Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной icon

Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной



НазваниеУрок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


«Зрительный анализатор»


Это урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной.


Учебный предмет: биология

Уровень образования школьников: 8 класс

Формы учебной работы: классно – урочная


Тема урока: Зрительный анализатор


Тип урока: изучение нового материала.


Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», учебник, разборная модель глаза, презентация урока, раздаточный материал, инструкции для выполнения лабораторных работ.


^ Методы обучения: проблемный, эвристическая беседа, самостоятельная работа, частично-поисковый, беседа, самонаблюдение, работа с учебником.


Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с внешним и внутренним строением глаза.

- раскрыть значение зрения в жизни человека.

Развивающие:

- развивать мышление, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету посредством самонаблюдений.

Воспитательные:

- повышать культуру общения

- воспитывать уважительное отношение к своему здоровью.


^ План урока

Этап урока

Содержание

Методы

Наглядность

1. Вводная часть

1.1. Приветствие, постановка целей и задач

Беседа

Презентация

1.2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Презентация

2. Изучение нового материала

2.1. Значение зрения

Беседа

Презентация

2.2. Строение глаза

Самостоятельная работа

Учебник, рабочие листы

физкультминутка




гимнастика для глаз







2.3. Строение сетчатки

Просмотр видеофрагмента, рассказ учителя

Презентация




2.4. Зрительный анализатор

Лабораторная работа

Рабочие листы

3. Закрепление изученного материала

Строение зрительного анализатора

Тестирование

Презентация, рабочие листы

4. Подведение итогов урока, домашнее задание

4.1.Результаты урока

Беседа

Презентация




4.2. Домашнее задание




Презентация



^ Ход урока:

I. Проверка знаний.


Учитель: На прошлом уроке мы изучали анализаторы, но прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока.

- Что называют анализаторами?

Ответ: Это система чувствительных нервных образований воспринимающих и анализирующих раздражения.

- Из чего складываются анализаторы?

Ответ: Рецептор, нервный путь и мозговой центр.

- В чем выражается специализация рецепторов и органов чувств?

Ответ: Каждый вид рецепторов специализирован, т.е. способен воспринимать и переводить в нервные импульсы только определенные раздражения (например, рецепторы глаза – свет, рецепторы уха – звуковые колебания и т.д.)

- Какая часть анализатора воспринимает раздражение?

Ответ: рецепторы

- Что называют рецептором?

Ответ: чувствительные нервные окончания.

- Что такое иллюзии и от чего они возникают?

Ответ: кажущиеся (ошибочные) изображения, возникают при механическом раздражении, вызываются физическими причинами.

Сейчас мы переходим к изучению новой темы «Зрительный анализатор»


Как вы считаете, глядя на тему урока, какие задачи мы должны будем решить сегодня.

В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос:

^ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА

Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. «Значение зрения».

Я просыпаюсь утром и вижу своего сы­на.

Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, зеленые верхушки деревьев или снег под ногами.

Я иду по коридорам нашей школы и вижу вас, своих учеников — вы улыбаетесь мне.

«Посмотри мне в глаза», — просим мы любимых. Ведь еще В.Гюго сказал о том, что глаза — зеркало души. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высо­кое чувство и самое низкое. А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...

Вы скажете, хорошо, что это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

Вообще, видеть - это очень большое счастье, которое мы с вами часто не замечаем и не задумываемся о том, что и как мы видим. Зрительный анализатор - самый важный из всех анализаторов. Он дает нам 90% всей информации. Через 0,05 сек. мы уже можем оценить то, что увидели. Глаз различает - 250 цветов.

Наш глаз также может воспринимать эти цвета, мы только не можем их назвать. Например, в классе сколько оттенков, например коричневого цвета. Мы их видим, но не можем назвать.

Роль зрения очень велика. Мы получаем информацию о форме, величине, цвете предметов, расстоянии до них, изучаем по книгам опыт других людей, выживаем в окружающем нас мире.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня мы и приоткроем эту тайну.

^ ПРОСМОТР ФИДЕОФРАГМЕНТА «СТРОЕНИЕ ГЛАЗА»

Где располагается глазное яблоко? (в углублении черепа, в глазнице)

Сколько оболочек имеет глазное яблоко? (три) Назовите их. (белочная, сосудистая, сетчатая)

Как называется отверстие в радужной оболочке? (зрачок)

Чем заполнен глаз внутри? (стекловидным телом)

Что определяет цвет глаз? (пигмент, который содержится в радужной оболочке)

Дополнение учителя по разделу параграфа «Положение и строение глаза»

^ ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ»

Работа учащихся с рабочим листом № 1 (проверка работы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. А затем посмотрите в окно, в даль. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.

Предлагаю выполнить небольшие опыты и наблюдения, которые помогут вам доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек, понять работу хрусталика и обнаружить у себя слепое пятно.


Рабочий лист № 2


^ Условия наблюдения и опыта

Результаты опыта

Выводы

1. Посмотрите на буквы, написанные на полиэтилене.



Буквы видны четко, надписи на классной доске размывчато.


Хрусталик выпуклый

2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую пленку.


Надписи на доске видны четко, буквы на полиэтилене расплывчато.



Хрусталик уплощенный

3. Смотрите прямо перед собой, перемещайте карандаш красного цвета сбоку.



Форма карандаша и движение его воспроизводятся точно. Цвет кажется черным.



Изображения проецируются на край сетчатки, где нет колбочек, а сконцентрированы палочки, поэтому цвет восприниматься не будет.


4. Посмотрите на точку правым глазом, левый глаз должен быть закрыт. Найдите положение, при котором фигура рыцаря потеряет голову.


Исчезает голова. Остается туловище.


Изображение головы фигуры попадает на слепое пятно: место выхода зрительного нерва.




^ Лабораторный опыт «Строение сетчатки»

Цель работы: доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек.

Оборудование: набор ручек разного цвета.

Ход работы: работа проводится в парах. Испытуемого сажают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разре­шается). Исследователь поочередно демонстрирует набор ручек, окрашенных в разные цвета. Предметы демонстрируются в движении и короткое время с та­ким расчетом, чтобы они проецировались на боко­вую поверхность сетчатки. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросом: Какой предмет был показан? Какого цвета был предмет?

Форма отчетности: Когда форма и цвет предмета были наиболее четкими?


Вывод: Изображение на сетчатке получается уменьшенным, перевернутым и действительным.

Зрительная зона коры головного мозга, где формируется зрительный образ «переворачивает» изображение обратно.

Давайте посмотрим в импровизированную подзорную трубу и бинокль. В чем разница? Ребята, человек обычно использует для рассматривания предметов оба глаза, поэтому зрение называют бинокулярным.

^ Беседа. Проблемный вопрос урока: Почему глаз смотрит, а мозг видит?

IV.Закрепление (Тестирование) Рабочий лист № 3

1. Зрительная зона больших полушарий мозга располагается:

А – в теменной доле

Б – в височной доле

В – в затылочной доле

2. Цвет глазу придает:

А – склера

Б – хрусталик

В – радужная оболочка

3. Из каких частей состоит анализатор?

А – рецептор

Б – проводник

В – соответствующая зона коры полушарий

4. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

А – три

Б – две

В – одну

5. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой?

А – роговица

Б – хрусталик

В – зрачок

6. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне?

А – колбочек

Б – палочек

7. Оболочки глазного яблока:

А – мышечная

Б – фиброзная (белочная)

В – сосудистая

Г – слизистая

Д – сетчатая

Е - серозная


^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  1. Прочитайте задачи урока.

  2. Достигли ли мы их?

  3. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?

  4. Оцени свою работу на уроке

Итак, наш урок подошел к концу.

Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.


V.Домашнее задание. Изучить §49 с. 244-248.

Ответить на вопросы с. 248.

Творческие задания.


1. Биология. Ни одна арктическая экспедиция прошлого не обходилась без упоминания о снежной слепоте. Описания ее симптомов имеется в дневниках многих полярных исследователей. Снежная слепота доставляла много страданий арктическим путешественникам и была причиной неудач целых экспедиций.

^ Задание: Узнайте об этом заболевании.

2. Творческое д/з представить орган зрения в виде кроссворда, сказки, стиха, эссе.


Рабочий лист № 3


1. Зрительная зона больших полушарий мозга располагается:

А – в теменной доле

Б – в височной доле

В – в затылочной доле


2. Цвет глазу придает:

А – склера

Б – хрусталик

В – радужная оболочка


3. Из каких частей состоит анализатор?

А – рецептор

Б – проводник

В – соответствующая зона коры полушарий


4. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

А – три

Б – две

В – одну


5. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой?

А – роговица

Б – хрусталик

В – зрачок


6. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне?

А – колбочек

Б – палочек


7. Оболочки глазного яблока:

А – мышечная

Б – фиброзная (белочная)

В – сосудистая

Г – слизистая

Д – сетчатая

Е - серозная



1. Зрительная зона больших полушарий мозга располагается:

А – в теменной доле

Б – в височной доле

В – в затылочной доле


2. Цвет глазу придает:

А – склера

Б – хрусталик

В – радужная оболочка


3. Из каких частей состоит анализатор?

А – рецептор

Б – проводник

В – соответствующая зона коры полушарий


4. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

А – три

Б – две

В – одну


5. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой?

А – роговица

Б – хрусталик

В – зрачок


6. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне?

А – колбочек

Б – палочек


7. Оболочки глазного яблока:

А – мышечная

Б – фиброзная (белочная)

В – сосудистая

Г – слизистая

Д – сетчатая

Е - серозная






Рабочий лист № 1


 

Колбочки

Палочки

Светочувствительность





Восприятие цвета





Где преимущественно сосредоточены








Похожие:

Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconПлан-конспект занятия по информатике Урок № Дата: Класс Тема: Основные элементы графического интерфейса пользователя ос windows
Проводится в форме письменного опроса. 10 мин на работу, 4 мин на самопроверку, обсуждение и подсчёт баллов. Проверяем с помощью...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconУрок по химии и географии, урок изучения нового материала с использованием презентации Цели урока
Интегрированный урок по химии и географии, урок изучения нового материала с использованием презентации
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconЕремина Светлана Михайловна, учитель математики с. Алексеевка Методическое обоснование урок
Ребятам было дано домашнее задание: вычислить значение выражения, используя понятие степени с натуральным показателем. Что послужило...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconОбществознание, 10 класс Роль экономики в жизни общества Цели урока
Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconТема урока: «Отечественная война 1812 года»
Учитель называет тему урока (слайд 1 в презентации) и обращает внимание учащихся на план урока (слайд 2), которого учащиеся должны...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconУрок русского языка в 5-ом классе Тема: Буквызис на конце приставок
Цель: Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения; в продолжение изучения темы
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconВ. Н. Урок «Чацкий и шесть шляп мышления» Идея проведения такого урок
«Моделирование занятий с помощью метода «Шесть шляп мышления» технологии ркмчп». Некоторые элементы презентации, приложенной к описанию...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconКонкурс «Лучшая авторская разработка месяца»
Использование элементов тренинга на уроках способствует заинтересованности предметом, развитию творческих способностей, активизирует...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconСами по себе архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований
Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки,...
Урок изучения новой темы. Презентации вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной iconУрок №1 Внешняя политика России в начале XIX в Отечественная война 1812 года. (По учебному плану курсов истории Отечества и Новой истории на изучение интегрированного материала данной темы отводится 6 часов)
По учебному плану курсов истории Отечества и Новой истории на изучение интегрированного материала данной темы отводится 6 часов
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами