Программа элективного курса по физике icon

Программа элективного курса по физике



НазваниеПрограмма элективного курса по физике
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

МОУ « Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г.Кремёнки» Жуковского района Калужской области


ПРОГРАММА


элективного курса по физике


«Физика в задачах»


для учащихся 10-11 классов


64 часа


Белая Елена Ильинична

учитель физики I категории.


2009г


Пояснительная записка.

Предлагаемый курс относится к числу элективных курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутрипрофильной специализации учащихся при изучении физики в общеобразовательной школе.

Данная программа отражает содержание курса физики для

общеобразовательных учреждений 10-11 классов (программа Г.Я.Мякишева), завершающего концентрум. Она учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы механики Ньютона, термодинамики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс «Физика в задачах» общим объемом 64 часа (1 час в неделю) рассчитан на изучение в те­чение двух учебных лет.

^ Цели программы:

• подготовка выпускников общеобразовательной школы как к

поступлению в высшие технические учебные заведения, так и к получению профессии технического профиля;

• более глубокое изучение основ физики через решение задач

технического содержания в соответствии с возрастающими требо­ваниями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека;

• формирование метода научного познания явлений природы как базы для

интеграции знаний и развитие мышления учащихся.

Структура программы полностью соответствует структуре материала,

изучаемого в курсе физики 10-11 классов (программа Г.Я. Мякишева, В. А.

Касьянова).

Необходимость создания данной программы продиктована тем, что требования к подготовке по физике выпускников основной школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено от 4-5 часов в неделю до 1 -2 часов.

Курс предполагает проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием элементов диалога, задач-демонстраций, предоставляя тем самым инструментарий для последующего самостоятельного решения качественных, количественных и графических задач индивидуально или в группах. Кроме того, предполагается изменение условий предлагаемых учебных заданий и исследование влияния этих изменений на ход решения, а также на протекание физического или технологического процессов.

Данный курс проводится для группы учащихся в количестве не более 15 человек.

Для реализации курса требуются следующие средства обучения: 2

стандартный набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборники задач, а также разнообразный дидактический материал, разработанный автором программы.

Достижение результатов обучения по программе курса отслеживается с помощью контрольных работ в конце каждого блока учебного материала. Предполагается, что такие работы будут включать видоизмененные задачи зональных олимпиад различных лет, а также соросовских олимпиад по физике, и носить уровневый характер, отражающий умения ученика решать типовые задачи повышенной сложности, эвристические задачи. Контрольные работы по разделу «Механика» содержат экспериментальные задачи, которые позволят проверить уровень владения теоретическим материалом, умение работать с физическим оборудованием.

Обучающие самостоятельные работы включают обработку экс­периментальных данных, полученных в ходе выполнения демонстрационного эксперимента.

^ Задачами данного курса являются:

• дать знания в области физики механических, тепловых и электростатических процессов и явлений, не отображенных в базовом курсе физики средней (полной) школы;

• научить решать нестандартные задачи, используя Стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;

• способствовать приобретению навыков предварительного решения количественных задач на качественном уровне;

• а также навыков графического решения задач, применяя начала анализа для решения задач с параметрами;

• научить учащихся работать самостоятельно;

• научить пользоваться справочной литературой;

• сформировать умения планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обосновывать полученные результаты.

Альтернативной формой контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:

• изготовление прибора или установки для демонстрации явления или процесса;

• создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление, процесс;

• создание презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы в целом.

Организация учебных занятий позволит учащимся овладеть личностным опытом самореализации, научиться уважать мнение оппонента.

Материал, отобранный для данного элективного курса, представляет собой подборку качественных и расчетных задач, позволяющих сделать изучение теоретического материала более осознанным и глубже понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.

Так, модуль «Кинематика» предполагает рассмотрение ряда понятий:

3

тангенциальное, нормальное и полное ускорения, угловая скорость и угловое ускорение, для закрепления которых предусматривается решение задач.

Модуль «Динамика» не использует дополнительного теоретического материала, но на основе базовой теории дает возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на движение систем связанных тел по горизонтали и наклонной плоскости. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям.

Модуль «Законы сохранения» предусматривает изучение физических принципов реактивного движения и вывода уравнения Мещерского. В этой же части предлагается решение комбинированных задач, охватывающих материал всего раздела «Механика», что соответствует уровню С на ЕГЭ.

Модуль «Основы МКТ вещества. Реальный газ. Кристаллы» позволяет изложить ряд вопросов, традиционно рассматриваемых в факультативном курсе: реальный газ, уравнение Ван-дер-Ваальса, сжижение газов, облака, осадки; кристаллы, процессы их роста, дефекты и дислокации. Задачи, решаемые в этой части спецкурса, соответствуют уровням В и С по материалам ЕГЭ.

В модуле «Электростатические явления» рассматривается плотность электрического заряда, решаются задачи на расчет соединения конденсаторов. В этой же части программы могут быть рассмотрены вопросы электризации тел и поведение диэлектриков в электрическом поле, электреты и пьезоэлектрики за счет использования резервного времени.

Модуль «Законы постоянного электрического тока» позволяет восполнить недостаток времени для решения задач по заявленным в нем темам.

В модуле «Электромагнетизм» также предполагается уделить особое внимание решению комбинированных задач, при анализе которых используются знания, умения и навыки по разделам «Механика» и «Электродинамика».

Модуль «Электромагнитные колебания и волны» не предполагает использования дополнительного теоретического материала, но на основе базовой теории дает возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на расчет электрических цепей переменного тока, выполнение векторных диаграмм, расчет параметров волны и расчет параметров трансформаторов. Кроме того, здесь будет подробнее рассмотрено явление резонанса в электрических цепях.

Модуль «Оптика» предусматривает рассмотрение основных законов геометрической и волновой оптики и вывода формулы тонкой линзы. В этой же части спецкурса предполагается решение комбинированных задач, учитывающих корпускулярно-волновои дуализм света, что соответствует уровню С на ЕГЭ.

^ В модуле «Квантовая и атомная физика» изложен ряд вопросов, традиционно рассматриваемых в факультативном курсе: 4

излучение абсолютно черного тела, оптические квантовые генераторы, трудности

теории Бора, а при использовании резервного времени могут быть рассмотрены также эффект Комптона и эффект Вавилова-Черенкова.

^ Предполагаемым результатом проведения курса может служить то, что, решая задачи уровней В и С по материалам ЕГЭ, выпускники будут себя чувствовать увереннее на экзамене и смогут показать свои знания в наиболее полном объеме.

За основу тематического планирования предполагаемого курса приняты следующие источники:

1. программа Г.Я.Мякишева к учебнику «Физика 10», «Физика 11» Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского;

2. программа В.А.Касьянова к учебнику «Физика 10-11» В.А.Касьянова;

3. учебник «Физика 10», «Физика 11» Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского;

4. учебник «Физика 10-11» В.А.Касьянова;

5. программа «Физика в задачах» Г.В.Елькиной «Сборника элективных курсов. Физика 10-11 классы»; авт. - составитель В.А.Попова.-Волгоград; изд-во Учитель; 2007.

Программа курса

10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

1. Кинематика (5 ч)

Цель изучения физики. Связи между физическими величинами. Практические задачи как основной критерий теории. Материальная точка и способы описания ее движения в различных системах отсчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Графическое представление неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики.

^ 2. Основы динамики (применение законов дин-ки к решению задач(6 ч))

Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в вертикальной плоскости. Вращательное движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготения (вблизи поверхности Земли, для других небесных тел и их систем).

^ 3. Законы сохранения (6 ч)

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского. Закон сохранения и превращения энергии в механике и его применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям.

^ 4. Динамика периодического движения (3 ч)

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Изменение основных кинематических и динамических характеристик системы. Динамические системы, содержащие математический

5


пружинный маятники. (Физический маятник.)

^ 5. Элементы теории относительности (3 ч)

Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости. Релятивистская динамика.

^ 6. Основы молекулярно-кинетической теории вещества. Реальный газ. Кристаллы (4 ч)

Температура, способы измерения температур. Различные температурные шкалы. Реальный газ. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки. Зависимость агрегатного состояния вещества от давления и температуры. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации.

^ 7. Электростатические явления (4 ч)

Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда. Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости. Диаграммы напряженности различных заряженных тел и их систем. Соединения конденсаторов. Расчет различных соединений конденсаторов. Энергия электростатического поля.

Резервное время. Повторение (3 ч).

11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


^ 1. Законы постоянного электрического тока (8 ч)

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров цепи, имеющей смешанное соединение (источников и нагрузки). Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока. КПД электрической сети. Расчет параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели. Законы электролиза.

2. Электромагнетизм (6 ч)

Движение частицы в магнитном поле. Проводник с током в магнитном поле. Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС индукции проводника, движущегося в магнитном поле.

^ 3. Электромагнитные колебания и волны (5 ч)

Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях. Электромагнитные волны. Расчет параметров волны. Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора.

4. Оптика (7 ч)

Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы. Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. Расчет параметров дифракционной решетки.

6


^ 5. Квантовая и атомная физика (6 ч)

Законы излучения абсолютно черного тела. Фотон, его характеристики. Кванты и атомы. Оптические квантовые генераторы. Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора. Состав атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

^ Резервное время. Повторение (2 ч).


Учебно-тематический план (Ф-10)




Название темы

Количество часов

Форма

проведен

ия

Образоват ельный продукт

Все го

Тео рия

Пра кти

ка

«Кинематика»

5

1

4







1

Вводный инструктаж по охране труда. Вводное занятие

1







лекция

конспект

2

Уравнение траектории движения на плоскости

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

3

Равнопеременное движение и его графическое представление

1







практика

-II-

4

Вращательное движение твердого тела. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение. Угловая скорость и угловое ускорение

1







практика

-II-

5

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач»

6




6







6,

7

Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела)

2







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

8

Динамика вращательного движения

1







практика

-II-

9

Движение в поле силы тяжести

1







практика

-II-


7


10

Движение планет и искусственных спутников

1







практика

-II-

11

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по решению задач

«Законы сохранения»

6




6







12

Реактивное движение. Уравнение Мещерского

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

13, 14

Закон сохранения и превращения в механике

2







практика

-II-

15, 16

11рименение законов сохранения к абсолютно упругим и абсолютно неупругим столкновениям

2







практика

-II-

17

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Динамика периодического движения»

3




3







18

Гармонические колебания

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

19

Математический и пружинный маятники

1







практика

-//-

20

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Элементы теории относительности»

3

2

1







21

Инварианты и изменяющиеся величины

1







лекция

конспект

22

Относительность длины, массы, времени, скорости

1







лекция

конспект

23

Примеры решения задач

1







практика

разработ­ка собствен-



8



















ной прог­раммы по решению задач

«Основы МКТ вещества. Реальный газ. Кристаллы»

4

2

2







24

Температура, способы ее измерения. Различные температурные шкалы.

1







лекция

конспект

25

Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

26

Зависимость агрегатного состояния вещества от температуры и давления. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации

1







лекция

конспект

27

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по решению задач

«Электростатические явления»

4




4







28

Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

29

Соединения конденсаторов и их расчет

1







практика

-II-

30

Энергия электростатического поля

1







практика

-II-

31

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Резервное время. Повторение»

3




3

практика

обобще­ние и доработка собствен­ных прог­рамм по решению задач

9

^ Учебно-тематический план (Ф-11)





Название темы

Количество часов

Форма

проведен

ия

Образоват ельный продукт

Все го

Тео рия

Пра кти ка

«Законы постоянного электрического тока»

8




8







1

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников.

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

2,3

Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров , имеющей смешанное соединение(источников и нагрузки).

2







практика

-II-

4

Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока.

1







практика

-II-

5

КПД электрической цепи.

1







практика

-II-

6

Расчет параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели.

1







практика

-II-

7

Закон электролиза

1







практика

-II-

8

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Электромагнетизм»

6




6







9

Движение частиц в магнитном поле. 11роводник с током в магнитном поле.

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

10

Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток.

1







практика

-II-


10

11

Самоиндукция. Индуктивность.

1







практика

-II-

12,

13

ЭДС проводника, движущего в магнитном поле

2







практика

-II-

14

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по ре шению задач

«Электромагнитные колебания и волны»

5




5







15

Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура.

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

16

Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях.

1







практика

-II-

17

Электромагнитные волны. Расчет параметров волны.

1







практика

-II-

18

Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора.

1







практика

-II-

19

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по решению задач

«Оптика»

7




7







20

Тонкая линза. Нахождение объекта по ходу лучей.

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

21

Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения.

1







практика

-II-

22

Полное внутреннее отражение.

1







практика

-II-

23

Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы.

1







практика

-II-

24

Волновая оптика. Интерференция и дифракция света.

1







практика

-II-

25

Расчет параметров дифракц-ной решетки.

1







практика

-II-

11



26

Контрольная работа.

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Квантовая и атомная физика»

6




6







27

Законы изучения абсолютно черного тела

1







практика

разработ­ка собствен­ной прог­раммы по решению задач

28

Фотон и его характеристики. Кванты и атомы. Оптические квантовые генераторы

1







практика

-II-

29

Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора.

1







практика

-II-

30

Состав атомного ядра. Энергия связи.

1







практика

-II-

31

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

1







практика

-II-

32

Контрольная работа

1







практика

контроль прог­раммы учаще­гося по

решению задач

«Резервное время. Повторение»

2




2

практика

обобще­ние и доработка собствен­ных прог­рамм по решению задач



12

Литература

1. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М: Просвещение, 1983.

2. Гольдфарб Н. И. Физика: сборник задач для 9-11 кл. - М.:Просвещение, 1997.

3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике. - М.: Просвещение, 1988,

4. Касаткин А. П., Комов А. Т., Седов, А., Тимошин М. Г. Физика: экзаменационные задачи / Московский энергетический институт. - М.,1998.

5. Касьянов В.А. Физика - 10 и Физика -11: учебники. - М.: Дрофа, 2001.

6. Кашина С. И., Сезонов Ю. И. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение,

1997.

7. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики

/ под ред. С. М. Козела. - М.: Просвещение, 1999.

8. Физика - 10 и Физика - 11: учебники для классов с углубленным изучением

физики / под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2000.

9. Элементарный учебник физики / под ред. С. Г. Ландсберга. - М.: Наука, 1985. 1 О.Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. - М.: Наука, 1995.


13




Похожие:

Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса 9 класса по физике «физика в природе» Программа разработана учителем физики моу «Ковалинская сош» софроновой л. Н. с. Ковали 2006 г. Содержание
«перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса 9 класса по физике «физика в природе» Программа разработана учителем физики моу «Ковалинская сош» софроновой л. Н. с. Ковали 2006 г. Содержание
Природа это гигантская физическая лаборатория наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в предмете «физика»,...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина Раиса Евгеньевна, моу гимназия 12 города Твери
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы математики»
...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике
Он посвящен одной из самых сложных и актуальных тем курса алгебры – заданиям с параметрами, связанными с квадратным трехчленом. Такие...
Программа элективного курса по физике iconРабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Целью данного предмета является: расширить и углубить знания учащихся по генетике, -способствовать формированию здорового образа...
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса «Культура речи культура поведения»
Составила: Агеева Н. В., учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса по истории Казахстана. 10 класс «Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости». Подготовила: учитель истории сош №6 Надёжкина

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами