Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных icon

Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных



НазваниеКонспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Конспект открытого урока по природоведению

Тема: Весна в жизни растений и животных

Цели: 1. Дать представление о том, как изменяется жизнь растений и животных с приходом весны, показать связь этих изменений в неживой природе;

2. Развивать наблюдательность, интерес к познанию нового.

3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: журналы, «цветные слова», тестовые задания, таблицы по теме, фотографии, карточки, гербарий, экологический «светофор», дерево с листьями.


Ход урока:


1

^ Орг.момент. Тема, цели.




Урок природоведения. Хочу задать не природоведческий вопрос:

- Какие, выпускаемые в нашей стране, журналы вы знаете?

- Что можно увидеть, листая журнал?

(Картинки, рисунки, фотографии, стихи)

- Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала под названием «Весна», который полностью будет посвящен жизни растений и животных весной. И, конечно же, на его обложке и страницах будут фотографии, картинки, рисунки и стихи.

- Я хочу, чтобы вы были активными читателями этого журнала и культурными слушателями.

2

^ Проверка домашнего задания. Повторение.



Таблица

- Отгадайте, о чём идет речь?

Четыре сестрицы

Ковры свои ткут.

Потом друг за дружкой

На землю кладут:

Белый, зелёный,

Пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудреный

Его нашёл ты?

- Какое время года обозначают слова?

белый

пестрый

зелёный

желтый

- О каком времени года пойдет сегодня на уроке речь? Почему весна называется пестрой?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Весна… Начало активной жизни всей природы. Каждый день замечаешь что-то новое, чего не было вчера.

- Какой фенологический период весны сейчас на Южном Урале?

(Ранняя – пестрая весна)

- Каковы её признаки наступления?

(Первые проталины,

прилет грачей до полного

схода снега на полях)




СТРАНИЦА ПЕРВАЯ. «Всё о природе»



Тестовые

задания

(на каждого

ученика)


оценить



- Начинается эта страница с вопроса:

- Как изменилась неживая природа с наступлением весны?

Перед вами тест из 5 заданий. За 5 минут выполните задания. Внимательно читайте вопросы. Начали.

- Проверим. Оцените себя.

5 заданий верно – «5»,

4 задания верно - «4»,

3 задания верно - «3».

У кого 5?, 4?, 3? (Кто не справился – лучше готовьтесь дома к урокам)

- Ещё раз сделаем вывод об изменениях в неживой природе с приходом весны.

(Солнце поднимается выше, греет лучше, небо становится ярко – синим, кучевые облака – белыми. Дни длиннее, повышается температура, осадки чаще в виде дождя, прогревается почва, снег тает. Водоемы постепенно освобождаются ото льда)

- Ребята, как вы думаете, весеннее потепление и другие изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных? На живую природу? Как?

(Травка пробивается,

появляются цветы,

почки – листья…)

- Подробнее об этом на 2 странице.

3

^ Работа над новым материалом.




СТРАНИЦА ВТОРАЯ. «Всё о живой природе (растения)»



Карточки


Гербарий


Рассказ учащихся


Фото,

картинки


Карточки


Стихи

(учащиеся)


Фото


Картинка


Картинка


Фото





Плакат

а) Деревья и кустарники.

- Вы уже заметили, что просыпаются деревья. Расправляются сжатые в зимнем сне почки деревьев. Причём на разных деревьях эти изменения происходят по – разному. Весной многие деревья и кустарники цветут, хотя листья ещё не успели распуститься, даже снег ещё не полностью растаял.

- Рано цветут:


ива

ольха

орешник

тополь

(Показ гербария)

- Там, где лежит снег, ещё плачут берёзы. Течёт снег из ран, где ветки зимой обломались, где кора треснула от лютого мороза.


сокодвижение

1 ученик:

Одна из примет весны – появление березового сока. С удовольствием пьют сок не только люди, но и птицы, и звери. Березовый сок не только вкусный, но и полезный. Отдавая сок, береза теряет питательные вещества и воду, а это может привести к гибели красавицы. Поэтому надо соблюдать следующее правила:

  1. запрещено брать сок от деревьев, распустившихся в зеленой зоне городов, в заповедниках.

  2. Нельзя трогать молодые берёзки.

2 ученик:

Весной, когда плачут берёзы, друзья природы могут помочь им. Свежую рану замазать вязкой глиной и влажной тряпочкой наложить на больное место повязку. Если больное место сгнило, потемнело – счистить острым предметом до светлой древесины и только тогда наложить повязку. Следует помнить, что богатство, которое дарит нам береза не бесконечно, пользоваться им нужно бережно!

- Спасибо ребята. (Оценить - )

б) Травянистые растения.

-
раннецветущие
Молодые побеги робко пробираются сквозь уплотненную снегом старую листву. На почве скоро вы увидите зеленую траву и растения.



Мать – и – мачеха

Медуница

Гусиный лук

Первоцвет

Пролеска




- Растения эти появляются быстрее всего на местах, хорошо прогреваемых солнцем.

1 ученик:

Ландыш.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

- Летом на месте цветка образуются ядовитая красная ягода (показ) Осторожно!


2 ученик:

Фиалка.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.


3 ученик:

Одуванчик.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное

- Угадайте по описанию, о каком раннецветущем растении идет речь?

«Название это растение получило за особенности своих листьев. Верхняя сторона их холодная, как злая мачеха, а нижняя – теплая, как добрая мать.

(Мать – и - мачеха)

- Обратите внимание на подземную часть этих растений (корневище или луковицу) – сочные, в них ещё прошлым летом растения накопили питательные вещества.

- Какие из этих растений занесены в Красную книгу?

- Гуляя по лесу, желательно передвигаться по тропинкам, чтобы не мять травянистые растения. Многие из них могут погибнуть, а гибель травянистых растений в лесу отрицательно сказывается на состоянии всего леса.

(Экологический светофор)

- О чём предупреждает этот плакат?

(Не следует собирать большие букеты раннецветущих растений, обрывать у них цветки. Это приводит к постепенному вымиранию и гибели растений)




выбираем желтый свет светофора. Почему?





СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ. «Животные весной»

Плакат «Насекомые»


Плакат, карточки


Плакат


Кроссворд


Рассказ учащихся


а) Насекомые.

- Расправляют крылья труженицы пчёлы. Зажужжат над цветками душистой ивы. Перелетают с цветка на цветок, собирая сладкий сок – нектар. Выползли на прогретую солнцем кору деревьев другие насекомые, в том числе и бабочки.

- Пчелы, шмели, бабочки – насекомые – опылители. Почему?

(Переносят пыльцу на мохнатом тельце)


Крапивница

Лимонница

Павлиний глаз

- Что помните о бабочке – крапивнице?

(Откладывает яйца на крапиву. Вылупляются личинки – гусеницы. Они питаются листьями крапивы, растут, превращаются в куколок и появляется взрослая бабочка)

(Оценить - )


б) Птицы.

- Птичий хор весной звенит разноголосо и радостно. Долгую зиму ждали пернатые теплого солнышка. Без умолку стрекочет сорока, будто всех о весне оповещает. Стук! Стук! Стук! Мелькает красная шапочка. Лечит деревья дятел, личинок из – под коры добывают.

- А сейчас разгадаем кроссворд.


 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 
грач


 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

р

а

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

л

а

с

т

о

ч

к

а
Саврасов

«Грачи

прилетели»


 

3

с

к

в

о

р

е

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

4

ж

а

в

о

р

о

н

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 


1 – Вестник весны (Грач)

- Не успеет сойти снег, а к нам возвращаются грачи. Их можно увидеть на полях, лугах. Почему? Весной строят гнезда из сухих веток, которые обламывают своим крепким клювом.

(картина)

2 – Строит гнёзда по обрывам речных берегов.

(Ласточка)

3 – Заботливо приготовленными домиками встречают их люди.

(Скворцы)

- Скворцов можно увидеть около жилья человека. Они расхаживают по траве в поисках корма, либо сидят около скворечников. Сселяться парами. Каждая пара занимает 1 скворечник. Скворцы весной обычно находят скворечники, занятые воробьями. Они выгоняют воробьев, а затем один из скворцов стережет скворечник, а другой летает за материалом для постройки гнезда.

4 – Певец полей.

(Жаворонок)

- Жаворонка трудно увидеть, но зато можно услышать над полями его серебристую песню и заметить маленькую парящую точку в небе.

- Как называются все эти птицы прочитаем по вертикали

Перелётные.

- Наши зимующие птицы весной тоже строят гнезда.

(воробьи, вороны, синицы и др.)

- Мы уже знаем, что птицы нужны нашим садам, лесам. А что нам в свою очередь нужно сделать для охраны и привлечения птиц?

1 ученик:

Птицы – наши друзья. Для них нужно развешивать домики, сажать кустарники – в них гнездятся птицы. Птиц на гнездах нельзя тревожить. Весной их не нужно подкармливать, а вот поилки им нужны.

2 ученик:

Надо защищать птиц от врагов: от кошек, ворон, сорок – разорителей птичьих гнезд. Встречаются не только разорители, но и рогаточники. Нельзя этого делать, ведь даже им будет стыдно принести домой такую «добычу».

в) «Звери весной».

I – После зимней спячки просыпаются:

- Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

- Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

- Кто ещё просыпается от зимней спячки?

II - Весной многие животные линяют, т.е. меняют тёплую зимнюю шубку на более легкую.

- Кто это?

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Кто на своей голове лес носит?

(Лось)

- И другие животные.

III - Весной у животных появляются детеныши.

- Почему весной охота и рыбная ловля запрещены?




СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ. «Труд людей весной».



Плакат





- Как изменился труд людей с приходом весны?

  • Весенние полевые работы?

    • ПАШУТ

    • СЕЮТ

    • БОРОНЯТ

  • В садах?

(Опрыскивание, побелка

(убивают вредных насекомых),

посадка деревьев)

«Побелка деревьев» - Для чего?

Выберите нужный свет экологического светофора.

(Зелёный)

(Оценить - )

  • В теплицах?

  • На улицах города?

(Подрезают деревья,

подметают,

убирают и сжигают

старую листву.)

(«Сжигание мусора»)

- Выбираем свет!? (Красный)

- Нужно помнить, что жечь в городе мусор и листья нельзя. Выделяется углекислый газ, а он вредит здоровью.




(Оценить - )



4

Итог урока




Закрылась последняя страничка нашего журнала.

- Итак, ребята, какие же изменения произошли в живой природе с приходом весны?

Стало теплее:

  • На деревьях и кустарниках набухли и начнут распускаться почки;

  • Зацвели первоцветы;

  • Начали просыпаться насекомые;

  • Прилетают перелетные птицы;

  • Звери просыпаются, линяют, выводят детенышей.


(Оценить - )

- За активную работу на уроке вы получили зелёные листочки. Прикрепите их на последнюю обложку нашего журнала и пусть это дерево будет символом журнала и надежд на хороший урожай.


5

^ Домашнее задание. Оценки.



Приложение: (физ.минутка)


Слова

Движение

-Осели сугробы в лесу, потемнели.

- А из – под снега на проталинах показались зелёные листочки.

- Они тянутся выше и выше к солнышку

- И вот раскрылись первые весенние цветы

- Теплый ветерок ласково покачивает их

- В лесу начался лесной праздник, цвели деревья и ландыши

- Майские жуки с гудением носились между ветвями

- Бабочки порхали с цветка на цветок

- В кустах щелкал, заливался соловей

- И все замерло от чарующих звуков

- Присесть, руки на колени

- Медленное вставание


- Руки вверх


- Раскрыть ладошки


- Движение руками


- Приседание (в танце)


- Повороты вокруг себя на месте


- Взмах руками

- На дудочке

- Присесть





Похожие:

Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект урока по природоведению в 5 классе. Тема: Как зимуют разные животные
Познакомить с особенностями зимней жизни животных. Учить распознавать следы животных на снегу
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение, значение растений. Подготовила: учитель биологии сахипгараева г. С
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект открытого урока по окружающему миру (3 класс). Тема: разнообразие животных
...
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconУрок по природоведению Во 2(1-4) Хамедова Г. А. Тема: «Красная книга»
Цель: познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений; развивать умение выявлять положительное и отрицательное...
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconОборудование урока: Рисунки животных и птиц, листы – страницы книги о животных, папка “Проектная мастерская”, объемное оформление класса в виде зимнего леса, костюмы животных и снежинок. Ход урока
Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект урока биологии. Интегрированный урок. ( Деловая игра «Табу») Дата 03. № урока 45 Тема
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconРазработка урока «Я и Украина (природоведения)» «Растение живой организм»
Оборудование: кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект урока Тема урока: "Природные зоны холодного пояса"
Окружающий мир" 2 класс 2 часть автор Вахрушев А. А., атлас для школьников "Природоведение", карточки с индивидуальным заданием,...
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconУрок по биологии. Методы селекции растений и животных. Цели
Образовательная: сформировать у учащихся знания об основных методах селекции растений и животных (больше акцентируя на растения);...
Конспект открытого урока по природоведению Тема: Весна в жизни растений и животных iconКонспект урока преподавателя биологии Фокиной Ирины Геннадьевны Тема урока: «Видоизменения подземных побегов» Цели
Материальное обеспечение урока: учебник Пономаревой И. Н. Биология: 6 класс; интерактивная доска; клубни картофеля, луковицы репчатого...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами