Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература icon

Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература



НазваниеЛекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекции


ЛЕКЦИЯ № 10




КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА




ПЛАН ЛЕКЦИИ



Введение

1. Понятие и виды конкуренции.

2. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции.

3. Антимонопольные органы, их функции и полномочия.

Заключение

Литература


 

ВВЕДЕНИЕ


Конкуренция играет фундаментальную положительную роль в рыночной экономике, подчиняя товаропроизводителя диктату, запросам покупателя, создавая для него возможность выбора, ограничивая рост цен, стимулируя повышение качества товаров и услуг, оказывая основополагающее влияние на поведение и стратегию субъектов предпринимательства. Ограничение конкуренции, возникновение монополистических структур ослабляет действие этих факторов и меняет ситуацию, сопровождается неэффективностью и недопроизводством, ослаблением стимулов к совершенствованию для предпринимателей и ростом цен. В этой связи существует целый ряд злоупотреблений и правонарушений, совершаемых в целях получения выгод от ограничения конкуренции.

Проблема осложняется особенно высокой степенью концентрации промышленности и уровнем монополизации в российской экономике (по сравнению с передовыми, экономически развитыми странами), доставшимися в наследство от советской экономической системы. Поэтому проблема защиты конкуренции, преодоления монополистических тенденций, предотвращения недобросовестной конкуренции, развития полнокровного, конкурентного рынка стоит в России весьма остро и требует специального рассмотрения.


  1. ^ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ


 Конкуренция  - состязательность на рынке. Антимонопольное законодательство определяет конкуренцию как ситуацию, при которой свободные действия каждого субъекта рынка ограничивают возможности отдельных из них влиять на цены и другие рыночные параметры (на общие условия обращения товаров). Для конкуренции характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на конкретном рынке, идет постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей, у которых есть возможность выбора.

Конкуренция является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, освоении технических новинок и инноваций. В макроэкономическом масштабе конкуренция способствует рациональному размещению ресурсов и приспособлению производства к потребностям, выраженным в денежном спросе. Сила конкуренции контролирует и направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. В современной экономике прогресс без здоровой конкуренции просто немыслим.

Одной из важнейших задач реформирования российской экономики в 1990-е г.г. стали демонополизация и развитие конкуренции. Наряду с разгосударствлением и приватизацией они составили ядро реформ.

Развитие конкуренции и демонополизация экономики обеспечиваются, с одной стороны, развитием предпринимательства, с другой - существованием антимонопольного законодательства, исполнение которого контролируется Министерством по антимонопольной политике. В этом плане субъектами, обеспечивающими создание конкурентной среды, являются как предприятия (отечественные и иностранные), так и государство (в лице антимонопольных органов).

Конкуренцию классифицируют по трем основным признакам: по правовому признаку, по форме и по степени конкурентности рынка.

По правовому признаку различают добросовестную и не добросовестную (см. далее).

По форме различают ценовую и неценовую конкуренцию.

 При  ценовой конкуренции  основным способом соперничества является снижение цен производителем на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. Предприятие может в этом случае либо использовать преимущество более низких издержек производства, либо сознательно идти на снижение прибыли. Ценовая конкуренция - наиболее простой вид конкуренции. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

Неценовую конкуренцию подразделяют на несколько видов: функциональная, видовая, скрытая ценовая, по качеству, по послепродажному обслуживанию.

 Функциональная конкуренция  имеет место в том случае, когда одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью разных товаров/услуг: прослушивание пластинок или посещение концерта, просмотр телевизионной программы, видеокассеты или посещение кинотеатра, и др. Это товары-конкуренты, альтернативно используемые при организации досуга человека.

 Видовая конкуренция  - выпуск аналогичных товаров разными фирмами или одной фирмой, но разного оформления (например, автомобили одного класса, но с разной отделкой).

 Скрытая ценовая конкуренция  имеет место в том случае, если повышение качества и улучшение потребительских свойств новых товаров происходит быстрее, чем растет их цена.

 Другие формы неценовой конкуренции характеризуются тем, что основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация фирмы- изготовителя и т.п.

По степени конкурентности рынка различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию. Разновидностями последней являются олигополия, олигопсония, монополия, монопсония и монополистическая конкуренция.

 Совершенная (чистая) конкуренция  означает, что ни один участник конкуренции не в состоянии оказывать влияние на складывающуюся рыночную цену, на решения, принимаемые другими участниками. Равновесная цена устанавливается независимо от решений отдельных продавцов и покупателей. Совершенная конкуренция есть полный диктат потребителей над производством.

Выделяют следующие  признаки чистой конкуренции :

* относительная однородность продукции (услуг);

* неограниченное число участников конкуренции, продавцов и покупателей;

* свободный доступ на рынок и свободный выход из него, минимальный уровень "входных барьеров";

* мобильность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, их свободный перелив из одной отрасли хозяйства в другую.

* относительно полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, конъюктуре, ценах и т.п.;

* эффект отдачи от масштаба выражен относительно слабо.

 Олигополия - наиболее распространённая форма конкуренции, когда имеется нескольких крупных фирм, контролирующих производство и сбыт продукции. Каждая из них ведет самостоятельную рыночную политику, но при этом все они зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Олигополия является преобладающей формой рыночной конкурентной структуры в современной высокотехнологичной экономике. Олигопольными отраслями являются автомобильная, нефтехимическая, сталелитейная отрасли промышленности и др.

Негативным последствием олигопольной структуры производства является появление предпосылок для монополистического сговора предприятий, но такого рода действия пресекаются антимонопольным законодательством.  Монополия  характеризуется наличием одного единственного продавца/производителя. Её разновидностью является двусторонняя монополия  - противоборство на определенном рынке единого поставщика и объединённого покупателя.

Следует отметить при этом, что крупное производство является необходимой базой научно-технического прогресса, достижения конкурентноспособности производимой продукции. Тенденции к паразитизму, застою, диктату появляются только в том случае, когда у него нет серьезных конкурентов. В такой ситуации необходимо вмешательство государства - через антимонопольные органы, а также с помощью привлечения на внутренний рынок иностранных конкурентов. При этом многие крупные корпорации отличаются на самом деле конкурентным поведением, так как не ограничивают сферу своего влияния внутренним рынком, а на внешнем неизбежно сталкиваются с конкуренцией и вынуждены вступать в борьбу.

  Олигопсония  - ситуация на рынке, при которой нескольким крупным покупателям противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония может перерасти в  монопсонию, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов (рынок единоличного покупателя). Типичными примерами монопсонии являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, закупка вооружений.

 Монополистическая конкуренция  возникает в условиях дифференциации продукта, когда каждая разновидность базового изделия производится одной отдельно взятой фирмой, что делает предприятия в известном смысле монополистами, но в узких границах.

Следует подчеркнуть, что достаточно часто олиголия, монополия, олигопсония, монопсония, двухсторонняя монополия обусловлены спецификой технологии и/или ограниченностью спроса, поэтому могут быть экономически оправданными.

Монополия как случай полного отсутствия конкуренции требует более подробного рассмотрения. С точки зрения природы, причины возникновения выделяют три вида монополии:

*  открытая  (временная)  монополия  - фирма временно вырывается вперед, осваивает производство и/или сбыт нового изделия;

*  закрытая  (искусственная)  монополия  - монополист защищён от конкурентов легальными (юридическими) барьерами или незаконными действиями;

* естественная монополия.

Согласно соответствующему федеральному закону  естественная монополия  - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении други-ми товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (низкая эластичность спроса по цене). Таким образом, в случае естественной монополии оптимальные границы фирмы совпадают с масштабом отрасли или превышают его в силу действия эффекта масштаба производства.

Ситуация естественной монополии наблюдается в следующих сферах (объекты естественной монополии):

* транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

* транспортировка газа по трубопроводам;

* услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

* железнодорожные перевозки;

* услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

* услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существующее в РФ специальное федеральное законодательство в области естественных монополий определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
^




Конкурентноспособность товара и предприятия.



Понятие конкурентноспособности товара является комплексным и не может быть сведено только к технико-экономическим показателям изделия.

 ^ Конкурентноспособность товара  есть совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, выгодно отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей покупателя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это - способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Укажем основные  факторы конкурентноспособности товара.

(1). Качество товара как основной (наряду с ценой) фактор конкурентноспособности. Составными элементами, формирующими качество товара, являются:

* техникоэкономические показатели и эксплуатационная характеристика;

* надежность, долговечность;

* материалоемкость;

* экологические показатели (удовлетворение требованиям защиты окружающей среды);

* технические показатели, учитывающие свойства и способности человеческого организма (освещение, шум, вибрация и т.п.);

* эстетические свойства (внешняя форма, привлекательность, дизайн и т.п.);

* обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара

* и др.

(2). Затраты на производство и реализацию продукции (от которых в значительной степени зависит уровень цен).

(3). Скорость доставки товара покупателю, организация сервиса.

(4). Репутация фирмы.

(5). Порядок компенсации ущерба, выплаты страховки, обмена бракованного товара на качественный.

(6). Умелое использование в собственных изделиях хорошо зарекомендовавших себя в глазах потребителей узлов, агрегатов других, престижных фирм.

(7). Стохастические (случайные) факторы.

В конечном счете совокупность перечисленных факторов фокусируется в таком комплексном показателе конкурентноспособности товара, как  цена потребления. Этот показатель складывается из двух составных частей:

(а) затраты на покупку товара (цена);

(б) расходы на эксплуатацию, использование товара в течение всего срока его службы (технический уход, ремонт и др.).

Цена потребления, как правило, намного выше продажной. Например, в цене потребления грузового автомобиля продажная цена в среднем составляет не более 15-20 %, самолета - 10-12 %, бытового холодильника - 8-10 %. Поэтому самый конкурентноспособный товар не тот, который имеет минимальную продажную цену, а тот, у которого минимальная цена потребления в течение всего срока службы.

В завершение остановимся на характеристике такого понятия, как конкурентноспособность фирмы. Конкурентноспособность товара и конкурентноспособность фирмы - понятия взаимосвязанные.  Конкурентно-способность фирмы  есть её потенциал выживаемости в конкурентной борьбе.

Отрасли и предприятия можно в зависимости от их конкурентноспособности разбить на три группы:

1-я группа: отрасли и предприятия, конкурентноспособные либо могущие стать конкурентноспособными на мировом рынке. Им необходимо дать широкую свободу в перестройке собственной внутренней структуры, сняв ограничения на рост концентрации производства. Сюда можно отнести и естественные монополии, по отношению к которым применяются традиционные в мировой практике методы государственного регулирования;

2-я группа: отрасли и предприятия, которые не выдерживают конкуренции с импортными товарами. Здесь необходимо обращать особое внимание на факты недобросовестной конкуренции, которая может получить широкое распространение;

3-я группа: отрасли и предприятия, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции. Это, прежде всего, касается производства скоропортящейся, труднотранспортируемой продукции (овощи, фрукты, виноград, масло-молочные продукты и др.).

Основными  факторами, определяющими конкурентноспособность фирмы, являются:

* конкурентноспособность товара, о которой говорилось выше;

* маштабы деятельности фирмы (объем продаж, доля на рынке, динамика развития фирмы и др.);

* эффективность производственной деятельности (величина прибыли, производительность труда и др.);

* авторитет, известность фирмы, ее имидж;

* диверсификация продукции. Выражается в расширении ассортимента, т.е. в производство значительного числа модификаций одной и той же продукции;

* диверсификация производства. Выражается в расширении номенклатуры изделий/услуг в целом - переход от односторонней, часто базирующейся на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Диверсификация производства позволяет компенсировать падение сбыта на одном рынке его увеличением на других рынках. Благодаря этому диверсифицированные предприятия в целом оказываются более устойчивыми и конкурентноспособными по сравнению с уз-коспециализированными;

* восприимчивость к научно-техническому прогрессу, закрепление в определённой нише рынка. В современном быстроменяющемся мире поиск ниши рынка - процесс динамичный. Одним из способов выбора ниши рынка для предприятия является внедрение нововведений по реализации своей продукции и услуг. Умение торговать, сбывать свои изделия - очень важная часть бизнеса, иной раз куда более важная, чем собственное производство. Поэтому, не овладев умением торговать, фирма обречена на неудачу в поисках рыночной ниши.

Свою нишу рынка можно отыскать в отрасли или сфере бизнеса, где на какое-то время ослабла конкуренция. Здесь необходимо, не теряя времени, внедрится в эту сферу. Для успешного внедрения, кроме всего прочего, требуется способность нестандартного мышления, изрядное воображение, широта взгляда на сферу хозяйственной деятельности своего предприятия;

* мониторинг (изучение) конкурентов.

Слежение за конкурентами преследует следующие цели:

* систематизация реальных и потенциальных конкурирующих товаров и услуг по основным направлениям деятельности фирмы;

* постоянное исследование всех конкурирующих товаров и услуг на предмет выявления сильных и слабых сторон и перспективных возможностей;

* определение настоящих и вероятных будущих конкурентов;

* выявление и анализ всех необходимых данных о конкурентах, их текущем состоянии, перспективных планах и т.д.;

* формирование прогнозных сценариев вероятного поведения, стратегии и тактики конкурентов.

Данные о конкурирующих фирмах непрерывно обновляются, а прогнозные сценарии могут уточняться с частотой до одного месяца в зависимости от динамичности отраслей и рынков.

Следует отметить, что нередко фирмы часть информации о собственной деятельности стараются не афишировать, скрывают от конкурирующих фирм, относя ее к коммерческой тайне. Прежде всего, это касается научно-исследовательских и опытно-конструкторных работ (НИОКР), новинок в области технологии, организации производства и труда. В таких случаях фирмы-конкуренты в целях получения достоверной информации не брезгуют запрещенными способами ее добывания. Подобные действия конкурентов часто квалифицируются как про-мышленный шпионаж.

Данные мониторинга конкурентов могут представлять профессиональный интерес и для правоохранительных органов, поскольку свидетельствуют как о позитивных процессах на предприятии, так и о процессах негативного, криминального характера.


^ 2. ПРИЗНАКИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ, МОНОПОЛИЗМА

И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ


Монополизм в российской экономике, унаследованный от командно-административной системы, имеет ряд особенностей, главными из которых являются следующие.

(1). Проникновение во все стадии бизнес-цикла. Если в странах с развитой рыночной экономикой монополизм в основном проникает в производство, да и то лишь отчасти, то в нашей экономике монополизированы значительная часть не только производства, но и сферы сбыта. Многие крупные российские предприятия традиционно являются абсолютными монополистами, производящими и реализующими до 100 процентов продукции на республиканском и местных товарных рынках.

(2). Исключительно высокий уровень монополизации федерального и региональных товарных рынков.  Федеральный товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров в пределах границ РФ, а региональный товарный рынок  - сферу обращения товаров в пределах границ субъекта федерации, региона, области.

В целях поддержания конкурентного режима и ограничения свободы действий предприятий-монополистов федеральное антимонопольное законодательство оперирует такими понятиями, как доминирующее положение, монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция.

Согласно федеральному законодательству о конкуренции и ограничении монополистической деятельности  доминирующее положение на рынке  возникает (или может возникнуть), на одну фирму приходится 65 % и более всего рыночного товарооборота. Территориальные границы рынка при этом определяются исходя из экономических возможностей покупателей приобретать товары данного круга производителей. В отдельных случаях ФАС может уменьшить (ужесточить) данный общий критерий доминирующего положения, но не ниже 35 %.

Доминирующее положение не считается незаконным и само по себе не подлежит санкциям.

Под  монополистической деятельностью  понимаются различного рода действия, направленные на ограничение и/или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является незаконной и подлежит санкциям. Она имеет три формы:

* злоупотребление доминирующим положением со стороны хозяйствующих субъектов;

* согласованные действия субъектов предпринимательства;

* действия органов государственной власти, направленные на ограничение и/или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность в форме злоупотребления доминирующим положением квалифицируется по следующим признакам:

* ограничение и прекращение производства товаров без согласия потребителей и при наличии возможности производства;

* нарушение сложившихся связей с потребителем и отказ от заключения договора с ним;

* изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке и/или повышения цен;

* навязывание контрагенту невыгодных ему условий договора, в частности, согласие заключить договор при условии включения в него товаров, не требующихся потребителю;

* включение неблагоприятных условий в договоры с отдельными потребителями (дискриминация);

* необоснованное повышение свободных цен и превышение верхних пределов регулируемых цен;

* создание препятствий другим хозяйствующим субъектам для входа на рынок.

Монополистическая деятельность в форме согласованных действий субъектов предпринимательства квалифицируется по следующим признакам:

  • раздел рынка по территориальному принципу;

  • согласование цен (тарифов) и скидок (надбавок) к ним;

  • и др.

Наряду с монополистической деятельностью, большой вред экономике приносит недобросовестная конкуренция субъектов предпринимательства – незаконное получение конкурентных преимуществ. Это могут быть действия по дискредитации конкурентов, наносящие ущерб их деловой репутации или прямые финансовые убытки. Признаки такого рода действий:

* распространение ложных и неточных сведений о конкуренте;

* введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;

* незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки, а также государственных пробирных клейм;

* реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

* искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;

* некорректное сравнение товара, другие варианты  неправомерной рекламы ;

* получение, использование, разглашение научно-технической, производ-ственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Предприятия, допускающие случаи монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, подлежат санкциям со стороны антимонопольных органов.

^ 3. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ,  ИХ ФУНКЦИИ

И  ПОЛНОМОЧИЯ


Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства образован специальный орган исполнительной власти - Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) РФ и ее территориальные отделения. До 1998 г. это был Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, до 2004 г. - Министерство по антимонопольной политике (МАП).

В своей деятельности ФАС руководствуется законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. литературу). ФАС РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба РФ, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Численность работников центрального аппарата министерства составляет 350 человек, а общая численность работников аппарата территориальных управлений - 2500 человек.

Для разработки мер по совершенствованию функционирования рынка, развития конкуренции, научного обеспечения деятельности министерства по антимонопольной политике при нем создаются и действуют экспертные советы, куда, кроме работников ФАС, входят ученые и специалисты, работники министерств, ведомств и др.

Кроме того, в состав ФАС входят три управления по контролю за естественными монополиями:

* управление по контролю за естественными монополиями в сфере топливно-энергетического комплекса (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по их передаче);

* управление по контролю за естественными монополиями в транспортной сфере (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, морских и речных портов, аэропортов);

* управление по контролю за естественными монополиями в сфере связи (электрическая и почтовая связь).

Территориальные управления министерства по антимонопольной политике работают в тесном сотрудничестве с департаментами и депутатскими комиссиями местных органов власти и управления. Они разрабатывают программы демонополизации на своих территориях.

При ФАС РФ образован фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Он является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и служит для финансирования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности.

Источниками формирования средств являются:

* ассигнования из федерального бюджета РФ;

* доходы и иные поступления от деятельности фонда;

* средства, привлеченные путем выпуска и распространения облигаций фонда;

* добровольные взносы, благотворительные пожертвования и иные незапрещенные источники.

 Основные функции ФАС РФ.

(1). Контроль за соблюдением антимонопольного законодательтва и его совершенствование.

Факты нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на основании заявлений, которые подаются в ФАС РФ (или территориальное управление) в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению.

(2). Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

(3). Недопущение участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

Указанным лицам запрещено:

* заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

* иметь в собственности предприятия;

* самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, хозяйственного товарищества или общества;

* занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

(4). Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Например, хозяйствующие субъекты для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна и т.п. представляют в ФАС ходатайство о даче согласия с необходимым обоснованием.

(5). Контроль крупных продаж и покупок акций, могущих привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Так, приобретение хозяйствующим субъектом, охватывающим более 35% рынка, определенного товара, акций, паев, долей участия в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, работающего на том же товарном рынке, а также покупка юридическим лицом или гражданином контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, осуществляется с предварительного согласия ФАС.

(6). Ведение ФАС  Государственного Реестра предприятий - монополистов.

Основаниями для включения в Реестр могут быть данные Госкомстата РФ (ведет статистическую отчетность по всем хозяйствующим субъектам), обществ защиты прав потребителей, средств массовой информации, результатов мониторинга, а также обращений отдельных хозяйствующих субъектов по поводу нарушений антимонопольного законодательства.

В Реестр включаются те предприятия - монополисты, которые должны находиться под контролем антимонопольных органов. Контролируются цены, объемы производства, номенклатура и ассортимент продукции. Предприятие - монополист не имеет права уменьшать объемы производства по своему усмотрению, изменять цены, номенклатуру продукции и т.п. Территориальные управления по антимонопольной политике регулярно вносят в Реестр изменения и дополнения. Например, если удельный вес продукции предприятия на рынке уменьшается ниже определенного уровня, то такое предприятие может быть исключено из Реестра и, наоборот, если удельный вес повышается, то предприятие вносится в Государственный Реестр предприятий-монополистов. Об этом антимонопольный орган сообщают предприятиям-монополистам, а также информируют Гомкомстат, Минэкономики, Минфинансов, местные органы власти и управления.

Естественно, предприятия - монополисты не заинтересованы в том, чтобы их вносили в Государственный Реестр. Чтобы этого избежать, они идут на различные ухищрения вплоть до предложения взяток. Отсюда вытекает важность контроля со стороны государства за правильным ведением Реестра предприятий-монополистов.

(7). Защита прав потребителей.

Если хозяйствующие субъекты допускают злоупотребления в ценообразовании, нарушая антимонопольное законодательство, то покупатель вправе обратиться с заявлением в любое территориальное управление ФАС РФ. К заявлению прилагаются подтверждающие документы (подлинник или копия): товарный или кассовый чек на купленный товар, название нарушителя-изготовителя продукции или нарушителя-продавца и т.п.

(8). Борьба с региональным монополизмом.

Это не только экономическая, но и политическая задача. Она особенно актуальна для России, включающей в свой состав большое количество субъектов федерации. Некоторые субъекты федерации пытаются ограничивать ввоз и ввоз отдельных товаров, что тормозит формирование единого экономического пространства и затрудняет борьбу с монополизмом вообще и региональным монополизмом в особенности.

В этой связи органам власти и управления запрещается:

* устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующим субъектам за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

* необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере;

* устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ в другой или иным образом ограничивать эти права хозяйствующего субъекта;

* давать хозяйствующему субъекту указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;

* необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов.

Для выполнения вышеперечисленных функций ФАС наделяется определенными полномочиями. В частности, ей предоставлены права:

* давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного закона, о принудительном его разделении и т.п.;

* давать органам управления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений и т.п.;

* принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц за нарушение закона;

* обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, а также участвовать при рассмотрении в суде и арбитраже дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

* направлять в Правительство предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства;

* давать рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

* разрабатывать и осуществлять меры по демонополизации производства и обращения, принимать участие в составлении федеральной и местных программ демонополизации экономики;

* направлять в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Лица, уполномоченные ФАС России, имеют право беспрепятственного доступа в министерства, ведомства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами. Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию. Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подлежат разглашению. В противном случае ФАС РФ возмещает причиненные убытки.

ФАС РФ может принять решение о принудительном разделении хозяйствующих субъектов при наличии одного или нескольких следующих условий:

* возможность организационного и/или территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

* отсутствие тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений и др.

Однако не подлежат разукрупнению естественные (технологические) монополии, где сохранение монополизма экономически оправдано. Естественные монополии должны находится лишь под жестким антимонопольным контролем государства.

Основными мерами пресечения монополистической деятельности предприятий являются ограничение уровня рентабельности и декларирование предприятиями-монополистами каждого очередного повышения цен на товар монопольного рынка. Хотя, как показывает практика, ограничение уровня рентабельности не достигает поставленной цели. Чтобы подогнать рентабельность под ограничительную планку, производитель, как правило, наращивает себестоимость продукции за счет применения более дорогого сырья, повышения заработной платы и других издержек. Да и другой ограничитель - декларирование цен - в сложившихся условиях обладает невысокой эффективностью, что объясняется высокими темпами инфляции, вольно или невольно заставляющими предприятия быть участниками систематической "гонки" цен.

Поэтому борьба с монополизмом в нынешних условиях должна ориентироваться не столько на ограничительно-запретительные методы, сколько на развитие конкуренции, на вовлечение в конкурентную борьбу не только отечественных, но иностранных товаропроизводителей.

Важным аспектом деятельности ФАС является контроль за рекламированием ценных бумаг. ФАС обязано выявлять и пресекать рекламу эмитентов, которые допускают такие нарушения, как:

* объявление твердых гарантий в высокоэффективной деятельности эмитента, реализующего ценные бумаги;

* отсутствие в рекламе информации о дате и номере регистрации выпуска ценных бумаг, о месте их регистрации и адресе, где можно ознакомиться с условиями выпуска;

* предоставление гарантий о размерах дивидендов по обыкновенным акциям;

* рекламирование ценных бумаг до регистрации проспектов их эмиссий;

* умолчание хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.

ФАС осуществляет следующие меры по отношению к субъектам, нарушающим законодательство РФ о рекламе:

* предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы;

* направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламора-спространителям предписания о прекращении нарушений законодательства о рекламе;

* направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

* направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Следует отметить, что особой спецификой обладают методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, на чём следует остановиться подробнее.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, конкуренция в рыночной экономике, играет заметную роль в экономическом развитии, сохраняет важнейшее место в рыночном механизме. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, вымывают неэффективные звенья.

Конкуренция воплощает в себе стихийно регулирующее (саморегулирующее) начало. Силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно сказать, что конкуренция с ее безжалостными законами - главный двигатель современного прогресса.

Государство продолжает играть активную роль в регулировании конкуренции, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от него во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения честной конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большой степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу - служить главным двигателем развития российской экономики и ее составляющих.

 

ЛИТЕРАТУРА



1. ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

4. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник для ВУЗов. – М: ИНФРА-М, 2008.

  1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций. – М: ИНФРА-М, 2008.

  2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2007.

  3. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебник для ВУЗов; 3-е издание. – М: Финансы и статистика, 2007.

  4. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: учебник для ВУЗов. – М: ИНФРА-М, 2006.

  5. Ширенбек Х. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов; 15–е издание. – СПб.: Питер, 2005.






Похожие:

Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconСодержание введение Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок Функции психотерапевтических сказок диагностические возможности сказок сказка как инструмент психокоррекции заключение литература введение
«сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как к «детскому» методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconЗадача 1 Заполните таблицу «Виды рынков и их особенности»
Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconМарка Васильевича Желнова. Вводные замечания: в предыдущей лекции
В предыдущей Лекции, рассказывалось о том, что такое философия. Мы сформулировали основные положения философии 21 века. Но они не...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconЛекция Конкуренция Поговорим о конкуренции которая является двигателем научо-технического процессом. Рассм. Модели, методы. Рассм. Четыре основных вопроса, типы рыночных структур
Поговорим о конкуренции которая является двигателем научо-технического процессом
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconЛекция Введение в теорию конкуренции
Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Очевидно, что только выход на рынок...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconКурс лекций по курс "история экономических учений" Составила: ст преподаватель Бортникова Л. П. Киев 2001
Охватывает период так называемой “экономики свободной конкуренции”. В этот период на арену экономических достижений выходит классическая...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconСодержание Основные виды бизнес-тренинга 6 Заключение 12 Введение
...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconI. Общие положения в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
Конституции РФ. Отсюда возникает необходимость чёткого закрепления в законодательстве компетенции местного самоуправления, полномочий,...
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconКонспект доклада
Потенциальные возможности новых сервисов Интернет в создании условий свободной конкуренции
Лекции введение Понятие и виды конкуренции. Признаки доминирующего положения, монополизма и недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы, их функции и полномочия. Заключение Литература iconУрок на тему «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» 23 Заключение 27 Литература 28 введение
Чтобы понять связь технологии с наукой и обществом, их влияние друг на друга и на природную среду, необходимо уяснить сущность технологии,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами