековой политической мысли


^ 1. В Средние века (V—XV вв. н. э.) философско-этическая кон­цепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной (христианской) концепцией.

2. Политическая и экономическая раздробленность, феодальные междоусобицы способствовали вызреванию необходимость концентрации политического господства в руках сильной власти. Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг трех идей:

  • обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;

  • поиска средств ограничения сильной центральной власти;

  • определения приоритета власти – духовной или светской.

3. В учениях создателей христианской политиче­ской теории убежденность, даже фанатизм сочетались с реализмом и умеренностью. Средневековые мыслители создали основы для появления теории общественного договора. К XIV в. уже были изве­стны основные принципы теории: народ имеет право на создание власти, не зависимой от церкви, и право изменять форму правле­ния. Христианство, безусловно, преобразило западную традицию в интеллектуальном и социальном смысле, но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии.


2. Основные черты политической мысли Нового времени.

Таблица 3.


^ Политические учения нового времени



Страна

Мыслители

Содержание концепции. Гражданский этап.

Италия

Н.Макиавелли

Макиавелли о практической ориентации политической мысли, считал сильное, централизованное государст­во, способное создаватъ законы и сохранять порядок, высшей цен­ностью человеческого общества. Макиавелли прославился бесприст­растностью и откровенностью своих суждений, доходящих иногда до цинизма, когда, например, речь шла об использовании насилия, обмана, хитрости в политике. За это он осуждался в свое время и вплоть до XVIII в. В XIX и XX вв. эта точка зрения Макиавелли, как ни парадоксально, оказалась весьма популярной.

Франция

Ж. Боден

Боден был первым европейским автором, кто определил суверенитет как независимую и абсолютную власть творить основные законы и проводить их в жизнь. Она является верховной законодательной властью, которая устанавливает тип государства. Боден, в сущности, дал толчок к формулированию светской и утилитарной концепции суверенитета, которая привычна нам сегодня. Таким образом, к началу XVII в. благодаря творчеству Макиавелли и Бодена в политической мысли утвердилась идея о государстве как организации, осуществляющей сильную верховную власть.

Англия

Дж. Локк

Теория естествен­ных прав и конституционализм — основной вклад Локка в полити­ческую мысль. Он всю жизнь боролся за ограничение власти госу­дарства, основываясь на идее общественного договора, принципом которого является народный суверенитет: народ — источник вла­сти, он заключает договор с правящей властью. Защита, гарантия естественных прав людей, таких, как право на жизнь, свободу и собственность, — единственная функция государства. Локк ставил личность, обладающую естественными, неотчуждаемыми правами, выше общества и государства. Идея Локка о разделении законода­тельной и исполнительной власти получила свое дальнейшее разви­тие в теории "разделения властей" Монтескье, которая легла в об­нову формирования правового государства.

^ Англия

Франция, США

Гоббс, Монтескье и Мэдисон

В политических проектах и учениях Гоббса, Монтескье и Мэдисона, которые также являются создателями гражданской концеп­ции политики, главным предметом анализа становятся такие воп­росы, как происхождение и характер государства, его право при­нуждать. Общественный договор, разделение понятий "право" и "закон", государственная власть как абсолютная, единая и нераздельная социальная система, государство как гарант мира и порядка — основные политические идеи Гоббса.


США

Гамильтон, Мэдисон, Джефферсон

Развитие гражданской концепции политики содействовало про­цессу образования современных европейских государств. После их создания теоретики политики сосредоточили свое внимание в основном на проблемах государственной власти. В период образова­ния Соединенных Штатов Америки уже были сильно заметны не­достатки европейских унитарных независимых государств. В связи с этим отцы американской конституции, прежде всего Гамильтон, Мэдисон, Джефферсон, соединили две проблемы: политическую теорию и практику и предложили единое решение для обеих. Их ре­спублика была создана как государство с ограниченной властью. Республиканская форма правления, федерализм, система сдержек и противовесов как дополнение к теории "разделения властей" Мон­тескье — основной вклад "отцов основателей" США в политиче­скую теорию и практику.


Страна

Мыслители

Содержание концепции. Социальный этап

^ Англия, Франция,

США,

Шотландия

Руссо, Берк,

Токвиль, Бентам, Милль

Представители социальной концепции политики XVIII и XIX вв. значительно обогатили политическую мысль. Так, Руссо декларировал, что ин­дивидуумы создают государство, но в то же время они сами явля­ются его продуктом. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал роли государства в обществе как гаран­та стабильности и порядка. Токвиль работал над проблемой, как разрешить конфликт между политическим равенством и политиче­ской свободой в демократическом обществе. Он утверждал, что ши­рокое участие масс в политике посредством создания гражданских и политических ассоциаций — гарантия демократии. Учение Бентама о позитивном законе создало повод для крупных прогрессив­ных реформ в Англии. В политической теории Милля, английского утилитариста и поборника равноправия, достаточно полно сконцен­трировались либеральные идеи того времени.


Характерные черты политической мысли Нового времени


1. Процесс развития политической мысли Нового времени целесо­образно разделить на два этапа. На первом, раннем (начало XVI — вторая половина XVIII вв.) этапе исследователи политики создали гражданскую концепцию политики, которая затем, на втором этапе трансформируется в социальную политическую концепцию. Основная идея эпохи Возрождения, состоящая в том, что в центр Вселенной должен быть поставлен человек, становится отправной точкой политической мысли раннего этапа Нового време­ни. В связи с этим концепцию политики этого времени можно по праву назвать гражданской.

2. Творцов гражданской концепции политики мень­ше, чем классических и средневековых мыслителей, занимали про­блемы лучшей жизни, цели государства. Они сосредоточили свое внимание на таких вопросах, как происхождение, природа, основы государства. Государство рассматривалось ими как уникальная, не­зависимая организация, призванная дать людям защиту и безопас­ность, а не мудрость, спасение или счастье.

3. Гражданская концепция имеет сходство с классической и сред­невековой политической мыслью. Подобно классической политиче­ской мысли, она обладает светским, гуманистическим характером; рассматривает политику как деятельность, независимую в предпо­ложениях; подходит к государству с точки зрения человеческого разума. Но разум для создателей гражданской концепции — это уже не цель в себе, а средство, "раб страстей". Подобно средневе­ковой политической мысли, гражданская концепция считает госу­дарство не "природным" явлением человеческой жизни, т. е. ровес­ником человеческого рода, а изобретением, которое компенсирует несовершенство людей. Но в отличие от средневековой политиче­ской мысли акцент делается на человеческом характере права, ко­торое достигло кульминации в понятии суверенитета.

^ 4. Политическая мысль раннего этапа Нового времени отличается от античной и средневековой мысли некоторыми другими положе­ниями.

Во-первых, классические и средневековые мыслители рас­сматривали Вселенную как рациональное целое, имеющее план и цель; в Новое время начинает преобладать механистический взгляд на мир.

Во-вторых, с раннего этапа Нового времени до наших дней внимание акцентируется на материальный достаток и материаль­ную заинтересованность в противовес старым идеям философов Древней Греции и Древнего Рима, а также богословов о бедности, самодостаточности.

^ В-третьих, в Новое время формулируется такой важный принцип, как легальное и политическое равенство.

В-чет­вертых, новая концепция политики отличается своим "индивидуа­лизмом", т. е. человек рассматривается как создатель общества, а не как абстрактный индивид; индивидуальный эгоизм считается ес­тественной и желательной характеристикой человека.

Вследствие учреждения суверенного государства и института формального политического равенства стала очевидной ограничен­ность гражданской концепции: процесс самоопределения не зависит только от воли и силы каждого индивидуума в отдельности, поэто­му государство не может постоянно придерживаться своей уникаль­ной позиции — быть над обществом и изолированным от общества. Социальные отношения, которые вначале рассматривались как не относящиеся к политической теории, постепенно становятся пред­метом исследования политических мыслителей. На смену гражданской концепции политики приходит социальная. В ней меняются акценты.

Во-первых, отправной точкой являются уже не индивид, а группы: нация, класс, человечество. Именно они наиболее актив­но влияют на политику. Индивидуумы рассматриваются как пред­ставители своей группы или ассоциации.

^ Во-вторых, в выяснении характера государства основное внимание сосредоточивается на его историческом развитии.

В-третьих, государство в XIX в. видится причастным к экономическим и социальным проблемам.

Заслуга выдающихся политических мыслителей XIX в. заклю­чалась в том, что они четко обозначили проблемы примирения го­сударства и общества, которые остаются актуальными и в нашем столетии.


3. Развитие политической теории в XX веке.


В последней четверти XIX в. политическая наука становится отдельной учебной и научной дисциплиной. И происходит это, как ни парадоксально, не в Европе. Несмотря на то, что политическая мысль здесь имела длительную историю и отличалась наиболее ценным содержанием, Европа опоздала с ее конституированием. Первыми выделили политическое знание из других социальных на­ук американцы. В 1880 г. в Колумбийском колледже США органи­зуется первая школа политической науки, а в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, насчитывающая ныне свыше 16 тысяч членов. В настоящее время в США насчитывается около 5 тыс. колледжей политических наук, более 200 тыс. специа­листов в этой области науки. Наряду с американской крупными школами политической науки являются французская и немецкая.

Таблица 4.


Политическая мысль XX в.


Страна

Мыслители

Содержание концепции.

Германия,

Италия

М. Вебер, Г.Моска,

В.Парето,

Р.Михельс

Развитие политической науки в начале XX в. связано с имена­ми таких крупных представителей европейской политической тра­диции, как и др. Вни­мание этих исследователей политики концентрировалось на макро­проблемах: источники и результаты значительных социоэкономических и политических изменений. Полагая, что социальная страти­фикация и экономическая структура обшества в значительной сте­пени определяют характер политических институтов, они акценти­ровали свое внимание на изучении таких проблем, как "класс", ''элита", "бюрократия". Огромное влияние на дальнейшее развитие политического знания оказал Вебер. Его определениями политики, государства, власти, методологией исследования бюрократии до сих пор оперируют многие политологи. Концепции элит Моски, Парето и Михельса положили начало широким теоретическим и эмпириче­ским исследованиям групп, управляющих обществом или претенду­ющих на выполнение данной функции.


США

Ч. Мерриам,

Г.Лассуэл

Бихевио­ристский подход существенно отличался от традицион­ной европейской методологии. Возможности традиционного подхо­да, который складывался из нескольких методов: исторического, описательного, правового, институционального, нормативного — были в известной степени ограничены, поскольку они носили слиш­ком общий, неконкретный характер.

Уверенные в том, что эмпирическая наука — это основа науч­ного прогресса, сторонники бихевиористского подхода сконцентри­ровали вес свое внимание нз создании такой науки. Политика, по мнению бихевиористов, это реальные действия людей в политиче­ской жизни, а не различные виды институтов и структур, через ко­торые выражают свою волю граждане.

Главным отличием такого подхода от традиционного можно считать то, что он положил начало исследований микропроблем, конкретных социально-психологических аспектов политики, социа­лизации и культуры. Если европейские политические социологи, оперируя традиционными методами, изучали классы, элиты, то американские бихевиористы (Г. Лассуэлл и др.) делали акцент на обыкновенном человеке.

США

Д.Истон

С внедрением новой методологии политических исследований стал широко внедряться системный, структурно-функциональный и количественный анализ социальной практики. Системный анализ прогрессирует в политической науке благодаря работам американ­ских ученых Истона, Алмонда и др. Исследователи разрабатыва­ют функциональную теорию государственного управления, выясня­ют, как политическая система изменяется от традиционной к со­временной.

Значение теории универсальной системы политики и политиче­ских отношений состоит в том, что она является источником кон­цепций и моделей, которые могут применяться во многих специфи­ческих сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипо­тез; она позволяет также стандартизировать терминологию, коди­фицировать данные, сохранять информацию, актуальную для ре­шения важных проблем эмпирического анализа. Данная теория весьма полезна и в сфере изучения переменных, от которых зави­сит сохранение типа систем. Что касается недостатков системного анализа, то, по мнению его критиков, они сводятся к тому, что та­кой анализ имеет своим непосредственным объектом не самого ин­дивида, а лишь его поведение; не учитываются все психологиче­ские аспекты функции взаимодействия.


США

Г.Амонд

Наиболее основательно основные понятия современного струк­турного функционализма были разработаны крупным американ­ским ученым Г.Алмондом. В основе структурно-функционального подхода выделяются три вида концепций: (1) центральные, базо­вые, такие, как политическая система, структура, культура; (2) концепции, относящиеся к функциональным аспектам политиче­ской системы; (3) концепция развития Алмонда,. в отличие от Ис­тона — не столько анализ происходящих процессов, сколько опре­деляющей роли, которую играют устойчивые структуры политиче­ской системы. Цель функционального анализа состоит в количест­венной оценке структурных изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим функциональным обязан­ностям. Такой анализ целесообразен для исследования способов со­хранения и регулирования системы. Он позволяет четче обозначить сложность отношений социальных и политических явлений; скон­центрировать внимание на всей социальной системе как среде для политических феноменов; способствует осознанию важности функ­ций (особенно скрытых), выполняемых политическими фигурами или группами. Максимальный эффект структурно-функционально­го метода, а также системного анализа проявляется в сравнитель­ных исследованиях политических систем.


Австрия,

Германия, США

Ф.Хайек, Х.Арендт, З.Бжезинский, К.Поппер

С середины XX в. интенсивно развивается процесс изучения политических режимов (тота­литарного, авторитарного, демократического). Большой вклад в со­здание теории тоталитаризма внесли Хайек, Арендт, Бжезинский, Поппер и др. В последние годы проявляется значительный интерес к проблеме демократической трансформации тоталитарных и авто­ритарных режимов. Именно эволюция таких режимов заставила ученых обратиться к ее анализу.


^ США,

Австрия

Р.Михельс, И.Шумпеттер

Исследование демократии — наиболее характерная черта современной по­литической науки.

Михельс, как известно, доказывал, что сама структура органи­зованного общества неизбежно ведет к росту влияния элиты. Еще в 1943 г. появилась книга Шумпетера "Капитализм, социализм и де­мократия", в которой автор подвергал ревизии "классическую" те­орию демократии, сложившуюся в ходе длительной эволюции по­литического знания, старался сделать ее более реалистичной и при­емлемой в современном мире. Шумпетер отвергал основные харак­теристики классической теории демократии, такие, как высокая степень участия граждан в политической жизни на местном и госу­дарственном уровне, демократизация ассоциативной жизни. Он оп­ределял демократию как политический метод, т. с. определенный тип институционального устройства для принятия политических административных решений. Понимание Шумпетером демократии как конкуренции между потенциальными управляющими за дове­рие и голоса избирателей способствовало в дальнейшем появлению теорий элитарной демократии.


^ Характерные черты политической мысли XX в.


1. Следует особо подчеркнуть, что во многом благодаря этим но­вым методам исследования — бихевиористскому, системному, структурному функционализму — стало возможным появление со­временной сравнительной политологии. Истон, Алмонд, Дойч ввели понятие "система" в качестве макроединицы для сравнительного анализа. Это позволило не только сравнивать крупные субъекты политики, но и включать в анализ любую единицу (государство, член федерации, группа давления, профсоюз, церковь и т. д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выпол­няющих функции политической системы. Работы современных из­вестных политологов — это, как правило, сравнительные (компара­тивистские) политические исследования.

^ 2. В 60—70-е гг. бихевиористов активно критиковали (особенно в нашей стране), указывая на недостатки их взглядов: − увлечение процессом создания "чистой науки";

недооценка того, что по­литическая наука должна служить практическим реформам, обра­зованию граждан;

уход от текущих политических проблем, ув­лечение абстрактным анализом;

недостаточное внимание сфере морали. С учетом этой критики в 1969 г, Истон объявил о "новой революции", о постбихевиоризме в политической науке.

^ Новеллы сводились, в основном, к следующему:

помочь политическим исследованиям выйти на реальные потребности людей (человечест­ва в целом) в период кризиса;

преодолеть идеологию эмпириче­ского консерватизма, свойственную бихевиористской науке;

ис­следовать ценности и их конструктивное развитие, ибо наука не может быть ценностно нейтральной.

3. В новых условиях постбихевиористы уже уделяли меньше вни­мания своему методу и техническим способам исследования, а бы­ли озабочены проблемой общественной ответственности науки, на­сущными политическими вопросами. В определенной степени по­стбихевиоризм можно представить как синтез традиционного и би­хевиористского подходов.


4. Содержание особенности развития российской политической мысли.


Таблица 5.

^ Российская политическая мысль


Страна

Мыслители

Содержание концепции.

Россия

Филофей,

И.Пересветов,

И.Волоцкий

Это идеи независимости, централизации государства и силь­ной, неограниченной самодержавной власти. В сочетании религиоз­ной и светской аргументации они нашли свое обоснование в теори­ях "Москва —третий Рим" псковского монаха Филофея, "всея рус­ские земли государям государи" Иосифа Волоцкого, мудрой и силь­ной власти Ивана Переснетова. Русское государство с центром в Москве провозглашается Великим, после Рима и Византии, храни­телем православия, а московские государи — "вседержавньми, бо­гоизбранными наследниками власти великих государей". Государст­во в этих теориях рассматривалось не как народный договор, управ­ляемый верховной властью, а как государева вотчина. Поэтому цель государства, народное благо подчинялись монаршему интересу.


Россия

Прокопович, Татищев,

Салтыков,

Посошков

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма: Прокопович, Татищев, Салтыков, Посошков и другие — рассматривали государ­ство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспе­чить "общенародную пользу" и внимать разуму подданных. В то же время своеобразие русского исторического процесса и отсутствие демократических институтов способствовали тому, что преобра­зования могли идти только сверху, как пожалование. Поэтому про­екты реформ приобретали силу закона лишь в том случае, если бы­ли санкционированы государством, как бы исходя от него. Поэтому никакого несогласия с государственной властью и издаваемыми за­конами не допускалось, верховный носитель власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые действия государя оправ­дывались, хотя просвещенный абсолютизм, по мнению Прокоповича, не должен был отождествляться с произволом верховного пра­вителя. Просвещенный монарх должен править, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов.


Россия

М.Щербатов,

Радищев,

Чичерин, Коршунов, Петражицкий,

Герцена, Добролю­бова, Чернышевского

Хомяков, Киреевские, Аксаков

Лавров,

Ткачев,

Бакунин,

Крокин,

Бердяев, Соловьев

Все более четко в русской политической мысли выделяются три направления: консервативное, либеральное и радикальное.




Западно-европейские идеи Нового времени оказали существенное влияние на политическую мысль России XVII—XVIII вв. Отделяясь от религии, политическая философия постепенно переходила на светские позиции, сближалась с наукой. Ускорению этого процесса способствовали реформы Петра I. Однако такие понятия ев­ропейского Просвещения, как "общественный договор", "естествен­ное право", "разделение властей", трактовались весьма своеобразно или не находили применения. Европеизируя Россию, Петр в то же время стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить цер­ковь и власть боярства (родовой аристократии). Различные проекты социально-политических реформ в России затрагивали общие про­блемы государства, структуры государственного аппарата, социаль­ного устройства общества, осмысления сословных отношений.

Прокопович исходил из посылки, что основой прогресса, силы государства и благосостояния граждан является образование и распространение наук. Поэтому верховным носителем государственной власти может быть только просвещенный правитель, "философ на троне".

В отличие от Прокоповича Татищев, будучи сторонником силь­ной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться согласием всех подданных (В. Н. Татищев. Избр. произв., Л.. 1979, с.92). Форма правления зависит от географических условий, размеров территории и уровня просвещения. О целесообразности монархической формы правления для России Татищев делает вывод на том основании, что это для "великих и пространных государств вынуждается обстоятельствами как наименьшее зло". Впервые в его трудах ставится проблема со­отношения свободы личности и естественного права. Он указывал, что ту форму неволи, которая утвердилась в России (крепостное право), "ни естественный, ни божественный законы, ни действи­тельно государственные интересы" не оправдывают.

Консерваторов — идеологов монархии — вдохновляли идеи разумного за­конодателя, ограничение самовластия созданием представительного сословного учреждения, наделенного законодательными правами. Характеризуя правление Екатерины II как "совершенно самодер­жавное, последовательный противник абсолютизма князь М. Щербатов в работе "О повреждении нравов в России" писал, что "самовластие не есть род правления, но злоупотребление вла­сти", оно имеет место в "результате—извращения монархической формы правления.

Под влиянием идей французского Просвещения, увлеченность которыми переживали все слои русского общества, предметом ана­лиза становятся такие вопросы, как соотношение власти государст­ва в лице государя над личностью и обществом, проблема ценности личности, наделенной единой, равной для всех людей естественной природой. Критика идеи просвещенного абсолютизма сочетается с идеей ограничения власти монарха и сословного строя, развития парламентаризма, упорядочения законодательства.

Идеи конституционной монархии, контрактной модели граж­данского общества, договорной теории, основанной на правах собст­венности и личной независимости, проповедовали идеологи зарож­давшегося либерального направления. А священные права человека и гражданина (и в связи с этим необходимость изменения обще­ственного устройства вплоть до уничтожения самодержавия и уста­новления народного правления) отстаивали радикалы, начиная с Радищева. Он считал естественное проявление сил человеческих непременным условием существования и развития общества, а бед­ствия человеческие (крепостное право) — нарушением "истинной природы человека, его натуральных прав". Даже сокрушение тира­нии, указывал он, должно считаться натуральной, обусловленной и неизбежной акцией.

Акцентируя свое внимание на социально-политических пробле­мах, связанных с общественным устройством и будущим россий­ской государственности, политическая мысль страны XIX — начала XX в. пыталась разрешить вопросы; должна ли Россия развиваться своим особым путем или в контексте западной цивилизации? Что есть величие, престиж государства и что выше: государство, соци­альный идеал или конкретный человек? Каковы интересы людей и как они должны отражаться в социальной, экономической, админи­стративной деятельности? Каким образом разрешить сложнейшее переплетение российских социальных проблем? Эти и другие воп­росы ставились и разрешались по-разному.

Консерваторы оправдывали неограниченную власть, самодер­жавную форму правления. Либеральная мысль? "западники", рус­ские конституционалисты отстаивали идею единства пуки разви­тия России и западно-европейских государств. Они ратовали за осуществление социальных реформ, преобразующих самодержавие в конституционную монархию. Либералы считали, что начавшиеся реформы сверху приведут, как и в Западной Европе, к демократи­ческой эволюции самодержавия, в чем состоят интересы всех сосло­вий и государства (оно станет надсословным институтом). Предста­вители конституционного направления — Чичерин, Коршунов, Петражицкий и др. — первостепенное значение придавали перспекти­вам развития правового государства и гражданского общества. Го­сударство и личность не должны противостоять друг другу, указы­вали они, и при любом соотношении политических сил важно обес­печить свободу и независимость человеческой личности.

Развитие негативных, мрачных сторон западного капитализма начала XIXв. породило раскол среди политических либералов, их размежевании на сторонников "чисто" западного развития и при­верженцев радикально-демократических идей: Герцена, Добролю­бова, Чернышевского — как выразителей идей "русского", кресть­янского социализма.

За осуществление особого пути развития России и ее мессиан­скую роль в истории человечества, и в особенности славянских на­родов, выступали "славянофилы" — Хомяков, братья Киреевские, Аксаков и др. Некоторые из них утверждали, что между русской и европейской нациями нет ничего общего, противоположны и их на­циональные идеалы. Причем русскую "особость" они были склонны видеть в патриархальной крестьянской общине, ее социальных и морально-психологических особенностях и традициях. "Наша фи­лософия, — писал Киреевский, должна развиваться из нашей жизни, создаваться из текущих вопросов, из господстбующих интересов нашего народного и частного быта" (И. Киреевский. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1911, с. 2).

Славянофилы отрицали гражданские права, политические сво­боды, право собственности как не соответствующие русскому мен­талитету. Будучи сторонниками самодержавия, они тем не менее защищали свободу личности, совести, мысли, признавали принцип верховенства народа. "Особый" путь России послужил питательной почвой для рево­люционных идей и потрясений, с которыми столкнулась Россия в XIX в. Народнические воззрения 50-70-х гг. с их идеализацией крестьянства и сельской общины, утопическим романтизмом посте­пенно переросли в революционные и ультрареволюционные поли­тические установки. Произошел резкий поворот к безграничной ве­ре в преобразующую силу революционной интеллигенции.

На этой основе сложились различные теоретические течения и толкования способов революционной деятельности: подготовитель­но-пропагандистское, которое рассматривало личность как орган прогресса и как силу, способную изменить общественные формы Лавров; заговорщическо-террористическое, представителем кото­рого был Ткачев, считавший, что только захватив государственную власть, революционное меньшинство способно провести в интересах народа коренные преобразования, и бунтарское (Бакунин), делав­шее ставку на революционный взрыв народа (чернорабочей массы), который в конечном итоге приведет к уничтожению государства. Анархистская концепция Бакунина, Кропоткина и др., положившая в основу идею безвластия, исходила из того, что любые политиче­ские изменения мало улучшают положение народа, следовательно, революция призвана уничтожить государство как губителя индиви­дуальной свободы, как самое "вопиющее отрицание человечества".

Марксизм, точнее марксистский социализм, который в России в последней четверти XIX в. был представлен прежде всего Г.В.Плехановым, все более вытеснял другие течения обществен­ной мысли. После Октябрьской революции 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, превратившийся в стра­не в государственную идеологию. На первый план выдвигалась революционная борьба, руководимая организованным меньшинст­вом, во имя будущего справедливою общества. Коммунизм, по образному высказыванию Н.Бердяева, оказался неотвратимой судьбой России...









Похожие:

Политическая мысль Древнего мира iconКонспект урока по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» по курсу истории Древнего мира
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «История древнего мира», 5 класс (М., Просвещение, 2004) – параграф 47
Политическая мысль Древнего мира iconЗадача курса (2 часа) (Тема изучается самостоятельно)
Тема Экономическая мысль Древнего мира и Средневековье. Меркантелизм. (2 часа)
Политическая мысль Древнего мира iconКнига для учащихся «Я и история» С
Военно-исторический, Историческая география, Исторические личности, Культура Древнего мира, Мифы и религии Древнего мира, Терминологический...
Политическая мысль Древнего мира iconУчебники по истории Древнего мира атласы по истории Древнего мира
Цель: формирование системы знаний о государствах Западной Азии, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление...
Политическая мысль Древнего мира iconУрок путешествие
Урок по истории Древнего мира в 5-м классе на тему “Культура и искусство Древнего Египта
Политическая мысль Древнего мира iconУрок по курсу «История Древнего мира» 5 класс «Письменность Древнего Египта»
Создать организационные и информационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности по теме...
Политическая мысль Древнего мира iconРс-в №6, Падение Византии Научно-историческая, общественно-политическая газета
День 29 мая 1453 года, несомненно, является поворотным пунктом в истории человечества. Он означает конец Православного мира на Ближнем...
Политическая мысль Древнего мира iconУрок по теме "Древний Египет" в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Политическая мысль Древнего мира iconРазработка урока по истории «Древнего мира» в 5 классе, учитель Петрова Валентина Дмитриевна. Тема урока: в гостях у древних китайцев
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, видеофильм, карта Древнего Китая, магнитофонная запись с китайской музыкой,...
Политическая мысль Древнего мира iconУрок по истории Древнего мира «Древнее Двуречье»

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами