Внеклассная работа по географии icon

Внеклассная работа по географии



НазваниеВнеклассная работа по географии
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения



ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ.


Реформа общеобразовательной школы призвана повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать качество и внеклассной работы по географии.

Учебная работа в классе по географии не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению как предмета в целом, так и его отдельных разделов и курсов, например, 8 класс – «Физическая география России». Практически отсутствует раздел, изучающий историю географических открытий и путешествий наших соотечественников. Это контрастирует с предыдущим курсом «География материков и океанов», где этому вопросу отведено значительное место. В результате такого распределения материала наши учащиеся лучше ориентируются в географических открытиях, совершенных зарубежными учеными и путешественниками. Это несоответствие послужило одним из отправных моментов начала моей внеклассной работы с учащимися школы.

На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь основные знания по широкому кругу географических наук. Поэтому нередко после уроков ребята обращаются с вопросами и просьбами рассказать побольше о той или иной географической ( иногда историко-географической) проблеме, о различных гипотезах. Так произошло с организацией и проведением вечера «Где ты, таинственная Атлантида?».

Главными целями осуществления внеклассной работы по географии являются следующие:

- научить школьников понимать и любить природу и привить любовь к ней;

- углубить знания об истории открытия и исследования просторов нашей Родины;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению географии.

Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной – это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету.

Можно выделить принципы, в соответствии с которыми строится вся внеклассная работа:

- наличие интереса у группы учащихся и (самое главное, на мой взгляд) их руководителя;

- самостоятельность, инициатива, творческая активность школьников.


^ Направления внеклассной работы по географии.

Всю внеклассную работу можно классифицировать по направлениям:

- туристско-краеведческое;

- научно-познавательное;

- трудовое;

- музейно-оформительское и издательское. Но я в своей работе отдаю предпочтение пятому направлению –

- культурно-просветительскому.

Это направление внеклассной географической работы наиболее разнообразно по своим видам.

Это географические вечера, в которых соединены песни, театрализованные постановки, викторины, стихи с географической информацией, причем при явно доминирующем значении последней. Кроме вечеров сюда можно отнести географические игры, которым в моей работе отводится также значительное место – 7-е классы, путешествия по карте.

К традиционным видам культурно-просветительных мероприятий относятся познавательные вопросы, загадки, кроссворды, написание рефератов. В последнее время прибавился новый вид внеклассной работы - учащиеся 6 – 8 классов приняли участие в конкурсе «7 чудес СССР», объявленном программой ЦТ «Вокруг света» (киноальманах).

Все эти виды внеклассной работы по географии направлены на формирование интереса к изучению предмета, развитие познавательного интереса и занимательного проведения досуга.


С особым трепетом я отношусь к проведению географических вечеров, которые стали для нашей школы уже традиционными:

- 1986-1987 учебный год «Земля Санникова»;

- 1987-1988 учебный год «Где ты, таинственная Атлантида?»;

- 1988-1989 учебный год «К полюсу!»;

- 1989-1990 учебный год «Земли-призраки».

При подготовке географических вечеров мы вместе с учащимися, как правило, это ученики 8-х классов (по новой программе), определяем наиболее остро интересующую их тему, о которой кто-то что-то слышал, видел, читал, но о которой четко сформулированного и стройно изложенного представления так и не имеют.

На наших вечерах мы совершаем увлекательные путешествия не только в пространстве, но и во времени, затрагиваем вопросы, однозначных ответов на которые человечество не получило до сих пор, а именно: вопросы о возможности существования некоторых земель в бассейне Северного Ледовитого океана (Земель Санникова, Земли Андреева, Земли Петермана, Земли Короля Оскара и др.), в бассейне Атлантического океана (Атлантиды), а также вопросы, связанные с историей покорения Северного полюса зарубежными путешественниками и нашими соотечественниками, историей других географических открытий, историей человеческих судеб, многие из которых достойны восхищения и подражания, а некоторые презрения и забвения. Но как нельзя забыть Герострата, так нельзя забыть и этих имен, поэтому мы говорим на наших вечерах и о них.

Чтобы географический вечер получился познавательным и интересным, содержание его должно отвечать следующим принципам: научности и взаимосвязи учебного и неучебного материала, раскрытию межпредметных связей (география – история – литература - биология).

Проведение географического вечера требует предварительной подготовки:

- написание сценария вечера (писать как Ильф и Петров я не умею, поэтому эту часть работы беру на себя, правда, при прочтении на общем собрании участников вечера, оставляю за ними право вносить изменения и корректировки);

- распределение ролей (это целиком и полностью в ведении детей. Это у них получается мастерски);

- оформление вечера: создание костюмов, декораций, антуража, программок, пригласительных билетов, грамот (это дело специально созданной группы ребят, занимающихся в различных изостудиях, художественных школах, просто хорошо рисующих);

- проведение репетиций.

И все это венчается днем премьеры – ведь каждый наш вечер уникален своей неповторимостью.


Краткая аннотация вечеров.


^ «ЗЕМЛЯ САННИКОВА»

Этот вечер был первым и поэтому готовился молниеносно с огромным энтузиазмом: и репетиции проходили успешно, и декорации, программки, грамоты изготавливались очень быстро, и рефераты, хоть и писались впервые, писались к назначенному сроку.

В викторине, посвященной академику В.А. Обручеву и его книге «Земля Санникова», принимали участие ученики 2-ух классов полным составом (!), пришедшие на первый наш вечер. Потом было награждение победителей необычными самодельными (что особенно приятно) грамотами, книгами.

Главным сюрпризом нашего вечера было выступление седовласого лектора («Современные исследования Арктики»), в недавнем прошлом полярника, лично знавшего В.П. Чкалова и его экипаж. Он показал ребятам карту Арктического бассейна с маршрутом перелета чкаловцев Москва – Ванкувер и дарственной надписью самого Чкалова. Это произвело на участников вечера незабываемое впечатление: оказывается, что география и история – это современные науки, которые творятся живыми людьми, вот такими же, на первый взгляд, обыкновенными, как этот пожилой человек, а не только героями из преданий и легенд.

В канву вечера органично вписывались музыкальные композиции, песни, монологи и диалоги из к/ф «Земля Санникова», записанные на магнитофоны.

Фотоотчет о первом нашем вечере мы назвали «Первый блин комом», потому что кое-что из задуманного и анонсированного в программе мы не исполнили, так например, не состоялся из-за дефицита времени (затянулось проведение викторины) просмотр д/ф «Академик Обручев».

Но все равно все участники остались довольны. До сих пор, теперь уже с выпускниками мы вспоминаем его, и это в определенной степени единит нас.


^ «ГДЕ ТЫ, ТАИНСТВЕННАЯ АТЛАНТИДА?»

Этот вечер мы вспоминаем теперь как один из самых захватывающих по той сенсационной информации, которую раскрывали перед гостями вечера все его участники, ныне уже выпускники.

Вспоминается один курьезный случай во время проведения вечера. Дело в том, что это был самый театрализованный из всех проведенных мною географических вечеров. Почему? Во-первых, потому что сами ребята приложили массу старания и творческой выдумки, во-вторых, сам материал был очень благодатным для театрализации: судите сами – легенды и мифы Древнего Египта и Древней Греции – есть что показать! Так вот в том месте, где мы рассказываем о современных открытиях и исследованиях, сделанных советскими гидрогеологами в районе подводной горы Ампер, двое ребят, держа в руках толстые пачки газет, должны были бегать среди зрителей и выкрикивать: «Читайте сегодня в номере: «Русские нашли Атлантиду!» (Такие заголовки действительно имели место в 70-е годы и в наших центральных газетах, и в зарубежной прессе!). Побегав, они должны были согласно сценарию выбежать из зала… Но не тут-то было: реакция зала для нас была настолько ошеломительна, что мы не поверили своим глазам! Многие из присутствующих бросились к этим ребятам, чтобы не пропустить этот сенсационный номер газеты!!!... Действие на сцене замерло! Оно переместилось в зал: и уже не современные дети смотрели историю, а история смотрела на нас, наших современников и наблюдала взволнованный интерес «к делам давно минувших лет, преданиям старины глубокой». Вы знаете, я думаю, что это был настоящий успех!

Особое слово хочется сказать о программке вечера, которая явилась не только перечнем участников и их ролями, а стала своеобразным путеводителем по истории Древнего Египта и Древней Греции, и географии, конечно же. Кроме того, она была дополнена справочным разделом: «Это вы сможете прочитать».

В заключение я хотела бы сказать, что сценарий этого вечера был одновременно и моей курсовой работой для городских курсов повышения квалификации. Со своей работой по просьбе работников кафедры методики преподавания географии ИУУ я выступала на заключительной научно-практической конференции. После выступления некоторые учителя приехали в школу на этот географический вечер.


^ «К ПОЛЮСУ!»

А этот вечер получился самым громоздким из-за того, что желание в нем участвовать выразили 43 (!) человека. Более массового географического вечера по количеству непосредственных участников я не назову. Отрадно было то, что участниками стали не только ребята, успевающие на «4» и «5», но и группа ребят, которую мы в педагогической среде нередко называем «Трудные подростки». Вечер «К полюсу!» - был подготовлен как хроникально-документальное повествование об истории открытия и покорения Северного полюса (Кстати, до сих пор вопрос о первенстве открытия полюса не решен окончательно). Наверное, то, что в приглашении было написано «хроникально-документальное повествование», отпугнуло значительную часть зрителей, которые с большим интересом и удовольствием приходят на театрализованные постановки, чем на постановки, требующие определенного напряжения мыслительной деятельности, да еще во внеурочное время. Поэтому на этот вечер пришли лишь те ребята и их родители, которые по-настоящему интересуются географией и историей своей Родины.

Вечер «К полюсу!» был первым в нашей небольшой практике – благотворительным вечером. Те небольшие денежные средства, которые мы собрали, по общему решению участников вечера были перечислены на счет Жилсоцбанка города Алма-Аты (Казахской республики), в защиту бассейнов Арала и Каспия. А квитанцию мы поместили в специальный бюллетень, который был вывешен в кабинете географии, чтобы все участники и другие учащиеся школы видели реальный, конкретный выход нашей творческой деятельности.


В нашей школе географический вечер постепенно становится традиционной формой внеклассной работы по географии (1986-1987 учебный год – географический вечер, посвященный «Земле Санникова»).

При подготовке географического вечера мы, вместе с учащимися, определяем наиболее острую, интересующую их тему, о которой, как правило, кто-то что-то слышал, читал, но, о которой, четко сформулированного и стройно изложенного, представления так и не имеют.

На нашем вечере мы решили совершить увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени…, затронуть вопросы однозначных ответов на которые человечество не получило до сих пор, а именно, вопросы о возможности существования и гибели загадочной Атлантиды.

Чтобы географический вечер получился полезным и интересным, содержание его должно отвечать следующим принципам: научности и взаимосвязи учебного и не учебного материала, раскрытию межпредметных связей (география-история-литература).

Проведение географического вечера требует предварительной подготовки: написание сценария вечера, распределение ролей, оформление вечера (иллюстративным материалом, создание костюмов, программок, пригласительных билетов, грамот), репетиция.


^ Цель вечер: расширить знания школьников о возникновении, развитии и современном состоянии гипотезы о существовании и гибели Атлантиды; о вкладе зарубежных, русских и советских ученых в изучение этой проблемы.

Оформление вечера:

  • Таблицы по географии 5-6 классов: «Извержение вулкана», «В горах Атласа», «На Средиземноморском побережье»;

  • Настенная карта океанов;

  • Диафильмы из истории Древнего мира (5 класс) «Из древней истории Греции и Крита»;

  • Экран для показа диафильмов;

  • Репродукция с картины К. Брюллова «Гибель Помпеи»;

  • Фотографии фресок Пергамонского алтаря (ГДР);

  • Рисунки, акварели учеников, посвященных тематике вечера.

Звуковое оформление: песни Александра Городницкого и Юрия Визбора. Музыкальные композиции группы “Pink Floid”.


ПРОЛОГ.

Станислав Лем, всемирно известный польский писатель-фантаст и философ, изобразил в своем романе «Солярис» мыслящую планету-океан, своеобразный и яркий символ жизни и мышления, пытающегося постичь эту жизнь – и самое себя… Почему жизнь на другой планете воплотилась именно в такой форме, почему именно эта ассоциация приходит в голову автору?

Не потому ли, что совсем недавно эта стихия была так враждебна человеку, как Океан на Солярисе, из-за своей непознанности, из-за незнания законов ее существования? Не так ли труден путь к контакту человека с океаном на Земле, как труден он на Солярисе?

Океан изменчив. Изменения происходят в масштабах суток и в масштабах геологических эпох, затрагивают отдельные районы Мирового океана и весь океан в целом. Меняются и очертания океанских берегов и рельефа его дна. Они также носят местный, локальный характер, или охватывают всю планету, они также могут менять лик океана за короткий промежуток времени – и в течение многих миллионов лет.

Это подводные землетрясения и деятельность вулканов, рождающих новые острова в океане, это работа волн, разрушающих берега, это гибель организмов, на протяжении миллионов лет устилающих своими останками дно, медленно, но неуклонно «сглаживающих» его рельеф. Лик океана меняют и грандиозные геологические процессы, происходящие на нашей планете.

Почти 100 лет назад, а, если быть еще более точным – 101 год назад, в 1887 году, австрийский ученый Мельхиор Неймайер, один из основоположников современной палеонтологии и геологии, опубликовал карту, на которой дал реконструкцию древних очертаний Мирового океана, существенно отличающихся от нынешних: на месте обширных участков Тихого, Индийского, Атлантического, Северного Ледовитого океанов на карте Неймайера были показаны…МАТЕРИКИ!!! За столетие, прошедшее с тех пор, науки о Земле и океане сделали гигантский шаг вперед и карта Неймайера безнадежно устарела. Но и по сей день не прекращаются споры о том, были ли на нашей планете материки, ныне ушедшие на дно океанов: Пацифида – на дно Тихого океана, Лемурия – на дно Индийского океана, Атлантида – на дно Атлантического океана, Арктида – на дно Северного Ледовитого? Зато с полной достоверностью установлено, что на протяжении всей истории уровень океана менялся, менялось соотношение между земной твердью и водой.

Ведущий: Почти 25 веков (2500 лет!) живет на нашей планете легенда об Атлантиде, стране, населенной могущественным народом атлантов, поглощенной водами океана 11550 лет тому назад…

^ Открывает книгу Ж. Верна «80000 километров под водой», читает:

«Перед моими глазами расстилался мертвый город – груда развалин с рухнувшими крышами, обвалившимися стенами, с опрокинутыми арками храмов, лежавшими на земле колоннами.

Вдали на равнине высились развалины гигантского водопровода, ближе к подножию горы виднелись остатки величественного Акрополя, формы которого чем-то напоминали афинский Парфенон (показ диапозитива «Парфенон»); там – отдельные, сохранившиеся участки набережной, уголки античного порта, служившего приютом торговым и военным кораблям; еще дальше – длинные линии обрушившихся стен – следы бывших улиц».

^ Говорит, рассуждает вслух:

«Что это? Дневник археолога, случайно обнаружившего остатки какого-то древнегреческого города? Или, быть может, отрывок из записей путешественника, который, подобно нашему знаменитому соотечественнику, ученику Н.М. Пржевальского, Петру Кузьмичу Козлову, нашел развалины мертвого города (город Хара-Хото). Ни то, ни другое. Эти несколько строк взяты из хорошо всем известной книги Жюля Верна «80000 километров под водой».

Кто не читал с захватывающим интересом этот увлекательный роман! Кто не путешествовал вместе с «Наутилусом» по подводным мирам морей и океанов! Кто не помнит приключений пленников капитана Немо! Им довелось за время своего вынужденного подводного плавания побывать в Тихом и Индийском океанах, в Красном и Средиземном морях, у Южного полюса и в Атлантике. Они видели там множество чудес, познакомились с сокровенными тайнами морских глубин. И, конечно же, каждый вспомнит, что отрывок, приведенный мною, рассказывает о затонувшем материке – Атлантиде.

Материк на дне Атлантического океана! Существует ли он на самом деле или живое воображение талантливого писателя создало вымышленную историю? А может быть, Жюль Верн воспользовался старинной легендой или какой-нибудь научной гипотезой?

На эти вопросы отвечает сам автор романа. В основу своего рассказа он положил историю о существовавшем когда-то большом острове или материке, который назывался Атлантида.

Что же это за материк-остров? И, если он когда-нибудь возвышался над морем, то где именно? Был ли это действительно материк или всего-навсего остров? Каковы были его размеры, природные богатства, что за народ его населял? Наконец, откуда стали известны все подробности об Атлантиде, если она затонула многие тысячи лет назад?


^ КАРТИНА ПЕРВАЯ.

На сцене: Платон (стоит чуть впереди и ведет всю картину), Солон и ученый – жрец (они чуть в глубине сцены: Солон сидит, жрец стоит перед ним с древним папирусом в руках).

^ Платон рассказывает:

«Очень давно в Y-YI веках до н.э., в Греции жил великий философ, знаменитый ученый Платон. Он оставил после себя много сочинений, написанных в форме диалогов. В одном из них, под названием «Тимей», Платон говорит, что его прапрадед по материнской линии – Солон (показывает на Солона, который все это время тихо, в полголоса, переговаривается о чем-то со жрецом), который почитался в Древней Греции как «мудрейший из семи мудрых», много путешествовал и посетил Египет, где жрецы богини Найт, покровительницы древней столицы города Саиса, рассказали ему о трагедии Атлантиды, которая произошла за 9570 лет до этой беседы, за Геркулесовыми Столпами (по карте Океанов показывает Гибралтарский пролив и часть Северной Атлантики).

Причем, объясняя в диалоге то, откуда пришли ко мне сведения об Атлантиде, я пишу: «Записи эти находились у моего деда и до сей поры находятся у меня, и я прилежно прочитал их еще ребенком». «Эта история, несмотря на ее удивительность, все же истинная правда…» (читает…)


^ Платон отходит в сторону, уступая место ведущему, который все это время стоял в стороне и наблюдал за происходящим…

Ведущий:

«Тут нам понадобится покинуть временно Платона и углубиться еще на 200 лет прапрадеду его – Солону».

Как-то Солон (Солон и жрец выходят вперед) рассказывал старейшему саисскому жрецу древнее предание из истории Афин.

Солон: (миф о борьбе богов-олимпийцев с титанами, один из наиболее ранних греческих мифов, поразительно напоминающий историю позднее услышанную Солоном от жрецов. Рассказ Солона идет как комментарий к д/ф.

«Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники – титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась, ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов - гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнял воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил землю, моря кипели, дым, смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломана, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на страже стали сторукие гекатонхейеры и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала».

^ На что жрец ответил великому мудрецу речью.

Жрец:

«О. Солон, Солон, вы , эллины, дети и старца эллина нет… Все вы юны душою, потому что не имеете вы в душе ни одного старого мнения, которое опиралось бы на древние предания, и ни одного знания, поседевшего от времени. Вот и теперь, например, все, что ты рассказал Солон, о ваших древних родах, мало чем отличается от детских побасенок… Вы не знаете, что в вашей стране существовало прекраснейшее и совершеннейшее в человечестве племя, от которого произошли и ты, и все вы с вашим городом, когда оставалась от него одна ничтожная отрасль. От вас это утаилось, потому что уцелевшая часть племени в течение многих поколений сходила в гроб без письменной речи».

Солон: (немного в сторону)

«Не было ничего удивительного в словах престарелого жреца. Ведь египетская культура гораздо древнее нашей, греческой. В то время как египтяне уже писали на папирусе (обращает внимание зрителей на папирусный свиток в руках жреца), нам, грекам, искусство письма было еще неведомо».

Жрец: (продолжает…)

«Город ваш некогда обуздал силу, дерзостно направляющуюся разом на всю Европу и на Азию со стороны Атлантического моря. Тогда ведь это море было судоходно, потому что перед устьем его, которое вы по-своему называете Иракловыми Столпами, находился остров. Остров тот был больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов – ко всему противолежащему материку, которым ограничивается тот истинный понт… (показ по карте Океанов всей Америки и групп островов).

Ведущий:

«Стоп! (поднимает вверх руку, привлекает внимание к себе, выходит на авансцену, в это время жрец и Солон отходят на задний план).

Продолжим, однако, наш экскурс в Атлантику по тексту легенды Платона. Следует отметить, что легенда об Атлантиде была забыта человечеством примерно в YI веке и вспомнили ее через 1000(!) лет, лишь после открытия Америки!!!, а не после открытия Австралии или Антарктиды. Интересно почему? Да именно потому, что в легенде об Атлантиде ничего не говорится о таких материках, как Австралия и Антарктида. А вот об Американском континенте сказано ясно и отчетливо, что находится он по другую сторону океана, на его противоположной стороне, что этот материк лежит напротив Африки и Европы и что не океан со всех сторон окружает его, а этот материк окружает, ограничивает, охватывает океан. И, когда была составлена карта открытой Америки, то оказалось, что конфигурация Американских континентов (Северной, Центральной и Южной Америки) напоминает форму дуги, как это описано у Платона!!!?

Так что же выходит, что Платон знал о существовании Америки за 1850 лет до открытия ее Колумбом? (продолжительная пауза с вопросом…)

Конечно, нет. Едва ли Платон верил в то, что писал. Выходит, правы те, которые утверждают, что Платон все выдумал, в том числе и Американский континент?

В этом надо разобраться! Платон не мог!!! Выдумать Америку и тем более не мог ее открыть! Описание Америки у Платона ясное и отчетливое, полностью совпадающее с действительностью. Слова Платона о том, что с мелких островов открывается доступ ко всему противолежащему материку, охватывающему океан, настолько емки, содержательны и конкретны, что современные писатели должны диву даваться. Ведь в его словах ясно и отчетливо вырисовывается гигантский материк. Значит, Платон в этом описании использует какой-то очень древний текст…?»

^ Ведущий делает паузу, отходит в сторону. На первом плане опять Солон и жрец. Солон слушает, речь жреца снова усиливается:

«… На этом Атлантидском острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части материка. Кроме того, они и на здешней стороне владели Ливиею до Египта и Европою до Тиррении (Аппенинский полуостров). Вся эта держава, собравшись в одно, вознамерилась и вашу страну, и нашу, и все по сю сторону устья пространство земли поработить одним ударом. Тогда-то, Солон, воинство вашего города доблестью и твердостью прославилось перед всеми людьми. Превосходя всех мужеством и хитростью военных приемов, город ваш…, наконец, одолев наступающих врагов, торжествовал победу над ними… Впоследствии же, когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и бедственную ночь вся ваша воинская сила праафинян, на которых пошли войной атланты, находившаяся около побережья Атлантиды, разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море. Потому и тамошнее море оказывается теперь несудоходным и неисследуемым: плаванию там препятствует множество окаменелой грязи, которую оставил за собой осевший остров». (Занавес. Солон и жрец уходят.)


^ КАРТИНА ВТОРАЯ.

Платон: (продолжает свой рассказ).

«В другом моем, к сожалению, незаконченном диалоге – «Критий», роль рассказчика отведена историку и поэту Критию – младшему. В диалоге Критий – младший обращается к Сократу…

^ Открывается занавес. На сцене Критий – младший и учитель Платона философ Сократ.

Критий – младший:

«Выслушай же, Сократ, сказание, хоть и очень странное, но совершенно достоверное, как заявил некогда мудрейший из семи мудрых – Солон…»

Платон: «… Согласно моим диалогам…»

Критий – младший: (подхватывает и продолжает…)

«…Атлантида – это огромный остров, расположенный за Геракловыми Столпами, который бог морей Посейдон получил при разделе земли богами». Остров был больше Ливии и Азии, взятых вместе. Атлантида была богатым плодородными почвами, приносящими обильные урожаи злаков и всевозможных плодов, краем. Густые, роскошные леса давали атлантам много древесины. Недра земли хранили - орихальк (справка: орихальк – металл, получаемый из аурихальцита, в котором содержится и медь и цинк, но в природе он встречается очень редко и в малых количествах, поэтому о массовом использовании его атлантами речи быть не может, Это может быть сплав меди с цинком искусственный, или естественный сплав золота с серебром – электрум, или это мышьяковистая медь – единого мнения ученых по этому вопросу нет) - металл, очень похожий на латунь. Этот металл считался самым ценным металлом после золота. В лесной чаще бродили различные животные, и даже слоны. В реках и озерах было много рыбы. Атлантида имела продолговатую форму и простилалась в длину на три тысячи стадий (это около 555 км), а поперек – на две тысячи. (Ведущий: дает комментарий – это много меньше Ливии-Африки, а, значит, этот факт позволяет сделать вывод о том, что Атлантида была крупным островом!).

В центре Атлантиды лежала плоская равнина (такая же, как у вас на программках). Она со всех сторон была окружена горами, спускавшимися прямо к морю. На равнине раскинулся город с прекрасными дворцами и храмами, а вокруг него простирались пашни, во многих местах перерезанные каналами. Каналы давали воду для орошения полей, когда выпадало мало дождей. Кроме того, по ним сплавлялся лес, и ходили суда. Все это говорило о высокой культуре атлантов»…

Критий – младший постепенно удаляется…


^ КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Диалоги продолжаются… 3-ий диалог происходит между ведущим и Платоном.

Ведущий:

«Скажите, почтенный, можно ли считать свидетельством всего произошедшего, Ваши диалоги?»

Платон: (удивление – раздосадование)

«Почтенный, простите, не знаю Вашего имени, рода и племени, но Вы приводите меня поистине в высшую степень удивления своим бестактным вопросом».

Ведущий:

« Ну, хорошо, хорошо (успокаивающие жесты). Хотя, откровенно говоря, истинность этих диалогов вызывала сомнение даже у Вашего ученика – Аристотеля!!! По его мнению, размышления в «Тиме» уж очень напоминают Вашу мечту (!) об идеальном государстве».

Платон: (примирительно)

«Что ж, допустим, что я «грезил» и это была, как Вы соблаговолили выразиться, мечта. Но зато как она прекрасна. Вот послушайте: «Они (атланты) блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая все, кроме добродетели…»

Ведущий:

«А что Вы скажете на то, что за полвека до Вас, мудрейший, историк Геродот упоминает об атлантах, народе, который населял обширный район Африканского континента – от гор Атласа до атлантического побережья. ОДНАКО! Только у Вас, у Платона, появляется ОСТРОВ! Атлантида!???

Платон растерян, не находит что на это ответить… Занавес

Конец первого действия.


^ ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

«ВЫДУМКА ЛИ?» (мнение ученого историка Н.Я. Эйдельмана):

«Мы не можем размышлять о Платоне, как рассуждали бы, скажем, о сегодняшнем фантасте. Это неприемлемо. У древних греков была своя логика, свой порядок. Родовые отношения были строги и священны. Платон вряд ли мог себе позволить подобное оскорбление предка, придумав «воспоминания прапрадеда». Ну, а величайший гражданин Афин – Солон – и вовсе не мог опуститься до выдумки. Да и не в ходу была тогда «жилка фантазерства».

Ведущий:

«Второй волной интереса к таинственной Атлантиде стала эпоха Возрождения. Это произошло в результате нового прочтения – нового подхода к прочтению – диалогов Платона. Но подлинный взрыв! Всеобщего увлечения этой проблемой произошло в конце XIX века. Появилась обширная специальная и научно-популярная литература по этой проблеме. Высказывались различные, самые противоречивые, неожиданные, даже фантастические гипотезы относительно ее местонахождения. Кое-кто даже утверждал, что Атлантида – это …ШПИЦБЕРГЕН!!? Но, в конце концов, большинство мнений сошлось к одному из четырех предложений:

- Атлантида могла располагаться либо в Атлантическом океане,

- либо в западной части Африканского континента,

- в Западной Европе или

- в Восточном Средиземноморье. (Все регионы показываются на карте).


- … В АТЛАНТИКЕ?

Если точно следовать Платону, то самой логичной могла бы представиться гипотеза о том, что Атлантида находится в Атлантическом океане. Некоторые сторонники этой гипотезы придерживаются твердого убеждения, будто остров действительно был внезапно поглощен морем в результате природного катаклизма. Азорские и Канарские острова, а также острова Зеленого мыса, по их утверждениям, - остатки исчезнувшего континента, вершины гор, которые остались над уровнем океана из-за значительной высоты. Существование Атлантиды в этом районе предоставило бы дополнительные аргументы в пользу тех, кто отстаивает наличие связей между животным и растительным миром Старого и Нового Света, сходство американо-индейской культуры с культурой египетской и минойской. Но… недавние геологические исследования (тектоника литосферных плит и значимость в этих процессах СОХ) показали ошибочность гипотезы…


^ ...АТЛАНТИДА НА ГОРЕ АМПЕР?

В 1973 году мировая пресса воскликнула: «Русские нашли Атлантиду!!!». Пресса погорячилась, хотя повод был.

В этот самый год с борта судна «Академик Петровский» были сделаны снимки подводной горы Ампер, входящей в состав архипелага Острова Мадейра. И на снимках проступили черные полосы, которые напоминали полуразрушенные стены крепости! И вот тогда-то раздалось восторженное восклицание мировой прессы: «Русские нашли Атлантиду!». Приоритет всегда приятен, но будем строги и сдержанны. Дело серьезное.

Снимки были сделаны сверху … Но надо было посмотреть и сбоку. В 1979 году посмотрели сбоку. Экспедиция А.С. Монина спустила с борта судна «Академик Курчатов» подводный аппарат. Поскольку высота горы Ампер 3000 метров, то вершина находилась в семидесяти метрах от поверхности Атлантического океана. Во время глубоководных работ было сделано чрезвычайно интересное открытие – вершина Ампера оказалась плоской!

1982 год. Первый рейс нового «Витязя» (старый «Витязь», на котором путешествовал еще Н.Н. Миклухо-Маклай, поставлен на вечную стоянку) под руководством профессора В.С. Ястребова. Группу геологов возглавил Александр Михайлович Городницкий. («Городницкий» кивком головы обращает на себя внимание) В штормовую погоду спустили водолазный колокол. На борт «Витязя» был доставлен кусок так называемой «стены» весом в 6 килограммов. И, конечно же, возникает вопрос – была ли гора Ампер островом, который возвышался над поверхностью океана, а потом по всяким тектоническим причинам опустился? Видимо, да.

Для этого суждения есть два чрезвычайно веских основания. Прежде всего – плоская вершина Ампера. Она не могла образоваться под водой. Это способны были сделать только волны и прибой. А потом уже остров (вершина горы) опустился под воду. И второе. Шестикилограммовый кусок «стены» был подвергнут тщательному анализу. И вывод безусловен – базальт такого рода не мог образоваться под водой.

Итак, это был остров. Но когда? Расчеты показали – еще 50 тысяч лет назад Ампер был островом. То есть оставалось примерно 40 тысяч лет, чтобы могла возникнуть цивилизация атлантов. Срок как будто достаточный.

Подтверждают ли как – то геологи версию Платона? Кое в чем – да. Совпадает его рассказ о геотермальных источниках, о концентрическом расположении «стен», подсказанном «архитектурой» горы. Ну, и, наконец, если Ампер был островом, то почему бы на нем не жить людям?


… В АФРИКЕ?

Когда в 1910 году известный германский этнограф Лео Фробениус открыл в Нигерии «черную цивилизацию» Ифе, он сравнивал ее с платоновской Атлантидой. Последовали многочисленные раскопки в Ифе и окрестностях. Они показали, что это весьма развитая цивилизация. Она оставила потомкам замечательные скульптуры, «классицизм» которых привел ученых к предположению, что эти скульптуры несут на себе следы глубокого влияния греческого искусства. Однако вскоре выяснилось, что время существования этой цивилизации – между XII и XVI веками. А потому, нет основания увязывать ее с мифом, автор которого жил за 15 веков до нее.


… В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ?

Со слов различных греческих авторов известно, что рядом с Геракловыми Столпами у устья реки Гвадалквивир (ю/з Испании) располагался город – столица некоего богатого королевства. Название города – Тартес. Этот город принимался некоторыми учеными за библейский Таршис или Тартиш, куда финикийцы направляли свои суда за серебром.

(Есть еще одна версия, известная из других преданий Тартес – Таршис – Тартиш – ТАРТАР. Остров Тартар упоминается в мифе о борьбе Зевса – громовержца со стоголовым чудовищем Тифоном: «…Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил жар, что плавилось все вокруг. Зевс поднял тело Тифона и низверг его в мрачный Тартар, породивший его». Вероятно, что эта легенда свидетельствует об острове, и постигшем его катастрофическом извержении). Таршис вступил в союз с западными греческими колониями против карфагенян. Последние разрушили город в конце VI века до н.э. Археолог, немецкий специалист Адольф Шультен осуществил многочисленные раскопки в Испании в первые три десятилетия нашего века.

Он предложил рассматривать легенду Платона как деформированное «эхо» истории королевства, разбитого карфагенянами, которые стали после этого хозяевами района Гибралтара и закрыли его для греков. В подтверждение этого Шультен назвал более 10 совпадений между платоновскими описаниями Атлантиды и описаниями королевства в устье Гвадалквивира, сделанными более поздними авторами. В то время предположения немецкого ученого выглядели наиболее убедительными …

Ведущий:

« В конечном счете ни одна из гипотез не находила убедительных доказательств. Таинственная Атлантида постоянно ускользала от ученых. Но вот в начале ХХ века благодаря раскопкам, проведенным на Крите англичанами в Кноссе и итальянцами в Фесте и Агиа Триаде, была открыта ранее неизвестная блестящая цивилизация. Это была цивилизация бронзового века. Английиский археолог Артур Эванс, изучавший Кносс, дал ей название МИНОЙСКОЙ по имени легендарного критского царя – Миноса».


… НА КРИТЕ?

Ведущий:

Давайте сегодня в последний раз вернемся немного назад в историю, а именно в XIX век, и познакомимся с одной из самых оригинальных гипотез того времени, изложенной нашим с вами соотечественником, ученым – путешественником АВРААМОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ НОРОВЫМ.

В статье «Исследования об Атлантиде», помещенной в Ученых записках Академии наук, он писал:

^ А.С. Норов: «Атлантида, по нашему предположению, занимала все пространство Средиземного моря от острова Кипр до Сицилии, возле которой на север было Тирренское море и Тиррения (Аппенинский полуостров). Это пространство соответствует тому, которое Платон определяет для Атлантиды, а именно: 3000 стадий в длину и 2000 стадий в ширину. Остров Крит и Родос должны были также составлять целое с Атлантидой; древнее имя Крита, Родоса и даже Лесбоса было общее с Кипром и называлось Счастливые острова. Известно, что древние писатели часто именовали под этим названием Атлантиду» (А.С.Норов «Исследования об Атлантиде» стр.58).

Ведущий:

«На первый взгляд это кажется неожиданным: причем здесь Средиземное море, когда Платон ясно говорит об Атлантическом океане? Почему Норов считает, что остров занимал восточную часть Средиземного моря, когда у Платона определенно сказано, что он лежал против Иракловых Столпов, то есть против Гибралтарского пролива?»

^ А.С. Норов: (отвечая на вопрос ведущего)

«Но все это кажется странным только на первый взгляд. Итак, я, прежде чем высказать свое предположение, занялся тщательным изучением мифологии, так как мифы классической древности – это единственный источник сведений о жизни племен, когда-то населявших побережье восточной части Средиземного моря. В них часто встречаются географические имена и названия, которые до сих пор сохранились в литературе, и на географических картах всего мира».

Ведущий:

«Норов решил исследовать, что подразумевали древние мифы под Атлантическим морем и Иракловыми Столпами, откуда Платон взял эти названия, как они возникли, где говорится о них впервые».

^ А.С. Норов:

«После кропотливого изучения мною всех древних письменных источников, я пришел к твердому убеждению, что Атлантическое море и Атлантический океан не одно и то же.

Оказалось, что в сочинениях греческих и римских авторов понятия Атлант, Атлас и Атлантия связывались с восточной частью Средиземного моря. Так, например, историк Плиний и другие древние авторы рассказывали, что в глубокой древности Атлантией, или иначе Аэрией, называлась вся обширная территория, занятая теперь Египтом, Суданом, Эфиопией (показывает по карте океанов). В некоторых сочинениях и мифах имя Атласа, родоначальника племен атлантов, упоминалось, как правило, в связи с Азией, в других, что нимфа Калипсо, остров которой лежал недалеко от берегов Малой Азии, была дочерью Атласа.

Только позднее, по мере того как Эллинам становились знакомы берега западной части Средиземного моря, имя Атласа проникало все дальше на запад. Наконец, оно достигло Гибралтарского пролива, и горы Северной Африки стали называться Атласскими».

Ведущий:

«А.С. Норов решил узнать, что подразумевал Платон под Иракловыми Столпами – Гибралтарский пролив или что-нибудь другое?

^ Отступление. Рассказ о Геракле и его подвигах.

Иракл, или Геракл, был величайшим из мифических героев Древней Греции (римляне называли его Геркулесом). Как рассказывают мифы, он совершил 12 подвигов, после чего боги даровали ему бессмертие.

Греки наделили своего любимого героя нечеловеческой силой. Недаром теперь слово «Геркулес» обозначает сильного, богатырски сложенного человека.

Когда Геракл еще лежал в колыбели, невзлюбившая его богиня Гера – жена Зевса – подослала двух больших змей, чтобы они его задушили. Каково же было изумление окружающих, когда они увидели в руках младенца Геракла задушенных змей!

Геракл, как рассказывают мифы, в одну ночь разобрал стену, повернул в сторону течение реки и очистил огромные конюшни царя Авгия, которые никогда до того не убирались. Совершая свой очередной подвиг, Геракл спустился в подземное царство бога Плутона, связал там трехглавого пса Цербера, охранявшего вход в ад, и поднял его на поверхность земли.

В другой раз Геракл в единоборстве победил могучего великана Антея, оторвав его от матери – Земли, которая поддерживала его силу. Во время последнего подвига Геракл должен был достать золотые яблоки из садов дочерей Солнца Гесперид. А в том краю, по преданию, находился титан Атлас, осужденный за неповиновение богам вечно держать на своих плечах небесный свод.

^ Показывается действо – встреча Геракла и Атласа.

Здесь кончились странствия Геракла. Это место и получило название Геракловых Столпов или Геркулесовых Столпов. Отсюда и пошло выражение: «Дойти до Геракловых Столпов» - значит дойти до предела чего-либо.

Ведущий:

«Где же находился предел странствий Геракла?

При изучении трудов древних ученых и старинных легенд оказалось, что этот вопрос решался по-разному. В одних источниках говорится, что Иракловы Столбы – это Гибралтарский пролив. В других предполагается, что они находятся в Скифии, в- третьих – в Индии (группа островов, отделяющая остров Шри-Ланка от материка – показывает по карте Океанов). А в более древнюю эпоху Столбами Геракла называли главное (западное) устье Нила! Здесь стоял город Ираклеум, или Гераклея. В нем, в честь Геракла был воздвигнут храм, и совершались жертвоприношения».

^ А.С. Норов:

«В то же время многие древние ученые называли Столбами Геркулеса скалы при выходе из Босфора в Черное море (показ по карте)! И я присоединился к этому мнению. При этом я сослался на предание седой древности, рассказанное ученым – эллином Дионисием Милетским. В предании говорилось, что путь Геракла лежал не из Европы в Азию, а из Ливии в Европу, то есть, из Средиземного моря в Черное. Придя к выводу, что Атлантическое море – это восточная часть Средиземноморья, а Иракловы Столбы – скалы Босфора, я предположил, что расположенный в этом районе моря остров Крит и есть остаток Атлантиды!!! Она некогда занимала все пространство Восточного Средиземноморья (более подробное описание было сделано несколько раньше). Далее я рассуждал так: у Платона сказано, что Атлантида исчезла под водой из-за сильнейших землетрясений и наводнений. Очевидно, она находилась в такой области, где активно действовали вулканы. И, действительно, в восточной части Средиземного моря и сейчас много действующих вулканов, в особенности на островах у берегов Греции, Турции и Италии – Этна, Везувий, Большой Арарат».

Ведущий:

«Один из президентов Географического общества Союза ССР, академик Лев Семенович Берг склонен был разделять мнение А.С. Норова.

Л.С. Берг:

«Из всех существовавших гипотез о местонахождении затонувшей Атлантиды рассуждения Норова были наиболее убедительными. Правда, это местонахождение я бы уточнил, предполагая, что Атлантида должна была находиться в Эгейском море, к югу от Крита. В одной из своих работ, посвященных этой теме, я писал, что возможно Атлантида Платона соответствовала древнему материку Эгеиде, осколки которого сохранились в виде отдельных островов Эгейского моря – Крита и других. Единственным, но достаточно серьезным возражением могло послужить только одно обстоятельство. От геологических изменений в районе Средиземного моря нас отделяют не 10 тысяч лет, а неизмеримо больший промежуток времени. А в столь отдаленные времена никак не могло существовать племя с такой высокой культурой, как у атлантов».

Ведущий:

«Это утверждение не такое уж бесспорное! Достаточно вспомнить величайшее открытие археологии конца 70-х годов, прошлого столетия: археолог Шлиман, производя раскопки холма Гиссарлык на полуострове Малая Азия, обнаружил следы какого-то древнего города. После тщательного изучения и исследования, оказалось, что этот город не что иное, как остатки знаменитой Трои, воспетой замечательным поэтом древности Гомером в поэме «Илиада».

Значит, Троя существовала! Значит, события, описанные в «Илиаде», не вымысел, как считали долгое время!

Так вот самое главное, что раскопки Шлимана показали, что культурный уровень троянцев, живших много тысяч лет назад, был очень высок!

/Как выяснилось позже, это была не гомеровская Троя, а поселение, возникшее на 1000 лет раньше. До конца своих дней – Шлиман умер в 1890 году – он не знал, что, раскопав до самых нижних слоев холм Гиссарлык, он открыл гораздо более древнюю, чем гомеровская Троя, культуру /!

^ ИТАК, … НА КРИТЕ …

Подобно тому, как Шлиман обнаружил следы Трои на полуострове Малая Азия, другие археологи в результате многочисленных раскопок на острове Крит сумели воссоздать его историю, открыли науке богатства его древней культуры.

Артур Эванс начал работы в г. Кноссе, в марте 1900 года и уже вскоре обнаружил развалины огромного дворца с удивительными фресками, которые не были похожи ни на греческие, ни на римские. /одновременно идет демонстрация д/ф «Из истории Греции и Крита в древнейшие времена» История 5 класса/. Осуществленные с тех пор многочисленные раскопки привели к открытию нескольких дворцовых ансамблей в Кноссе, Фесте, а также в Мали и Като Закросе. В основном эти дворцы были воздвигнуты в начале второго тысячелетия до н.э. и окончательно разрушены около 1500-1400 гг. в результате сильнейших землетрясений. Относительно этих дворцов, их назначении существуют различные мнения: одни считают, что в них жили цари, другие – что они предназначались для жрецов. Но в любом случае они были совершенными творениями.

Так раскопки археологов, геологические и океанографические исследования позволили открыть новую, неизвестную ранее, высокоразвитую культуру - минойскую. Эти раскопки дают также возможность установить причины и обстоятельства упадка цивилизации, ставшего следствием исключительно сильного, уникального в истории человечества, природного катаклизма – извержения вулкана Санторин /от венецианского «Санта – Ирини» - «Святая Ирина» /в Эгейском море показ по карте/ в XV веке до н.э.

Эти раскопки показали, что до катастрофического извержения вулкана в кальдере Санторина располагался крупный город!!! До этого извержения остров имел форму круга /вспомните описание платоновской Атлантиды…/.

Над ним возвышался пик вулкана. В 1939 году греческий вулканолог Спиридон Маринатос опубликовал статью, в которой высказал мнение, что извержение вулкана, приведшее в бронзовый век к исчезновению части острова, стало причиной окончательного разрушения минойских дворцов /д/ф/.

^ Мнение доктора геолого-минералогических наук А.М. Городницкого.

Ведущий:

«Скажите, Александр Михайлович, зачем нам Атлантида?»

А.М. Городницкий:

«Многоуважаемые: ребята, гости, учителя! Должен вас огорчить. Но, думаю, что ни наше поколение, ни последующее «тайну Атлантиды» не раскроет. Пока даже геологическая проблема не полностью ясна.

Но посмотрите, сколько уже дал поиск якобы Атлантиды. Мечта ведь подогревает стремление. Подводные изыскания положили начало новому направлению в морской биологии – учению о сверхглубинной фауне. Создана гипербарическая система с барокамерами. В мире существуют подводные обитаемые аппараты, способные погружаться на 48 часов до глубины 2500 метров. Именно они позволили выяснить, что Байкал – вовсе не озеро, а зародыш нового океана.

Так, что дело не в Атлантиде, с этим погодим. ОНА – НЕ ЦЕЛЬ, ОНА – СРЕДСТВО!!! Средство побуждения мыслей и чувств. Алхимики ведь не добыли золото, но, тем не менее, двигали науку вперед. Поиска БЕЗРЕЗУЛЬТАТНОГО не бывает! Он всегда что-то приносит!!!

На прощанье же, чтобы не было так грустно, давайте споем песню, посвященную АТЛАНТАМ, правда, пока только эрмитажным…»


На сцене все участники вечера поют под гитару песню А.М. Городницкого «Атланты».

Занавес.


Конец.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. С.В. Узин «Загадки материков и океанов» Детгиг, Москва 1958 год.

  2. А.М. Кондратов «Атлантиды пяти океанов» Гидрометеоиздат, Ленинград 1987 год.

  3. Хефлинг «Все чудеса в одной книге» Прогресс, Москва 1983 год.

  4. И.А. Резанов «Великие катастрофы в истории Земли» Наука, Москва 1980 год.

  5. И.А. Резанов «Атлантида: фантазия или реальность?» Наука, Москва 1975 год.

  6. В.А. Апродов «Вулканы» Мысль, Москва 1982 год.

  7. Эрнст Бауэр «Чудеса Земли» Детская литература, Москва 1978 год.

  8. Статья «Где ты, таинственная Атлантида?» /из газеты «За рубежом» №8/87г./

  9. Статья «Сюрприз из Атлантиды?» /из газеты «Известия» от 31.12.1984г./

  10. Статья «Загадки горы подводной» /из газеты «Правда» от 15.09.1984г./

  11. Статья «Зачем нужна Атлантида?» /из газеты «Советская культура» от 01.10.1984г./

  12. Статья «Атлантида на дне океана» Н. Корежин /Ежегодник «Земля и люди»/.




Похожие:

Внеклассная работа по географии iconМетодическое письмо «Организация внеклассной работы по географии»
Внеклассная работа по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных...
Внеклассная работа по географии iconКонкурс «Новое в образовании»
В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике. –Москва «Просвещение» 1984г
Внеклассная работа по географии iconСистемная внеклассная работа по информатике с наиболее способными и одаренными учащимися
Автор-составитель Радион Владимир Сергеевич – учитель информатики высшей квалификационной категории уо «Государственная общеобразовательная...
Внеклассная работа по географии iconКласс: Предмет: Внеклассная работа Тип
Дорогие ребята! Вот и закончился ваш первый учебный год в школе! Он был для вас непростым! Утренний подъём, когда так хотелось ещё...
Внеклассная работа по географии iconЛекция №10 Внеклассная и внешкольная работа по литературе
Ломоносова, Сумаро­кова, читались собственные сочинения и переводы воспитанни­ков, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали...
Внеклассная работа по географии iconВнеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе Введение
Ий язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков....
Внеклассная работа по географии iconПрограмма по географии Рабочие программы по географии 6-9 классы, ред. Болотникова Н. В., Москва, Глобус, 2009г
Настольная книга учителя географии 6-11кл., Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко, М., Эксмо, 2008г
Внеклассная работа по географии iconВнеклассная работа по экологии. Экологический театр "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир"
Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью...
Внеклассная работа по географии iconУрок по географии и математике. Вести мы его будем вместе с учителем географии
Представьте себе, что мы находимся на научно-исследовательском корабле «Удача». Чтобы совершить путешествие и отыскать клад, необходимо...
Внеклассная работа по географии iconЛиния классических учебников по географии: 1 Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, «Начальный курс географии»
Материал учебника обновлен в соответствии с последними тенденциями в школьной географии. Произошло сокращение часов по данному предмету...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами