Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» icon

Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»



НазваниеПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрактикум

Малокибякозинская средняя общеобразовательная школа




Разработка урока – презентации на тему:

Практикум по русскому языку
в 11 классе


«От анализа текста – к сочинению»
учителя русского языка и литературы


Арслановой И.М.


Материалы урока-презентации "Практикум по русскому языку
в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»:
учителя русского языка и литературы Арслановой И.М



Ключевые проблемы урока:


  1. Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.

  2. Закрепление изученного материала через презентацию.

  3. Создание собственного сочинения.



Цель:

1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.


2. ^ Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.


3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.


^ Ход урока:

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней (полной) школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, учитель в праве сам выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение десятилетия мы вместе с нашими учениками сдаём единый государственный экзамен.

ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Третью часть ЕГЭ образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к выполнению нелегкой задачи – написанию сочинения.

Ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить 4 момента: назвать хотя бы одну из проблем исходного текста, прокомментировать текст, определить авторскую позицию, сформулировать свое собственное отношение к проблеме, подтвердив его аргументами.



Именно поэтому сегодня решила выбрать тему «От анализа текста к сочинению».

Для того, чтобы нам удобнее было работать я прошу вас разделиться на 3 группы.

На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним, какова структура написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, укрепим свои знания и умения в анализе текста.

Итак, вашему вниманию предлагается текст Василя Быкова. Прочитайте его, пожалуйста:


(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пле­нили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто дру­гой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, жи­востью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не закан­чивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная ис­кренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, со­циальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свиде­тельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое муже­ство великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, явля­ющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших за­бот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью разли­чать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный прин­цип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоен­ности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

На основе текста давайте ответим на вопрос, в чем секрет уникальности Л.Н. Толстого?




  • он обладает неиссякаемой щедростью ума

  • способность постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ

  • огромный талант и художническое мужество

  • «Чтоб жить честно, надо рваться...»

  • вся жизнь Толстого - непрестанные поиски




^ Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложе­ние 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предло­жение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятель­ством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.




ключи к заданиям


  1. Безусловно, это имя прилагательное, т.к. обозначает качество предмета.

  2. Нелишне, постоянно – отвечают на вопрос как, имеют признак признака.

  3. Самоуспокоенность, давайте подумаем, а что такое самоуспокоенность? Это качество предмета, т.е. это слово образовано от самоуспокоенный путём прибавления суффикса ость. Однако, если проследить словообразовательную цепочку, то данное слово предстаёт перед нами в следующем виде сам + успокоить + енн + ость, и мы увидим сложение основ.

  4. Утрата – от утратить, путём усечения суффикса И.

  5. Впервые – в+перв+ые (3 морфемы) – это наречие, поэтому у него нет окончания, многие ребята об этом забывают и делают ошибки в этом задании.

  6. Несмотря на ряд поражений и утрат – обстоятельство уступки.

  7. Весьма плодотворным, обе части словосочетания не изменяется, значит это примыкание.

  8. «Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть...», «На деле же нет больших забот у пишущего...»

  9. 7 предложение, придаточные – изъяснительные.

  10. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука».


^ Анализ текста

После небольшого совместного анализа текста, я предлагаю вам выполнить несколько заданий по группам:

Анализ текста по группам задание № 1 (5 минут)


1 гр. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?


В данном тексте используется рассуждение, в нём автор передаёт нам своё отношение к творчеству Л.Н. Толстого.


Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.


Проблема поиска цели в жизни, её смысла.


2 гр. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.


Стиль текста публицистический, так как В. Быков воздействует в нём на читателя и слушателя, рассуждает о величии Л.Н. Толстого рассказывает о том, к чему должен стремиться любой человек.


3 гр. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.


В этом тексте используются:

  1. ряды однородных членов (неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого (предл. 2), неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять (предл. 4), Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала (предл. 6));

  1. эпитеты, метафоры (добротворное чтение, духовная сокровищница; вещий смысл и др.);

3) окказионализмы (искательство, художническое)

4) риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?).

^ Таблица для анализа текста задания «С»



Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла


По мнению автора, Л.Н. Толстой является одним из самых ярких примеров для подражания


1)невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,

необходимо постоянно работать над собой;

2) Проблему целеустремлённости поднимает Вениамин Каверин в своём романе «Два капитана». Герой произведения, Александр Григорьев, стремится стать лётчиком, чтобы рассказать людям о капитане Татаринове и его погибшем экипаже


публицистический, т.к. В. Быков рассуждает о величии Л.Н. Толстого

рассуждение

однородные члены

предложения,

.




Задание № 2
Составление композиционных частей сочинения (6 минут)

1 гр. Написать начало сочинения.

2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.

3 гр. Написать заключение сочинения.


^ Композиция сочинения:


  • При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

  • В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

  • Общая характеристика темы и проблематики текста.

  • Комментарий к одной из проблем.

  • Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.

  • Выражение собственной позиции, ее аргументация (2 – 3 аргумента).


Композиционная соразмерность:



  • Вступление (1/3 всего объема работы)

  • Основная часть

  • Заключение (1/3 всего объема работы)


Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.


  • собственно определение темы текста;

  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).


Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?



  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

  • По мнению автора,....

  • Публицист убежден в том, что...

  • Автор заставляет задуматься о...

  • Автор текста доказывает свою точку зрения...


Карточка – информатор для группы № 3
Завершение сочинения



  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;

  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.


Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).



Алгоритм выполнения задания «С»:


1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста.

2. Определить и сформулировать позицию автора.

3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)


Домашнее задание:

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

  • Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

  • Объём сочинения — не менее 150 слов.


^ Момент рефлексии:


- Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.


  • Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.


- Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.


  • Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.



Ресурсы:




Вопросы к тексту:

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложе­ние 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предло­жение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятель­ством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.


^ Анализ текста по группам

Задание № 1.

1 группа. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?


Задание №2.

1 гр. Написать начало сочинения.


Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.

  • собственно определение темы текста;

  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).



Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства
























^ Анализ текста по группам

Задание № 1.

2 группа. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.


Задание №2.

2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.


Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?


  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

  • По мнению автора,....

  • Публицист убежден в том, что...

  • Автор заставляет задуматься о...

  • Автор текста доказывает свою точку зрения...



Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства
























^ Анализ текста по группам

Задание № 1.

3 группа. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.


Задание № 2.

3 гр. Написать заключение сочинения.


Карточка – информатор для группы № 3
Завершение сочинения



  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;

  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).


Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства

























Похожие:

Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconУрок развития речи в 8 (общеобразовательном) классе. Обучение сочинению-рассуждению на основе исходного текста (2 часа). По материалам книги В. А. Солоухина «Трава»
Технология урока – комплексная работа по созданию собственного текста на основе анализа данного
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconСправочник. Гиа по русскому языку, 2013 г
«Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке»
Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык...
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» Тип урока: открытие нового знания
План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста "Зайчата"
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconУрок по русскому языку в 9 классе на тему «Комплексный анализ текста»
Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания;...
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconУрок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.»
Разбор заданий теста егэ-2006 (А1-А4), егэ-2007 (А13-А16); повторение сложных вопросов различных разделов языкознания
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconПриемы сжатия текста. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Первые экзамены у наших учеников. Пора тревог и волнений. Как же, превозмогая все страхи, придти к финишу победетелем? Об этом думают...
Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению» iconУрок по русскому языку в 3-а классе по теме
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами