Философия, её предмет и предназначение icon

Философия, её предмет и предназначение



НазваниеФилософия, её предмет и предназначение
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция


ЛЕКЦИЯ №1


ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ


Современную философию, если говорить образно, можно уподобить длинному коридору с множеством дверей. Каждая из них обозначает то или иное философское направление. Их отличие друг от друга не в том, что одно, якобы, верное, а другое ошибочное, а в том, что каждое из направлений отображает различные аспекты бытия и познания, учитывает разные факторы, влияющие на жизнь общества. Знакомясь с реальным многообразием философских идей, подходов и позиций, мы должны оставить за собой право свободного выбора «своего» направления или «своего» философа, идеи которого в наибольшей степени отвечают нашему мироощущению и нашим жизненным устремлениям. Собственно, в этом и состоит смысл знакомства с философией: не только научиться философствовать, научиться владеть стилем широкого, гибкого и критического мышления, но и найти теоретическую поддержку своему мировоззрению, которое до знакомства с философией могло быть невнятным.


^ ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?


Слово «философия» часто употребляется в повседневных разговорах: «мне нравится его философия управления»; «отнеситесь к этому философски»; «достаточно философии» и т.п. Что объединяет приведённые примеры? Мы обычно представляем философию как любого рода сложную, отстранённую от действительности умственную работу. Философия не всегда даёт нам что-то конкретное и полезное, но это вовсе не означает, что она бесполезна. Во-первых, потому что она неизбежная, хотим мы того или нет мы живём в соответствии с какими-то идеями и мыслями о мире в целом и нашем месте в нём, а это и есть наша философия (мировоззрение). Во-вторых, философия выполняет некоторые функции (идеологическая, методологическая), без которых не может обойтись культура в целом.

Итак, философию можно определить как систематическое мышление о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношении его к миру.

^ Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Следовательно, главным объектом анализа выступают отношения: человек ↔ мир.


^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ


Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах – в Индии, Китае и Греции. Автором термина «философия» стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: «О, Пифагор, ты – софос!». Софос – значит «мудрец». На что учитель скромно ответил: «Я не софос, а всего лишь философос», то есть «любитель мудрости».

Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазий и индуктивных догадок, впрочем гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующий «чистого» мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют «матерью всех наук», сравнивая её с корнями дерева, от которого, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.


МИФОЛОГИЯ


Философия возникла не на пустом месте. У неё были предшественники – мифология и религия, которые появились раньше. Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Миф (сказание) – это исторически первая форма духовного приобщения человека к природе. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты. Основные из них – синкретизм (греч. – соединение) и антропоморфизм (греч. – человек и лат. – вид).

Первая черта означает целостность, нерасчленённость восприятия общинными людьми мира и себя в нём. Их мышление ещё не делит мир на элементы, не выделяет человека из природы. Оно похоже на мышление маленького ребёнка, который ещё не способен делить вещи на живые и неживые. Кроме того, ребёнка удовлетворяет любое объяснение со стороны взрослого, но при одном условии: в объяснении должна быть логика, пусть наивная и примитивная, но убедительная для него. Подобно этому древние люди объясняли события, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они выдумали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество – это своеобразная «тренировка» логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания.

Вторая черта означает очеловечивание природы, то есть объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели о себе самих. Например, откуда взялась Луна? Миф гласит, что однажды охотник сидел у костра и сушил свою одежду и обувь. Он не заметил, как его башмак начал тлеть. Когда спохватился, осталась лишь обгоревшая подошва. Рассердившись, охотник схватил её и что было сил запустил в небо. Так появилась Луна. Конечно, такое «объяснение» вызывает улыбку у современного человека.


РЕЛИГИЯ


На базе мифологического сознания возникает религия – вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиозного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний – видимый, осязаемый и потусторонний – невидимый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит между природой и людьми третий элемент – божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представляется более сложной, нежели в мифах. Долгие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олицетворяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бога).

На первых порах, особенно на Востоке, философское знание ещё не вычленялось из религиозного, было слито с ним. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии, причём не без взаимной критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений знает и попытки объединения философского знания и религиозной веры.


^ КАК ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В ФИЛОСОФИИ


Итак, философия, если подходить исторически, стала третьей ступенью в познании мира. Почему же возникла необходимость в новом подходе к познанию действительности, и в чём эта новизна состояла? Две причины объясняют это.

Первая причина была социальной по своей природе. Дело в том, что становление мифологического и религиозного сознания быстро обрастало своего рода социальной инфраструктурой: возникли и закреплялись культы, обряды, традиции, которые играли огромную роль в жизни общества, а всякие отступления от правил сурово карались. Естественно, в таких условиях неизбежно выделялись слой людей, которые занимались всем этим профессионально: колдуны, шаманы, жрецы, священнослужители и т.п. Они обретали большую власть и диктовали свою волю. Сами идеи, которым эти люди были призваны служить, в конце концов отступали на второй план, а на первом оказывались корыстные интересы клана служителей. Иначе говоря, как это всегда бывало в истории, идеология, кажущаяся сперва вполне невинной и даже привлекательной, рано или поздно становится всего лишь орудием в руках идеологов.

Но как только это происходит, инакомыслию, дискуссиям и поискам истины сразу приходит конец, ибо другой образ мышления расценивается как угроза для власти. С учётом этого становится понятно, что философия возникает как реакция мыслящих людей на узурпацию права на истину со стороны идеологов, как стремление к свободомыслию, когда поиск истины ограничен лишь уровнем интеллекта, а не чьими-то корыстными интересами.

Вторая причина возникновения философии – сугубо познавательная: её появление было связано с попытками объяснить мир из него самого, не привлекая для этого третий элемент – божество.


^ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ


Вопрос о предмете той или иной науки всегда непрост. Об этом спорят математики и психологи, историки и биологии. Почему так происходит? Потому что каждая из наук развивается, не стоит на месте, следовательно, меняется представление учёных о том, что именно представляет собой предмет их исследований. Не составляет исключение и философия. В далёком прошлом философы полагали, что их задача – изучить природу, космос. Затем, по мере развития естественных наук, получила распространение точка зрения, что главной целью философского анализа является человек и всё, что с ним связано. В средние века, напротив, многие философы считали своей задачей поиски безупречного доказательства существования Бога. Было время, когда предметом философии считали исследование закономерностей и методов научного познания истины, или анализ и разработку такого языка науки, который бы не допускал противоречий и двусмысленностей.

Иными словами, если мы посмотрим в историю философии, то увидим, что представления о предмете философии менялись от эпохи к эпохе. Дискуссии на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно. И всё же, несмотря на обилие различных философских направлений и школ, можно выделить некоторое общее основание, которое всех их объединяет. Это общее для всех основание можно обозначить одним словом – всеобщее.

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда (причина и следствие; содержание и форма; случайность и необходимость и т.п.). Философия открывает и фиксирует всеобщее в виде законов, которые не имеют границ применимости, то есть действуют в любых природных и общественных процессах, а также в познании и мышлении.


^ МЕТОД ФИЛОСОФИИ


Особенность метода философии состоит в том, что сама философия и есть метод. Сущность философии заключается не в некоторой сумме готовых утверждений, а в критической оценке на основе данных логического мышления эти готовых суждений, то есть философия реализуется каждый раз в процессе мышления. Метод философии – рефлексия (оборачиваемость мыслей назад; на свои представления о мире, о себе; на анализ своих собственных принципов и позиций). Аристотель определял философию как «мысль о мысли». Иными словами, рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. Можно выделить несколько видов рефлексии:

  • рефлексия как психологический акт – анализ людьми своих действий и поступков с точки зрения обыденных, житейских ценностей, жизненного опыта и того или иного уровня культуры;

  • научная рефлексия – анализ и критическое переосмысление теоретического знания, основанного на методах и приёмах научных исследований, применяемых в отдельной науке;

  • философская рефлексия – осознание и осмысление предельных оснований бытия, мышления, познания, ценностей, человеческой культуры в целом.


^ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ


Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение. Выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии, которая имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая функция заключается в расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (греч. ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция сводится к объяснению общества, причин его возникновения, эволюции, современного состояние, его структуры, элементов, движущих сил; вскрытию противоречий, нахождению путей их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


^ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА


Философия, как и наука, ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Философские учения принадлежат породившему их обществу и несут на себе отпечаток его культуры, уклада жизни. Философские учения нельзя жёстко оценивать как либо истинные, либо ложные.

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, теоретическая масштабность философского разума позволяет осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, ещё не проработанных специально-научными методами.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

Наука и философия взаимосвязаны: науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, её источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мёртвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий учёный должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть, даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе, конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причём именно разумно-нравственной его сферы.


^ ЧТО ДАЁТ ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ


Тот факт, что философия не даёт реальной практической выгоды, вовсе не означает, что она бесполезная. Следует сказать, что философия интересна сама по себе, безотносительно к её полезности. Если человек любознателен, любить учиться, узнавать новое, то знакомство с философией обязательно принесёт ему интеллектуальное удовольствие.

Во-первых, изучение философии развивает широту мышления – умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом. Догадаться, например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер Чижевский, - для этого нужно иметь философскую широту мышления.

Во-вторых, философия развивает гибкость мышления – умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя – Коперник. Лобачесвкий подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что параллельные линии не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию.

В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается однообразным выводом, правильным на все времена.

В-четвёртых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность – терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию.



Похожие:

Философия, её предмет и предназначение iconИстория и философия науки тематика лекций
Лекция 1/ Предмет философии. Структура философского знания. «Философия науки» как прикладная философская дисциплина. Различные модели...
Философия, её предмет и предназначение iconКурс лекций по работе в системе матричных расчетов Matlab
Введение в предмет. Основные понятия. Предназначение системы Matlab. Типы данных. 4
Философия, её предмет и предназначение iconПрограмма Курса «Философия техники»
Сидорина Т. Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание
Философия, её предмет и предназначение iconГ. П. Щедровицкий «Философия у нас есть!»
Я понимаю основания для таких высказываний и вроде бы могу согласиться, что если речь идет об официальной философии, то там очень...
Философия, её предмет и предназначение iconКазахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал «Философия»
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Философия, её предмет и предназначение icon«Философия» фогп 3 кредита 3 семестр Семинар №5 «Философия Нового времени» 2007/08 уч год Ассоц проф. Джаныкулова Сауле Калиевна
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Этот период характеризуется дифференциацией естественно-научного знания,...
Философия, её предмет и предназначение iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
Философия, её предмет и предназначение iconЛекция: философия науки
Философия науки как дисциплина воз­никла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях нтр
Философия, её предмет и предназначение iconСеминар №2 «Античная философия» 2007/08 уч год
Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья...
Философия, её предмет и предназначение icon«Философия» фогп 3 кредита 3 семестр Семинар №4 «Средневековая европейская философия» Асcоц проф. Джаныкулова С. К. 2007/08 уч год
Эпоха Средневековья обычно условно определяется как время от захвата Рима варварами в 476 г до начала эпохи Возрождения, т е в Италии...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами