А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок icon

А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок



НазваниеА. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок
А.К. - учитель музыки МОУ «Ленинская СОШ с углубленным изуче
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Конспект урока музыки во втором классе по программе Е.Критской Автор урока: Дроздова А.К. – учитель музыки МОУ «Ленинская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов»

Октябрьского р-на Курской области

Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»


Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

Задачи:

Обучающие

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ ) .

3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.

3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).

Воспитательные

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

^ Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-сказка.

Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкатерапия).

^ Педагогическая технология: ИКТ.


Примечание:

урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате

Power Point.

^ Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок), музыкальное лото-загадка(4 комплекта).

^ Новые понятия: оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура, вариация.


Этапы урока:

1. Организационный.

Вход детей в класс под песню «Сказка» муз. А.Короткова

сл. С. Ламзина


^ 2. Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?

Ответы детей:…………………………………………………………………..

Учитель: Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.

С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Ответы детей (дети называют названия народных сказок)…………………………………………………………………….

^ Слайд№1

Учитель: А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

^ 3.Объяснение нового материала.

Слайд№2

Примечание:

учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.

Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

^ Слайд№3

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

^ Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Слайд№4

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

^ Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».


Слай№5

Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.


^ Примечание: краткий рассказ учителя об этих народных инструментах.


Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.


Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.


Слайд№6

^ Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.

«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Слайд№7

Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.

Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

Слайд№8

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слайд№9

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей……………………………………………………………………….


Слайд№10

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.


Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Слайд№11

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».

^ Примечание: учитель вызывает трех учеников и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.

Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.

Слайд№12

Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.

^ 4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.

Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в исполнении певицы Лидии Руслановой и оркестра русских народных инструментов.

^ В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, рубеле.

Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.

Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.

Слайд №13

Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.


Учитель: Ребята, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это, украсит нашу партитуру и сделает повторное исполнение музыки, т.е. нашу вариацию, ещё интересней. А ещё, такое исполнение придаст мелодии песни дополнительное развитие.


Примечание:

р.н.п. « Светит месяц» исполняется ещё раз с изменениями.

Добавляются «музыканты» из числа детей, изменяются ритмические партии в добавленных инструментах (трещотке и тамбурине), а ритмический рисунок мелодии песни прохлопывают ладошками учащиеся, сидящие за партами в классе.

^ 5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось.

Примечание:

идёт работа в мини- группах по 5 человек. После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле. Сравнивая его с изображением на слайде№18.

^ 6.Заключительный этап.

Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.

Слайд18.

Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному,

с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.

С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня о сказке в вашем исполнении?

^ Исполняется песня «Сказка» на слова С. Ламзина и музыку А.Короткова.

Работа над песней:

1.повторение текста припева ;

2. интонирование мелодии припева со словами и исполнение песни в ансамбле с учителем.

Запев исполняет учитель, а припев – ученики.

Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой.


Приложение 1

Приложение 2


Приложение 1


«Сказка»


Слова Сергея Ламзина Музыка Александра Короткова


1 куплет


Я хозяйка волшебной страны,

Где веселые сказки живут.

Они ночью приходят к вам в сны,

С нетерпеньем ребята их ждут.


^ Припев. Сказка чудо совершает,

Сказка людям помогает.

Сказка! С нею мир добрее.

Приглашаю в сказку всех скорее!


2 куплет


Здесь волшебная лампа горит,

И летает ковер-самолет,

Под сосною сидит Айболит

И жар-птица принцессе поет.


^ Припев. Сказка чудо совершает,

Сказка людям помогает.

Сказка! С нею мир добрее.

Приглашаю в сказку всех скорее.


Приложение 2



^ Лото – загадка

«Русские народные инструменты»

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу.

Меня положишь – я молчу.


^ У неё есть три струны;

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!



А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!










Похожие:

А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconМоу «сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области» Выступление на методической выставке использования современных
Моу «сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) по Черчению Город: Магнитогорск моу «сош №54 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Моу «сош №54 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconПрименение икт на уроках математики в начальной школе
Мишина Н. В., учитель начальных классов, мкоу тимоновская сош с углубленным изучением отдельных предметов Солнечногорского района...
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconАвтор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов» Карасёва Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы. Чтобы помнили сердцем своим!
Автор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым...
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconАвтор проекта Фамилия, имя отчество
Моу «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов»
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconКалининский территориальный отдел управления образованием г. Чебоксары моу «средняя общеобразовательная школа №35 с углубленым изучением отдельных предметов» Урок математики в 6-м классе
Моу «средняя общеобразовательная школа №35 с углубленым изучением отдельных предметов»
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconН. Новгорода Основные направления формирования коммуникативных качеств младшего школьника на уроках русского языка
Панкова Светлана Вячеславовна учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района...
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconИспользование информационных технологий в обучении биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Батайск (мбоу сош №4 с углубленным...
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Паспорт кабинета биологии
...
А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла Е. А. Филиппова, О. В. Ямукова моу «сош №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары»
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами