Урок биологии 9класс icon

Урок биологии 9класс



НазваниеУрок биологии 9класс
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

МКОУ «Медвежинская СОШ»


Открытый урок биологии


9класс


Тема: Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека.

(урок в нетрадиционной форме)


Подготовила и провела:

учитель биологии Косарева Наталья Михайловна

Цель:

Определить место человека в системе животных.

Найти в строении человека признаки, доказывающие его происхождение от животных.

Найти в строении человека признаки позволяющие говорить о его происхождении от обезьян.


Задачи урока:

познакомить учащихся с историей изучения проблемы происхождения человека;

показать родство человека с животными на основе сравнения;

объяснить качественное отличие человека от животных;

подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции;

показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.


Оборудование:

рисунки, таблицы, модели головного мозга разных классов хордовых: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;

скелет человека;

таблица «Эволюция кровеносной системы хордовых»;

объемная таблица «Развитие эмбрионов позвоночных».


План урока

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа

  3. Общий план строения скелета человека в сравнении с другими позвоночными. (Беседа с демонстрацией)

  4. Рассказ-быль. (Автор Косарева Н.М)

  5. Закрепление

  6. Домашнее задание



Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

Эволюция человека – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный (Homo sapiens).

Происхождение человека – один из основных мировоззренческих вопросов с древнейших времен. Поэтому попытки понять и объяснить, как возник человек, множество. Корни этих попыток уходят в далекое прошлое. Древние легенды связывали возникновение первых людей с реальными природными и социально-экономическими условиями. По мифологии жителей тропических стран, человек вообще произошел из влажной земли при участии солнечного тепла. Северные народы считали своими предками оленя, медведя, а занимающиеся рыбным промыслом полагали, что их род начинается от рыб и моржей. Таких примеров много.

В каждом периоде времени мы находим свои объяснения этому процессу.

Но, нет предела человеческому разуму, и мы можем стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелями новых замечательных открытий, по этому вопросу. Как же возник вид, обладающий таким разумом?

Ведь споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле.

Да и каждый из вас, я думаю, тоже не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных.


^ 3. Общий план строения человека в сравнении с другими позвоночными

Опираясь на материалы сравнительной анатомии, эмбриологии и немногочисленные данные палеонтологии, Ч.Дарвин убедительно доказал родство человека с человекообразными обезьянами и высказал принципиально важное положение: ни одна из ныне живущих обезьян не может считаться предком человека, а представляет собой как бы его «двоюродного брата».

Учитывая, систематическое положение рода Человека и изучив черты сходства человека с животными можно сделать вывод о его происхождении. Современная биологическая наука располагает рядом доказательств, указывающих на происхождение человека от животных.

Вот доказательства происхождения человека от животных, которые мы уже получили от ученых:

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;

Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

^ Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.


^ 4. Рассказ - быль

Рассказать хочу рассказ,

И напомню в нем сейчас,

Что недавно изучали,

Да, наверно все вы знали,

Что животный мир велик,

И планеты нашей лик,

Изменён, лишь человеком,

Остановимся на этом…..


Но с научной точки точно,

Вам запомнить надо прочно,

Тип, конечно, Хордовых,

Класс Млекопитающие,

А отряд всего – приматы,

Хоть мы этому не рады,

Ну, а если скажем так,

По строению мы прочно

С ними рядышком стоим,

И об этом говорим.


Отличаемся сознанием,

и, конечно, воспитанием,

А еще отличие в том,

что нас общество вскормило,

И к труду нас приучило,

Научило говорить,

Думать, мыслить, и творить.

То есть стали мы людьми,

И как тут уж не крути,

Отличаемся мы сильно,

От лесных зверей сейчас,

Мы ведь долго рядом жили

Много-много лет назад….


Это было в XVII веке

В общем когда-то, давным –давно,

К.Линней поместил человека,

В группу приматов поставил его.

Тут и Ламарк не отстал от Линнея

Первым, первым он написал,

Что произошел человек

От обезьяноподобных предков,

И это он доказал….


Предки лазать уже перестали

Стали жить на грешной Земле,

А это совсем уж другое дело,

Пришлось ему выпрямлять свое тело,

В руки взять палку, стопу изменить,

И, в обществе, равных, стадами жить.

В этом процессе, долгом и трудном

Звуками, жестами не обойтись,

И вот поэтому речь появилась,

И предок наш заговорил.


Вот уж и ходит почти нормально,

В руках уж гарпун, иль камень какой,

И никакой уже не примат он,

Только очень сутулый еще.

Хоть и с животными он распрощался,

Но общее что- то осталось еще…

Об этом нам, говоря атавизмы и рудименты его.

Вот разберем мы сейчас атавизмы…

Такое в природе бывает подчас,

Порою рождаются люди на свете

Отличающиеся чем –то, от нас.

Тело их все шерстью покрыто

Или появляется человечек с хвостом,

Или вдруг он рождается почему – то

На груди с лишним соском.

А рудименты – это аппендикс,

Он ведь утратил значенье свое.

Третье веко у человека,

В углу глаза найдете его.

Все эти факты изложены точно,

Чтоб объяснить их, пришли мы в класс,

Только своим происхождением от животных,

Мы и доказали это сейчас.


Сходства в зародышах много находим…..

Это и в развитии яйца,

Оплодотворении, и дроблении,

Жаберные щели, сердце, клоака,

Развитие мозга из пузыря,

И много – много чего другого

Что повторяется в каждом из нас,

То, что происходило в филогенезе,

онтогенез повторяет все в нас.


Среди обезьян есть разные виды:

Гориллы, гиббоны, орангутанги

и шимпанзе-

И в каждом из них мы находим что- то,

Чем мы чуточку похожи на них.


Но предкам своим мы благодарны…..

Что за много- много лет…..

В процессе эволюции животного мира,

Мы стали такими, какие есть.

Выжили сильные, смелые, ловкие,

Или лучше приспособленные подчас,

А отбирала сама природа,

И отвергала кого – то из нас.


Ведь человеком становится тот,

Кто только в обществе нашем живет.

Даже если, рожден - человеком,

Но, попадаешь в стадо зверей,

Уже не быть тебе человеком,

Как бы ты этого не хотел.


Сказка иль быль,

Правда, иль небыль-

Все это было, очень давно,

Предки далекие человека,

Какими вы были, и от чего,

Что вас заставило так измениться……

Годы, природа иль что –то еще,

Иль не хотели вы покориться

Дикой природе, искали свое

Место. Которое заняли прочно,

Выше средь всех существ на Земле

И поскорее взялись за природу,

Видоизменяя, покоряя и уничтожая её!


5. Закрепление

(Вопросы учащимся)

* На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих?

* Назовите признаки человека, которые указывают на его близость к человекообразным обезьянам.

* По какому признаку орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека относят к типу хордовых, подтипу позвоночных?

* Почему эти организмы относят к классу млекопитающих?

* На основании каких признаков орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека объединяют в отряд приматов?

Вывод

^ Основными итогами эволюции человека являются:

1.Возникновение прямохождения, и, как следствие, расширение и укрепление таза, освобождение рук для труда;

2. Облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;

3. Противопоставление большого пальца;

4. Изготовление и использование орудий труда, сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности;

5. Совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи);

6. Прогрессивное развитие головного мозга;

7. Возникновение абстрактного мышления.


^ 6.Домашнее задание:

Изучить текст на стр.166-170 § 45. Ответить на вопросы и

заполнить таблицу:

Научные данные, свидетельствующие о единстве происхождения человека от животных



Примеры

Сравнительно-анатомические:

- общие черты строения

- рудименты

- атавизмы






Эмбриологические




Физиологические













Похожие:

Урок биологии 9класс iconУрок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош»
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии...
Урок биологии 9класс iconУрок биологии: практика и творчество
Педагогическое сопровождение научно-исследовательской и экспериментальной работы по биологии
Урок биологии 9класс iconУрок по биологии и физической культуре «Мышцы. Функции мышц»
Данный урок в курсе биологии проводится по теме «Опора и движение» в середине второй четверти и соответствует теме «Гимнастика» по...
Урок биологии 9класс iconКонспект урока по биологии для 9 класса «Строение клетки»
...
Урок биологии 9класс iconКонспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология
Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии
Урок биологии 9класс iconУрок информатика биология в 6 классе учитель информатики Н. А. Медведкова, учитель биологии Т. В. Шпарбер
Образовательная: познакомить учащихся с основными логическими приемами формирования понятий (на примерах из курса биологии, раздел...
Урок биологии 9класс iconУрок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.)
Тема: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском...
Урок биологии 9класс iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала А. Д.)
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала...
Урок биологии 9класс iconМишутина Наталья Николаевна, учитель математики 9класс Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка урок 1 Цель
Цель: ввести понятие комбинаторной задачи, рассмотреть задачи с учетом и без учета порядка
Урок биологии 9класс iconУрок биологии в 5 классе по учебнику Н. И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (фгос) Тема: «Значение живых организмов в природе и жизни человека» Цели
Обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н. И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (фгос)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами