Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план icon

Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план



НазваниеЛекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Воропаева Таня

Лекция

Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации

ПЛАН

  1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    1. По­ня­тие, ос­нов­ные при­зна­ки и ус­ло­вия раз­ви­тия ин­те­гра­ции.

    2. Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.

    3. По­след­ст­вия и эф­фек­тив­ность ме­ж­ду­на­род­ной эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран-уча­ст­ниц.

  2. Международные экономические, валютно-кредитные и финансовые организации.

  3. Украина: интеграция в мировое сообщество.


а. По­ня­тие, ос­нов­ные при­зна­ки и ус­ло­вия раз­ви­тия интеграции.


Тен­ден­ции:

  1. гло­ба­ли­за­ция ми­ро­вой эко­но­ми­ки;

  2. ре­гио­на­ли­за­ция.


Раз­ви­тие МЭО, под воз­дей­ст­ви­ем спе­циа­ли­за­ции и раз­де­ле­ния тру­да, при­во­дит к гло­ба­ли­за­ции.


Ос­нов­ные чер­ты гло­ба­ли­за­ции:

  • из­ме­ня­ет­ся фор­ма про­из­вод­ст­ва, она пе­ре­хо­дит в ме­ж­ду­на­род­ную фор­му в ви­де ТНК;

  • из­ме­не­ние со­дер­жа­ния про­из­вод­ст­ва и об­ме­на под воз­дей­ст­ви­ем спе­циа­ли­за­ции, т.е. ори­ен­та­ция на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки на ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты;

  • прин­ци­пи­аль­ные из­ме­не­ния в хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни - ме­ж­ду­на­род­ные цен­тры управ­ле­ния, СП, ме­ж­ду­на­род­ные сис­те­мы ин­фор­ма­ции, сис­те­ма ме­ж­ду­на­род­ных стан­дар­тов (ГАТТ, МВФ, ор­га­ны ООН и т.д.).


Ре­гио­на­ли­за­ция.

Ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся ре­гио­наль­ная общ­ность с еди­ны­ми эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ски­ми, куль­тур­ны­ми и т.д. сход­ст­ва­ми.


Ин­те­гра­ция.

Это осо­бый этап в про­цес­се ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни, ко­то­рый ве­дет к соз­да­нию но­во­го ка­че­ст­ва - це­ло­ст­но­сти обо­соб­лен­но­го хо­зяй­ст­вен­но­го ком­плек­са не­сколь­ких го­су­дарств (од­но­род­ный, внут­рен­не сли­тый хо­зяй­ст­вен­ный ме­ха­низм).


^ При­зна­ки ин­те­гра­ции:

  • взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и пе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

  • на этой ос­но­ве про­ис­хо­дят глу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

  • не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры).


^ Ус­ло­вия ин­те­гра­ции:

  1. раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;

  2. на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ние ус­ло­вий для ин­те­гра­ции - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за).



Уров­ни ин­те­гра­ции:

  1. мак­ро­эко­но­ми­че­ский (го­су­дар­ст­вен­ный уро­вень);

  2. мик­ро­эко­но­ми­че­ский (меж­фир­мен­ный - ТНК).

Раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны соз­да­ют ин­те­гра­ци­он­ные груп­пи­ров­ки для пре­одо­ле­ния про­блем ин­ду­ст­риа­ли­за­ции.

Чис­ло груп­пи­ро­вок в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах со­став­ля­ет при­бли­зи­тель­но от 35 до 40.

При­ме­ром мо­жет слу­жить МЕР­КО­СУР (1991 год - Асун­сь­он­ское со­гла­ше­ние) в со­став ко­то­ро­го вхо­дят Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Па­ра­гвай и Уруг­вай. Це­ля­ми груп­пи­ров­ки яв­ля­ют­ся - сни­же­ние бюд­жет­но­го де­фи­ци­та, пре­одо­ле­ние кри­зи­са.


^ Пре­пят­ст­вия на пу­ти ин­те­гра­ции раз­ви­ваю­щих­ся стран:

  1. ин­тег­ри­рую­щие­ся стра­ны сла­бо до­пол­ня­ют эко­но­ми­ки друг дру­га, что сдер­жи­ва­ет про­цесс ин­те­гра­ции; от­сю­да сле­ду­ет, что не­об­хо­ди­мы струк­тур­ные из­ме­не­ния;

  2. не раз­ви­та ин­фра­струк­ту­ра;

  3. раз­ли­чия уров­ней и по­тен­циа­лов раз­ви­тия;

  4. по­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность.


б. Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.


Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ (две пер­вые фор­мы).





^ Тип ин­те­гра­ции

При­зна­ки

1

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли

Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, АН­ЗСЕР­ТА, рань­ше ЕЭС.

2

Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная внешнеторговая и та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

3

Об­щий ры­нок

Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

4.1

Эко­но­ми­че­ский со­юз

Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.

4.2

Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

  1. со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

  2. ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

  3. соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

  4. фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

5

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

  • об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

  • на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

  • еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.



в. По­след­ст­вия и эф­фек­тив­ность ме­ж­ду­на­род­ной экономической ин­те­гра­ции для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран-уча­ст­ниц.


Пре­иму­ще­ст­ва:

  1. Уве­ли­че­ние раз­ме­ров рын­ка - эф­фект от мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва (для стран с ма­лой ем­ко­стью на­цио­наль­но­го рын­ка), на этой ос­но­ве не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­ле­ния оп­ти­маль­но­го раз­ме­ра пред­при­ятия.

  2. Воз­рас­та­ет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду стра­на­ми.

  3. Обес­пе­че­ние луч­ших ус­ло­вий тор­гов­ли.

  4. Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли па­рал­лель­но с улуч­ше­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры.

  5. Рас­про­стра­не­ние пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.


От­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия:

  1. Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее силь­ных парт­не­ров.

  2. Оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит к по­вы­ше­нию цен.

  3. Эф­фект по­терь от уве­ли­че­ния мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва при очень силь­ной кон­цен­тра­ции.


2


Важные преимущества для развития внешнего сотрудничества и успешной интеграции Украины в процессы, которые происходят в мире, предоставляет участие в международных организациях, которые регулируют отношения в сфере торговли, инвестиций, осуществляют техническую помощь развивающимся странам.

В мире действует более 100 международных организаций. На сегодня они являются важнейшими форумами по согласованию экономической политики между странами. Международные организации отличаются по составу, размеру, функциям и влиянию на международную экономику.


Функциям международных организаций:

  • Содействие - распространение мирового опыта путем организации международных конференций, сбор и анализ статистических и аналитических данных, их публикация и распространение и др.

  • Наблюдение - наблюдение за процессами, которые происходят в странах-членах, с возможностью формулировки и придания гласности официальной точки зрения на те или иные проблемы, создание общественного мнения и тем самым оказание влияния на экономическую политику страны. Наиболее типичным примером организации, выполняющей функцию наблюдения, является ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики.

  • Надзор - более жесткая форма наблюдения, которая связана с обязательствами стран сообщать на регулярной основе и в установленной форме данные о своем экономическом состоянии и выслушивать рекомендации по основным принципам экономического развития. Правительства, которые подписали уставы осуществляющих надзор международных организаций должны принимать у себя миссии экспертов этих организаций, предоставлять им разнообразную информацию и быть максимально откровенными. Типичный пример - МВФ, главная функция которого в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов и предоставление им основанных на мировом опыте рекомендаций с целью предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и выбора наиболее эффективных способов решения существующих проблем.

  • Регулирование - надзор, который основывается на принуждении стран к выполнению рекомендаций международного сообщества путем разработки соответствующих международных норм и механизмов принуждения их выполнения. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, а также жесткие антидемпинговые и прочие процедуры, применяемые против нарушителей этих правил.

«Содействие-наблюдение-надзор-регулирование» - все эти функции международных организаций основаны на доброй воле стран, которые принимают в них участие. Однако, нужно признать, что МВФ все же частично выполняет функцию надгосударственного регулирования в странах, использующих его кредиты, поскольку условием предоставления кредитов является выполнение правительством согласованной с МВФ программы экономических реформ.


^ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)

Наиболее влиятельная международная организация, регулирующая отдельные параметры развития международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 181 стран, являющихся его членами, с целью достижения стабильности мировой экономики. МВФ начал свою деятельность в 1946 году.

^ Основными функциями МВФ являются:

  • надзор за состоянием международной валютной системы и макроэкономической политикой стран-членов, а также за развитием международной экономики в целом;

  • предоставление временной финансовой помощи за счет кредитования странам, которые ощущают трудности с погашением своих международных обязательств в результате несбалансированности платежного баланса;

  • предоставление технической помощи и консультаций правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.


Согласно Генерального соглашения, то есть устава МВФ, его предназначением является поддержка в мировом сообществе соответствующей валютной стабильности. Поэтому обязательным условием для каждой страны, вступившей в МВФ, является полная открытость экономики, отсутствие любых тайн от других стран относительно валютно-финансового положения, размеров и динамики роста валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, запасов валютного металла и иностранной конвертируемой валюты, внешнеэкономической деятельности и тому подобное.

С изменением во второй половине 80-х годов принципов функционирования мировой валютно-финансовой системы, когда на место твердых фиксированных валютных курсов бреттон-вудской системы пришла Ямайская система с присущим ей механизмом свободного курсообразования, а также в связи с крахом в 90-х годах мировой социалистической системы и развалом СССР, задачи и целевые функции МВФ стали видоизменяться. Наряду с предоставлением финансовой помощи для осуществления структурных изменений в финансово-валютной сфере в развивающихся странах, целью МВФ стала поддержка экономических реформ в бывших социалистических странах, так называемое "реформирование посткоммунистической экономики". Эти программы МВФ получили официальное название программ экономической стабилизации (JMF stabilization).

Заметим, что Международный валютный фонд - это не только финансовый центр, через который мировое сообщество предоставляет финансовую помощь развивающимся странам, но и мощный научный центр, в котором накоплен большой опыт реформирования экономики стран с так называемой переходной экономикой.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ изучает ситуацию в стране, и лишь потом предлагает правительству придерживаться соответствующей монетарной политики. Только при условии надлежащего выполнения выдвинутых Фондом требований и достижения определенных стабилизационных результатов, финансовая помощь может быть предоставлена.


^ ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Группа состоит из пяти организаций:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

  • Международной ассоциации развития (МАР);

  • Международной финансовой корпорации (МФК);

  • Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

  • Многостороннего агенства по гарантированию инвестиций (МАГИ).


Деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда тесно связаны. Их уставные документы закрепляют не только обязательства по согласованию действий, но и взаимное членство. Любая страна, прежде чем обратиться с просьбой о вступлении в Всемирный банк, должна стать членом МВФ.

Главной задачей Всемирного банка является предоставление кредитов странам, которые развиваются и странам с переходной экономикой для осуществления структурной политики в сфере финансов, энергетики, поддержки рынков труда, улучшения окружающей среды, усовершенствования системы образования и др..

Как и МВФ, Всемирный банк несколько видоизменил свои задачи под влиянием тех кардинальных сдвигов, которые произошли в мировом развитии. Если первоначальной целью Всемирного банка было обеспечение сбалансированного мирового развития, помощь странам-членам мирового сообщества в достижении экономического развития и сотрудничества, развитие экономики, прежде всего, стран Западной Европы и Японии, которые испытали разорение в годы второй мировой войны, то с распадом колониальной системы и возникновением независимых стран Азии, Африки и Латинской Америки Всемирный банк стал предоставлять им займы и техническую помощь в реформировании экономики и создании рыночной экономической системы.

С крахом мировой социалистической системы хозяйства и, в частности, развалом СССР Всемирный банк стал предоставлять конкретную помощь суверенным государствам, которые образовались в Восточной Европе, а также на территории бывшего СССР в реформировании их экономик на рыночных основах. Для этого Мировым банком была разработана и стала воплощаться специальная программа так называемой «структурной адаптации» («Structural Adjustment» или «IBRD Adjustment»).


В 90-х годах МВФ и Всемирный банк стали более тесно взаимодействовать и интегрировать свои программы экономической, валютно-финансовой стабилизации и проводить свою политику единым фронтом. Эта политика получила название политики «структурной адаптации» («Structural Adjustment Policies of the IMF/IBRD» или «Policies of the IMF/IBRD type).

По отношению к развивающимся странам, политика МВФ/МБРР предусматривает оказание помощи правительствам в формировании основ рыночной по сути экономической политики с приоритетами развития приватного сектора, модернизации институциональных структур, достижении финансовой стабилизации, разработке и осуществлении приоритетных проектов, обеспечивающих экономическое развитие и улучшение социального положение в этих странах, и т.п..


^ ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР)

Создан в 1990 г., начал операции в 1991 г. Уставный капитал составляет 20 млрд. евро, члены -57 государств Европы, Азии, Африки и Северной Америки, среди них все 15 государств бывшего Советского Союза.

Официальными целями Банка является поддержка перехода стран Центральной и Восточной Европы к ориентированной на открытый рынок экономике и содействие развитию частного предпринимательства в странах, исповедующих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.


^ Функции ЕБРР вытекают из его целей. Это, прежде всего:

  • поддержка стран-членов в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с целью полной интеграции их экономик в мировую экономику;

  • содействие организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

  • содействие в мобилизации национального и иностранного капитала и эффективного управления;

  • инвестирование производств с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни, улучшение условий труда;

  • предоставление технической помощи в подготовке, финансировании, и реализации проектов;

  • стимулирование и поощрение развития рынков капитала;

  • реализации крупномасштабных и экономически обоснованных проектов, которые включают более одной страны-реципиента, а также содействуют экологически стойкому развитию.



Особенность современной стратегии банка состоит в ее “агрессивном” характере, направленном на поддержку экономических и структурных реформ в наиболее важных секторах, а также поиск и реализацию новых возможностей бизнеса в странах, которые развиваются.


^ ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Члены - 131 государство. Создана в 1995 г. ВТО концентрируется на регулировании такой сферы международной экономики как торговля товарами и услугами. Ее усилия направлены на расширение торговли, увеличение инвестирования, а также повышение уровня доходов во всем мире.

Основными функциями ВТО являются:

  • надзор за выполнением многосторонних торговых соглашений и торговой политикой государств;

  • проведение многосторонних торговых переговоров;

  • содействие в решении торговых споров;

  • контроль за развитием международной торговли;

  • предоставления консультаций по вопросам управления в области международной торговли;

  • предоставление технической помощи и обучение персонала;

  • сотрудничество с иными международными организациями по вопросам торговой политики.


Членство в ВТО предоставляет много преимуществ в осуществлении международной торговли, но для того, чтобы стать членом этой организации Украине необходимо приложить значительные усилия на законодательном и институционном уровне.


Особую роль в системе международных организаций занимает ^ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ . ООН имеет в своем составе 18 специализированных учреждений, одну автономную международную организацию, Международное агенство по атомной энергетике и ряд программ, советов и комиссий.


Одной из важных инициатив программ развития ООН (ПРООН) является создание консультативных советов по вопросам предпринимательства, которые предоставляют помощь национальным правительствам относительно налогообложения, роботы таможенных служб, приватизации, финансового законодательства, согласования национальных и международных норм. ООН оказывает содействие национальным правительствам в разработке новых мероприятий социальной политики, выступает за решительные государственные действия с целью использования новых технологий, поддерживает национальные программы борьбы с безработицей и бедностью.


К специализированным учреждениям, которые имеют непосредственное отношение к экономическому развитию относится ^ Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

ЮНИДО была основана в 1967 году решением Генеральной Ассамблеи с целью осуществления центральной координирующей роли в области промышленного развития, содействия промышленному развитию и сотрудничеству на глобальных, региональном, национальном и отраслевом уровнях. Важно указать, что одной из главных задач этой организации является индустриализация развивающихся стран, преодоление трудностей, связанных с ресурсами и инфраструктурой, а также реструктуризация, оздоровление и приватизация промышленности, в том числе в странах с переходной экономикой.

Все указанные и прочие международные организации в той или иной мере помогают странам с переходной экономикой в сфере экономики и финансов, социальных и институционных преобразованиях.

Украина является одной из стран, на которую распростаняются программы сотрудничества международных организаций. В частности, сегодня Украина тесно сотрудничает с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, ООН, прилагает немало усилий для вступления в ВТО. Формирование и развитие рыночной экономики в Украине диктует необходимость установления более тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Отказаться от этого означает быть отброшенным на обочину социального прогресса.


3


Мировая экономика более не являет собою простую совокупность национальных экономик, которые разворачивают взаимное экономическое сотрудничество, она становится единым рынком и единой производственной зоной с национальными и региональными секторами. На глобальном уровне возникают новые рынки, появляются новые инструменты, формируются новые действующие лица (разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам экономического сотрудничества.

На данный момент Украина еще слабо интегрирована в международные структуры и такое положение необходимо изменить, чтобы занять достойное место в мировом экономическом пространстве среди развитых стран, осознать свое собственное направление эффективного развития, которое бы наилучшим образом отвечало национальным интересам и учитывало имеющие ресурсы, географическое положение, потенциальные возможности.

Существует два пути интеграции в мировое сообщество. Первый - пассивно двигаться, подчиняясь стихии. Второй - осуществлять сознательную стратегическую интеграцию с учетом имеющихся возможностей. Последний путь - наиболее эффективен для нашей страны.

Следует отметить, что влияние интеграционных процессов на экономику страны имеет много положительных последствий, о чем свидетельствует успешный опыт других стран. Благодаря умной интеграционной политике страны приобретают возможность увеличения размеров рынка, и, следовательно, масштабов производства и дополнительных доходов от реализации товаров на внешних рынках, улучшения условий осуществления торговли, совершенствование внутренней инфраструктуры, внедрения новейших технологий.

Но существуют и отрицательные примеры влияния МФО на развитие некоторых стран мира, являющиеся следствием механического внедрения рекомендаций и рецептов МФО без учета специфики страны, принятия непродуманных стратегических решений, отсутствия системных подходов к внедрению реформ. Эти потенциальные и реальные угрозы Украина должна учитывать при разработке своей внешнеэкономической стратегии и базовых принципов сотрудничества с МФО.

Следует учитывать, что в условиях интеграции часто происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран. Вследствие этого можно попасть в зависимость от других стран и стать заложником кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Отток ресурсов может привести к увеличению разрыва между странами-лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации. Поэтому, отрабатывая принципы сотрудничества с МФО, необходимо разрабатывать механизмы защиты национальных интересов и систему экономической безопасности, которые были бы адаптированы к условиям открытой экономики.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что достижение глобализации открывает новые возможности и для криминальных групп, отмывания “грязных денег”, теневой экономики, торговли наркотиками. Еще один потенциальный риск связан с угрозами национальному суверенитету со стороны мощных межнациональных корпораций.


Предотвращение отрицательных последствий глобализации является задачей некоторых международных организаций. Особую роль в подготовке общества к процессам глобализации и предотвращения отрицательных последствий, связанных в этим процессом, возлагается на ООН, которая в силу своего мандата является уникальным механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации, превращая ее в “глобализацию с человеческим лицом”. Однако и национальным правительствам не следует устраняться от деятельности, связанной с прогнозированием возможных последствий глобализации, разработкой и внедрением профилактических мероприятий с целью предотвращения негативных воздействий на экономику страны.


Несмотря на возможные риски и угрозы, дорога Украины к глобального пространству не имеет альтернатив. Независимое государство такого размера, положения и геостратегической роли не может оставаться в самоизоляции, поскольку это означало бы не защищенность, а консервацию отсталости, низкую международную конкурентоспособность и даже определенную деградацию. Экономические связи между странами осуществляются главным образом благодаря торговле и инвестиционной деятельности. Оба эти вида деятельности на сегодня практически не возможно осуществлять без участия МФО.

Экономика Украины может достаточно быстро приноровиться к внешним дестабилизирующым факторам, перейти к стабильной, внешне-ориентированному пути развития, создать предпосылки для того, чтобы догнать развитые страны мира и интегрироваться в мировую экономическую систему при условии последовательного осуществления экономических реформ с учетом внутренней специфики и рекомендаций международных организаций.

Говоря о специфике Украины, которая накладывает отпечаток на взаимоотношения с МФО, нужно принимать следующее:

Во-первых, наша страна добровольно отказалась от использования ядерного оружия, занимая по этому показателю третье место в мире (после США и России), согласилась на его демонтаж, вывоз и уничтожение. Это должно учитываться в программах сотрудничества и возмещаться соответствующими кредитами на развитие украинского государства.

Во-вторых, закрытие по настоянию международного сообщества Чернобыльской АЭС стоит Украине огромных ежегодных финансовых затрат. Сейчас они, главным образом, ложатся бременем на бюджет государства и производятся фактически за счет налоговых поступлений. Но Чернобыльская авария является экологической катастрофой мирового масштаба и затрагивает все соседние страны. В том случае, если своевременно не будут решены все проблемы, связаные с закрытием ЧАЭС, это может привести к серьезным негативным последствиям для всего человечества. На это нужны значительные средства. Развитые страны, в первую очередь европейские, имеют прямой интерес в решении проблемы Чернобыля и должны принять в реальное финансовое участие в решении связанных с этим проблем.

В-третьих, Украина является транзитным государством, связывающим европейские страны и Россию. В-четвертых, Украина имеет огромный экономический, производственной, интеллектуальный потенциал, все еще являющийся привлекательным для развитых стран рыночной экономики.


Исходя из пере численного, основными принципами и целями сотрудничества Украины с МФОявляются:

  • содействие поступательному развитию рыночных преобразований в Украине с учетом необходимости решения не экономических, а и социальных задач;

  • создание условий для успешного вхождения Украины в мировую экономику;

  • обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Украины;

  • соблюдение достоинства украинской стороны в отношениях “Украина - МФО”.


Возможно, на сегодня Украина еще не может реализовывать стратегию неограниченной «открытости», поэтому ее интеграция в мировое общество должна идти поэтапно, путем повышения уровня сбалансированности, структурной перестройки и научно-технического обновления, обеспечение социально ориентированного развития экономики. В интеграционных процессах Украина должна учитывать свои собственные интересы, храня национальный суверенитет и независимость. При этом интеграция должна базироваться на максимальном использовании информационных, интеллектуальных ресурсов и имеющего научно-технического потенциала.


Литература:

  1. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник/Пер. С.А. Тюпаева, И.Н. Фомичева. - Г.: Междунар. отношения, 1999. - 456 с.

  2. Общие сведения о ЕБРР: Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и СНГ, апрель 98.

  3. МБРР. Регион Европы и Центральной Азии после обновления: Повышение качества обслуживания клиентов и более тесное сотрудничество с партнерами. Записка для клиентов и партнеров, ноябрь 1997.

  4. Хорошковський В. И. Мировой банк: кредитные ресурсы международного банка реконструкции и развития. - Научное издание. - К.: Укр. тов-во «Интеллект нации, 1999.-196 с.

  5. Кваша С., Патыка Н. Направления и проблемы интеграции Украины в мировое экономическое пространство// Экономика Украины. - 2001. - №9, с. 77-81.

  6. Белорус О. Императивы стратегии развития Украины в условиях глобализации// Экономика Украины. - 2001. - №11, с. 4-13.

  7. Клочко В. Глобализация и ее влияние на страны с переходной экономикой// Экономика Украины. - 2001. - №10, с. 51-58.




Похожие:

Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция 16 Международные экономические отношения
Мэо (международные экономические отношения) – это важный компонент (подсистема) – общей системы экономических отношений. Предметом...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция №6 Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия: Международные экономические организации в мировой финансовой среде
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно системы международных экономических организаций в мировой финансовой...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция №10. Страница Лекция №10. Тема 4: Технико-экономическая оценка вариантов сборки Технико-экономические принципы проектирования и осуществления тп сборки
В основу разработки тп сборки положены два принципа: технический и экономический
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция 15 Тема: Интеграция и конвергенция цифровых телекоммуникационных сетей
Технико-экономические и потребительские предпосылки перехода к универсальным цифровым технологиям передачи сообщений любого вида....
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция Собственность и экономическая система государства (2 ч.)
Смысл этого понятия довольно точно передавал австрийский экономист Л. Мизес (1881-1973), заменяя словосочетание «экономическая система»...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция по теме «международные экономические отношения»
Каждый из них находит выгоду для себя, используя свое собственное производство – то, при котором он обладает некоторыми преимуществами...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция Теория экономических организаций
Ими являются: контроль, экономическая власть, мотивация, и способы передачи информации внутри организации. Используя вышеперечисленные...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция 14. Мировая экономика как система. (4 ч)
Однако постепенно эти связи становились постоянными, на смену чисто рыночным при­ходили производственные связи, налаживались финансовые...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconТема Введение (Лекция 1)
Эконометрика – одна из базовых дисциплин экономического образования во всем мире. Три основные составляющих эконометрики – экономическая...
Лекция Тема: Экономическая интеграция и международные экономические организации план iconЛекция Дисциплина: Мировая финансовая среда. Тема занятия
Тема занятия. Международные финансовые институты и их деятельность в мировой финансовой среде
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами