Введение я был в избушке на курьих ножках icon

Введение я был в избушке на курьих ножках



НазваниеВведение я был в избушке на курьих ножках
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Введение


Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.


Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, Бабе Яге, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.

В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Топор сам рубит лес ; печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей- лебедей.

Кто же это Баба – Яга?

Слушая сказки, мы привыкли, что Баба – Яга необходимый персонаж.

Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

^ Цель нашей работы – на примере русских народных сказок, сказок А.Н.Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • найти истоки образа Бабы-Яги;

  • показать её связь с одноногими божествами;

  • установить генеалогию образа;

  • проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых;

  • реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы-Яги над сказочным героем.

^ Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно - наблюдение, классификация, обобщение).

Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок, сказок А.Н.Афанасьева.


Глава 1.

Жилище Бабы - Яги

Согласно сказкам, Баба – Яга живет в лесу на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.


^ Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);

Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках ( «Иван - Быкович») .

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается ( «Гуси – Лебеди»

В свете современных исследований можно определить «возраст» Бабы Яги, то есть приблизительное время, с которого у наших предков существовали обряды, а именно, погребальный обряд. В 11 тысячелетии до нашей эры клали умерших в закопанные бревенчатые срубы или в наземные избушки, стоявшие или на земле, или на столбах (отсюда и сказочная избушка на курьих ножках).

Баба Яга - страж границы, она охраняет вход в тот далёкий мир. Вход идёт через её избушку, за пределами которой тёмный лес. Вот почему, чтобы в неё войти, герою нужно произнести слова: «Избушка, избушка, поворотись к лесу задом, ко мне передом».

Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Ножки именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью.

Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освещают всю поляну.

В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще.

Кто же эта Баба – Яга?

Баба - Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря энциклопедии Britannica – найдешь информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга- это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».

Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира, есть персонаж, родственный русской Бабе Яге. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая. Она просто оставалась желанной Бабой Ягой на великом протяжении множества и моих любимых сказок.

Достойное место данный образ занимает в славянском мифологическом словаре: «Баба Яга (Усоньша Виевна Яга) в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в нижнее царство. В этом царстве обитали души умерших, подземные боги и демоны. Баба Яга была богиней на границе мира людей, или среднего мира, Яви, и царства мёртвых — Нави. Герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья, попадал к Бабе Яге, и она решала, достоин ли он стать посвященным в знания или же должен умереть... У Бабы Яги был муж - Велес и три дочери - во всём ей помощницы. Так же как и мать, сроднились они с ветром, бурей, метелью».

В словаре Владимира Ивановича Даля читаем: «Яга или Яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягипша и ягинична, род злой ведьмы, злой дух, под личиною злой старухи. Кости у неё местами выходят наружу из-под тела, сосцы висят ниже пояса; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти, под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж, кто видит ягу, становится нем». Стра-а-ашно!


Глава 2.

^ Баба – Яга костяная нога




Всем известно выражение «Баба Яга - костяная нога». Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её змееподобным обликом. Культ змей, как существ сопричастных к стране мёртвых, начинается очень - очень давно.

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Очень важный атрибут нашего персонажа - ступа и помело. Метла, помело, веник - целебный венок собирали в ночь перед Иваном Купалой. В метлу вкладывали по ветке берёзы, ольхи, черёмухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку трав — кустов разных сортов. Именно такой метлой (помелом, веником) владела Баба Яга, только этот был тысячелетний: имел силу, на которой и взлететь можно.

Так же в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет.» Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

И, наконец, следует обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба — женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам.

Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.

^ Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога.(«Иван – Быкович»)

Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).

^ Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).

Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе - образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.

С появлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий - маг в злого колдуна, мать и хозяйка леса- в ведьму. Это произошло и с Бабой Ягой.

По - нашему мнению, Баба Яга выглядела так: старое морщинистое лицо, но белое, просветлённое, одухотворённое. Очень выразительные голубые глаза с проницательным взглядом. Отсюда и выражение «ясные очи». Нос курносый. Голова с седыми волосами повязана белым платком с узелком сзади на шее. В ушах серьги, так как славянские женщины носили их с древнейших времён (о чем свидетельствуют археологические находки). У Бабы Яги серьги могли представлять собой, например, гроздь звёзд на тонкой подвеске. Фигура сухощавая, спина сгорбленная от старости. Одета Баба Яга в белую вышитую рубаху с длинным рукавом и меховую безрукавку (мехом

наружу) поверх этого. На поясе висит привязанный свиток с древними знаниями.

Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ ее, хотя и искаженный наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.


Глава 3 .

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга:

1. Яга-воительница;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом мно­жественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»

^ Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)


2. Яга-похитительница;

Яга – похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «пе­репекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно даже, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на неко­торое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

3.Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:

«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.

Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.

^ Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

- Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:

- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?

- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

- Спасибо тебе, бабушка!

- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка Бабу – ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).

Такой нам с детства знакома Баба-Яга.

а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);

^ Послушай же, ступай по тропинке

И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)

б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем);

^ Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько («Баба _ Яга»)

Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:

- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)

в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница ;

4.Яга-прародительница (мать- бабка для нескольких своих дочерей- внучек - ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга» )

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя.

Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги: Ягишна, ведьма, старуха, колдунья, бабка ; а иногда - мужские: Кощей, колдун, Старик-сам с ноготок, борода с локоток, леший, Сильный Идолище, «Морозко» .

Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.

Заключение

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.

Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побы­вали в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уваже­нием и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.

Русские сказки – это история многих народов, отзвуки древних религий. Это – голоса давно исчезнувших предков наших.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.


Литература

1.Литературное чтение. 2ласс. – М; Вентана-Граф,2001.-с.49.

2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. М., 1985; Т. 2. М., 1985; Т. 3. М., 1985...

3.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 53.

4. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

5.Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.

6. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.









Похожие:

Введение я был в избушке на курьих ножках iconЕ. Д. Критская Раздел «В концертном зале». Тема урок
Цель урока: познакомить учащихся с пьесами «Старый замок» и «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconУрок "Математика" (1 класс 1-4)
Оборудование: солнышко, сказочный герой Сова, записка, логическое задание, таблица сложения š ± 2, иллюстрация задачи, числовые неравенства,...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconУрок 11 «Сила Кротости»
Иисус был человеком власти и силы, однако же Он всегда был кроток в отношениях с людьми. Он не мирился с нечестием и не оправдывал...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconГоловина Юлия Владимировна Тула 2010 Содержание: Введение Глава Краткая биография
Андрей Тимофеевич известен своими многочисленными достижениями в разных областях науки и культуры. А. Т. Болотов был разносторонне...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconОбъектно-ориентированное программирование. Язык С++. Консольный ввод и вывод в С++. Классы языка С++
Очевидно, что такой способ подходит только для очень небольших программ. Затем был изобретен язык ассемблера, который позволял писать...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconА. С. Пушкин в основу «Песни о вещем Олеге» положен летописный рассказ. Перессказан он не точно. По летописи предсказатели судьбы Олега были сразу убиты
По летописи1 князь Игорь был сыном Новгородского князя Рюрика, Ольга его жена. Олег не был родственником князя Рюрика. Он руководил...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconУрок второй: Введение
Демиартовцев, что любят кричать во всех уроках подряд: "Эх, был бы планшет " или: "Я такое повторить наверное не смогу, у меня даже...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconПротив ветра
Остров был открыт всем ветрам. Чуть приподнявшийся над ледяными полями, он был затерян среди моря, пустынный, плоский, выметенный...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconВикторина «Жизнь во Христе»
Во Франции на одном собрании, где присутствовали наряду с верующими и материалисты, был задан вопрос: «Какую книгу вы взяли бы с...
Введение я был в избушке на курьих ножках iconЛекция Этапы развития вычислительной техники от античных времен и до наших дней. Введение
Также первобытному человеку трудно было угадать последствия изобретения орудий труда. Тогда был сделан первый гигантский шаг становления...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами