Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей
Дата17.10.2016
Размер
ТипИнструкция

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 10

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8-ми заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

^ Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.




A1



В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1)

начАли

2)

килОметр

3)

бралА

4)

алфАвит




A2



В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?


1)

На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.

2)

Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге.

3)

Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.

4)

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.




A3



Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1)

гора апельсинов

2)

ихние дела

3)

более честно

4)

попробует торт




A4



Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

^ Находясь в пути,


1)

мне приснился сон.

2)

всегда думаешь о доме.

3)

нам приносили свежие газеты.

4)

всегда вспоминается дом.



A5



Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


1)

Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

2)

Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.

3)

М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».

4)

Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведений.


Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.


(1)… (2)Две группы этих красавцев обитают летом в раз­ных частях Сибири. (3)Восточносибирская популя­ция журавля, который гнездится на северо-восто­ке Якутии, сравнительно многочисленна и на­считывает до трёх тысяч птиц. (4)Зимовать якутс­кие журавли направляются в Восточный Китай, на озеро Поянг. (5)По принятой в Красной книге Рос­сии классификации восточносибирская популя­ция стерха относится к третьей категории (ред­кие виды и популяции), что означает сравнитель­но благополучное положение. (6)… в после­дние годы люди активно осваивают места зи­мовок белых журавлей и развивают там интен­сивную хозяйственную деятельность, а значит, скоро журавлю негде будет переждать холода.



A6



Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


1)

Генетическое разнообразие – это своего рода гарантия выживаемости биологического вида.

2)

Белые журавли, или стерхи, – птицы редкие.

3)

Белый журавль не встречается на территории России.

4)

Российские биологи ведут работу по восстановлению популяций  исчезающих видов птиц.


A7



Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?


1)

Однако

2)

Вследствие этого 

3)

Потому что

4)

Например,



A8



Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


1)

популяция гнездится (предложение 3)

2)

который гнездится (предложение 3)

3)

означает положение (предложение 5)

4)

осваивают места (предложение 6)



A9



Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.


1)

сложное бессоюзное

2)

сложносочинённое

3)

простое осложнённое

4)

сложноподчинённое





A10



Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИНЯТОЙ в предложении 5.


1)

качественное прилагательное

2)

деепричастие

3)

относительное прилагательное

4)

причастие




A11



Укажите значение слова ОСВАИВАТЬ в предложении 6.


1)

учиться чему-либо

2)

включать в круг своей хозяйственной деятельности

3)

чувствовать себя свободно, привычно

4)

постигать что-либо



A12



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.


1)

1, 3

2)

2

3)

2, 3

4)

1, 2, 3




A13



В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


1)

выг..рать, ук..зательный, м..ксималист

2)

пол..гаться, бог..тейший, выр..зительность,

3)

прик..снуться, оф..рмление, разно..бразие

4)

хар..ктеризовать, отл..чительный, л..гичность


A14



В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?


1)

во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать

2)

пр..ложение, пр..озёрный, пр..огромный

3)

пред..стория, без..дейный, не..звестный

4)

з..частую, н..илучший, поз..вчера




A15



В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?


1)

проветр..шь, пересмотр..нный

2)

скаж..шь, изобража..мый

3)

терп..шь, предрасполож..нный

4)

знаком..шься, неотъемл..мый




A16



В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А.

перестра..ваться  

Б.

неуслужл..вый

В.

почу..вший

Г.

стро..вой




1)

А, В, Г

2)

А, Б, Г

3)

А, Б

4)

В, Г




A17



В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?


1)

Месяца (не)было на небе, и звёзды ярко светили.

2)

До Нового года (не)больше недели.

3)

Бабушка, (не)смотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

4)

Серёжа (не)торопясь перевернул страницу.


A18



В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


1)

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) чувствовалось, что им обоим хорошо – и ПО(ТОМУ) именно хорошо, что они вместе.

2)

ЧТО(БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО сохранял спокойствие.

3)

А вечером он сидел опять ЗА(ТЕМ) же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, ПО(ЧЕМУ) ему так хорошо в этом доме.

4)

Хижинка наша из досок да фанеры, ПО(ЭТОМУ) в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.


A19



Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

^ В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции ( ) и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.


1)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.




A20



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.


1)

1, 2, 3, 4

2)

1, 4

3)

1, 2, 3

4)

2, 3, 4




A21



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Норма человеческой жизни (1) по мнению Гончарова (2) есть повторение нормы природной, суть которой – в поэтической преемственности, незаметном, но (3) конечно (4) неизбежном накоплении новых качеств.


1)

2, 3, 4                          

2)

1, 2

3)

1, 2, 3, 4                    

4)

3, 4




A22



Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1)

Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2)

На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

3)

На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

4)

Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.


A23



Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Трудно пришлось павлоградским гусарам в Шенграбенском бою 4 ноября 1805 года: полк был окружён и отрезан от своих, гусарам пришлось пробиваться к армии Кутузова сквозь вражеские ряды.


1)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.





A24


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^ Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

1)

1, 2

2)

2, 3

3)

1, 4

4)

3, 4





A25


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.


1)

1, 2, 4, 5

2)

2, 3, 4

3)

1, 2, 5

4)

1, 3, 4



A26


В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)

Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистской традиции.

2)

Ручная художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, который уходит своими корнями в глубокую древность.

3)

Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

4)

Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.



A27


Прочитайте текст.

Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?


1)

Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

2)

Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

3)

Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

4)

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.


Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

(2) – Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

(4) – Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

(7) – Понимаю, – сказал я.

(8) – Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё  на  свете  можно изменить, но только не то, что ты уже  сам  сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

(14) – Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.      

(16)Он помолчал.

(17) – У меня мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку – она в первом классе училась – и поехала. (19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

(25) – Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь…

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (33)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает – мало ли…

(По А. Геласимову*)

*Геласимов Андрей Валерьевич (родился в 1966 г.) – филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.



A28



Что имел в виду герой рассказа, когда говорил о «семейных делах» (предложение 2)?


1)

Совместное управление семейным капиталом и связанные с этим проблемы.

2)

Проблемы, связанные с тем, что члены одной семьи живут в разных городах.

3)

Отношения между детьми с большой разницей в возрасте.

4)

Духовные отношения между членами семьи.




A29



Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4 – 12?


1)

описание

2)

повествование и описание

3)

описание и рассуждение

4)

рассуждение




A30



Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.


1)

1

2)

2

3)

17

4)

38



Часть 2


При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.


Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.




B1



Укажите способ образования слова ПЕРЕСАДКА (предложение 19).




B2



Из предложений 19 – 20 выпишите все предлоги.




B3



Из предложений 4 – 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.


Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.




B4



Среди предложений 22 – 30 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.




B5



Среди предложений 25 – 32 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.




B6



Среди предложений 32 – 44 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

B7



Среди предложений 38 – 47 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.


Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.





B8



«Речь главного персонажа характеризуют такое лексическое средство, как _____ («позабыть», «заскочил», «ломался»), и такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложение 40). Серьёзное отношение героя-рассказчика к произошедшей с ним истории подчёркивает такое лексическое средство, как _____ («умом» – «сердцем» в предложениях 8 – 9), а такой троп, как _____ (предложение 33), отражает состояние героя во время встречи с матерью».


Список терминов:

1)

сравнение

2)

контекстные антонимы

3)

синонимы

4)

литота

5)

синтаксический параллелизм

6)

диалектизм

7)

разговорные слова

8)

риторическое восклицание

9)

ряд однородных членов



^ Часть 3


Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.




C1



Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или
не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 41 задание
Включает 32 задания. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 41 задание
Включает 33 задания. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 2 частей
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Охватывает все обитаемые континенты. (5)Главный пшеничный пояс протягивается в северном полушарии, меньший по размерам – в южном....
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconСочинение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Первая часть работы
Гиа по русскому языку в официальных документах (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена)
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей iconТест по русскому языку
Тест состоит из 30 вопросов. На его выполнение отводится минут. Задание рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами