Урок на тему icon

Урок на тему



НазваниеУрок на тему
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

МОУ «Бурдинская средняя общеобразовательная школа»


УРОК НА ТЕМУ:






Составила учительница русского языка и литературы

Левашова Е.П.



- Ребята, сегодня тему урока я хочу назвать: « Одна запятая, две запятые, ноль запятых при причастном обороте». В процессе урока вы поймёте, почему я так сделала.

Цель урока:

1) Cоздать на уроке ситуацию, требующую обоснования причины различного количества запятых для выделения причастного оборота;

2) Развивать умение «монтировать» предложение и текст;

3) Подвести учащихся к выводу об определительной (пояснительной, уточняющей) роли причастного оборота в предложении, тексте.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Разберёмся с запятыми

1. Вначале вспоминаем, что такое причастный оборот, причастие, как не перепутать причастие с прилагательным (сочетание с причастием легко перестроить в глагольное: опавшие листья – листья, которые опали…). Говорим о выделении запятыми, причастного оборота, стоящего после определяемого слова.


2. На доске записаны три предложения:

Кошка вышла из маленького чердачного окна на листы крыши, освещённые луной.

На листы крыши, освещённые луной, из маленького чердачного окна вышла кошка.

На освещённые луной листы крыши из маленького чердачного окна вышла кошка.


Чтение предложений, беседа:

- Что общего и различного в этих предложениях? (^ Это одно и то же предложение, только причастный оборот находится в разных местах).

- Выделим причастный оборот и главное (определяемое) слово.

- Подсчитайте количество запятых в каждом предложении. Вы догадались, от чего это зависит? (^ От места, который занимает причастный оборот: в начале предложения, в середине или в конце его, перед определяемым словом или после него).

- Прочитаем ещё раз последнее предложение. Вы уловили паузу после слова крыши? Вот вам ещё одно подтверждение, что не обязательно на месте паузы ставится запятая: запятая ставится по правилам!

3. А сейчас по аналогии с предыдущим примером попытайтесь сами переконструировать предложение.

Я запомнил только кадр с медленно поворачивающимся земным шаром.

(И это, и все другие предложения и тексты урока взяты из произведений Ю.Олеши).

Учитель помогает ученикам справиться с затруднениями. При проверке выясняем, что предложение ^ Кадр с земным шаром, медленно поворачивающимся, запомнил только я имеет уже совсем другой смысл, так как ограничительно-выделительная частица только стоит не на своём месте.

4. Выводы из этой части урока. Ответ на вопрос учителя: почему нынешний урок я назвал «Одна запятая, две запятые, ноль запятых»?


II. ^ А подать сюда причастный оборот!

1. Из данных предложений «выпали» причастные обороты. Попробуйте вернуть их на «законное». А в какую часть предложения – определяйте по существительному, значение которого нужно пояснить с помощью причастного оборота.

^ Я стал гладить кота.

В темноте передней на уважительной высоте висела треугольная морда кота с глазами.

Он воспитывал лисицу.

Можно представить себе эти глазки с огоньками свечек!

Причастные обороты для вставки: отражающие в них; лежавший на сундуке в чужой квартире; случайно оказавшийся у него; светившиеся зеленоватым светом.

(Примечание: и здесь, и далее материалы для работы распечатаны для каждого ученика).

Выводы: что внесли причастные обороты в предложения? (Мы узнали, где лежит кот, каков цвет его глаз, узнали, что делали огоньки свечек и другие. Кроме того, второе предложение без причастного оборота вообще неграмотно построено: висела морда кота с…глазами!)


Вот какие получились предложения:

  • Я стал гладить кота, лежавшего на сундуке в чужой квартире.

  • В темноте передней на уважительной высоте висела треугольная морда кота с глазами, светившимися зеленоватым светом.

  • Он воспитывал лисицу, случайно оказавшуюся у него.

  • Можно представить себе эти глазки, с отражающимися в них огоньками свечек!

(Примечание: и здесь, и далее мы объясняем и расстановку знаков препинания.)

2. А сейчас задание потруднее. Прочитайте предложения:

^ Вдруг мяч потухавший за полосами облаков взлетел высоко и вбок.

По всему небу были рассыпаны редкие звёзды выброшенные чьи-то мощным и нерассчитанным ударом.

^ Я помню какие-то балясины приехавшие из Сибири. (Балясина – точечный столбик перил, ограды).

Тонущая в траве тетя добродушно участвует в рукоделии с сестрой-гимназисткой.

Все причастные обороты вроде бы здесь на месте, только смысла всё равно никакого нет. С чего бы это?

- Да здесь причастные обороты перепутались, не в те предложения попали!

- Молодцы, ребята, вот вы и верните их куда надо!

ПРОВЕРКА. Приведём предложения без «причастнооборотной путаницы»:

  • Вдруг мяч, выброшенный чьим-то мощным и нерассчитанным ударом, взлетел высоко и вбок.

  • По всему небу были рассыпаны редкие звёзды, потухавшие за полосами облаков.

  • Я помню какие-то балясины, тонущие в траве.

  • Приехавшая из Сибири тётя добродушно участвует в рукоделии с сестрой-гимназисткой.

3. Продолжаем работу с «перепутавшимися» причастными оборотами, Только уже не в отдельных предложениях, а в целом тексте. Вот этот текст:

Я однажды шёл из гостей по тёмной лестнице, ночью, и вдруг услышал движение побежавшее от руки. И в тот момент, когда вернее всего было ожидать нападения, удара чем-нибудь смертельным, моей руки коснулось что-то тёплое. Это тоже меня испугало, но живущий в этом парадном и знающий меня испуг уже по дороге к мозгу превратился в умиление и в радость. Я понял, что это маленькая собачка Джек быстро приблизившаяся ко мне. Так вместо наибольшего врага, которого я по законам должен был встретить, я встретил наибольшего друга.

(В тексте опущены знаки препинания при причастных оборотах, то же можно сделать и в отношении сложных предложений.)

Авторский вариант текста:

Я однажды шёл из гостей по тёмной лестнице, ночью, и вдруг услышал движение, быстро ко мне приближавшееся. И в тот момент, когда вернее всего было ожидать нападения, удара чем-нибудь смертельным, моей руки коснулось что-то тёплое. Это тоже меня испугало, но побежавший от руки испуг уже по дороге к мозгу превратился в умиление и радость. Я понял, что это маленькая собачка Джек, живущая в этом парадном и знающая меня. Так вместо наибольшего врага, которого я по законам должен был встретить, я встретил наибольшего друга. (Ю.Олеша)

4. И последняя работа. В этом тексте пропущены причастные обороты. Попробуйте найти для них «подходящее» место.

Причастные обороты для вставки: рождающийся под моим карандашом; изображающий солдат; наблюдавший за моим рисованием; замеченный мной тогда; соединившийся под прямым углом; сказавший мне.


Когда я, ещё совсем маленький мальчик, рисовал русских солдат в бою с японцами, то тогда мне никак не казалось, что я рисую нечто неправильное: я был убеждён, что линии есть именно линии.

Взрослые видели совсем не то, что видел я. Мне даже представляется, что я поймал какое-то юмористическое переглядывание взрослых. Да и кроме того, я помню до сих пор колено одного из солдат – оно было просто неким прямым углом, двумя линиями. Словом, было всё же у меня прозрение, что я рисую ерунду…


^ III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

1. Обобщающая беседа:

Верно ли утверждение «Причастный оборот всегда выделяется двумя запятыми»?

Какую роль выполняет причастный оборот в тексте?

2. Если причастный оборот нужен для пояснения, уточнения главного слова, то вот вам домашнее задание: напишите к следующему уроку рассуждение «Чего бы я не узнал (не понял) без причастных оборотов?» (на основе последнего текста).

3. Задание тем, кого увлекала проделанная работа: выпишите из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро» все предложения с причастными оборотами, распределите их в три группы (в соответствие с местом причастного оборота), составьте словарный диктант на правописание причастий и других слов – это будет вашей маленькой «курсовой» работой к концу года.



Похожие:

Урок на тему iconУрок в 10 классе на тему
Открытый урок на тему: Фотосинтез. Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей
Урок на тему iconУрок чтения и музыки на тему: «Полюбуйся, весна наступает»
Развивать читательские умения и навыки, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тему
Урок на тему iconУрок на тему : «Доріг багато-твоя єдина!» Мета
Учитель: Шановні батьки,учні! Сьогодні в усіх школах нашої країни проводиться перший урок на тему: «Доріг багато-твоя єдина!»,присвячений...
Урок на тему iconУрок на тему: „Комплексна характеристика електроенергетики України"; Урок на тему: „Комплексна характеристика чорної металургії України"

Урок на тему iconРазработка урока по теме «путешествие колобка» Урок окружающего мира в 1-м классе по программе «Школа 2100» на тему: «Путешествие колобка»
Урок по содержанию с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, музыка). При изучении темы на уроке используется презентация,...
Урок на тему iconПояснювальна записка Урок з природознавства на тему "Як дикі тварини захищаються. Охорона тварин"
...
Урок на тему iconУрок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман»
Сегодня мы знакомимся с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Обратите внимание на тему: это психологический роман. Как...
Урок на тему iconУрок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе. Тема урока: Четырехугольники
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе
Урок на тему iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Урок на тему iconУрок по математике на тему «Все действия в пределах 100»
Этот урок? Как называется этот урок? Чему вы учитесь на уроках математики? (Дети садятся за парты)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами