Урок изучения и первичного закрепления новых знаний icon

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



НазваниеУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок физики в 10 классе по теме: «Звуковые волны. Скорость звука».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока. Обучающиеся научатся или получат возможность понимать смысл понятий «звуковые волны» и «скорость звука», определять скорость звука и длину волны в ходе решения задач с помощью формул.

Задачи урока: 

Вспомнить понятия «звук», «источники звука», характеристики звука.

Повторить от чего зависит громкость и высота звука, где распространяются волны

Дать понятия «звуковые волны» и «скорость звука»

Научить находить скорость звука при решении задач, используя формулы

Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме

Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям

Оборудование: интерактивная доска, учебник


Ход урока.

^ 1 Орг. момент. 1. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята!  Сегодня мы с вами продолжим изучение большого раздела «Звуковые явления.»

Тема нашего урока: «Звуковые волны. Скорость звука»


Записать число, тему урока в тетрадь.


2. Сообщение плана урока.

1. Повторим понятия «звук», «источник звука».

2. Вспомним основные характеристики звука

3. Познакомимся с понятиями «звуковые волны», «скорость звука».

4.Определим зависимость скорости звука от свойств среды

5. Рассмотрим формулы нахождения скорости звука

6.Будем решать задачи на нахождение скорости света с помощью формул

Нас окружает мир звуков: музыкальные инструменты, голоса людей, шум транспорта, звуки птиц, животных

^ 3. Актуализация опорных знаний

Ответим на вопросы: Что такое звук? Что является источником звука? Перечислите характеристики звука. Отчего зависит высота звука? Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника? От чего зависит громкость звука? Назовите единицы громкости и уровня громкости звука. Во всех ли средах распространяется звук? (Д/з)

Ответы. Звук- это упругие продольные волны, вызывающие у человека слуховые ощущения.

Источники звука — физические тела, которые колеблются , т.е. дрожат или вибрируют с частотой
от 20 до 20000 раз в секунду.

Существуют как естественные, так и искусственные источники звука. Один из искусственных источников звука — камертон.

Высота, тембр, громкость (характеристики звука).

Высота звука зависит от частоты колебаний. Измеряется в ГЦ (Герцах) Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. За единицу громкости звука принят сон.Громкость звука равна 1Б (1 Бел)
На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. Громкость звука уменьшится. Звук распространяется в любой упругой среде- твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве где нет вещества.

^ 4.Новая тема: (объяснение учителя). Звуковыми волнами принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом.

Диапазон звуковых частот лежит в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц.

В каком диапазоне человеческое ухо способно воспринимать упругие волны?(вопрос для обучающихся)

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно от 20 Гц до 20 кГц. Животные в качестве звука воспринимают волны других частот.

Чему равна скорость звука? Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.

Скорость звука в воздухе: Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским ученым М. Мерсенном. При температуре 20°С она равна 343 м/с, т.е. 1235 км/ч.

Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением — убывает. При 0°С скорость звука в воздухе составляет 331 м/с.

В разных газах звук распространяется с разной скоростью. Чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем. Так, при температуре 0 °С скорость звука в водороде 1284 м/с, в гелии — 965 м/с, а в кислороде — 316 м/с.

В теплом воздухе скорость звука больше, чем в холодном, что приводит к изменению направления распространения звука.

Скорость звука в воде была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Опыт проводили на Женевском озере в Швейцарии.На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, также опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она примерно 1440 м/с.

5.Физкульминутка

Различные скорости звука разных веществ:
(таблица в учебнике, стр. 130)

Формулы. (запишите в тетради)

Закрепление материала. Решение задач. (на доске и в тетрадях)1.Определите скорость звука в воде, если источник звука колеблется с периодом 0,002с возбуждает в воде волны длиной 2,9м.

2. Раскат грома прозвучал через 15 минут после вспышки молнии. На каком расстоянии от наблюдателя произошел грозовой раскат, если скорость звука равна 340м/с.

3.Наблюдатель находиться на расстоянии 250м от человека ударившего по колоколу. Через какое время после удара наблюдатель услышит звук. Скорость звука равна 340м/с.

4.Звук выстрела пушки дошел до наблюдателя через 0,5минуты после того, как была замечена вспышка. Расстояние между пушкой и наблюдателем 10 км. Какова скорость звука в данном случае?

5. Звуковые колебания распространяются в воде со скоростью 1480м/с, а воздухе – со скоростью 340М/с. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду?

Полезная информация: Человеческое ухо очень чувствительный прибор.

С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки слух людей ухудшается.

Причины ухудшения слуха:Работа вблизи мощных самолетов, шумных заводских цехах.частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудио плеерами.Самый шумный город в мире –г.Токио.

Шумовое загрязнение окружающей среды одна из актуальных проблем на сегодняшний день.Промышленные предприятия ,аэродромы строят на окраине города, а также используют шумоподавляющие устройства.

^ 6. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке:

1. Отвечали на вопросы 2.Повторили понятия: звук и источник звука 3. Повторили: от чего зависит высота, от чего зависит громкость звука. 4. Повторили: в какой среде распространяются волны. 5. Изучили понятия: звуковых волн, скорости звука. 6.Узнали как зависит скорость звука от свойств среды. 7. Изучили формулы нахождения скорости звука и длины волны и применили их для решения задач

7.Д/з. Выучить понятие звуковые волны. Диапазон звуковых волн. Чему равна скорость звука (формулы). Упр.32 (2), стр. 131

8. Оценивание.



Похожие:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оформить стенд «Народная хоровая музыка» с рисунками учащихся по теме предыдущего урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconРазработка урока по предмету «основы безопасности жизнедеятельности» история создания вооруженных сил
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconРазработка урока по предмету «основы безопасности жизнедеятельности» история создания вооруженных сил
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconРазработка урока по предмету «основы безопасности жизнедеятельности» история создания вооруженных сил
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconАнкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с компьютерной поддержкой урока. 7 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь выделять предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал), сравнивать их
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок №52 Урок изучения и первичного закрепления знаний
Цель урока: Сформировать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», рассмотреть механизм электролитической диссоциации, роль воды в...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения нового материала и первичного закрепления
Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения новых знаний Образовательная цель урока
Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами