Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 icon

Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006



НазваниеУчебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006
Дата17.10.2016
Размер
ТипУчебник

Клячина Надежда Николаевна учитель информатики

МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»

Название методической разработки: урок

Предмет: информатика

Класс: 9

Тема урока: Обработка числовой информации с помощью табличного процессора Excel.

Тип урока: урок контроля знаний и умений учащихся.

Форма урока: практическая работа.

Продолжительность урока : 45 мин.

Программа: примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ, 2006г.

УМК:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. /Сост. А.А.Кузнецов, Л.Е. Самовольнова, Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006.

2. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3.Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

4.Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: -М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

Цель:

Обучающая – овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками при работе с программой Excel.

Развивающая - формирование умений применить знания, полученные при изучении программы Excel, к решению практической задачи на расчет семейного бюджета.

Воспитательная - вызов интереса у учащихся к самостоятельному составлению бюджета семьи; выражение своего отношения к полученному результату.

^ Применение ИКТ: MS Excel


Ход урока:


Этапы урока

Задачи

^ Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Вид деятельности учащихся

Компетенции

Организационный момент

Активизировать умственную деятельность.

Какую тему изучаем?

Какие знания и умения получили в ходе изучения темы?


Где на практике можно применить полученные знания и умения?


Программа Excel.

Изучили теоретический материал по данной теме. Научились применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Построение графиков функции; математическое моделирование при решении физических, биологических, математических задач; построение диаграмм различных видов; построение диаграмм для исследовательской работы и т.д.

Диалог: учитель - ученики

Формирование информационной, общекультурной компетенции

Актуализация знаний и умений учащихся

Активизировать умственную деятельность, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память.

Вопросы к уроку:

1.В чем состоит существенное отличие электронной таблицы от таблицы реляционной базы данных?

2.Что такое табличный процессор?

3.Как именуются ячейки таблицы?

4.Какая информация может храниться в ячейках таблицы?

5.Что происходит в электронной таблице в результате замены числа в ячейке на новое значение?

6.Как ввести текст в ячейку таблицы?

7.В каких двух форматах представляются числа? В чем разница между ними?

8.Что такое диапазон? Как он обозначается?

9.Какие вычисления можно выполнять над целым диапазоном?

10.Что понимается под манипулированием диапазонами ЭТ?

11.Что такое принцип относительной адресации? В каких ситуациях он проявляется?

12.Что такое деловая графика?

13.Какой вид имеет условная функция? Как она выполняется?

14.Что такое абсолютный адрес?

15.При решении каких практических задач применяется табличный процессор Excel?


Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Формирование учебно-познавательной , коммуникативной компетенций и компетенции личного самосовершенствования.

Организация единого целевого пространства

Обсудить с учащимися хорошо знакомую жизненную ситуацию, организовать единое целевое пространство.

Вопрос интеллектуальной игры:

Первые сведения о ЕГО существовании в Российском государстве относятся к 1645 году, но официально ОН появился в 1718 как  «Петровская роспись», имевшая с одной стороны  три основных позиции, а с другой – две. Нынешний имеет с одной стороны шестнадцать основных позиций, с другой – десять. В различные исторические периоды ОН был одно-, трех-, пяти- и даже семи-. Вот и теперь совсем недавно было объявлено, что ОН вновь станет трех-. Назовите его.
Ответ: Государственный бюджет.
Кто составляет государственный бюджет?

Сегодня мы не будем говорить о таком важном деле как государственный бюджет, а затронем вопрос, который нам гораздо ближе, а именно, семейный бюджет.

На уроках обществознания в 8 классе вы говорили о составлении семейного бюджета. Из чего он состоит?

Доходы семьи на год мы составили на прошлом занятии. Какая работа осталась невыполненной?


Может ли нам при выполнении этого задания помочь компьютер?

Итак, какова цель нашего занятия?



Профессионалы (финансовое управление)


Из доходов и расходов.


Осталось учесть расходы семьи и определить дефицит или профицит бюджета.

Да, программа табличного процессора.

Формулируют цель.

Беседа.

Формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой компетенций.

Практическая работа.


Учить учащихся на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера.

Задание: Семейный бюджет.

Расходы семьи: из чего они складываются?

Определим порядок работы.

1.Высчитать примерные расходы семьи за каждый месяц.

2.Определить чистый доход (дефицит или профицит бюджета по месяцам).

3.Составить диаграмму доходов и расходов по месяцам.

4.Вычислить среднее значение.

Ответить на вопрос: Укладываемся ли мы в бюджет?




Порядок работы определяется совместно с учащимися.

Практическая работа на компьютере (инструкция дается учителем в том случае, если появятся проблемы с выполнением задания).

Формирование общекультурной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой компетенций.

Анализ полученных результатов

Учить учащихся проводить анализ полученных результатов.

Что мы можем получить в итоге?

Каждый ученик получил свой результат.

Обсудить результаты.

Какие меры надо предпринять, чтобы не было дефицита бюджета семьи?



Каждый учащийся анализирует свой полученный результат.

Беседа

Формирование общекультурной, информационной, социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций.

Рефлексия

Проверить усвоение материала урока.


^ Задание «Чему я научился?»

Учащимся предлагается дописать по выбору любое из предложений, представленных на плакате, или дописать свой вариант:

-Я научился...

-Я узнал, что...

-Я нашёл подтверждение тому, что...

-Я обнаружил, что...

-Я был удивлён тем, что...

-Мне нравится, что...

-Я был разочарован тем, что...

-Самым важным для меня было...


Достигнута ли цель урока?

Вывод: сможем ли мы вести бюджет нашей будущей семьи рационально?



Дописывают предложения

(можно проговорить вслух).


Вопросы сложные, но важные для нашего будущего.




Формирование компетенции личного самосовершенствования.


Используемая литература:

1.Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/Под ред.проф.Н.В.Макаровой.-СПб.: Лидер, 2009.

2.Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.

3.Марк Зайден. Excel 2000. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.


Инструкция к практической работе

Спрашиваете ли вы себя в конце месяца, куда подевались все деньги?

Снова дырка в кошельке? Здорово стимулируете нашу экономику? А вы хотели провести следующий отпуск во Флориде? Ну что ж, отпуск на берегу ближайшей реки тоже неплох и даже полезен для здоровья. Тот, кто время от времени теряет опору под ногами, найдет в Excel поддержку по части организации учета доходов и расходов. Составим наш домашний бюджет.


Этапы работы:

1.Открыть файл, созданный на прошлом уроке, с доходами за год.

Посмотреть источники доходов семьи. Проанализировать числовые данные, занесенные в таблицу.


2.Дополнить таблицу расходами за год. Проанализировать числовые данные.


3.Подсчитать разность доходов и расходов, используя формулу.


4.Вычислить сумму доходов за год.


5.Вычислить сумму расходов за год.


6.Определить дефицит или профицит бюджета семьи. (Пояснение: из суммы доходов вычесть сумму расходов. Если получилось положительное число, то профицит бюджета. Если получилось отрицательное число, то дефицит бюджета). Проанализировать ситуацию.


7.Построить диаграмму доходов и расходов по месяцам одного года.

Проанализировать полученный результат.


8. Сделать вывод по составленному бюджету.

Результат:

^ Домашний бюджет

Источники доходов:

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

сент

окт

нояб

дек

Зарплата





































Дополнительный заработок





































Стипендия





































Пенсия





































Пособие





































Всего доходов





































Расходы:





































Продукты





































Одежда





































Плата за электроэнергию





































Плата за телефон





































Страховка





































Плата за питание





































Всего расходов












































































Чистый доход








































Похожие:

Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 8 класса. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и икт: учебник для 9 класса
Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 6 класса / Л. Л. Босова. 3-е изд., испр и доп. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 208 с
Способствовать формированию у учащихся общего представления об умозаключении как форме мышления
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 5 класса / Л. Босова 5-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. Класс информатики с пк доска, мел
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. Цифровые образовательные ресурсы
Количество часов по четвертям: 1 четверть 16 ч., 2 четверть 14 ч., 3 четверть 20 ч., 4 четверть 18 ч
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconДесслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер. – Пер с анг. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с. Управление человеческими ресурсами – методы и способы работы менеджера по вопросам «человеческих ресурсов»
Десслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер. – Пер с анг. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУрок изучения новых знаний Образовательная цель урока
Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconКонспект урока тема: «Mы алгеброй гармонию проверим. Преобразование графиков тригонометрических функций. Построение графиков функций в электронных таблицах ms-excel»
И. Г. Семакин, «Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 10–11 классов», «Бином», 2007 г
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 3-го класса. Часть изд. 3-е, перераб. М.: Баласс, 2007. Организационный момент Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть изд. 3-е, перераб. М.: Баласс, 2007
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. 16-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2009
Базовый учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных...
Учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией С. А. Теляковского 19-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами