Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» icon

Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран»



НазваниеРекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран»
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу

«Страноведение англоговорящих стран»


Лекция в вузе – главное звено дидактического цикла обучения. Целью лекции является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Как правило, традиционная вузовская лекция строится по следующей схеме:

  1. На вводном этапе устанавливаются связи с содержанием предыдущих лекций, формулируются задачи, кратко характеризуется обсуждаемая проблема, проводится литературный обзор.

  2. В ходе изложения основного содержания производится анализ понятий и фактов, демонстрируются наглядные пособия, характеризуются различные точки зрения на проблему, определяется точка зрения лектора, делаются частные выводы.

  3. На заключительном этапе формулируется основной вывод, даются методические советы студентам, даются ответы на вопросы студентов.

Современная лекция должна отвечать ряду требований:

  • нравственная сторона лекции, информативность и научность;

  • доказательность и аргументированность;

  • наличие убедительных примеров, фактов, обоснований, научных доказательств;

  • эмоциональность изложения;

  • активизация мышления аудитории, постановка вопросов для размышления;

  • четкая структура и логика;

  • методическая обработка – выведение главных мыслей и положений подчеркивание выводов;

  • ясность и доступность изложения, разъяснение новых терминов и названий;

  • использование по возможности аудиовизуальных средств обучения.


Качество современной лекции оценивается по следующим критериям:

  1. Содержание (соответствие современному уровню развития науки, активизация мышления, освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой);

  2. ^ Методика чтения лекции (четкая структура и логичность, следование плану, сообщение новых терминов и понятий, аргументированность, выделение главных мыслей и выводов, использование приемов закрепления, подведение итогов, применение опорных материалов);

  3. ^ Руководство работой студентов на лекции (контроль за конспектированием, обучение методике записи и помощь в этом, использование аудиовизуальных средств, просмотр конспектов, использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки и т.п., диалог со слушателями);

  4. ^ Лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, внешний вид, умение наладить контакт с аудиторией);

  5. Результативность (информационная ценность, воспитательный эффект достижение дидактических целей).

Традиционная, наиболее обобщенная, классификация форм проведения лекции выглядит следующим образом:

- базисная или лекция-монолог;

- проблемная или лекция-диалог;

- лекция-объяснение проблемы;

- сочетание этих форм.

Однако требования современной вузовской дидактики диктуют необходимость разнообразить формы лекционной работы. Ю.Н. Бабаев предлагает следующую классификацию видов лекций:

  1. ^ Проблемная лекция, которая подразумевает изложение материала, носящего проблемный характер. В начале такой лекции раскрывается история проблемы, сопоставляются различные точки зрения на нее, ставится вопрос для самостоятельного решения студентами. Далее создается проблемная ситуация, выдвигается гипотеза, аудитории предоставляются недостающие знания. Затем лектор раскрывает ход решения проблемы, формулирует метод решения задачи, выдвигает новые варианты решения задачи.

  2. Лекция-визуализация, которая представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд служит опорой практических действий. Наглядность не только дополняет словесную информацию, но и сама является носителем содержательной информации. Лектор комментирует визуальные материалы, которые обеспечивают:

- систематизацию имеющихся знаний;

- усвоение новой информации;

- создание и разрешение проблемной ситуации.

В такой лекции важны:

- логика, ритм подачи материла, его дозировка;

- мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.

  1. ^ Лекция вдвоем, которая является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Диалог должен демонстрировать культуру дискуссии, вовлекать в обсуждение студентов.

  2. ^ Лекция с заранее запланированными ошибками призвана активизировать внимание студентов, развивать их мыслительную деятельность, формировать умение выступать в роли экспертов. Изначально в материал лекции закладывается определенное количество ошибок (содержательных, методических, поведенческих). Список ошибок предоставляется студентам в конце лекции. По ходу изложения студенты должны фиксировать ошибки и называть их в конце. Такая лекция выполняет стимулирующую, контрольную, диагностическую функцию.

  3. ^ В ходе лекции-пресс-конференции студенты письменно задают вопросы преподавателю по данной теме (в течение 2-3 минут). Преподаватель сортирует вопросы по содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается в виде связного текста, в процессе изложения формулируются ответы на вопросы. В начале изучения темы такая лекция позволяет выявить круг интересов, возможности аудитории. В середине курса она позволяет привлечь внимание студентов к узловым моментам. В конце курса используется для определения перспектив использования усвоенного материала.

  4. Лекция-гипертекст строится по следующей схеме: 1)организация деятельности (формулировка темы, предъявление текста); 2) озвучивание гипертекста; 3) структурирование гипертекста (студенты делят текст на части, составляют план прямо в тексте, многократный просмотр способствует механическому запоминанию);

4) групповая работа над вопросами к тексту: подготовка вопросов, обмен вопросами, коррекция; 5) индивидуальное контрольное задание.

Применение лекции-гипертекста эффективно не зависит от предмета и вида текста, позволяет запомнить и систематизировать большой объем материала, сложного для самостоятельного изучения.

  1. ^ Электронные лектории позволяют решить проблемы визуализации новой информации. Их проведение требует технического оснащения, тщательной подготовки и навыков использования технических средств обучения.

  2. ^ Дискуссия + мини-лекция позволяет оживить и разнообразить занятие. Смена темпа, темы вида деятельности способствует более продуктивной деятельности как аудитории, так и лектора. Переход от лекции к дискуссии активизирует внимание студентов, позволяет высказать свою точку зрения, стимулирует познавательную деятельность аудитории.

В курсе ^ Страноведение англоговорящих стран возможно использование различных типов лекций в зависимости от презентуемого материала, однако специфика курса подразумевает обилие наглядности (карт, портретов политических деятелей и выдающихся деятелей культуры, особенностей ландшафта, архитектуры и т.п.) поэтому сопровождение лекций видео презентациями в Power Point является желательным.

Широкое использование активных форм обучения, в частности инновационных форм проведения лекций, развивает познавательную активность студентов, формирует способность к самоорганизации и самообразованию.

^ При подготовке рекомендаций использовано пособие «Основы вузовской дидактики: материалы к лекциям» /Г.С. Трофимова. Ижевск: УдГУ, 2007. 69 с.


Рекомендации по проведению семинарских занятий

по курсу Страноведение англоговорящих стран


Семинар - одна из форм учебного процесса, при которой преподаватель организует дискуссию по отдельным вопросам темы.

Целями семинара являются:

  1. углубленное изучение теоретического материала;

  2. формирование навыка переработки научных текстов, развитие критичности мышления;

  3. развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей;

  4. формирование навыка публичных выступлений и защиты своей точки зрения.

  5. Основными задачами семинара являются:

  6. углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

  7. формирование способностей рассуждать и размышлять;

  8. формирование умений самоорганизации деятельности.


Тип и методика проведения семинара определяется ведущей задачей. В соответствии с этим Б.Е. Хаев выделяет три основных типа семинаров:

  1. Семинары по углублению и расширению знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Такие семинары проводятся в форме коллективного обсуждения докладов и сообщений, подготовленных студентами. В результате осуществляется переход к оперированию знаниями, установлению системных связей.

  2. Семинары по формированию мыслительных способностей студентов, на которых учебный материал представлен в форме проблем, которые решаются студентами под руководством преподавателя.

  3. Семинары по формированию умений самоорганизации деятельности подразумевают анализ студентами своих умений и включение их в освоение методики эффективного планирования. Выполнения, анализа, контроля и оценки деятельности.


Наиболее распространенными являются следующие виды семинаров:

  1. семинар-конференция позволяет связать теоретические вопросы с практикой работы специалиста;

  2. семинар-дискуссия, проблемный семинар позволяет активизировать инициативу студентов в поиске материала и в ходе обсуждения;

  3. вопросно-ответная форма используется для обобщения пройденного материала;

  4. развернутая беседа на основе плана используется при освоении трудного материала;

  5. обсуждение кинофильмов, оформление текстового материала в таблицы, схемы и т.п.;

  6. учебно-ролевые игры позволяют имитировать ситуацию профессиональной деятельности переводчика, обращая внимание на такие факторы как дефицит времени, отсутствие словаря, необходимость соблюдать нормы этикета и др.

В ходе подготовки к семинару необходимо сформулировать тему, цель и задачи занятия. Исходя из этого, а также из характера информации избирается форма проведения семинара. В плане указываются вопросы для обсуждения, литературные источники (с учетом новизны), сформулировать критерии оценки выступлений. Также необходимо представить вопросы для контроля и дополнительный материал. План в письменном виде предоставляется студентам заранее. После проведения семинара проводится анализ его эффективности.

При подготовке рекомендаций использовано пособие «Основы вузовской дидактики: материалы к лекциям» /Г.С. Трофимова. Ижевск: УдГУ, 2007. 69 с.




Похожие:

Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconРекомендации по подготовке и проведению совещаний
В настоящих рекомендациях определены процедуры подготовки и проведения совещаний
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconЮзао гбоу сош №1273 с углубленным изучением английского языка «Экологическое страноведение»
«Экологическое страноведение» как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению проблем экологии на английском языке
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconУчебно-методическое пособие (конспект лекций) по курсу "информатика" для студентов специальности
Поэтому освоение современной компьютерной техники и методов программирования является одной из основных задач при подготовке специалистов...
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconКонспект лекций Херсон 2002 Конспект лекций разработал зав каф доц к. т н. Герасимович Л. М. Конспект лекций рекомендован для студентов по специальности 050206 "Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятий"
Охватывает рынки всех стран. Внутренний – национальный валютный рынок в пределах государства
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconМетодические рекомендации по проведению урока. Цели урока: Продолжить формирование правовой культуры учащихся
Собственность как экономическая категория появилась вместе с человеческим обществом
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconМоу гимназия №2 г. Брянска страноведение. Наиболее эффективные приемы и типы упражнений. Разработал: Учитель английского языка Смирнова О. Г
«Зарубежная литература» (входящих в учебную программу), и «The Spirit of Russia», «Культура родного края на английском языке» (являющихся...
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconМетодические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н. Н. Подъякова, Ф.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает...
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconРекомендации по подготовке к гиа в 9 классе по русскому языку
При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными...
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconПрактические работы «Внешняя политика России в ХIХ в.»
России для 8 класса. В пособии содержатся план и рабочие задания для выполнения практических работ по истории внешней политики России...
Рекомендации по подготовке и проведению лекций по курсу «Страноведение англоговорящих стран» iconРекомендации по использованию дистанционных технологий при подготовке к егэ по информатике
В россии все больше внедряется практика оценивания выпускников школ методом сдачи егэ. В этом году впервые массово будет сдаваться...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами