Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; icon

Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы;



НазваниеМотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы;
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

МОТИВИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ РАЗНОГО ЖАНРА


Цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; развитие потенциальных творческих способностей детей, умения проявлять свою индивидуальность при совместной работе в группе; формирование культуры общения, творческой самостоятельности, активной жизненной позиции.


Одна из воспитательных задач, поставленная перед учителями Куровской школы - это предоставление личности каждого ученика широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации. Для меня, учителя русского языка и литературы, эта задача наполнена особым смыслом. Задача преподавания литературы в школе – «вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать и действовать»(М. А. Рыбникова). Следуя духу времени, в работе с учениками мы стараемся дать детям тот минимум знаний, который предусмотрен государственными стандартами. ЕГЭ ведь сдавать всем. О работе учителя судят, как правило, по конечному результату. А итог – безликое тестирование, и его подводит бесстрастная машина. Согласитесь, что стандарт и творчество не могут стоять рядом. «Смысл творчества – самоотдача». Творить, затрачивая не только душевные силы, но и свое время, может не всякий. Такие дети, конечно, есть. И вот их подгонять под стандарт не нужно. Наша школа небольшая. Нет возможности создать гуманитарный класс, поэтому мы используем факультативы, элективные курсы и просто свободное время, чтобы развивать творческие способности детей.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, и значит, что изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Часто у ребенка возникает психологический барьер – страх перед словом. Страх порождает неуверенность в себе, нередко неприязнь к школе. Любой ребенок не должен чувствовать себя ущемленным, подавленным оттого, что не сумел ответить на проблемный вопрос, не сумел сказать о наболевшем красиво, доступно и точно. Цель на уроке - научить ребенка говорить уверенно, грамотно и долго. Цель внеурочных занятий – помочь ребенку себя открыть, реализовать творческие способности.

Мысль о том, что средство выражения собственного «я» - слово, внушается постоянно. Им необходимо владеть. Каждый человек особенный, исключительный. А об особенном нельзя говорить обыденными словами. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы речь каждого была богатой, эмоциональной, правильной, а не убогой, серой, унылой. И очень важно, чтобы в процессе словотворчества ребенок помнил, что бы не творилось в мире, какие бы истины не перевешивали, есть и непреложное: Родина, её история и будущее, совесть, честь, порядочность.

Факультативный курс - продолжение основной программы с углубленным подходом к жанровому своеобразию литературы. Главная цель – на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить ребенка анализу художественного произведения и развить потенциальные творческие способности детей.

Талантливый ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка. Процесс развития письменной речи в этом случае станет более эффективным.

Существует более сорока видов письменных работ. Знакомство с некоторыми из них позволит учащимся овладеть различными способами изложения мысли.

Наряду с традиционными для школы жанрами (реферат, рецензия, анализ стихотворения и др.) следует обратиться и к такому интересному жанру, как эссе. В них, по мнению учёных прошлого и современных исследователей, ученик в большей степени творчески свободен, раскрепощено его мышление, проявляется его личность. Этот жанр нацелен на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его собственного «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень). У эссе как жанра есть и еще одно привлекательное свойство - возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический.

Для участия в творческих конкурсах, проводимых в школе, дети должны уметь писать репортаж, очерк, статью в газету, фельетон, юмористический рассказ, а также брать интервью. В процессе работы с детьми всегда интересно наблюдать за тем, какие проблемы находят отражение в их работах. Дисциплина, успеваемость, склонность к вредным привычкам, лень, искусство, интеллигентный человек в наше время, здоровье, а также слабая материальная база школы, нехватка учителей, поселок, в котором мы живем – вот круг тем, решаемых ими. И снова требуется вмешательство учителя: да, эти вопросы важны, но есть нечто первичное, то, на чем держится мир во все времена. Честь, достоинство, благородство, милосердие, гуманизм, порядочность и в противовес этому – равнодушие, черствость, эгоизм, трусость…Одним словом, нет размышлений о нравственной сути человека.

На таких занятиях тяжело не только детям, но и учителю. Мало знать стилистические особенности и объяснить это детям (пусть и заинтересованным). Ты должен быть и учителем, и воспитателем, и редактором, и психологом, и критиком, и соавтором. Для этого надо соответствовать: обучая детей, учиться самому. А ещё на помощь приходят нестандартные подходы в обучении и разнообразные формы занятий. Вот фрагмент факультативного занятия на тему «Освещение школьных проблем в газетной статье и фельетоне»

«- Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя к помощи чего прибегает автор? (эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства)

- К какому стилю близок публицистический? (художественному)

- Над образностью надо поработать многим. Ваши пробы, газетные статьи, это ведь тоже сочинение, с которым надо много работать. Ваш труд подобен труду писателя, ведь каждый из вас автор, пусть ещё неопытный, юный. Любая творческая работа требует терпения и желания написать как можно лучше. Выдающиеся произведения не получаются просто (демонстрация иллюстрированных материалов, рукописей). В черновике можно все. Дома вы превратите свой чистовик в черновик. Поговорим о редактировании.

- Как вы думаете, что надо сделать в первую очередь, получив снова работу? (перечитать и подумать: Интересна? Яркое ли название? Интригующее начало?)

- Честно поговорив с самим собой, перейти к следующей части работы. Первые изменения должны быть связаны с идейно-содержательной стороной произведения: не хватает нужных примеров, подтверждающих выводы; фактов; ссылок на авторитетное мнение и т. д.; подумайте, что можно расширить, дополнить.

- У некоторых газетная статья – это поток нравоучений, которые вы часто слышите от учителей и родителей: не надо курить – это вредит здоровью, не надо нарушать дисциплину – это мешает усваивать материал, делайте добросовестно работу – меньше станет двоек. Скучно? Пожалуй!

-Другие взяли неподъемные, неразрешимые для школьников проблемы. Зачем? Просто посудачить? И почему все плохо? Разве нет улучшений? (ответы)

- Как сберечь то, что мы имеем? Почему не поговорить об ответственности?

- «Самое трудное для меня – работа над словом», - писал К. Федин. Поработаем над словом и мы. (Работа с карточками - вариантами заглавий)

- Какие названия понравились? («Кто больше?»,»Попробуй осознай», «Пушкин и дефицит учителей», «Статистика, и как с ней бороться»)

- Почему? (хочется узнать, о чём; совпало ли содержание с моим представлением). Чтение лучших работ.

- Работая с вашими статьями, я пришла к выводу, что многие из вас могут справиться и с другим жанром публицистики. О тех же проблемах можно сказать и с юмором. Речь пойдет о фельетоне…»

Так, чередуя теорию с практикой, я строю свои занятия. Сложность здесь – разновозрастные группы детей, поэтому часто работа начинается на уроке, а совершенствуется после занятий. Детям это не трудно – они привыкли к частым творческим работам и на литературе, и на русском языке. Проходим пословицы – сочиняем по ним истории, древнерусскую литературу – пишем поучение, былины – читаем нараспев собственные о героических и не очень героических событиях в жизни класса; тема по развитию речи «Описание внешности человека» - значит составляем объявление, где без описания внешности не обойтись (помимо обязательного сочинения), изучаем повелительное наклонение глагола - приносим рецепт любимого блюда. Лексика - это вообще сокровищница идей творческой направленности. За такие работы, как правило, дети всегда имеют хорошие оценки, а для слабых детей, получающих низкий балл за письменные работы, это ещё и возможность улучшить успеваемость, по-другому взглянуть на уроки сложного русского языка.

Творческие занятия с младшими можно начинать, например, с любимого детьми жанра – загадки. Дети наши современные, и загадки у них актуальные: о компьютере, сотовом телефоне, степлере, дивиди, и о своих любимцах, домашних животных.

Издалека пошёл сигнал, Удобен тем, что очень мал,

Он запищал и загудел, Он в сумку прыгнул и запел.


На квадратных плитах скачет много человек.

На цветном экране пляшут символы в ответ.


Диск поставь, и все, смотри –

Это будет ….


Прошел бык, проткнул под собою рогами поле да там рога и потерял.

Животное черное с белым, но не зебра.


Результат работы над словом – это выход детей на конкурсы, заметки в районную газету и активное участие в выпуске школьных радиопередач.

Школьное радио, называясь школьным, тесно связано с жизнью страны, области, района. Но в большей степени обращено к внутренней жизни школы. Это связь со всем коллективом школы, с каждым классом, с отдельным учеником. В этом его бесспорное преимущество, потому что ребятам предоставляется интересная и нужная информация. Школьное радио всегда все обо всех знает: кого нужно назовет по имени и фамилии, кого надо пожурит, а заслужит – похвалит. Иногда и называть не надо, достаточно намека, и станет ясно, о ком идет речь. А по-другому и быть не может, потому что и редакторы, и корреспонденты, и дикторы школьного радио – это сами дети, представители многих классных коллективов. Поэтому естественно, что они в курсе всех событий, которыми живет школа, и, освещая их, вносят в выступления свое видение тех или иных проблем, предлагая пути их решения.

Примечательно и то, что никого принуждать не надо. Вначале всем просто хочется выступить по радио, затем попробовать написать что-то свое, пусть почитают другие, он же будет слушать себя со стороны. Далее появляется желание поучаствовать в конкурсе, увидеть свое имя в газете или приоткрыть мир собственных чувств, поделившись стихотворениями. И здесь понятно каждому, что, прежде чем творческая работа станет достоянием публики, ей предстоит пройти долгий путь совершенствования.

Одна из задач школьного радио – излагать материал интересно, говоря о серьезном просто, ненавязчиво, уметь в нужную минуту пошутить или найти такое слово, которое разом поставит на место. Очень важны оперативность, своевременность и достоверность передаваемой информации.

Другая задача школьного радио – добиваться разнообразия форм и жанров, совершенствовать культуру речи.

В связи с этими задачами, занимаясь с детьми индивидуально, в группах, следует проводить большую работу по развитию речи, делая особый акцент на особенностях и жанрах публицистического стиля, а также исследуя тексты художественной литературы. Необходимо умение не только знать и находить средства художественной выразительности, стилистические фигуры, но и использовать их в своих работах. Особого внимания требует слово: мысль должна быть четко сформулирована, без речевых штампов и двусмысленности.

На занятиях также отрабатывается навык работы с дополнительной литературой. Нередко, говоря об очень значимых проблемах, мы используем в качестве материала готовые тексты. Но ни один из них не проходит в чистом виде. Необходима переработка материала: выбор главного, сокращение, замена отдельных слов и т. д. Как правило, детям озвучивается ряд тем, которые предстоит осветить (помимо текущих дел). Это побуждает к работе с разнообразной литературой. У некоторых детей лучше получается поиск информации, у других ее обработка, а иные называют необычную тему, а раскрыть не могут. В таких случаях идет работа в группах и допускается так называемое соавторство.

Участие в районных, областных конкурсах тоже прекрасная возможность заявить о себе. За творческую работу на тему «Мой родной край» Рожковой К. в номинации «Проза» было присуждено звание лауреата конкурса «Пусть всегда будет солнце!». Было обидно, что на данный конкурс мы не отправили её стихи, потому что эта талантливая девочка больше поэт, чем прозаик, её лирические стихотворения уже печатались в районной газете.

Мы стараемся участвовать во всех конкурсах: пишем конкурсные сочинения о маме, письма Президенту и другим адресатам (Всероссийский конкурс «Лучший урок письма») и т. д. Не все работы удачны, не все отмечены наградами, но это не самое главное. Важно, что ко всему мы стремимся подходить творчески, сочиняем целые сценарии, ищем нестандартные пути, интересные формы. Когда все школы района готовились к празднику «Мы сохраним тебя, Русская Речь!», посвящённому Году Русского языка и 145-летию празднования Дня славянской письменности, перед нами также встал вопрос: с чем выступить? Первое желание пойти по наиболее легкому пути: составить музыкально-литературную композицию с опорой на слова известных писателей о значимости родного языка. А потом захотелось сказать о наболевшем, о беде нашего времени, а именно о неоправданной замене исконно русских слов вычурными заимствованиями. Особенность восприятия человеком окружающего в том, что возникает иллюзия малоценности того, за что не платят рублем. И воздух, и вода, и наш родной язык воспринимается как некая данность, с которой ничего не может случиться. А мы, тем не менее, все чаще говорим об экологии среды и природы. И наш родной язык также нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. Главная нагрузка по охране родного языка ложится, на мой взгляд, на плечи учителей и детей. Так родилась сценка, в которой мы стремились показать красоту, величие, могущество русского языка с одной стороны, а с другой - хрупкость и уязвимость. (см. в приложении)

Детей, любящих читать, даже в моей творческой группе (как я ее называю) не очень много. Тем более приятны минуты читательских откровений, когда девочки, а это чаще всего они, рассказывают об открытых для себя книгах: о «Мастере и Маргарите», «Анне Карениной», о романе «Красное и черное» и о героях современной детской литературы. А ведь возраст детей 5 – 9 класс (старшая группа закончила в прошлом году школу). Желание детей – быть в центре внимания. И уже в следующий раз мы узнаем о новом читательском открытии от тех, кто, наверное, сам от себя не ожидал такой активности. В такие моменты не устаешь повторять, что надо учиться у настоящих мастеров слова, а также придерживаться общих правил для пишущих книги. И хотя на книги мы не замахиваемся (только две ученицы пробуют писать), некоторым полезным советам следуем:

  • «Спросите себя: какова цель вашей работы? Любое произведение, претендующее хотя бы на минимальное качество, должно решать конкретную проблему – желательно, важную для окружающих.

  • Записывайте случайные фразы, сказанные случайно знакомыми. Потом они могут пригодиться. То же самое касается идей по поводу сюжетов.

  • Чтение – лучшая школа литературного мастерства. Обращайте внимание на форму, содержание и приёмы, которые используют знаменитые авторы для достижения того или иного эффекта.

  • Не выкидывайте черновики и наработки, не пошедшие в дело.

  • Если вас критикуют, приложите все усилия к тому, чтобы не защищаться. Главная задача – выслушать замечания, обдумать их и решить, как они могут улучшить ваше произведение.

  • Пишите каждый день. Страница в день равняется книге в год.

  • Название – это очень важно. Желательно, чтобы оно отражало жанр произведения. Записывайте яркие, запоминающиеся фразы, которые могут пригодиться вам в качестве названия.

  • Обращайте особое внимание на начало. Первая страница вообще и первая фраза в частности должны быть максимально захватывающими.

Всемирная литература выработала определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков.

Классические сюжеты:

  • Путешествие

  • Борьба за приз

  • Потеря и возрождение

  • Счастье оборачивается несчастьем

  • Из грязи в князи

  • Преодоление трудностей

  • Гадкий утенок

  • Спасение отечества / совершение подвига

  • Разоблачение голого короля

Соблюдение канона отнюдь не означает низкое качество произведения. В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство классики мировой литературы.

Шлифовка текста:

  • Остерегайтесь ненужных наречий. Зачастую они дублируют смысл глагола (всхлипнула девочка плаксиво)

  • Избегайте однокоренных слов в предложении

  • По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и т. п.»

Детям очень нравится работа по данным правилам. Это позволяет им чувствовать себя маленькими писателями, а учителю повторить особые правила по написанию и рецензированию текстов.

Советы и общие правила приводятся в сокращении, полную версию можно узнать по адрес http:// forum. ru.

Из года в год планируется работа с одаренными детьми. Причем работа эта коллективная. В сентябре перед нами план работы школы. Наша задача – продумать выпуск радиопередач. Делается акцент на все значимые даты в истории страны, в искусстве и т. д. Здесь же дети делятся своими открытиями, творческими планами. Дальнейшая работа по планированию ведется мною. Анализируя тематику прошлогодних занятий, отмечая удачи и ошибки, делаешь выводы и планируешь дальнейшую работу, направленную на совершенствование знаний, развитие устной и письменной речи. Первичное – комплексный анализ текста. Здесь и типы речи, и стилевая принадлежность, и средства связи предложений в тексте, и лексический, орфографический, пунктуационный анализ. Проводится работа по всем блокам анализа. Далее разговор идет о специфических для каждого стиля речи языковых средствах. Большую часть времени на занятиях отводится художественному и публицистическому стилям. И это не случайно. Для практической творческой деятельности просто необходимы знания языковых средств, специфических для данных стилей речи. Далее, говоря о жанровом многообразии творческих работ двух стилей, мы повторяем и обобщаем полученные ранее знания и применяем их, знакомясь с новыми жанрами. Затем целый курс занятий посвящается более углубленному изучению изобразительно-выразительных средств языка и фигур речи. Знание этих терминов необходимо, учитывая уровень сложности задания В8 при сдаче ЕГЭ. С фрагментами рецензий, составленных на основе определенного текста, мы и работаем, анализируя языковые особенности текста. Таким образом, работа строится по принципу восходящего солнца. Именно с данным образом ассоциируется она для меня. И как знать, может когда-нибудь они заявят о себе как о новом ярком имени на писательском небосклоне.

Специфика преподавания русского языка и литературы такова, что учитель работает только в трех – четырех классах, а способные дети есть практически в каждом классе. Но мы, учителя-словесники, работаем в тесном контакте и рады, когда дети участвуют в каком-либо творческом проекте другого учителя. В будущем, планируя для себя работу с пятиклассниками, я обязательно привлеку способных детей (по рекомендации учителей и по их собственному желанию) из третьих – четвертых классов, чтобы потом с ними не наверстывать упущенное, чтобы в среднем звене они работали как единый сплоченный творческий коллектив.

Так (шаг за шагом) в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников мы проходим путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи и устной. Ведь основная цель словесности – научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества.




Похожие:

Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconЛитературная гостиная «В гостях у мастера улыбки»
Цель: углубление, расширение знаний учащихся о жизни и творчестве В. Ю. Драгунского
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconУрок по химии и географии Цель урока: формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей металлов с позиций химиков и географов
Задачи: расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей...
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconДифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Нагорной Тамары Алексеевны, учителя русского языка и литературы мбоу «сош №27 с углубленным изучением английского...
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconПрограмма деятельности кружка
Важнейшей задачей внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству является эстетическое воспитание учащихся, расширение...
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconМо учителей русского языка и литературы обеспечено педкадрами
Санжапова З. В.(1952г р.) пенсионерка, Отличник народного образования, имеет 1категорию, работает над проблемой «Современные технологии...
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетентностей
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconФормирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы
Лет назад, придя в родную школу в новом качестве учителя, я поставила перед собой вопросы, ответы на которые пытаюсь найти в течение...
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5 им. О. В. Гудкова за 2012-2013 учебный год
В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют
Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; iconВыступление на гмо учителей русского языка и литературы
Учитель русского языка: Ребята! Сегодня мы предлагаем вам совершить необыкновенное путешествие в страну знаний. Надеемся, что оно...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами