В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» icon

В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство»



НазваниеВ 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

С П Р А В К А

о состоянии работы по художественно-эстетическому воспитанию

учащихся на уроках и во внеурочное время в ОУЗ Ленинского района


Цель художественно-эстетического воспитания в учебных заведениях состоит в личностном художественно-эстетическом развитии учащихся, формировании культуры человеческих чувств в процессе овладения навыками в изобразительной деятельности и восприятия произведений музыкального искусства.

Для реализации поставленных задач, во исполнение решений коллегии МОН Украины №6/4 от 28.05.09 г. «О плане действий по улучшению качества художественно-эстетического восприятия в ОУЗ на 2009-2012 г.г.» и согласно годовому плану работы отдела образования в мае 2010 г. изучалось состояние работы ОУЗ Ленинского района по художественно-эстетическому воспитанию на уроках и во внеурочное время.

Изучение вопроса осуществлялось по следующим направлениям:

  • анализ кадрового состава учителей изобразительного и музыкального искусства;

  • учебно-материальная база;

  • работа учителей по художественно-эстетическому воспитанию на уроках изобразительного и музыкального искусства;

  • внеклассная деятельность педагогов.

В реализации задач по художественно-эстетическому воспитанию учащихся ключевая роль принадлежит педагогу. Учителя создают особую эмоциональную атмосферу на уроке, развивают воображение, склонность к творческой деятельности.

^ В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» ведется в 27 школах района. Из-за отсутствия специалиста музыка не преподается в Кировской, Ленинской, Уваровской общеобразовательных школах (2 человека совмещает преподавание в 2-х школах: Исмаилова Н. И. и Мусаева Э.А.). Из общего количества 19 человек (76%) являются специалистами со специальным музыкальным образованием. Остальные учителя (24%) не являются дипломированными специалистами по предмету, но владеют игрой на музыкальных инструментах, имеют педагогическое образование по другим учебным дисциплинам.

Изобразительное искусство ведется в 29 школах района, исключение составляет Уваровская ОШ. Два специалиста совмещают преподавание в 2-х школах (Петрова Л.А. – УВК «Школа-лицей №1» г. Щелкино, ОШ №2 г.Щелкино, Мыцык Л. И. - ОШ №2 пгт Багерово, Чистопольская ОШ. В числе учителей лишь 22% имеют специальный диплом по предмету. Остальные педагоги являются специалистами по другим учебным дисциплинам: 22% - начальной школы, 14% - по русскому языку и литературе и др.

При этом в 3-х школах района учителя совмещают преподавание изобразительного и музыкального искусства: Белинской ОШ (учитель Исмаилова Н. И.), Октябрьской ОШ (уч. Бекирова М. Х.), Батальненской ОШ (уч. Черная Е. В.).

Из-за несоответствия образования не все учителя аттестованы и прошли курсовую подготовку по предметам художественно-эстетического цикла.

^ Учебно-материальная база. В целях развития художественного вкуса и эстетического восприятия учащихся, а также реализации их творческого потенциала, коллективы школ стремятся к созданию благоприятных условий, которые может обеспечить надлежащая учебно-материальная база.

В методическом арсенале школ имеются действующие учебные программы, утвержденные МОН Украины (100%), печатные образцы планирования учебного процесса по музыкальному и изобразительному искусству.

Значительно увеличивает продуктивность работы ученика и учителя проведение урока с опорой на учебники. Однако обеспеченность учебными пособиями по предметам в ОУЗ неполная: по одной книге на парту: в некоторых классах учебники имеются только у учащихся.

Недостаток учебников учителя компенсируют использованием разнообразного наглядного материала, средств технического обеспечения (проигрыватели, магнитофоны, DVD, т.д.). Значительную роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся при изучении разделов «Интеграция предмета с другими видами искусства» (изо, музыка, живопись, архитектура, театр, литература, кино и т.д.) играет прослушивание фонограмм, DVD-дисков и демонстрация репродукций картин с произведениями мирового классического искусства. Богатые фонотеки с записями музыкальных произведений собраны учителями музыки Резник Л. В. (ОШ №1 пгт Ленино), Малнацкой В. А. (ОШ №3 г.Щелкино), Исмаиловой Н. И. (Белинская ОШ), Мусаевой Э. А. (Чистопольская ОШ), Куртмулаевой С.Л. (Семисотская ОШ). Хороший натурный фонд с комплектами диафильмов, диапозитивов DVD-дисками, наборами репродукций картин по разным разделам программы изобразительного искусства имеются в Приозерненской (уч. Ивченко В.Т.), Горностаевской (уч. Максурова И.А.), №1 пгт Ленино (уч. Устинова Н.Г.), Ленинской (уч.Ганичева Н.А.) и др. общеобразовательных школах.

Для улучшения качества образования учителя часто обмениваются опытом работы: передают друг другу имеющуюся в печатных изданиях, методической литературе информацию и наглядность, копируют диски.

Наиболее благоприятные условия для проведения уроков художественно-эстетического цикла возможны при наличии специализированных кабинетов. Но отдельные кабинеты музыки (изо) или художественно-эстетического обучения имеются лишь в 10 ОУЗ района: №1 пгт Ленино, №2, №3 г.Щелкино, №1 пгт Багерово, Батальненской, Ленинской, Марфовской, Приозерненской, Семисотской, Чистопольской общеобразовательных школах. Для их оформления учителя используют портреты художников, композиторов-классиков, наглядный материал по теории, репродукции картин, выставки детских работ. Кабинеты оснащены музыкальными инструментами, средствами технического обеспечения.

В ОУЗ имеется опыт использования современных компьютерных технологий в ходе преподавания уроков художественно-эстетического цикла. Примером тому могут служить уроки, которые прошли в компьютерных классах УВК «Школа-лицей №1» г.Щелкино (уч. МХК Перевалова Н.Д.), ОШ №3 г.Щелкино (уч. изобразительного искусства Петрова А. А.), Кировской ОШ (уч. изобразительного искусства Индюкова С.В.).

Вместе с тем, многие школы не имеют специализированных кабинетов или недостаточно внимания уделяют их оформлению, созданию учебно-материальной базы. Большой проблемой преподавания является недостаток ТСО, не укомплектованность фонотек и натурного фонда.

По-прежнему учебная наглядность в большей степени приобретается за счет собственных средств учителя.

В большом потоке информации, способствующей художественно-эстетическому воспитанию детей (телевидение, кино, выставки, экскурсии и т.д.) значительная роль отводится урокам изобразительного, музыкального искусства в школе. И главную свою задачу учителя этих предметов видят в создании оптимальных условий для развития художественно-эстетического вкуса учащихся. Для этого педагоги стремятся создать на уроках гармоническую атмосферу сотрудничества, наилучшим образом раскрывающую творческие способности детей, отказываются от авторитарных методов преподавания. В ходе проведения уроков основываются на положительном принципе оценивания учебных достижений учащихся.

Учебный процесс выстраивается согласно действующим программам для ОУЗ, художественно-эстетический цикл, 5-8 кл., Киев, Ирпень, 2005 г. В календарно-тематическом планировании отражают все разделы программы: теоретическая часть, восприятие (слушание музыкальных произведений или демонстрация произведений изобразительного искусства), практическая часть (пение или рисование).

^ Музыкальное искусство.

Согласно требованиям к урокам «Музыкальное искусство» учителями подбираются эпиграф к уроку, ставятся цели, задачи, все три этапа подаются в тесной взаимосвязи. Наряду с вокально-хоровой работой учащиеся учатся сольфеджировать, эмоционально говорить, анализировать прослушанное, сопереживать героям музыкальных произведений. В практике учителей №2, №3 г.Щелкино, Чистопольской, Белинской, №1 пгт Багерово, Семисотской общеобразовательных школ, УВК «Школа-лицей №1» г. Щелкино используется метод художественно-педагогической драматургии. Практикуются разнообразные формы общения учащихся с музыкальным искусством: танец, движения под музыку, пластическое интонирование, дирижирование, инсценизация, музыкальные игры и т.д. Свои впечатления от прослушанной музыки дети передают в рисунках.

Наряду с традиционными уроками для развития художественно-эстетических чувств используют нестандартный подход в обучении предмета. Так, в Октябрьской (уч. Бекирова М. Х.), №1 пгт Ленино (уч.Резник Л.В.), Белинской (уч.Исмаилова Н.И.), Чистопольской (уч. Мусаева Э.А.) и др. общеобразовательных школах проводятся уроки-путешествия, уроки-концерты, КВНы, викторины.

В целях развития интереса к предмету, с учетом возрастных особенностей учащихся, применяются хореографические минутки, загадки, ребусы, кроссворды. Обобщающие уроки проводятся в форме «Поля чудес», игры «Древо мудрости».

Для лучшего понимания терминов, понятий, имен композиторов практикуются игры-конкурсы «Музыкальный ринг», «Угадай мелодию», «Аукцион композиторов» и т.д.

Нестандартный подход к обучению учащихся, когда дети выступают в роли критиков, музыковедов, историков практикуется в Луговской, Чистопольской общеобразовательных школах. В Семисотской ОШ учитель Куртмулаева С. Л. проводит «Презентацию песни», используя при этом метод проектов. Класс делится на группы-сектора: вокальный, научный, художественный и т. д. Таким образом, учитель дифференцирует обучение, давая возможность ученикам, выступающим в роли певцов, музыкантов, журналистов, художников – к самовыражению.

Важную роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся играет приобщение их к восприятию духовной музыки, которая является частью культурного наследия народа и содержит в себе произведения высокого искусства. Поэтому на уроках музыкального искусства в школах звучат церковные напевы, произведения Ф.Шуберта, И.-С. Баха, Д. Бортнянского, М.Лысенко, П.Березовского. Выявить талант и творческое начало в своих учениках в ходе обучения элементам игры на музыкальных инструментах удается учителям Башкиреву Е.Н. (Глазовская ОШ), Сеитовой Э.Д. (Луговская ОШ), Малнацкой В.А. (ОШ №3 г.Щелкино). Домашние задания, предлагаемые учащимся, носят творческий характер: отображение музыкальных впечатлений в виде рисунков, сочинений-эссе, стихотворений.

Наряду с музыкой художественное воспитание и развитие эстетического вкуса происходит и на уроках изобразительного искусства.

На занятиях у учащихся развивается воображение и фантазия, творческое мышление и любознательность. Учителя изобразительного искусства формируют умение нестандартно мыслить, наблюдать и анализировать явления. Предпочтение отдают заданиям творческого характера, помня при этом слова известного педагога и художника Б.Б.Чистякова «Рисование – не только развлечение, оно такая же суровая и точная наука, как математика. Здесь есть нерушимые законы, которые надо изучать…» Поэтому все уроки изобразительного искусства выстраиваются с опорой на учебные программы, соблюдается структура урока, выдерживаются его этапы, продумываются средства для достижения целей урока

Задания подбираются педагогами с учетом возрастных особенностей учащихся, ориентированы на творческий поиск и выявление индивидуальности в выборе средств художественной выразительности, техники и материалов. Большое внимание уделяется развитию композиционного мышления. Преимущество отдается не готовым образам, а самостоятельному выбору учащихся.

Уроки построены таким образом, что различные виды практической деятельности осуществляется в тесном взаимодействии с теоретическим материалом. Учащиеся знакомятся с творчеством известных художников, произведениями мирового искусства, обучаются анализу интерпретации произведений классиков.

Увлечь и заинтересовать учащихся на уроках изобразительного искусства помогают нестандартные подходы в обучении. Этому способствует использование интерактивных методик. Активизирует творческую инициативу ребят, работу в парах, малых группах, дифференциация практических заданий и выполнение коллективной творческой работы. Широко практикуется проведение нестандартных уроков: урок-выставка, урок-викторина, урок-конкурс, урок-путешествие. Учебной программой по изобразительному искусству предусмотрена межпредметная связь с другими видами искусства: музыкой, литературой, архитектурой и т.д. Поэтому многие учителя изобразительного искусства, являясь одновременно специалистами по другим предметам, практикуют проведение интегрированных, бинарных уроков.

Так, в феврале 2009 г. на базе ОШ №1 пгт Ленино прошел совмещенный семинар учителей художественно-эстетического цикла. Открытый бинарный урок проведен учителями музыки Резник Л.В. и изобразительного искусства Устиновой Н.Г. Ранее интегрированные уроки музыки и изобразительного искусства практиковались учителями Бекировой М. Х. (Октябрьская ОШ), Черной Е. В. (Батальненская ОШ)

Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства Приозерненской ОШ учитель Ивченко В.Т. использует метод художественно-педагогической драматургии, практикует различные виды групповой работы. Ученики при этом являются руководителями групп, консультантами и главными художниками проекта. К примеру, в 6 классе с углубленным изучением изобразительного искусства выполняется макет диаграммы родного села.

Увлекательными рассказами по истории искусств сопровождает свои уроки уч.Мыцык Л.И. (Чистопольская ОШ). В школе постоянно действует сменная выставка детских работ по темам: «Золотая осень», «Красавица зима», «День весны».

Наиболее благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей учащихся созданы в Ленинской ОШ. На уроках изобразительного искусства учитель Ганичева Н. А. стремится к тому, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя творцом художником. В работе руководствуется лозунгом «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с учениками». Ганичева Н. А. помогает каждому ребенку раскрыть себя, выработать свой стиль и почерк. Поощряя творческую инициативу, учитель привлекает детей к участию в оформлении школы своими руками: учащиеся создают витражи, картины, выполненные в технике «батик», различные аппликации и др. Для художественно одаренных детей в школе проводятся авторские выставки. Учащиеся школы стали участниками сетевого проекта «Храм возвращается в город», кульминацией которого стало участие юных художников в оформлении книги стихов Т. С. Шороховой «Райская птица».

В целях художественно-эстетического восприятия достигнутые учащимися на уроках музыкального, изобразительного искусства результаты закрепляются в ходе подготовки к школьным праздникам и другим мероприятиям. Они оформляются детскими рисунками, другими творческими работами, а также выступлением детских музыкальных коллективов. Развитие художественно-эстетических способностей учащихся не ограничивается учебной деятельностью. Оно носит систематический характер и продолжается во внеурочное время. В школах работают изостудии, художественные кружки: «Умелые руки» (Ильичевская ОШ, руководитель Аджарипова, Новониколаевская ОШ – руководитель Сафронова Е.Н., УВК «Школа-лицей №1» г.Щелкино – руководитель Найден И.И.), «Изонить» (Приозерненская ОШ – руководитель Беленкова В.Г.) и др.

Музыкально одаренные дети активно задействованы в вокальных и хоровых коллективах: «Радуга» (УВК «Школа-лицей №1» г.Щелкино), «Первоцвет» (ОШ №3 г.Щелкино), «Веселые нотки» (№2 пгт Багерово, Горностаевская общеобразовательные школы), «Звонкая капель» (Октябрьская ОШ), «Семь нот» (Ильичевская ОШ). В Глазовской ОШ создан хор мальчиков (руководитель Башкирев Е.И.). Участники этих коллективов постоянно задействованы в различных музыкальных конкурсах, как школьных: «Жемчужина у моря», «Золотое зернышко», так и районных: «Живые родники», «Парад солистов».

В целях взаимообмена опытом работы в районе создано интегрированное районное МО учителей художественно-эстетического цикла, участниками которого являются учителя музыкального, изобразительного искусства, художественной культуры. Руководит методобъедиением учитель-методист высшей квалификационной категории, победитель районного, республиканского тура и участник Всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Изобразительное искусство Ивченко В. Т. (Приозерненская ОШ). Совместное проведение занятий, подготовка теоретического материала и участие в практической части ощутимо увеличивают продуктивность уроков, взаимообогащают участников семинара знаниями по художественно-эстетическому воспитанию школьников.

Убедиться в правильности изречения «От талантливого педагога – к талантливому ученику» дает возможность конкурс «Учитель года» в номинации «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», участниками которого в разное время стали учителя художественно-эстетического цикла: Исмаилова Н. И. (Белинская ОШ), Трубач С.С. (Калиновская ОШ), Аджибиева Н. Д. (Ильичевская ОШ), Куртмулаева С.Л. (Семисотская ОШ), Максурова И.А. (Горностаевская ОШ).

Высокую оценку коллег получили открытые уроки МХК учителя Переваловой Н. Д. по теме «Метод художественно-педагогической драматургии на уроках курса художественной культуры», проводимое в ходе районного МО учителей художественно-эстетического цикла в январе 2010 г. на базе УВК «Школа-лицей №1» г.Щелкино.

Вместе с тем в работе учителей по художественно-эстетическому воспитанию учащихся выявлены недостатки. Негативно сказывается на качестве обучения отсутствие у учителей специального образования, соответствующей научно-теоретической и методической подготовки. Создает трудности в реализации поставленных задач недостаточная учебно-материальная база: устаревшие наглядные пособия не отвечают современным требованиям, мало дидактического и раздаточного материала. Нет возможности создать на уроках необходимую для творчества среду из-за отсутствия специализированных кабинетов. Зачастую уроки музыки проводятся в актовых залах или свободных кабинетах. Длительное время не настраиваются музыкальные инструменты (фортепиано).

Следует также отметить, что учителя в вопросах художественно-эстетического воспитания не в полной мере используют творческий потенциал учащихся. На уроках, как правило, ориентируются на так называемого «среднего» ученика. В тени остаются дети, наделенные особыми художественными или музыкальными способностями. И на школьных, районных мероприятиях зачастую выставляется не взращенный самим учителем талант, а учащиеся вокально-хорового отделений музыкальных школ г. Керчи, г. Щелкино, пгт Ленино с готовым репертуаром, или воспитанники художественных отделений школы искусств и др.

Все это в конечном результате негативно отражается в работе педагогов по художественно-эстетическому воспитанию.

На основании вышеизложенного рекомендую:

1. Руководителям ОУЗ:

    1. Изучить письмо МОН Украины №6/4-2 от 28.05.09 г. «О плане действий по улучшению качества художественно-эстетического образования на 2009-2012 годы»

    2. Систематически осуществлять контроль за преподаванием предметов изобразительное, музыкальное искусство с целью осуществления художественно-эстетического воспитания школьников.

    3. Совершенствовать учебно-материальную базу по предметам художественно-эстетического цикла.

    4. Изыскать возможность для создания в ОУЗ кабинетов художественно-эстетического воспитания.

    5. Проанализировать работу изостудий, музыкально-хоровых кружков с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    6. Изыскать средства для подписки на журнал “Мистецтво та освіта”.




  1. Методкабинету оказывать методическую помощь в организации учебно-воспитательного процесса по предметам художественно-эстетического цикла.



Методист Е. В. Трофименко



Похожие:

В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconВыступление учителя маоу «Шестаковская оош» Пунеговой И. М
Я преподаю предмет «изо» в 1-7 классах по программе под редакцией В. С. Кузина 10 лет. В этом учебном году впервые разработала рабочую...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconИтоги работы системы образования г. Харькова в 2009-2010 учебном году
В г. Харькове 433 учреждения образования всех типов и форм собственности, в которых учится и воспитывается 142577 детей (405 учреждений...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconАнализ работы моу сош №37 за 2010 -2011 учебный год
Приоритетными задачами, стоящими перед коллективом школы в 2010-2011 учебном году были
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconМетодическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 2010 учебном году»
«Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconУчебном году я работаю в 9Б классе. И, конечно, вопрос по подготовке к Государственной итоговой аттестации меня не может не волновать. Работа достаточно сложная и серьезная. И это ни для кого ни секрет
С каждым годом изменяются требования по подготовке к гиа. В этом учебном году произошли следующие изменения
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconПаспорт кабинета физики
В 2010-2011 учебном году в кабинете проведён косметический ремонт (покрашены полы, двери, окна), был отремонтирован инвентарь
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconАнализ работы гбоу гимназии №1257 за 2010/2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году наше учебное заведение получило статус гимназии. Принята новая Образовательная программа на 2011-2015 учебный...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconЛицензия турагента: ав 157766 Донецкая обл г. Краматорск ул. Шкадинова, 51
Внимание: данная экскурсия не будет проводиться при заезде 02. 04. 2010, 16. 04. 2010, 30. 04. 2010, 14. 05. 2010, 28. 05. 2010,...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconПрограмма по музыкальному искусству для 5-8 классов 12-летней школы (авт. Б. Фильц и др.)
Предмет «Музыка», «Музыкальное искусство» преподаётся последовательно с 1 по 8 класс при наличии квалифицированных специалистов с...
В 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство» iconПлан деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида на 2011-2012 учебный год
В 2010-11 учебном году педагогический коллектив работал над реализацией следующих годовых задач
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами