Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии icon

Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии



НазваниеЛекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция № 1.

Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии.



План


  1. Понятие «Охрана природы» и его педагогические аспекты.

  2. Глобальный характер воздействия человека на природу

  3. Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.

  4. Методика исследований по проблемам охраны природы.

  5. Охрана природы как отрасль научных знаний.


Литература:


  1. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение. 1977. – 206 с.

  2. Комплексная программа непрерывного образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. (Авдик Н.М., Бахарев В.А. Бойко Т.Н. и др.). Гродно:НПКФ «ПИК». 1966. – 322с.

  3. Лаптев И.П. Охрана природы. Томск: Томский университет. 1964. -

286 с.

  1. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках

Биологии: Методическое пособие (Черняк Л.В.). Мн.: БГУ. 1999. – 208 с.

  1. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках

биологии: Методичиские рекомендации (Черняк Л.В., Бахарев

В.А., Маглыш С.С. и др.) . Мн.: БГУ, 1999. – 206 с.


  1. Экологические экскурсии по лесопарку Румлево (Бахарев В.А.,

Гуменный В.С. и др.). Гродно: ГОУПП «Гродненская типография»

2002. – 92 с.


^ ПОНЯТИЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

В настоящее время ни в одном из школьных предметов нет определения самого понятия «охрана природы», хотя необходи­мость его очевидна. Усвоенное понятие не будет всякий раз тре­бовать опоры на определение. Но свобода оперирования знаниями зависит от хорошего первоначального введения понятия и невоз­можно без его определения.

В литературе встречается целый ряд определений понятия «охрана природы». Несмотря на то что природоохранительная деятельность имеет глубокие исторические корни, сам термин «охрана природы» стали употреблять лишь в начале XX в. Так, в первом определении (1913 г.) это понятие разъясняли как «общее стремление к сохранению памятников природы и уходу за ними». Постепенно объем понятия расширялся. Например, Пер­вый Всероссийский съезд по охране природы (1929 г.) в своей резолюции сформулировал: «Охрана природы в условиях социали­стического строительства должна рассматриваться как единая система мероприятий, направленных на защиту, развитие, каче­ственное обогащение и рациональное использование природных фондов страны...». Впоследствии ученые и специалисты разных стран давали свои определения понятию «охрана природы», но в основном это не меняло смысла тех задач, которые были очерчены на Первом Всероссийском съезде.

Сейчас все большее признание получает та точка зрения, которая рассматривает природоохранительную деятельность как решение трех основных задач: организацию рационального ис­пользования природных ресурсов, защиту природной среды от загрязнения, сохранение редких, уникальных или типичных объектов (памятников, эталонов) природы в их естественном со­стоянии. Эти современные научные данные позволяют использо­вать в школьном образовании следующее определение понятия «охрана природы»: охрана природы — это система научных знаний практических мероприятий по рациональному использова­нию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения п гох ранению отдельных природных объектов и комплексов от раз-

рушенИЯ.

Понятие об охране природы представляет собой наиболее общее, комплексное по своей сути межпредметное понятие. Система соподчиненных понятий отражает различные стороны научной и практической деятельности человека по оптимизации от­ношений с природной средой. Каждый учебный предмет дает возможность раскрывать отдельные элементы понятия, показы­вая многообразие юридических, экономических, научно организа­ционных, технико-технологических и других направлений приро­доохранительной деятельности.

Правильное понимание выпускниками школы современной проблемы охраны природы неизбежно связано с познанием исто­рических корней ее возникновения на разных этапах развития челоиеческого общества. С этой целью на основе межпредметной координации различных тем из курсов истории, биологии, физи­ческой географии учащимся необходимо показать, что в зависимо­сти от эпохи, от конкретно-исторических условий возникали и разрешались различного рода противоречия во взаимоотношениях человека и окружающей его среды. При этом нужно подчеркнуть, что долгое время (вплоть до начала XX в.) внимание ученых и практиков было сосредоточено на двух основных аспектах взаимо­действия в системе «природа — человек — общество». Первый из лих — влияние естественной природной среды на человеческий организм, на существование и развитие человеческого общества. Второй — влияние общества, его хозяйственной деятельности на природную среду.

В течение первых тысячелетий формирования человечества как социальной силы наиболее заметным было влияние его на живой покров биосферы. Оно выразилось в уменьшении площади лесов, сокращении размеров других естественных сообществ, ис­чезновении многих видов крупных животных. Это вызвало необ­ходимость природоохранительной деятельности, которая вплоть до середины XX в. развивалась как комплекс мер по сохранению у ч летков природы в неприкосновенности (создание сети заповед­ников и национальных парков). Это направление природоохрани­тельной деятельности получало наибольшее отражение в учебных предметах школы вплоть до последних лет.

Однако в последние десятилетия вопросы охраны природы приобрели качественно новое звучание. Изменение радиационного и тепловогоo балансов атмосферы, истощение ряда природных ресуров, опасность возрастающего химического и физического загрязнения окружающей среды — вот ведущие причины обостре­ния npoблем охраны природы. Бурный рост научно-технической революции пыаиал необходимость более глубокого анализа и классификации ее последствий, оценки их с социально-классовых позиций. В конечном итоге это привело к вычленению третьего аспекта взаимодействия в системе «природа — человек — обще­ство» — влияния сильно измененной, преобразованной природной среды на здоровье человека и успешное развитие его хозяйствен­ной деятельности (общественного производства). На первый план выдвинулась задача охраны среды, жизни и деятельности самого человека как в настоящее время, так и с учетом интересов буду­щих поколений 1.

Отражение в учебном содержании третьего аспекта взаимо­действия природы и общества имеет исключительно важное зна­чение, так как способствует формированию новой стороны в ми­ровоззрении личности. Овладев такого рода знаниями, выпускник школы начинает понимать, что деятельность общества достигает планетарных масштабов и по своему объему соизмерима с мас­штабами естественных процессов в природе. По мнению психоло­гов и философов, осознание личностью именно этого грандиозного исторического процесса способствует тому, что утилитарное отно­шение к природе постепенно сменяется пониманием растущей зависимости самой природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип отношения к природе, который исходит из понимания того, что сам человек является частью природы и оценивает ее как уникальное и универсальное вместилище человечества и всей его культуры. Формирование у подрастающего поколения способности к такой оценке природы предполагает и воспитание бережного отношения к ней, понима­ния необходимости постоянно соизмерять нужды общества и воз­можности природы в их удовлетворений.

Таким образом, вся система природоохранительного просве­щения, и в частности, содержание понятия «охрана природы» прежде всего направлены на ценностную переориентацию в ми­ровоззрении личности/ В нашей стране это новое отношение к природе было заложено еще в первых ленинских декретах, оно является неизменным направлением в политике государства и получило особое развитие за последние десятилетия. Эти идеи и принципиальные положения, широко известные под термином «охрана природы», изложены в работах многих советских и зару­бежных ученых и материалах представительных международных конференций по проблеме охраны окружающей среды (Париж, 1968; Стокгольм, 1972). Основные из них закреплены законода­тельством во многих странах, а также в международных соглаше­ниях. По существу, во всех этих научных, государственных и международных документах зафиксировано качественное изме­нение содержания и объема понятия «охрана природы».

Идея оптимизации воздействия общественного производства на биосферу отражает важнейшую тенденцию в развитии современной науки и практики и потому должна занимать соответст­вующее место в содержании школьного образования.

Развитие представлений о проблеме охраны природы тесно связано с понятием «использование природы».


^ 2. Глобальный характер воздействия человека на природу


Природа выступает по отношению к обществу как источник вещества и энергии, как кладовая ресурсов материального про­изводства. В этом смысле отношения общества и природы высту­пают как отношения использования, потребления и, как выра­жаются некоторые ученые, уничтожения. Совершенно очевидно, что использование не может быть простым уничтожением, так как ни вещество, ни энергия не уничтожаются, а лишь преобразуются в процессе их использования — обработки, потребления. С другой стороны, природа выступает как важнейшая составная часть, как элемент той среды, в которой протекает жизнь и трудовая деятель­ность каждого человека, каждого индивида — члена человеческо­го общества.

В основе отношения общества к природе лежит способ произ­водства материальных благ, рамки общественных связей. При этом сами общественные отношения воспроизводятся только в процессе взаимодействия общества с природой. В этом же процес­се происходит воспроизводство человека как производителя. В этом смысле связь общества с природой неразрывна, и, как пи­сал К. Маркс, история человека «есть действительная часть исто­рии становления природы человеком» !. Естественно, становление природы человеком нужно понимать как ее изменение, преобра­зование в соответствии с потребностями общества. Но это изме­нение, преобразование природы на протяжении всей предшеству­ющей сегодняшнему дню истории общества происходило стихийно, недостаточно осознанно. Стихийность в этом случае проявлялась в том, что общество потребляло природу для получения определен­ного продукта и оценка результатов деятельности складывалась преимущественно из оценки непосредственных овеществленных результатов труда. Однако в сознании людей те последствия, ко­торые возникали как побочный результат деятельности, были отмечены уже давно. Эти последствия были зачастую так значи­тельны, что сводили на нет основные результаты труда.

На ранних этапах общественного развития при низком уровне производства и небольшой численности населения нежелательные последствия были локальными, имели значение лишь для отдель­ных участков биосферы. Так, в конце неолита были истреблены многие виды крупных млекопитающих. Популяции этих живот­ных, по всей вероятности, достигали критически малых величин и в конце концов погибали, потому что способы охоты создавали такой пресс на популяции, который превышал возможности их естествен пого прироста. Гибель крупных животных послужила, как полагают ученые, причиной поиска новых природных источников пищи, перехода к оседлому образу жизни, к развитию земледелия. В свою очередь, оседлый образ жизни, развитие зем­леделия привели к сокращению значительных площадей лесов, распашке больших территорий суши. К настоящему времени распахано около 12—13% суши, под пастбища используется около 17%, т. е. идет процесс преобразования целых экосистем, пре­вращения естественных сообществ в искусственные. Топор и за­ступ превратили огромные площади лесов в сельскохозяйствен­ные угодья; леса, росшие на бедных почвах, либо превратились в пастбища, либо вследствие хищнической эксплуатации стали бес­плодными пустынями. Одновременно продолжался процесс обед­нения видового многообразия биосферы — основы се устойчивости.

В настоящее время ежегодно в воду, атмосферу и на сушу сбрасывают примерно 500 млн. т разнообразных промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных отходов. Часть из них оказалась вне круговорота веществ в биосфере, в результате чего естественный темп самоочищения биосферы значительно сни­зился.

Возрастание количества использованного вещества и энергии сопровождается все большим их рассеиванием или концентрацией. Рассеивание может быть в форме как обычных для биосферы, так и чуждых, антропогенных веществ. Обычные для биосферы веще­ства становятся загрязнителями, если скорость их поступления в биосферу превышает скорость распада в ней. Новые вещества являются загрязнителями в прямом смысле — это ядохимикаты, детергенты, пластмассы и т. д. Все возрастающие поступления этих веществ в биосферу и их перераспределение создают ее хими­ческое загрязнение. Рассеивание энергии, происходящее благодаря деятельности человека, вызывает физическое загрязнение био­сферы — тепловое, шумовое, радиоактивное.

Загрязнение биосферы, изменения в биомассе живого веще­ства планеты вызывает ответные реакции всей биосферы в целом и ее живого покрова в частности. Все виды загрязнения влияют на сроки жизни особей, а следовательно, изменяют численность популяций, что сказывается на функционировании всей экосисте­мы. Так, серьезные сдвиги в популяции наблюдаются вследствие повышения радиоактивного фона. Радиоактивное загрязнение среды приводит к тому, что популяции животных и растений на­капливают радионуклиды. Причем у животных величина накоп­ления определяется размерами индивидуальных кормовых участ­ков. В США в местах захоронения радиоактивных отходов мелкие животные с небольшими индивидуальными участками концентри­ровали намного больше радиоизотопов, чем калифорнийские зайцы, кормовые участки которых значительно больше. Особи разного пола и возраста также по-разному концентрируют радио­нуклиды. Зараженность радионуклидами вызывает уменьшение численности популяций за счет гибели особей, снижения плодо­витости, сокращения периода размножения. В популяциях у животных на участках с повышенным фоном ионизирующей радиа­ции увеличивается изменчивость различных признаков.

Формирование понятия о защите природной среды от загряз­нении связано с двумя направлениями этой деятельности — ликвидацией или сведением до минимума последствий уже возникшего загрязнения и такой организацией общественного производства, погорая не допускала бы загрязнения природной среды. Строи­тельство очистных сооружений ученые образно называют «под-мотанием полов» за технической цивилизацией. В ближайшие 15—20 лет это направление получит широкое распространение, так как нейтрализацию промышленных и бытовых отходов можно быстро осуществить. Однако этот способ защиты среды убыточен с точки зрения экономики и не соответствует рацио­нальному использованию ресурсов. На конкретных фактах (пре-имутцегтиешю в курсе химии и экономической географии) учитель может показать, что стоимость современных очистных сооружений cocтавляет до до 40% стоимости предприятия, плюс огромные потери цепного сырья, уходящего с отходами. В перспективе защита среды от загрязнения будет обеспечена путем организации рацио­нального использования природных ресурсов. Это предполагает изменение способов добычи сырья, технологии их переработки, повышение сроков службы изделия, возможности его последую­щей утилизации. Осуществление этих мер требует не только зна­чительных материальных и трудовых ресурсов, длительного про­межутка времени, но, главное, единой системы планирования, что возможно только в условиях социалистической формы хозяйства.



  1. ^ Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.

Охрана природы, осуществляемая человеком со времен глубокой древности, постепенно развивалась и совершенство­валась. Определялись и ее цели. В начальный период охрана участков природы и отдельных ее элементов осуществлялась В ограниченных целях, обусловленных частнособственниче­скими и религиозными потребностями. К настоящему времени цели охраны природы стали разнообразными и более широ­кими, чем в прошлом.

Раньше всего охрана природы осуществлялась в интересах обеспечения человека продуктами литания и разнообразным сырьем для кустарного и промышленного производства. На­пример, в древней Индии охранялись уже многие виды ценных животных; на Руси в царствование царя Алексея Михайло­вича было издано несколько указов об охране охотничьих животных. Петр Первый много сил потратил на организацию охраны корабельных и других ценных лесов России. Цель природоохранительных мероприятий была понятна не только их инициаторам, но и широкому кругу трудового люда, кото­рый издревле был близок к природе и сам принимал меры к ее охране. Эта цель будет и в будущем иметь основное значение.

Значительно позже стали проводиться природоохрани­тельные мероприятия с целью обеспечить существование и развитие растениеводства и животноводства. В современных условиях для нормального существования и развития расте­ниеводства и животноводства специальные природоохрани­тельные мероприятия совершенно' необходимы. Эта необходи­мость, особенно в высокоразвитых странах, обостряется с каждым годом и становится в разряд острейших проблем современности. Особенно остро стоит вопрос об охране кли­мата и плодородия почв, об охране естественных пастбищ, а также самих разводимых организмов от вредителей, болез­ней, вредных химических и радиоактивных веществ, появив­шихся в природе в больших количествах, чем в недалеком прошлом.

Охрана природы в интересах обеспечения здоровья челове­ка возникла сравнительно недавно в связи с развитием меди­цинской науки и резкими изменениями природы в зонах крупных индустриальных районов. Теперь эта цель охраны элементов природы, составляющих условия жизни человека, становится исключительно важной в связи с быстро возра­стающим отрицательным влиянием на природу (воздух, воду, почву, растительность, животный мир) разнообразных про­мышленных предприятий, в том числе и атомной промыш­ленности.

В ряде районов земного шара условия жизни человека изменяются настолько существенно, особенно под влиянием загрязнения атмосферного воздуха и воды, что возникает серьезнейшая опасность ухудшения здоровья и наследствен­ности значительной части населения, особенно в зоне Тихого океана. Необходимо отметить, что многие факты ухудшения условий жизни человека еще не стали достоянием широкой общественности и даже большинства ученых, работающих в области охраны природы. Знание же действительного со­стояния условий жизни человека совершенно необходимо для того, чтобы своевременно предотвратить возможные нежела­тельные изменения природы пусть даже в ограниченных районах планеты или в отдельных населенных пунктах.

Одной из целей охраны природы является поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. А эти потребности никог­да не исчезнут. Природа, ее отдельные уголки и элементы с глубокой древности служили человеку источником наслаж­дения ее красотами, очень благотворно влияющими на нерв­ную систему людей, вызывали разнообразные эмоции, вдох­новляли поэтов, писателей, художников и композиторов. Их произведения, созданные под влиянием природы, глубоко понятны миллионам людей и способствуют развитию у че­ловека любви к истинной красоте, облагораживают его, обо­гащают его внутренний мир, стимулируют его трудовую деятельность. В ряде стран (Италия, Швейцария, ГДР, ФРГ) охране красот природы уделяется очень большое внимание. Пользование красотами природы сочетается с туризмом, способствующим физической закалке организма . человека, а также с использованием всего природного комплекса для лечения ряда заболеваний людей в специальных учреждениях: санаториях^ и курортах.

В последние годы все более широкое значение приобрета­ет охрана природы в интересах развития науки. Смысл этой работы заключается в сохранении всех видов организмов, типичных участков природы и отдельных ее произведений, что совершенно необходимо для обеспечения возможности изуче­ния природы в ее развитии.

Исчезновение видов организмов, например, очень сильно затрудняет изучение родственных связей между группами, исключает возможность изучения особенностей их строения и жизнедеятельности с целью использования полученных данных в практике (бионика) и для развития биологической теории. История науки знает уже много примеров использо­вания познанных особенностей организмов для создания ма­шин, для разработки технологических процессов и для других практических целей. Достаточно вспомнить историю создания первой электрической машины, целого ряда отраслей биоло­гической промышленности, историю возникновения киберне­тики, чтобы убедиться в огромном значении сохранения лю­бого организма, представляющего своеобразную, созданную в ходе эволюции систему, обладающую высокой приспособ­ленностью к условиям, жизни. Огромное разнообразие при­способлений, часто весьма сложных, представляет неисчер­паемый источник для отыскания принципов и моделей новых машин и технологических процессов. Независимая от живой природы разработка их человеком может затянуться на очень длинный срок, а использование уже имеющихся, созданных природой аналогичных систем и процессов неизмеримо сокра­тит период творчества.

Такое же значение имеет сохранение объектов мертвой природы; многие из них -представляют замечательные при­родные лаборатории, в которых создаются удивительные ми­нералы, совершаются сложные физические и химические процессы, осуществляется взаимодействие живой и неживой природы. Из познания процессов, происходящих в неживой природе, складывается наше представление о развитии пла­неты, ее ландшафтов, климата, разнообразных горных пород, атмосферы, водоемов и т. д. Многие из интереснейших про­цессов происходят лишь на ограниченных участках, часто в одном каком-либо месте. Например, очень редки участки «поющих песков», гейзеры, грязевые вулканы, пещеры со ста­лактитами и сталагмитами и др.

Во многих случаях охрана природы осуществлялась в ин­тересах обороны страны, что имело и будет еще иметь опре­деленное значение. В нашей стране, например, в прошлом специально сохранялись большие лесные массивы на юге Московского государства, остатки которых известны ныне под именем «Тульские засеки». Сохранение ресурсов природы, ко­торые сыграли роль в организации снабжения армии и насе­ления в военное время, также отвечает указанной выше цели.

Это касается сохранения пищевых растений 5и животных, лекарственных и технических растений, ряда месторождений полезных ископаемых.

Наконец, охранять-все элементы природы необходимо еще и потому, что с развитием общества возникают новые потреб­ности и новые возможности использования природных бо­гатств. Ненужные и даже вредные сейчас ресурсы природы могут стать очень необходимыми в будущем. Примеров тако­го изменения значения элементов природы имеется очень много. Так, ядовитые змеи до недавнего времени приносили только вред человеку, а сейчас их разводят на фермах для получения яда, используемого в медицинской практике при изготовлении ряда ценнейших лекарственных препаратов. Окружающий нас воздух теперь служит источником сырья для быстро разви­вающейся синтетической промышленности. Медики открыва­ют все новые и новые лечебные источники и грязи.

В странах с сильным развитием религии осуществляется охрана отдельных элементов живой и неживой природы в интересах выполнения религиозных обрядов, требующих наличия определенных видов животных и растений или объектов неживой природы. В будущем эта цель охраны •природы постепенно огомрет.

Естественно, что в будущем могут возникнуть новые конкретные цели охраны природы, о которых мы сейчас не можем иметь даже приблизительного представления.



  1. ^ Методика исследований по проблемам охраны природы.

Специфику исследований по проблеме охраны природы составляет выявление характера и степени стихийного и целе­направленного воздействия человека на природу, на ее от­дельные ресурсы. Ни в одной отрасли знаний о природе эта задача не приобрела такого исключительного значения. Конеч­но, современная наука не может обойтись без учета влияния человека на изучаемые объекты, но для нее это обстоятель­ство, по существу, является вынужденным, обусловленным искажением естественных процессов разнообразной человече­ской деятельностью.

В науке об охране природы изучение разностороннего влияния человека на природные ресурсы представляет основ­ную цель, а учет естественных изменений в природе становит­ся на второй план. Естественные изменения природных ресур­сов рассматриваются в науке об охране природы как фон, на котором проявляется изменяющая природу деятельность человека.

Эти основные положения и определяют особенности мето­дики исследований по проблеме охраны природы.

Выявление характера и степени стихийного влияния чело­века на природу возможно путем сравнения особенностей и состояния природных ресурсов в прошлом и настоящем, в нескольких аналогичных участках в одно и то же время, но при разной степени воздействия человека. Например, путем сравнения видового состава, численности и распространения видов фауны в одном районе в прошлом, и настоящем при учете изменения деятельности человека на этой территории мы можем сделать ряд выводов о характере и степени его воздействия на фауну. Эта методика широко применялась и применяется биологами, интересующимися значением антро­погенного фактора в развитии животного и раститель­ного мира.

Сравнение (на одно и то же время) особенностей природ­ных ресурсов на нескольких аналогичных участках, различаю­щихся по характеру и степени стихийного влияния человека, также дает возможность выявить роль антропогенного фактора в природных процессах. Эта методика успешно применя­ется гигиенистами, биологами, лесоводами и другими исследо­вателями. Например, влияние на водную флору и фауну сточных вод хорошо выявляется при сопоставлении двух смежных участков водоема, в одном из которых загрязнение отсутствует.

Очень большое значение при научной разработке пробле­мы охраны природы приобретают экспериментальные мето­дики, применяемые в лабораториях и в природных условиях. Особенно широкое распространение получили лабораторные эксперименты, с помощью которых выявляется воздействие на организмы различных веществ, попадающих в природу со сточными водами и выбросами в атмосферу. Эти эксперимен­ты, имеющие большое значение в разработке нормативов допустимых концентраций вредных для организмов веществ, требуют все же уточнения на основе наблюдений и экспери­ментов в природе, где нет изолированного воздействия факторов и где сами изучаемые факторы подвергаются раз­ностороннему влиянию со стороны живой и неживой природы. Эксперименты в природе могут иметь двоякий характер. Одни из них проводятся путем опытного воздействия на при­родные ресурсы различными антропогенными факторами, а другие — путем полного или частичного прекращения воз­действия человека, как это, например, имеет место при созда­нии заповедников или заказников, при прекращении рыбно­го или охотничьего промысла. Сложность постановки экспе­риментов в природе общеизвестна, но преимущества их перед лабораторным экспериментом обусловливают необходи-: мость их применения, если мы хотим глубоко изучить

вопрос.

Изучение целеустремленного воздействия человека на природу облегчается тем,- что масштабы, характер и все особенности этого воздействия обычно достаточно хорошо известны. В этом случае задача исследователя заключается в детальном выявлении результатов этого воздействия, как прямых, так и особенно косвенных, которые иногда оказываются более существенными, чем первые. Методики исследования в данном случае аналогичны тем, которые применяются при изучении стихийного воздействия человека на природу. При этом необходимо иметь в виду, что по своему познавательному значению изучение целеустремленного воздействия человека на природные ресурсы аналогично эксперименту в природе. »

В разработке вопросов охраны природы большое значение имеет учет состояния природных ресурсов. Этот учет прово­дится методиками, разработанными в соответствующих отраслях наук.


  1. ^ Охрана природы как отрасль научных знаний.

До сих пор охрана природы рассматривалась как практи­ческая проблема, или комплекс практических мероприятий. Несомненно, что такое ее понимание имеет определенный и глубокий смысл. Однако в современных условиях, когда разрешение практических задач охраны природы наталкивает­ся на большие затруднения, преодоление которых требует специальных и весьма широких исследований, мы не можем удовлетвориться отмеченным выше пониманием проблемы. Сейчас с неизбежностью начинается процесс формирования специальной отрасли научных знаний, не менее важной, чем такие науки, как гидробиология, почвоведение и другие, являющиеся комплексными. К разряду комплексных наук будет б будущем отнесена и отрасль научных знаний, кото­рую пока мы называем «охрана природы».

Каждая наука определяется специфичным для нее пред­метом исследования и методикой., Каковы же особенности зарождающейся науки охраны природы, отличающие ее от других наук?

Предметом, или объектом, «охраны природы» являются разнообразные природные ресурсы в их динамике, обуслов­ленной в конечном итоге непрерывно изменяющейся и весьма разнообразной деятельностью человека. При этом основной задачей будет выявление отрицательного и положительного воздействия человека на природу, а также путей изменения этого влияния. Фактически будет изучаться антропогенный фактор, который ни в одной из существующих наук не явля­ется специальным предметом исследования.

Конечно, антропогенный фактор учитывается и в той или иной степени изучается в очень многих современных науках: географических, биологических и геологических. Однако это изучение носит второстепенный характер, а фактор изучается по частям.

Охрана природы рассматривает антропо'генный фактор во всем его объеме, в его.взаимодействии с живой и неживой при­родой, все его особенности. На основе этого определяется комплекс практических мероприятий, направленных на такую относительную стабилизацию или изменение элементов при­роды нашей планеты (или ее частей), которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия для развития всего чело­веческого общества и отдельных его национальностей в соот­ветствии с достигнутым уровнем их социального развития и дальнейшими его перспективами.

Вот почему охрана природы постоянно имеет контакт с социально-экономическими науками. С науками не социаль­но-экономического профиля охрана природы имеет множе­ственные контакты, без которых ее существование и развитие были бы невозможны, как, впрочем, и подавляющего боль­шинства существующих наук.

Более сложным является вопрос о специфической методи­ке отрасли науки «охрана природы». В настоящее время специфичность методики исследования не может служить обязательным критерием распознавания отрасли научных знаний, так как каждая из отраслей пользуется огромным комплексом методик, многие из которых являются универ­сальными, применяемыми в ряде наук. К таким" методикам относится, например, методика меченых атомов, вариацион­но-статистическая методика и ряд других.

Специфические проблемы охраны природы, как комплекс­ной науки, рассматриваются в настоящей книге. Перечень их довольно обширен и будет возрастать с каждым годом. Пер­востепенное же значение среди этих проблем имеют такие, как изменение направления и силы воздействия человека на природу в ближайшем и отдаленном будущем, изменение задач природоохранительных мероприятий в связи с развити­ем человеческого общества и отдельных наций, охрана при­роды космоса, особенности охраны природы в период построе­ния и установления коммунистического общества. Одной из исключительно важных проблем охраны природы является выявление необходимого для существования человека комп­лекса природных условий с учетом не только влияния на его здоровье, но и на его наследственность в существующих и будущих поколениях. Особое значение этой проблемы обу­словлено тем, что вся работа ученых направлена в конечном итоге на ч то, чтобы обеспечить счастливую и полноценную жизнь людей.

Разработка вопросов охраны природы требует участия в ней ученых многих специальностей, так как каждый, даже частный, вопрос неизбежно связан с необходимостью обшир­ных знаний, применения разнообразных методик. Потребность в разнообразных .специалистах обусловлена тем, что все элементы природы взаимосвязаны между собой, и при решении вопросов их охраны эта взаимосвязь, безусловно, должна выявляться и учитываться с наибольшей тщательностью. Игнорирование этого условия уже приводило и будет еще приводить к совершенно нежелательным последствиям, заклю­чающимся в неожиданном изменении в природе, которого никто и не мог предвидеть и которое стало известно лишь по отрицательному (прямому или косвенному) воздействию на человека.

Вопрос о создании новой науки, представляющей теорети­ческую основу работ по охране природы, не является совер­шенно новым. Элементы этой науки зарождались еще в нача­ле XX века. Но только в самое последнее время делаются попытки сформулировать определение и цели, охарактеризо­вать методы этой науки.

Еще в 1959 г. Ю. Н. Куражековский в печати выступил с предложением о создании новой науки, разрабатывающей вопросы рационального использования и охраны природных ресурсов. Эту науку он предложил назвать «Общее природо­пользование». Характеризуя новую отрасль науки, автор пишет: объект — взаимоотношение человека с природой в целом; метод—единый подход к природе как целому и разработка вопросов ее целесообразного использова­ния; проблемы — изучение взаимосвязей в условиях естественных ландшафтов различных природных зон, разработка теории и практики использования эталонов природы, продуктивность и урожай, определение наиболее целесообразных путей использования природных угодий, со­хранение и изучение всех видов растений и животных, выяс­нение путей сбережения невосполнимых ресурсов природы, ограничение численности вредных организмов, создание здоровой среды (для человека и других организмов —Я. Л.), эстетическое и оздоровительное использование природы.

Все эти проблемы, отмечает Ю. Н. Куражсковский, укла­дываются в рамки проблемы «охрана природы и рациональ­ного использования природных ресурсов». Но этот термин громоздок, и он должен быть земенен предлагаемым термином «Общее природопользование».

Следует отметить ценную инициативу Ю. Н. Куражсков-ского в формировании новой отрасли науки, возникновение которой определяется запросами -практики сегодняшнего дня. Правильно определив объект новой отрасли науки, Ю. Н. Ку-ражсковский не смог определить своеобразие методики исследования, ограничившись общей фразой о «едином под­ходе к природе как целому». Между тем одного такого' под­хода недостаточно для разработки сложных проблем созда­ваемой науки. Так, обязателен исторический подход к изу­чению любого вопроса охраны и рационального использования природных ресурсов, так как без этого невозможно оценить истинное состояние ресурса природы, невозможно представить его будущее. А все это необходимо знать для правильного определения текущих мероприятий по использованию и охране природных богатств.

Далеко не полно рассмотрены Ю. Н. Куражсковским про-' блемы рассматриваемой науки. Например, не упоминается охрана природы космоса; нет проблемы классификации при­родных ресурсов и многих других проблем.

Таким образом, содержание предлагаемой новой науки не­точно и неполно воспроизводит современный объем вопросов, объединяемых под термином «охрана природы». Однако сосредоточение внимания на природопользовании представ­ляет рациональное, зерно в построениях Ю. Н. Куражсков-ского.

Вторая попытка сформулировать цель и задачи новой науки принадлежит ученому секретарю Комиссии по охране природы при Госплане СССР Л. К- Шапошникову (1959), ко­торый дает такое ее определение: «Наука об охране природы призвана изучать отрицательные последствия, возникающие в природе в связи с развитием цивилизации, ростом промыш­ленности, сельского хозяйства и народонаселения, и разра­батывать на этой основе рекомендации практических меро­приятий по сохранению и восстановлению природных бо­гатств». В этом определении в основном правильно отраже­ны задачи науки, но упущены многие ее особенности.

О новой науке «писал также Ю. К. Ефремов (1961), вслед за Ю. Н. Куражсковским назвавший ее «Природопользова­нием», представляющим раздел географии; проблема охраны природы рассматривается им как географическая и экономи­ческая проблема государственного значения.

Нам представляется, что включение новой науки в геогра­фию имеет определенный смысл, но лишь частичный. Факти­чески новая наука выходит за рамки географии и сложнейшим образом переплетается с очень многими науками различного характера: социальными и естественными. Заметим также, что многие проблемы охраны природы никак не укладываются .в рамки географии, если ее не превращать во всеобъемлющую науку «о всем на Земле и в космосе». Например, к географии.




Похожие:

Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconСодержание «Охрана природы» введение Географические аспекты охраны природы Природные ресурсы и их охрана
Кризисы в развитии природной среды, глобальный характер современной кризисной экологической ситуации
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии icon«Природные ресурсы и их классификация. Принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования»
Дать полную характеристику природным ресурсам, их состоянию, использованию и охране
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconОшибки при количественном анализе
Без эффективного химического анализа невозможно функционирование ведущих отраслей народного хозяйства, систем охраны природы и здоровья...
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconУрок Тема урока: Природные зоны Южной Америки Цель урока: изучить состав, особенности природы природных зон материка; сформировать представления о разнообразии растительного и животного мира
Задачи: закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на внутренние воды; показать своеобразие природы материка
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconУрок «2013 год Год охраны окружающей среды»
Познакомить с заказниками и заповедниками страны, еао и другими учреждениями охраны окружающей среды
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconЛекция Введение, предмет изучения, методологические основы охраны почв Структура и содержание дисциплины (модуля)
Власенко В. П. Деградационные процессы в почвах Краснодарского края и методы их регулирования/ В. П. Власенко, В. И. Терпелец/ Краснодар,...
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconУрок по теме: "Вода уникальное вещество природы" Цель
Цель: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физики, географии, экологии)
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconЗападно – сибирская равнина: особенности природы
Задачи: Воспитательные: формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся...
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconСодержание: 2 Введение 3 История природоохранного законодательства России 2
Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды 2
Лекция № Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии iconЛекция 1 Физическая картина природы и ее «изобразительные средства»
Физическая картина природы и ее «изобразительные средства». Физическая модель природы. Ее адекватность эксперименту как движущая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами