Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей icon

Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей



НазваниеВыполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗадача


Ирбитское муниципальное образование

МОУ Зайковская средняя общеобразовательная школа №2

Материалы для педчтений

Направление: современный урок: традиции и инновации


Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей.


Исполнитель: Осипова Лариса Николаевна, учитель технологии, информатики, 1 квалификационная категория.

Телефон: 8 903 080 16 30 E-mail: osipovaln67@mail.ru


Зайково

2010


Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей.


Задача каждого учителя на современном этапе развития образования – формировать человека с развитыми компетентностями. Сформировать компетентности нам позволяет применение интерактивных методов обучения. Проектная деятельность – является одним из интерактивных методов, так как реализует:


Методы группового взаимодействия или взаимодействия: учитель-ученик.

интеракция (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие")



Учитель открыто участвует в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников. Косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта. Выполняя проекты, ученики учатся взаимодействовать, строят новые отношения.











Работу с мультимедийными программами



Выполняя сбор информации, пояснительную записку, презентацию, дети работают с м/м программами. Этот вид работы развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся







Широко применяя в преподавании технологии метод проектов с 2000 года, я убедилась, что именно этод метод помогает формировать необходимые компетентности в учениках. Выполняя каждый год усложняющуюся проектную работу, ученицы учатся эффективно решать поставленные перед собой проблемы, применять знания, (причём нескольких школьных предметов), в нестандартных ситуациях. Действуя по составленному плану, учатся приходить к определённому результату. (Смотри Приложение 1)

За прошедшие годы тематика изготовленных детьми проектов была самой разнообразной. Начиналось всё с самых простых творческих проектов: «Костюм, связазанный спицами», «Вышитая картина – подарок маме» и т.п. (Смотри Приложение 2) Это были проекты, нацеленные на социальные интересы учащегося.


^ Творческие проекты основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (изделие декоративно-прикладного творчества, швейное изделие, газета, и т.д.)




В первых проектных работах использование информационных технологий ограничивалось лишь информационной составляющей: поиск информации в различных источниках, её анализ, обработка и представление в письменном, пока ещё рукописном виде.

Со временем я пришла к выводу, что чем работа социально значимей для окружающих, тем больше творческих способностей проявляют в ней и ученица, и учитель. Никто, принимающий хоть раз участие в создании проекта, не будет сомневаться, что успешный проект – это совместная работа учителя и ученика. Выполнение таких работ раскрывает и развивает творческий потенциал и того, и другого. Проект, получивший общественное признание приносит удвлетворение всем участникам проектного процесса. А когда учащиеся видят, что выполненная ими работа применяется, приносит пользу, они гордятся результатами своего труда и это побуждает их трудиться и совершенствоваться дальше. Девочки всё больше стали выполнять исследовательские проекты, имеющие общественную социальную значимость.



^ Исследовательские проекты, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, обязательно имеют исследовательскую или экспериментальную часть.



Постепенное внедрение информационных технологий в образовательный процесс очень изменило внешний вид пояснительных записок, сопровождающих проект. Одни из первых в школе мы начали обрабатывать информацию проектных работ в компьютерных текстовых редакторах. Все общие требования к оформлению пояснительной записки из журнала «Школа и производство» я разместила на специальном стенде и строго требовала их соблюдения. Затем были созданы электронные образцы правильно оформленной работы, на которые учащиеся всегда могли ориентироваться. Помимо этого для защиты проектов мы стали создавать электронные презентации в программе PowerPoint. Для презентации тоже была разработана специальная структура, и критерии оценки. Так были выполнены проекты: Пташкиной Галиной «Костюм снегурочки» для школьных новогодних праздников, Строготяну Дианой «Татарский костюм» для школьного музея, Околеловой Людмилой «Дидактическое пособие по техническому моделированию» для кабинета технологии и т.д. (Смотри Приложение 3)

Татарский костюм используется не только при проведении экскурсий в музее, но и для выступлений на различных конкурсах, он вызывает большой интерес, особенно у учащихся начальной школы.

Вообще мы очень тесно сотрудничаем с музеем и его руководителем Березиной Людмилой Александровной. Уже давно у нас появилась идея организовать в музее экспозицию: костюмы народов Урала. Два костюма уже есть: русский был изготовлен Строготяну Дианой под руководством Атамановой Галины Геннадьевны и татарский, упомянутый выше. Сейчас выполняется марийский костюм, и в разработке находится башкирский.

Третий учебный год я веду информатику, и сейчас ребята выполняют не только проекты по технологии, но и информационные проекты по социальному заказу: по различным предметам, а также для музея. Что формирует у учащихся информационную компетентность. Так был выполнен проект для музея в рубрике «Ими гордится посёлок» о выпускнике школы, участнике Олимпиады в Китае, Кулькове Олеге. Выполнил работу Бурылов Артём и занял 3 место в краеведческом конкурсе.



^ Информационный проект

основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщении фактов, явлений и процессов с целью донесения их до аудитории.





Так как часто интересы учащихся связаны с несколькими школьными предметами, возникла идея выполнения интегрированных проектов


^ Интегрированные проекты или междисциплинарные, направленные на решение комплекса проблем





Проект «Костюм Денди» был изготовлен выпускницей 11 класса Белобородовой Ириной, он объединил предметы: технология, обществознание. По обществознанию было проведено исследование: что такое дендизм и как одевались денди; по технологии девушка сшила модный костюм для вокального ансамбля.

Проект Строготяну Дианы «Женские образы в славянской мифологии. Панно «Богиня Лада»» был выполнен по технологии и истории древнего мира. (Смотри Приложение 4) Проведены исследования славянских мифов, дана сравнительная таблица по женским образам в мифологии и выполнено панно с изображением богини Лады, где используется несколько техник декоративно - прикладного творчества.

Работы эти сейчас успешно используются на уроках и внеклассных мероприятиях.

Но время не стоит на месте, развиваются информационные технологии и у нас появилось инновационное направление тематики проектов: обучающие пособия.

Такие пособия имеют большую практическую значимость:

  • Представление материала урока в электронном виде повышает интерес ребёнка к уроку.

  • Теоретический материал располагается компактно и наглядно.

  • Позволяют при необходимости изучать тему самостоятельно.

  • Поэтапно демонстрируют выполнение практической работы.

  • Облегчают работу учителя на уроке

  • Некоторые материалы позволяют быстро провести контроль знаний.



В этом учебном году выполнены несколько проектов данного направления.

^ Обучающий сайт по конструированию швейных изделий


Выполнила его Клявлина Елена учащаяся 7 класса. Сайт выполнен в программе «Конструктор школьных сайтов». Здесь необходимо сделать отступление и рассказать об этом конструкторе. Работать с этой программой мы начали в прошлом году. Она доступная, несложная, очень интересная. Сначала я учу детей создавать учебный сайт, а затем они самостоятельно придумывают небольшой сайт по интересующей теме.

Чтобы выполнить его, необходимо поработать с информацией и проявить творческие способности.

Чтобы создать сайт по конструированию была проведена работа по сбору информации по теме. Затем мы вместе создавали эскиз сайта. Этот сайт предназначен для учащихся 5-9 класса и учителей технологии, включает в себя теоретический материал по конструированию по всем швейным изделиям школьного курса. Очень экономит время на уроке использование таблиц, созданных в программе Excel. Куда девочки вносят свои мерки, а потом распечатывают готовый расчёт построения чертежа. Раньше на уроках уходило очень много времени на построение таблицы и выполнение расчёта. Очень помогают в работе учителю презентации, которые представляют наглядное и поэтапное построение чертежа, выполнено это при помощи эффектов анимации. Большую значимость в работе имеют электронные тесты, которые позволяют быстро проверить знания по пройденной теме. Работать с сайтом можно на уроке, после уроков или дома через интернет. Семиклассница, выполнившая такую объёмную работу, получила опережающее развитие, ведь они ещё не изучают информатику, а по технологии она проработала материал, который ещё будут изучать. Работа над сайтом продолжается.


^ Дидактическое пособие по выполнению ручных стежков и строчек

Выполнила Мурзина Татьяна, ученица 8 класса. (Смотри Приложение 5)

Пособие состоит из обучающей презентации, наглядного образца и инструкционных карт. Пособие разработано для учениц 5 класса и учителей технологии. В презентации представлен теоретический материал по теме Ручные стежки и строчки, а также поэтапно представлено, как изготовить куклу, чтобы на практике применить все разновидности ручных стежков. В этом году ученицы пятого класса, используя пособие, с воодушевлением изготавливали кукол. И, хотя получилось не так, как на образце, были довольны своей работой.


^ Обучающее пособие по вышивке лентами

Выполнила Березина Юлия, ученица 7 класса. Пособие состоит из обучающей презентации, наглядных образцов и инструкционных карт. Предназначено для 7-11 класса. Используя такую презентацию, можно научиться азам вышивки лентами, выполнить несложную, но очень красивую работу. Эта разработка очень понравилась учителям, даже не имеющим отношения к технологии. Сейчас её используют на уроках ученицы 9 и 11 классов.


Эти проекты были представлены:

на олимпиаде по технологии, где учащиеся заняли призовые места, пособия получили хорошую оценку учителей технологии, была подчёркнута практическая значимость проектов для уроков технологии

на районной НПК, где заняли 3,4,5 места, получили хорошую оценку комиссии,

на РМО учителей информатики были одобрены учителями.

Успешно выступив на олимпиаде и научно-практической конференции, девочки проявили компетентности, которые ещё не сформированы на таком уровне у их сверстников.

Проследить сформированность компетенций можно на сдаче итоговой аттестации в форме защиты проекта, которую выбирают даже слабые учащиеся. Они достойно защищают свои работы. Порой члены экзаменационной комиссии, бывают удивлены, так как раньше эти учащиеся не проявляли себя на таком высоком уровне. Многие проекты ребята представляют на олимпиадах, научно-практических конференциях разных уровней. Защита всегда проходит успешно. Ежегодно в нашу копилку добавляются призовые места. Это говорит о том, что выполнение проектов помогает формировать коммуникативную компетентность. Конечно, учителю очень сложно организовать урок, когда ученики работают над разными темами проектов. И очень много работы приходится делать во внеурочное время, но всё это окупается, когда видишь радостные глаза ребёнка, довольного результатом своего труда.

В заключение хочется сказать, что высшей наградой за учительский труд для меня является подтверждение учениками за порогом школы знаний и умений, полученных на моих уроках. И такие подтверждения, я получаю каждый год. Например, Фёдорова Юлия, занимавшая призовые места на олимпиадах по технологии, будучи студенткой 1 курса медицинского колледжа, написала исследовательскую работу на уровне 4 курса. Диана Строготяну, которая выполняла проекты с 7 класса, занимала призовые места на областной и муниципальных олимпиадах, став студенткой, с лёгкостью пишет курсовые работы. Шесть моих выпускниц пошли учиться на профессию портной-закройщик. Учиться им было легко, так как имели хорошую подготовку. Такие примеры можно приводить дальше, они доказывают, что выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий формирует у учащихся компетентности, необходимые для дальнейшей жизни.


Приложение 1


^ Формирование компетентностей на различных этапах проектирования





^ Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Какие умения формируются

Компетентность

1

Подготовка и планирование

Определение темы и целей проекта.

Определение источников информации;

определение способов сбора и анализа информации

определение способа представления результатов

разработка примерного содержания этапов

  • Умение ставить задачи и планировать решение

  • умение ориентироваться в информационном пространстве

  • Умение участвовать в совместном принятии решений

  • Умение регулировать конфликты из-за спорных вопросов при работе в группе

  • Умение вести диалог

Информационная

Социальная

Коммуникативная

2

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта.

Анализ информации. Формулирование выводов.

  • Умение искать ресурсы

  • умение ориентироваться в информационном пространстве

  • умения и навыки исследовательской деятельности

  • Умение обрабатывать информацию.

  • Умение формулировать письменную речь

  • Умение налаживать контакт с окружающими (учителями, библиотекарем и т.д.)

Информационная

Коммуникативная

Социальная

3

Изготовление или выполнение проекта

Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Изготовление объекта проектирования.

Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта.

  • Умение достигать результата в деятельности

  • Умение работать в команде

  • умение самостоятельно конструировать свои знания

  • Умение обрабатывать письменную информацию.

Социальная

коммуникативная

Информационная

4.

Завершение проекта

Представление и защита проекта в классе, на конференции.

Сопоставление первоначальных целей и результатов проектирования.

Подведение итогов, итоговая оценка работы.

Обсуждение результатов проекта (какие познавательные и нравственные находки были сделаны)

  • Умение презентовать результат

  • Умение оценивать результат

  • развивается критическое мышление

  • Умение нести ответственность за свои действия.

Коммуникативная

социальная



Приложение 2


^ Творческие проекты



Скатерть, связанная крючком. Проект Лыкосовой Любы




Грелка на чайник. Проект Аксёновой Наташи

Вышитая салфетка. Проект Фёдоровой Юлии




Вышитая салфетка. Проект Федуловой Анны. 1 место на муниципальной олимпиаде 2004





Картина, вышитая крестом. Проект Лыкосовой Надежды. 2 место на муниципальной олимпиаде 2004.


Приложение 3

Исследовательские проекты



Костюм Снегурочки. Проект Пташкиной Галины.



Татарский костюм. Храм, вышитый крестом.

Проект Строготяну Дианы Проект Фёдоровой Юлии

Диплом областной олимпиады 2 место на муниципальной

«За сохранение национальных традиций» олимпиаде 2006

Приложение 4


^ Интегрированные проекты




«Женские образы в славянской мифологии. Панно «Богиня Лада». Проект Строготяну Дианы. 2 место на муниципальной олимпиаде 2008, 2 место на районной НПК


Приложение 5

Обучающие пособия




Дидактическое пособие по выполнению ручных стежков и строчек.

Проект Мурзиной Татьяны. 1 место на муниципальной олимпиаде





Обучающее пособие по вышивке лентами. Проект Березиной Юлии. 2 место на муниципальной олимпиаде, 3 место на районной НПК





Похожие:

Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconИспользование информационных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Цель стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации и содержания общего образования»...
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconУчитель
География. Дидактические и развивающие игры 6-11 классы, с применением информационных технологий
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconУрок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков
Тип урока: урок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconМетод проектов на уроках информатики. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда. Древняя мудрость
Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько...
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconРазработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В. Н
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №25 с профильным обучением
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconГенетические алгоритмы в задачах формирования портфеля инновационных проектов*
Задача формирования портфеля инновационных проектов была рассмотрена в [1]. Данная задача относится к группе задач оптимизации с...
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconК. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий
Направление: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс: проблемы и перспективы
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconИспользование информационных технологий с целью повышения качества образования
В своем выступлении я хотела бы рассказать о том, как в лицее организована работа по созданию условий для развития личности ребёнка,...
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconПрименение модельно-ориентированных семантических сетей в задачах проектирования гетерогенных информационных систем
Вопросы, связанные с построением графа информационного посредничества, который может лечь в основу проектирования распределенных...
Выполнение общественно-значимых проектов с применением информационных технологий, как способ формирования компетентностей iconУрок географии в 10 классе "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата"
Форма организации обучения: урок-исследование с применением информационных технологий, практическая работа
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами