«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» icon

«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся»



Название«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗадача

Обобщение опыта по теме: «Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Учитель географии МАОУСОШ с.Песь Хвойнинского района Новгородской области Филатова Галина Васильевна.


  1. Введение.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимыми умениями и знаниями, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы, развивающие ключевые компетенции учащихся.


    1. Сущность понятий «метод» и «метод обучения».


Метод обучения - от греч. Μέθοδος – путь, процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит усвоение умений, навыков и знаний, предусмотренных содержанием обучения.

Существуют и другие подходы к определению метод обучения:

- это способ деятельности учителя и ученика;

- совокупность приемов работы;

- путь, по которому учитель ведет учеников от незнания к знанию;

- система действий учителя и учащихся.

Философы: Т.Павлов, Р.Дакар считают, что метод – это правило действия, это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.

И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта.

1.2 Сущность понятий «компетенция» и «компетентность».

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». 

А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.

О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

1.3 Актуальность.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди участников образовательного процесса.

Я как учитель, понимаю, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать и внедрять в образовательный процесс, активные методы, изменять содержание. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна царить атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Этого можно добиться при обновлении методики преподавания. Вектор образования ученика должен быть направлен на развитие мыслительной деятельности, творческих способностей, коммуникативных качеств учеников, где учитель выступает как учитель-сценарист, организатор, консультант, партнёр. Наиболее эффективными методами обучения, развивающие ключевые компетенции на уроках географии считаю: активные методы обучения, это: проектная деятельность и технологию «мыслительных шляп».

Использование активных методик позволяет мне организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

На селе, где я работаю, мои идеи актуальны, так как школа является основным и единственным центром развития детей. Используя возможности информационного пространства, они хотят познать мир, продолжить образование, быть востребованными в жизни. И именно учитель становится консультантом, партнером, проводником детей в наш сложный, многоликий мир, выполняет социальный заказ на создание условий для воспитания сельской интеллигенции.


^ 2 .Теоретическая часть.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

^ 2.1 Метод учебных проектов.

Активным методом обучения является метод учебных проектов, так как обучение происходит в процессе активной деятельности учеников или учение через деятельность. Характеристика метода проектов на английском языке звучит как – учение в кооперации, то есть – совместное, а мы понимаем его как групповое. Учебный проект- это возможность делать что-то самостоятельно или в группе. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания. Публично показать результат работы. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисковые, развитие умений презентовать продукт своей учебной деятельности. Эпиграфом к учебному проекту могут быть слова А. Дистервега:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Учебный проект- это интегрированное средство развития обучения и воспитания, которое позволяет развивать у ученика умения проектировать.

Этапы работы методом учебных проектов.

1.Погружение в проект.

2.Организация деятельности.

3.Осуществление деятельности.

4.Презентация проекта.

При работе над учебным проектом учащиеся овладевают способностями индивидуальной учебной деятельности, учатся планировать свои действия, использовать различные источники информации, представлять географическую информацию, применяя разные способы, формируют умения работать в группах.

Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его представления учащимся до завершения самоанализа проделанной работы учащимися и подведения итогов учителем.

1-й этап – погружение в проект.

Это самый короткий, но очень важный этап. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, предлагает варианты рассмотрения темы очерчивает проблемное поле, вместе с учениками формулирует общую проблему проекта, определяют цель и задачи проекта, согласовывают вектор поиска способов решения проблемы. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого - педагогических механизмов воздействия на учащихся.

2-й этап – организация деятельности.

На этом этапе важно организовать деятельность детей, если проект групповой, необходимо организовать детей в группы, определить цель и задачи каждой группы и роль каждого члена группы. На этом этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта. С каждой группой согласовывается алгоритм деятельности, определяется последовательность действий и временные рамки. Степень включенности педагога может быть разной, в зависимости от степени развития обще -учебных компетенций, умения планировать коллективную и индивидуальную работу.

3-й этап – осуществление деятельности.

Работа спланирована, пора действовать. На данном этапе учитель может быть в роли наблюдателя или координатора самостоятельной деятельности учеников. Степень самостоятельности зависит от того как мы подготовили учеников анализировать информацию, трансформировать ее на заданную тему, насколько они ответственны, коммуникабельны, владеют творческими способностями. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет работа учеников, каков уровень самостоятельности, при необходимости направляет, делает подсказки.

4-й этап – презентация.

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершено, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Для успешной презентации необходимо научить детей, излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Важным моментом является владение приемами самоанализа и рефлексии. То, что дети предъявляют на презентации, является продуктом проектной деятельности. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффект были максимальными.

(Авторские разработки уроков по методу учебных проектов представлены в разделе «Практическая часть»)


^ 2.2 Метод критического мышления (методика мыслительных шляп).

Мышление – главное богатство человека. Однако никогда не следует удовлетворяться уровнем его развития. Каким бы прекрасным ни был человек, он всегда должен стремиться стать еще лучше.

Автором концепции «шести мыслительных шляп» является английский философ Эдвард де Боно. «Мышление часто бывает пустой болтовней, а также реакцией неопределенные события», - пишет де Боно. В «шести шляпах мышления» - автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий быть лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета.

Белая – факты, данные и объективная информация.

Красная – эмоции и чувства.

Черная – негативные мысли.

Желтая – позитивные, конструктивные мысли.

Зеленая – креативность и новые идеи.

Синяя – контроль над другими шляпами и стилями мышления.

«Надевание шляпы, фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Главная проблема мышления заключается в смешении: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, надежды и творчество – все это говорит в нас одновременно. Методика «мыслительных шляп» позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделять эмоции от логики, творчество от информации. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Очень широко используемая методика «мыслительных шляп» совмещает в себе простоту и высокую эффективность. Эта методика представляет собой практическую альтернативу традиционной системе аргументаций, которой пользуются уже 2500 лет. Поэтому сейчас ее используют как в образовании, так и в деловых и правительственных кругах.

Это очень простая и эффективная методика, которую можно использовать в образовательном процессе. Существует множество причин, почему эта методика, представляет собой ценность:

-методика дает возможность играть определенные роли;

-она - более творческая, и конструктивная, чем традиционная дискуссия;

-она более энергична и удобна;

-она выявляет в людях все лучшее, что в них есть, улучшает коммуникацию;

-она позволяет думающему человеку обдумывать все по порядку и тщательно, помогает - сосредоточится;

-она реализует «параллельное» мышление, необходимое для создания пути вперед, когда традиционные «ячейки» больше неадекватны;

-ее очень легко выучить и использовать;

-она практична.

Сейчас по всему миру существуют специальные курсы для школьников, на которых обучают «методике мыслительных шляп». Суть этой методики в том, что существуют воображаемые «мыслительные шляпы», их можно использовать только по одной. Когда используется одна шляпа, то ее надевают все в группе. Это означает, что все думают параллельно в одном направлении, только о предмете обсуждения, а не о том, что сказал предыдущий выступающий. Важным моментом является определение правил, консультирование учеников – как вести дискуссию по данной методике. Используя концепцию де Боно, я разработала свою идею применение «методики мыслительных шляп» в образовательном процессе.

(Авторские разработки представлены в разделе «Практическая часть»)

^ 2.3 Сущность ключевых компетенций.

В «Программе модернизации общего образования» и в президентской инициативе «Наша новая школа» в качестве ориентира в изменении содержания образования определена его нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. Данный подход соответствует традиционным ценностям российского образования, ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно - деятельную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

В международной практике образования выделены ключевые компетентности, которыми должны обладать учащиеся, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования на протяжении всей жизни.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение. Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой.

Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

^ Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Ключевые компетенции отечественного образования.

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- ^ Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- ^ Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- ^ Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще - учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- ^ Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- ^ Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- ^ Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Приоритетом общества и системы образования, в настоящее время, является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать неизвестные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, уметь работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Эти способности должны быть сформированы в учебной деятельности, и применение активных методов обучения – это как средство, решения данной задачи.

^ 3.Практическая часть.

Мои идеи, внедрения активных методов, реализуются при обучении учащихся географии. В 7 классе, изучая географию материков, уроки обобщения, я организую как учебный проект. (Приложение 1) Идея таких уроков заключается в следующем: класс делится на группы в начале изучения материка, каждая группа получает инструкцию, и начинает готовиться к итоговому уроку-презентации. Дети подбирают информацию по своей теме и выбирают способы изображения ее на комплексной карте материка. Информацию можно представить в виде рисунка, аппликации, цветовой окраски, значками или другими способами, придуманными детьми. На уроке обобщения обязательно присутствуют независимые эксперты, это могут быть родители, учителя, старшеклассники. Им предлагается роль эксперта, они должны оценить по предложенной схеме каждого ученика и предложить свою кандидатуру лидера проекта. (Приложение 2,3) На уроке - презентации дети обобщают знания по теме и оформляют комплексную географическую карту материка, которая является продуктом проекта. В конце урока учитель подводит итог, выставляет оценки всем ученикам с учетом мнения экспертов и награждает лидера проекта. Как правило, дети очень ответственно готовятся и получают хорошие и отличные оценки. В процессе подготовки к уроку они развивают информационные компетенции. Из огромного объема информации необходимо выделить главное. На уроке – презентации происходит развитие коммуникативных компетенций – ответственность за группу, учебно – познавательные компетенции - дети транслируют свои творческие способности, обмениваются опытом. Происходит развитие и компетенции личностного самосовершенствования, у детей развивается ответственность, духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Для учащихся 9 класса мною разработаны модели уроков по «методике мыслительных шляп». (Приложение 4) В этом возрасте дети уже обладают обще - учебными компетенциями, имеют первичные навыки ведения дискуссии, формируются коммуникативные качества. Идея таких уроков заключается в следующем: ученики самостоятельно формируют группы, каждая группа получает инструкцию, по которой готовят информацию, высказывания, аргументы, цифры. Урок проходит как дискуссия, любой ученик может высказываться «одевая шляпу, определенного цвета». Тип урока может быть разным, изучение нового материала, урок обобщения. Метод «мыслительных шляп» можно применять на каком – либо этапе урока. На уроке присутствуют родители, учителя, ученики из других классов, которые, как правило принимают участие в обсуждении проблем и выполняют роль эксперта по предложенной схеме. (Приложение №2)

4. Заключение.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить выпускнику школы успешно продолжить образование, самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности, принимать решения, быть ответственным, коммуникабельным и как следствие, быть успешным в жизни. В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования. Учитель – новатор, в урочной деятельности режиссер, консультант, творец, способен поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

Применение в системе активных методов обучения позволило мне существенно изменить результативность образовательного процесса. Изменения в детях: - положительная динамика качества обучения; -развитие творческих, исследовательских способностей учеников (учащиеся 7 класса являются победителями областного конкурса «Открытый урок» в 2011году, ученица 10 класса участвовала в областном конкурсе «Отечество» в 2010 году); - произошло развитие педагогической культуры родителей, активное участие их в образовательном процессе в роли экспертов.

^ Изменения в учителе: - развитие учительских компетенций; - повышение педагогического мастерства, трансляция опыта (участие в Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» -диплом 1степени в 2011 году, участие в областном конкурсе «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе» -специальный диплом в 2011 году); победитель школьного конкурса «Учитель года» в 2010-2011 учебном году; оптимальная организация своего рабочего времени.

^ Изменение в результативности работы школы: - в 2010-2011учебном году -8 место в областном рейтинге общеобразовательных учреждений.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди участников образовательного процесса.

Я как учитель, понимаю, что нужно активно осваивать и внедрять в образовательный процесс, активные, деятельные методы, изменять содержание. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности наших учеников, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Этого можно достичь при обновлении методики преподавания. Вектор образования ученика должен быть направлен на развитие мыслительной деятельности, творческих способностей, коммуникативных качеств учеников, где учитель выступает как учитель-сценарист, организатор, консультант, партнёр.

На селе, где я работаю, мои идеи актуальны, так как школа является основным и единственным центром развития детей. Используя возможности информационного пространства, они хотят познать мир, продолжить образование, быть востребованными в жизни. И именно учитель становится проводником детей в наш сложный, многоликий мир, выполняет социальный заказ на создание условий для воспитания сельской интеллигенции.


5.Библиография.

1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Москва 2008 год.

2.Чечель И.Д. «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе» Москва 1998 год.

3.Новикова Т. «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности» Народное образование, 2000год, №7.

4.Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». Перевод с английского 2006 год.

5.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва «Просвещение», 2010 год.

6.Попова Н.П. «Деятельностный способ обучения» Новгородский институт развития образования, 2011 год.

7. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией Асмолова А.Г., Москва, Просвещение 2010год.

8.Иванов Д. «Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности» Библиотечка «Первое сентября» 2009 год.

9.География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства. Автор-составитель Моргунова А.Б. Волгоград 2009 год.

10.Интернет-ресурс.


6. Приложения.

Приложение 1.

Инструкция для учеников.

Учебный проект по теме «Мои представления об Африке» 7 класс. 2010 год.

Задачи урока: - оценить качество знаний и умений по теме,

- формировать умение применять полученные знания

практически,

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в

группах.


^ Задание руководителю экспедиции:

-изучить и рассказать классу особенности географического положения Африки (по плану),

-как происходило освоение материка,

-какие путешественники осваивали и изучали его,

отметить на карте: - географические объекты, связанные с географическим положением, маршруты путешествий вокруг Африки, номенклатуру береговой линии.


^ Задание геоморфологам:

-изучить и рассказать: какие формы рельефа преобладают в Африке,

- какая тектоническая структура лежит в основе материка, как она отражается в рельефе?

-как размещены полезные ископаемые,

отметить на карте: - формы рельефа, расположение полезных ископаемых.


^ Задание климатологам:

-изучить и рассказать: какие факторы влияют на климат материка,

- в каких климатических поясах располагается Африка,

-подробно охарактеризовать экваториальный климатический пояс,

отметить на карте: - климатические пояса, максимальные и минимальные температуры воздуха в 2-3 городах.


^ Задание гидрологам:

-изучить и рассказать: какое питание имеют реки материка, к бассейнам каких океанов относятся,

-какие самые крупные реки, составить рассказ об одной из них,

-какие есть водопады, рассказать историю их открытия,

-история возникновения озер,

-с какой целью был построен Суэцкий канал,

-как население использует водные ресурсы,

отметить на карте: - реки, озера, водопады.


Задание биологам:

-изучить и рассказать: какие природные зоны расположены на материке,

-какие растения и животные вам удалось наблюдать и изучать (об 1-2 подробнее),

-какие растения и животные обитают на территории материка,

на карте аппликациями, рисунками, расположить растения, и животных в соответствии с природной зоной, в которой они обитают.


^ Задание этнографам:

-изучить и рассказать: о коренном населении материка, чем занимаются,

-какие государства вы посетили, расскажите подробнее: о Египте, Алжире, ЮАР,

-не могли бы вы сказать какое из государств самое древнее, какие этому есть свидетельства,

на карте:- обозначить 4-5 государства, их столицы, флаги, аппликации или рисунки жителей материка.

Выбирая лидера, мы оцениваем.


  • лаконичность, занимательность, научность рассказа,

  • самостоятельность,

  • способ изображения информации на комплексной карте,

  • вклад в общую комплексную карту.



Учебный проект по теме «Удивительная Австралия!» 7 класс.


Задачи: - оценить умения и навыки учеников по теме;

- формировать умение использовать различные источники

информации, систематизировать собранную информацию,

выбирать нужную информацию;

- развивать умение работать в группе, коллективизм, творчество.


^ Опережающее задания группам.

1группа. Марк, Павел, Коля П. Руководители путешествия.

Задание группе: изучить и рассказать: - о географическом положении материка по плану,

- историю открытия и освоения Австралии,

- яркие, удивительные факты жизни и развития органического мира материка.

^ Подготовить иллюстративный материал, рисунки, плакаты, схемы.


2группа. Юля, Артем, Валерия. Ученые-географы.

Задание группе: - составить австралийский алфавит, используя термины, названия животных и растений, географическую номенклатуру (историю географических названий).

^ Подготовить яркие странички географического алфавита.


3группа. Виталий, Дима, Илья, Денис. Ученые, изучающие австралийские рекорды.

Задание группе: - подготовить информацию на тему (самое-самое) в Австралии.

^ Составить красочные странички австралийских рекордов.


4группа. Ксения, Андрей, Коля М. Представители туристического агентства.

Задание группе: - составить рекомендации для туристов, желающих посетить Австралию.

(рассказать о городах, людях, культуре, традициях)

^ Оформить рекламный проспект, буклет или краткую визитную карточку о достопримечательностях материка.

Каждый ученик может получить отлично!


^ Желаю успехов, творчества и отличных оценок!


Приложение 2.

Критерии оценивания учебного проекта 7 класс.

«Мои представления об Африке»

Учебный проект.

^ Задачи урока: развивать универсальные учебные действия учеников.



Фамилия ученика.

Познавательные учебные действия.

Коммуникативные учебные действия.

Владение информацией, умение ее структурировать.

Выстраивание речевого высказывания 1б.

Понимание цели урока 1б.

Сотрудничество с учителем, учениками 1б.


1.














2.














3.














4.














5.














6.














7.














8.














9.














10.














11.














12.














13














14.















Приложение 3.


Критерии оценивания учеников 6 класс.





^ Ученики 6 класс.


«Литосфера, Гидросфера, Атмосфера»


Цель урока: развивать универсальные учебные действия

учеников.


Познавательные учебные действия:


-владение информацией, умение ее структурировать;

-выстраивание речевого высказывания.


^ Коммуникативные учебные действия:


-понимание цели урока;

-сотрудничество с учителем, учениками.


Приложение 4.

Инструкция для учеников. 9 класс. 2011год

^ Тема урока «Северо-Западный экономический район»

по методике «мыслительных шляп»

            Мышление — это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. ^ Наслаждайтесь размышлениями даже над простыми вопросами, к которым легко найти ответ. Тогда вы разовьете умение мыслить, обретете уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие.
   Некоторые люди негативно относятся к процессу мышления, так как они считают  мышление трудным, но это совсем не так. Для развития мыслительных процессов есть много методов.
   С помощью методики «мыслительных шляп» можно организовать группу учеников думать в одном направлении («параллельно») и принимать сообща верные решения. Суть этой методики в том, что существует пять воображаемых мыслительных шляп. Их можно использовать только по одной. Когда используется одна шляпа, то ее надевают все в группе. Это означает, что все думают параллельно в одном направлении, только о предмете обсуждения, а не о том, что сказал предыдущий выступающий.


^ Цель урока: - изучить Северо-Западный экономический район.

Задачи урока: - развивать универсальные учебные действия:

познавательные - поиск и выделение необходимой

информации, умение структурировать знания,

строить речевое высказывание;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества

с учителем и одноклассниками.

^ Девиз урока:

«Я мыслю – следовательно, я существую!»

Декарт

Идея урока: ученики класса делятся на 4 группы.

Первая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – белой шляпы.

^ Белая шляпа обозначает исключительно концентрирование на информации. Участники группы излагают лишь факты и цифры. К такому мышлению привыкнуть сложно, поскольку нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений. Белый цвет нейтрален и объективен. Все излагают информацию по очереди, несмотря на противоречивость. При этом все высказывают все, что знают о данной проблеме (факты, мнения)

^ Вторая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – черной шляпы.

Черная шляпа обозначает осторожность и не даёт поступать опасно, разрушительно или неконструктивно. Чёрная шляпа направлена на оценку риска и критического мышления. «Миссия» чёрной шляпы – нанести на карту как можно больше зон риска.

Черная шляпа не заботится о решении проблемы – она только указывает на проблему. Мышление в черной шляпе – это оценка идеи исходя из прошлого опыта.

^ Третья группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – красной шляпы.

Красная шляпа позволяет свободно выражать чувства, интуицию, эмоции. Интуиция может основываться на большом опыте в данной сфере и таким образом может оказаться очень ценной. Мышление в красной шляпе позитивно, оптимистично. Позволяет увидеть ценности и достоинства. Окончательным итогом мышления в красной шляпе должно быть состояние удовлетворенности.

^ Четвертая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – зеленой шляпы.

Зеленая шляпа (творческая) Подумайте о свежей зелени, энергии, весне и т. д. Зеленая шляпа — творческая; надев ее, все начинают выдвигать различные альтернативы и идеи решения проблемы. Мы создаем возможности и используем провокации и движение для создания новых идей. Зеленая шляпа также подразумевает действие и открывает нам возможности. Она продуктивна и изобретательна. На этом этапе думают только о возможностях, которые потом надо будет развить и проверить.



^ Учитель работает по инструкции синей шляпы.

Синяя шляпа (контроль и управление) Представьте голубое небо и пространство. Синяя шляпа обозначает контроль и имеет отношение к управлению мыслительным процессом. Ее можно сравнить с дирижером, управляющим оркестром и добивающимся отличной игры музыкантов. Синяя шляпа связана с определением проблемы и направлением мыслей. А также она отвечает за результаты, заключения, резюме и последовательность умозаключений. Она даже устанавливает очередность применения других шляп и следит за строгим выполнением правил методики пяти шляп. Синяя шляпа организует мыслительный процесс. Надевая синюю шляпу, резюмируются результаты и делаются выводы.

Ученики подбирают, анализируют информацию по Северо-Западному экономическому району, выстраивают свое выступление в соответствии с инструкцией своей группы (шляпы). Информация подбирается с учетом плана характеристики экономического района.



^ План характеристики экономического района.

1.Состав района (субъекты РФ).

2.Физико - и экономико-географическое положение района:

-положение к другим странам, регионам,

-отношение к морям, протекающие реки,

-отношение к транспортным путям.

3.Природные условия и ресурсы ( минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рекреационные.)

4.Население и трудовые ресурсы:

-естественное и механическое движение населения,

-национальный состав,

-уровень урбанизации,

-рынок труда, занятость населения.

5.Хозяйство: -отрасли специализации и другие отрасли промышленности, развитие сельского хозяйства, крупные центры (промышленные узлы).

6.Транспортная сеть.

7.Проблемы района и перспективы развития.

На уроке ученики представляют свои высказывания, суждения, тезисы, рассказы, сопровождая показом на географических картах.


Учитель анализирует ход и результат урока. Присутствующие родители, ученики высказывают свое мнение, высказывают пожелания, рекомендации.








Похожие:

«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconФормирование ключевых компетенций на уроках математики
В настоящее время одной из главных задач образования является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся. Выделены следующие...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconСеминар учителей экологов. Учитель экологии Пушкина Е. В. показала урок экологии в 6 классе на тему: Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconОрганизация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся

«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconИнтерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций
В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconИспользование информационных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Цель стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации и содержания общего образования»...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconУрок по предмету «Оборудование и технология сварочных работ», тема «Назначение электродов»
Мультимедийные технологии как средство формирования учебно-организационных и информационно-коммуникационных компетенций учащихся...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconКонспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы). Часть 1Автор: Калинкина М. А
Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы). Часть 1Автор: Калинкина...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconОбъединения «Активисты школьного музея» и «Литературное краеведение» музея А. С. Пушкина при гимназии №7 как пространство формирования ключевых компетенций учащихся в удо

«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconИспользование метода проектирования для развития творческих навыков учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителем биологии Барсуковой Н. И
Изменения в практике отечественного образования, происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного...
«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся» iconЛингвистический анализ поэтического текста как средство формирования предметных компетенций на уроках русского языка
Ение новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами