Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы icon

Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы



НазваниеФизическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ,

ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР

Костарева Н.В.., МОУ «СОШ №12» г. Старый Оскол

Здоровье - ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают свое здоровье ценностью. Причина этого - незнание реальных уфоз здоровью, излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, надежда на возможн

медицины. Л главное - неумение осознать состояние своего организма в ситуациях каждого дня |2].

Налицо проблема - изменить ориентацию учащихся на здоровье и здоровый образ жизни. В настоящее время решение этой проблемы - задача и обязанность общеобразовательных школ, в том числе и школ Белгородской области.

Наступивший XXI век провозглашен международными ор^иизациями веком 1уманизации образования. Поэтому, поиск наиболее эффективных путей управления здоровьем детей школьного возраста и оптимизации их образа жизни являются ведущими задачами педагогической науки и практики. В этой связи одним из приоритетных направлений в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества признано физическое воспитание, направленное на оздоровление учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, привлечение детей к здоровому образу жизни и всестороннему | развитию личности на основе овладения учащимися личной физической культурой [1].

Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только | здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому | способствует возможность создания большого числа альтернативных ] программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалификационный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции [1].

С 2008 года в нашем регионе разработано новое направление уроков физической культуры общеобразовательных школ, которое устремлено на активизацию и повышение интереса учащихся к урокам физической культуры. Для повышения интереса к игровой деятельности в разделы программного материала по предмету «Физическая культура» включены \ народные, подвижные и спортивные игры. Народные, подвижные и спортивные игры включены в каждый урок на протяжении всего учебного года. Особенность регионального календарно-тематического планирования заключается в том, что третий и четвертый часы уроков физической культуры должен проводиться в форме урока-соревнования по народным, подвижным и спортивным шрам и соревновательно-игровых упражнений из I базовых видов спорта профаммного материала.

В нашей школе в 2008 - 2009 учебном году при планировании в 1 - 11 I классах были учтены региональные рекомендации но планированию I физической культуры.

Одним из основных средств физического воспитания предложенных а данном планировании являются подвижные игры. Подвижные И1ры - это I традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на учащихся при их активной помощи. Игры больше, чем любые др\гие

214

средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей 13].

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. А следовательно укрепляют здоровье учащихся.

При проведении подвижных игр у учащихся формируются положительные черты характера, воспитывают волевые качества. Таким образом, подвижные игры - один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли учителя.

Однако при проведении подвижных игр нужно учитывать физиологические особенности учащихся в каждом возрасте.

В I - IV классах (особенно в I - II классах) игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие движения, как бег, подлезанис, ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети лучше усваивают в игре. Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому нужно проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами. Ог простых игр нужно переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движения, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры. Ятя проведения большинства игр в 1 - IV классах нужен красочный инвентарь, который легко воспринимается детьми.

В V - VII классах используются многие игры разученные в 1 - ГУ классах. В них включаются более разнообразные движения, вводят усложненные препятствия на пути достижения цели. Учащимся V - VII классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявление ловкости и координации, с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками и перелазанием. В этом возрасте большее место занимают игры соревновательного характера такие как: пионербол, борьба за мяч, день и ночь, команда быстроногих, перестрелка и др. Ученики в этом возрасте проявляют больший интерес к спортивным играм, поэтому во многие игры можно включать элементы спортивных игр.

В играх детей данного возраста особое место занимают командные игры с мячом и без мяча.

При проведении игр с учащимися V - VII классов учитель физической культуры решает следующие задачи: совершенствование и закрепление в игровой обстановке гимнастических и легкоатлетических движений, элементов ходьбы на лыжах, развитие быстроты бега в сочетании с преодолением различных препятствий: совершенствование навыков в метании и ловле большого и малого мяча; в играх сочетаются сила с

215

ловкостью и быстротой; воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, творческая активность и умение правильно оценивать пространственные и временные отношения.

У учащихся VIII - IX классов процессы возбуждения и торможения еще не установились и очень часто возбуждение превалирует над торможением и поэтому общий эмоциональный тонус в играх очень высок, особенно у мальчиков. Это должен учитывать учитель на уроках физической культуры. Чтобы не допускать перевозбуждения необходимо вовремя пресекать неправильное поведение отдельных играющих в виде: внушения, штрафа, удаления из игры. Иногда очень возбужденных игроков целесообразно переключать на роль помощников учителя или судьи, можно поручать им самим составлять новые правила и варианты игр и самостоятельно проводить их.

Для учащихся старших классов в образовательном процессе по физическому воспитанию мы применяем спортивные игры с включением элементов подвижных игр; используем для повышения двигательной активности старшеклассников шровые и соревновательные методы обучения.

В подвижных играх происходит решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в тесной взаимосвязи и единстве. Только в этом случае шра становится действенным средством физического развития и нравственного воспитания учащихся.

Особенностью сегодняшнего планирования в процессе физического воспитания школьников нашего региона является включение в вариативную часть программного материала «Физическая культура» помимо подвижных игр, использование народных игр. Сейчас повсеместно идет возвращение к истокам своей народной культуры. И самой популярной народной игрой на данный момент является «Русская лапта». Эта игра стала возрождаться в конце 90-х годов прошлого столетия.

О значении лапты очень хороню сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Это народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят» [2].

Русская лапта по своему игровому содержанию с бегом и метанием хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в раздел «Легкая атлетика». Около 9 лет в нашей школе эта игра пользуется особой популярностью у учащихся. При занятиях русской лаптой не требуется дорогого инвентаря и оборудования, особых условий. Ее можно проводить одновременно со всем классом на свежем воздухе. Мы играем в русскую лапту и на уроках, и после них. В лапту можно играть без строгого соблюдения возрастных границ.

Первенство школы мы проводим в трех группах IV - V классов, VI -VIII классов, IX - XI классов. Игра позволяет проводить состязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и мальчики,

216

причем во многих случаях девочки проявляют себя активнее мальчиков. Русская лапта служит отличным средством воспитания таких физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, способствует совершенствованию навыков бега, метания, ловли мяча. Помогает более успешно осваивать многие разделы школьной программы по физической культуре. Помимо этого на протяжении ряда лет сборные команды школы по русской лапте (мальчики, девочки, юноши, девушки) неоднократно становились победителями и призерами городских и областных соревнований по русской лапте,

При включении русской лапты в учебный процесс по физическому воспитанию мы убедились на практике, что эта игра соответствует психологическим особенностям детей, повышает содержание учебной деятельности, формирует потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. У учеников изменилось отношение, в лучшую сторону, к своему физическому состоянию, появилась приверженность к здоровому образу жизни.

Из этого можно сделать вывод, что совершенствование методики и организации занятий физической культурой с использованием народных, подвижных и спортивных игр имеют положительную динамику в образовательном процессе по развитию и формированию у учащихся физической культуры личности и приобщении их к здоровом\ образу жизни и укреплению своего здоровья.

Литература

  1. Журнал «Физическая культура в школе» №7,2008 г., С. 41.

  2. Журнал «Физическая культура в школе» №6,2007 г., С. 45.

  3. Физическая культура 5-6-7 классы, 2007 г., Москва.



Секция з

Совершенствование методики и организации занятий
физической культурой с использованием народных подвижных и
спортивных игр 186


ВеснинаО.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 186

Гринснко14. А., Марочкина Е. Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ, НАРОДНЫХ И
СПОРТИВНЫХ ИГРАХ 188

Дударь В.Я. ЭХ, ТЫ, РУССКАЯ ЛАПТА - УДАЛАЯ 190

Егорова МА. ИГРАЯ В ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, УЧИМСЯ ИГРАТЬ В
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ 193

Зайцева СМ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ 1ЮДВИЖНЫХ ИГР С

ПРЕДМЕТАМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 7

КЛАССЕ 198

Зацепин В.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ОР1 АНИЗА11ИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР 200

Ивакина Е.Н. ИГРА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И
УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ
УМСТВЕННОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 202

Кононова О.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ И

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С

ИС1ЮЛЬЗОВАНИЕМ 1ГАРОД1ГЫХ I ЮДВИЖНЫХ И

СПОРТИВНЫХ ИГР 206

Менщикова О.Н.. Ьашта В.А., Леметти Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 209

Меркулов А.А., Ьорсенко В.И. О РЕГИОНАЛЬНОМ

ЭКСПЕРИМ1.1 НЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В Г.ГУБКИНЕ 212

Осипова Г.М. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАРОДНЫХ, ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР 213

Ноднорина Л.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ И
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ, ПОДВИЖНЫХ И
СПОРТИВНЫХ ИГ Р В С! [ЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
ШКОЛЕ 217

242



Похожие:

Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconЛекция Предмет и история клинической неврологии. Проблемы и перспективы развития современной педиатрической неврологии. Организация неврологической помощи детям.
Проблемы и перспективы развития современной педиатрической неврологии. Организация неврологической помощи детям. Принципы функциональной...
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconНоминация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» Конспект физкультурного занятия по теме: «Путешествие в подводный мир»
Программы: «Физическая культура» комплексной программы дошкольного образования «Радуга». Образовательные области: «Физическая культура»,...
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconКонспект непосредственно образовательной деятельности с включением двигательной деятельности в подготовительной к школе группе
«Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физическая культура»
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы icon«Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!»
Рубрика посвящена особой идее философа Владимира Соломоновича Библера, о том, что в современной школе заложена антиномичность разных...
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы icon16. 05. 06 Путин дал Мордашову задание Взгляд Алексея Мордашова беспокоят социальные проблемы страны и перспективы участия «Северстали»
Алексея Мордашова беспокоят социальные проблемы страны и перспективы участия «Северстали» в проекте сег
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconУрок (физическая культура + английский язык) по теме "Спортивные игры (sportsgames)"
Бинарный урок (физическая культура + английский язык) по теме "Спортивные игры (sportsgames)"
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconОбразовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура
Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой,...
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconКонспект
Образовательные области: Коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной...
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconКонспект ноод на тему «Волшебница вода»
Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, социализация
Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы iconОрганизация образовательного процесса по новым фгос в начальной школе: проблемы и положительный опыт
Ла активно включилась в изучение, затем в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами