Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки icon

Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки



НазваниеПрограмма элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Государственное образовательное учреждение средняя школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга





Программа элективного курса

Основы информационно-библиографической грамотности


Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки


Автор: Кашурникова Т.М.


Санкт-Петербург


2005


Пояснительная записка


Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление противоречия между стремительным расширением информационного образовательного пространства, увеличивающим объемом информации в школьных и внешкольных источниках и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период школьного обучения. В связи с этим возникает задача сформировать у школьников умение извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять потребности, возникающие в процессе учебной и самообразовательной деятельности. Обозначенную цель невозможно достичь без формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки и использования в практических целях.

Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием «информационная культура». Информационная культура личности (ИКЛ) становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Сегодня формирование информационной культуры учащихся стало необходимым условием их готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования. Основой информационной культуры является информационно-библиографическая грамотность, которая формируется в результате информационно-библиографической деятельности, включенной в учебный процесс.

^ Информационно-библиографическая деятельность учащихся – это деятельность по поиску, отбору, переработке и дальнейшему использованию информации, а также продуцированию новой информации в разных формах посредством использования библиографических средств и методов. Предметом информационно-библиографическая деятельности учащихся сегодня является информация, закрепленная на бумажных и электронных носителях, а также источники информации отдаленного доступа (Интернет). Библиографическими средствами являются библиографические пособия, справочно-библиографический аппарат библиотеки. В процессе самостоятельной работы с информацией учащимся необходимо (на непрофессиональном уровне) освоить методы библиографической деятельности: библиографическое разыскание источников, выделение поисковых признаков, отбор и группировку источников, библиографические характеристики источников (библиографическое описание, аннотирование, рецензирование, реферирование, обзор). Библиографическая деятельность способствует освоению учащимися рациональных приемов и способов поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладению методами формализованного свертывания информации; изучению и практическому использованию технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.


Место курса в образовательном процессе


Курс предназначен для учащихся 9-х классов и выполняет функцию подготовки учащихся для освоения основных курсов профильного обучения. Данный курс формирует метапредметные знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией в системе профильного обучения. Освоение этого курса позволит учащимся в старших классах более рационально работать с литературой в профильных классах, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение самостоятельных заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.


Цели, задачи и образовательные результаты


Цель курса: формирование основ информационно-библиографической грамотности учащихся как совокупности знаний, умений, и навыков информационного самообеспечения учебной и самообразовательной деятельности.

^ Задачи курса:

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

  • овладения методами свертывания информации;

  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы.

Образовательные результаты

В результате освоения курса учащиеся получат опыт работы с информацией из печатных изданий на непрофессиональном уровне (в учебной и самообразовательной деятельности):

  • навыки поиска информации в информационной среде библиотеки в соответствии с алгоритмами и правилами поиска;

  • системные знания о способах работы с информацией на разных этапах самостоятельной информационной деятельности;

  • представления об основных понятиях информационно-библиографической деятельности;

  • навыки информационно-аналитической работы с текстами отраслевой тематики.

После изучения курса учащийся должен знать:

  • основные понятия информационно-библиографической деятельности;

  • состав современного документального потока;

  • алгоритмы поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;

  • способы работы с текстами отраслевой тематики;

  • правила оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

Учащийся должен понимать:

  • значение информации для решения задач, возникающих в учебной и самообразовательной деятельности;

  • необходимость специальных библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков в осуществлении самостоятельной информационной деятельности;

  • роль библиотек как информационных центров;

  • роль библиографии в регулировании современного документального потока.


Учащийся должен уметь:

  • вести целенаправленный поиск информации;

  • правильно формулировать информационный запрос;

  • эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий;

  • использовать различные виды печатных изданий для выполнения учебно-исследовательских задач;

  • правильно оформлять результаты учебных и исследовательских работ.


Образовательные результаты данного курса могут быть выявлены в следующих формах контроля:

  • тестовые задания;

  • зачетный практикум (описание и выполнение обязательных практических работ)

  • в ходе выполнения реферативных работ по другим предметам образовательной программы.


Данный курс обеспечен методическими рекомендациями, разработанными тестовыми и практическими заданиями.


^ Содержание курса


Тема 1. Понятий ряд информационно-библиографической деятельности

Основные значения понятий: «информационное общество», «информационная культура», «информационная деятельность», «библиотечно-библиографическая грамотность», «читательская культура».


^ Тема 2. Современный документальный поток

Классификация документов.

Основные виды: периодические, непериодические, продолжающие, сериальные.

Типы литературы: учебная, справочная, научно-популярная.

Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов (аннотации, указатели, оглавление, предисловие, послесловие, комментарий, примечания).


^ Тема 3. Основные приемы работы с текстами

Способы записи прочитанного: план, выписки и цитаты, тезисы, конспекты.

Способы свертывания информации: аннотация, библиографическое описание источников

Реферат. Этапы работы над рефератом (поиск и отбор источников, систематизация, группировка информации, оформление)


^ Тема 4. Информационно-поисковая система библиотеки

Справочно-библиографический аппарат библиотеки: каталоги, картотеки, библиографические пособия.

Виды информационно-библиографического поиска: адресный поиск и алгоритм его выполнения (алфавитный каталог); тематический поиск и алгоритм его выполнения (систематический и предметный каталоги, картотеки, библиографические пособия); фактографический поиск (справочные издания)


^ Тематическое планирование курса


п/п

Наименование раздела

Всего часов

^ В том числе

Методы обучения

Итоговый

контроль

лекции

практические

1.

^ Понятий ряд информационно-библиографической деятельности

1

1




лекция

тестирование


2.

^ Современный документальный поток

3

2

1

лекция, практикум, обучение работе с алгоритмами

тестирование

практическая работа

3.


^

Основные приемы работы с текстами


6

3

3

лекция, тренировочные упражнения, работа по образцу, практикум.

практическая работа


4.

^ Информационно-поисковая система библиотеки

4

2

2

лекция, беседа, работа с алгоритмами, практикум

тестирование практическая работа реферат




Итого

14

8

6









Список литературы:



  1. Брауде Л.Р. Основы библиотечно-библиографических знаний: учебное пособие для сред.-спец. учебных заведений./Л.Р. Брауде и др. - М.: Высшая школа, 1987. - 94 с.

  2. Бруснина И.В. Ваш друг и помощник библиотека: памятка для учащихся, студентов, аспирантов./И.В. Бруснина, Т.В. Гриб. – СПб.; 1996. – 27с. – (РАО Институт образования взрослых).

  3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие./Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 288 с.

  4. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеки./Ю.А. Гриханов. – М.: Книга, 1977.

  5. Журавлева О.Н. Учимся писать реферат по истории: методические рекомендации. /О.Н. Журавлева. – СПб.: СМИО Пресс, 2001. – 32 с.

  6. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работе научными и научно-популярными книгами./Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.

  7. Смородинская Л.Д. О культуре чтения: что нужно знать каждому./Л.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. – М.: Книга, 1984.










Похожие:

Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике
Он посвящен одной из самых сложных и актуальных тем курса алгебры – заданиям с параметрами, связанными с квадратным трехчленом. Такие...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам»
Ктику современной школы введена новая модель экзамена гиа для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина Раиса Евгеньевна, моу гимназия 12 города Твери
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма курса по выбору по географии «Экологическое краеведение» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма предпрофильной подготовки по русскому языку для учащихся 9-х классов
С расширением функций русского языка всё актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов
Наибольшую сложность представляют задания с модулем, с параметром, иррациональные неравенства и умение их решать во многом предопределяют...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11 классов
Мгу, мфти, мвту им. Баумана, маи, мати и др вузов, требований к егэ. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами