Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» icon

Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград»



НазваниеИнновационный проект: «Пайдея – малый наукоград»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград»

организация образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях малого города.

Актуальность разработки проекта.

Современному информационному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, умеющие осуществлять свою деятельность на высоком научном уровне. Общество нуждается в молодых ученых, способных обеспечить его функционирование и дальнейшее развитие. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах, где отсутствуют собственные научные кадры, Но, к сожалению, научная деятельность уже давно не входит в десятку самых популярных профессий у одаренных детей, мало кто из них выбирает путь ученого. Поэтому перед педагогическим сообществом стоит задача формирования собственной интеллектуальной элиты, можно даже сказать, что одаренные дети - самый выгодный инвестиционный проект сегодняшнего времени.

Конечно, создать «фабрику» ученых невозможно, ведь путь научного открытия сугубо творческий, но создать условия для раскрытия их творческого потенциала, мотивировать детей на исследовательскую деятельность, подвести их к открытию нового, мы можем.


^ Описание инновационного проекта


1. Название инновационного проекта: «Пайдея – малый наукоград» - организация образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях малого города.

2. Данный проект направлен на комплексное решение проблем: разработки методик и выбора оптимальной институализированной формы организации исследовательской деятельности старшеклассников (ИДС), трансляции содержания научной традиции, передового опыта формирования исследовательских умений старшеклассников (ИУС), составляющих основу ИДС, в образовательные учреждения города; недостаточной компетентности большей части педагогов в осуществлении руководства ученическими исследованиями; создания межшкольной коммуникативной среды по ИДС; не развита система стимулирования одарённых детей – выделение грантов, стипендий и др.


Научное общество учащихся «Логос» Центра развития творчества детей и юношества

Разработка и реализация программы формирования ИУС, организации НОУ по модели научной школы, методик, локальных актов НОУ, экспертиза ИДС, мониторинг ИУС, координация деятельности всех субъектов образовательного пространства

Отдел образования МО «г.Кувандык и Кувандыкский р-н»

Система переподготовки кадров – руководителей ИДС, система конкурсов и конференций, системы поощрений (грантов, премий и т.д.)

Школа№1, Станция юных натуралистов

Отработка механизма ИДС в области исторического и религиозного краеведения, этнографии и экономической географии

Школа №2, Дом школьника

Отработка механизма ИДС в области экологии, химии и биологии

Гимназия №1, ЦРТДЮ

Отработка механизма ИДС в области гуманитарных дисциплин

Лицей №2

Отработка механизма организации ИДС на уроках
Данный проект, инициированный дидактической позицией, предполагает создание сетевой инфраструктуры, в рамках

которой каждый субъект разрабатывает одно или несколько направлений: Таблица 1.

«Пайдея – малый наукоград»



Рис. 1. Участники проекта Направления деятельности участников проекта

Инновационный проект задействует около 150 старшеклассников - членов НОУ «Логос», и более 50 педагогов – руководителей исследовательских работ учащихся, специалистов, членов администрации.

3. Цель – формирование образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях малого города.

4. Задачи инновационного проекта:

  • разработать институализированную форму организации ИДС – научное общество учащихся (НОУ) - по модели научной школы в условиях малого города;

  • откорректировать обучающие программы по формированию ИУС, создать методическую и дидактическую базы обеспечения ИДС;

  • создать систему подготовки педагогов в качестве руководителей ИДС;

  • уточнить параметры мониторинга и определить эффективность проводимого процесса.

5. Ожидаемые результаты от внедрения инновационного проекта:

- совершенствование системы работы с одарёнными детьми;

- повышение качества подготовки специалистов для работы с одарёнными детьми;

- оснащение и материально – техническая поддержка образовательных учреждений, входящих в образовательное пространство «Пайдея- малый наукоград»;

- развитие исследовательской культуры всех участников проекта;

- распространение опыта работы научного общества учащихся, построенного по модели научной школы, как институализированной формы процесса формирования ИУС;

- создание технологии городской инновационной сети исследовательской деятельности: системы конкурсов и конференций, научных семинаров, очно-заочной школы по обучению методологии научного творчества и т.д.;

- издание сборника методик в помощь руководителю исследовательской деятельности;

- издание сборника лучших исследовательских работ членов НОУ;

- разработка и утверждение Региональной программы развития исследовательской деятельности старшеклассников.

6. Актуальность разработки.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила одну из основных задач, стоящих перед системой образования в условиях экономических и социально-культурных трансформаций в стране - формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. С 1994 года в России реализуется программа «Одарённые дети», в которой указывается, что развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одарённых. Организация исследовательской деятельности старшеклассников образовательных учреждений г. Кувандыка является составной частью системы работы с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми. От нашего понимания феномена исследовательской деятельности, отношения к нему, готовности к формированию соответствующих умений у учащихся зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их физического выживания и социальной адаптации в условиях новизны и неопределенности. Освоение учащимися разных типов деятельности (в частности, исследовательской) является ключевым условием развития универсальных компетенций и способностей, а также способом самореализации личности.

Однако успешная реализация ИДС в условиях небольшого провинциального города или села при отсутствии вузов и собственных научных кадров весьма проблематична. Решение проблемы видится в создании образовательного пространства, некоего малого наукограда, «пайдеи»1, по развитию ИДС. Подобный образовательный городок в условиях малого города, где нет ни вузов, ни научных кадров, позволит создать среду для «выращивания» будущих ученых.

7. Новизна.

Организация образовательного пространства по развитию ИДС в условиях малого города предполагает единство формы и содержания и включает в себя следующий комплекс:

1) научное общество учащихся, организованное по модели научной школы, членами которого являются учащиеся младшего, среднего и старших звеньев, педагоги, занимающиеся исследовательской деятельностью, родители. Филиалы НОУ, расположенные в ОУ города, отрабатывают определенное направление в ИДС;

2) программу формирования исследовательских умений старшеклассников в НОУ на трех уровнях: уровне операций, тактики и стратегии исследовательской деятельности школьников;

3) локальные акты НОУ, методики, рекомендации по формированию ИУС; 4) систему мониторинга и диагностический инструментарий эффективности развития ИДС;

5) систему подготовки руководителей исследовательских работ учащихся по краткосрочным программам;

6) материально-технические и информационно-технологические ресурсы проводимых исследований: лаборатории с соответствующим оборудованием, компьютеры и др. техника с программным обеспечением, фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т.д.

В основу данного комплекса легли следующие теоретические положения:

- Исследовательские умения старшеклассников формируются в процессе учебно-исследовательской деятельности, образцом для которой выступает научное исследование. Особенности учебного исследования: педагогическое руководство процессом исследования, объективная или субъективная новизна продукта исследования, необязательность публикации результатов исследования, научно- публицистический стиль изложения результатов учебного исследования, возможность профессионального самоопределения субъекта деятельности. Основными принципами учебно–исследовательской деятельности являются принципы: иерархичности, самоорганизации, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, сотрудничества, индивидуализации, продуктивности.

- В структуре ИУС по уровню организации деятельности выделяются операционные, тактические и стратегические исследовательские умения. Их перечень представлен в Приложении 1.

- Формой институализации процесса формирования ИУС является научное общество учащихся, организованное по модели научной школы в единстве ее проектно-исследовательского и учебно-исследовательского аспектов.

- При формировании операционных ИУС используются подготовительные, вводные, пробные и тренировочные упражнения. Тактические ИУС формируются с помощью творческих упражнений в виде решения проблемных ситуаций. При формировании стратегических исследовательских умений старшеклассников используются творческие упражнения в виде самостоятельного учебного исследования.

8. Содержание проекта.

1) Базовым звеном проекта «Пайдея – малый наукоград» является научное общество учащихся «Логос» Центра развития детей и юношества. НОУ – это добровольное творческое объединение старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. Признаки научной школы - наличие лидера, программы, непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности– имеют в НОУ свою специфику и особенности.

^ Наличие лидера – в НОУ роль лидера имманентна руководителю общества. Функциональные позиции руководителя НОУ: организатор, исследователь, наставник, коллега.

^ Наличие программы - В проектно-исследовательском аспекте модели научной школы в НОУ такой программой является авторская программа Кожуховой М.Ю. по формированию исследовательских умений старшеклассников «Основы учебного исследования» (Приложение 1). Программой реализации учебно-исследовательского аспекта НОУ выступает совокупность программных документов, определяющих совместную деятельность педагога и ученика по проведению конкретного исследования (Индивидуальная программа исследования, Индивидуальный план исследователя, План работы педагога по руководству исследованием, График консультаций и т.д.).

В качестве методического инструментария исследований выступают теоретические и эмпирические методы.

^ Внутренним стандартом оценки деятельности НОУ, характеризующим его как учебно - исследовательскую модель научной школы, является продукт этой деятельности - исследовательская работа учащегося или группы учащихся. Качество этой работы определяется ее соответствием определенным требованиям, зафиксированным нормативными документами и локальными актами НОУ (см. Приложение 2).

^ Внутренним стандартом оценки деятельности НОУ как модели проектно-исследовательской научной школы являются исследовательские умения старшеклассников, успешность формирования которых определяется достигнутым уровнем: уровень операций, тактики или стратегии.

^ Непосредственное общение коллектива НОУ осуществляется через пространственное и временное соприсутствие; единство цели; организацию и управление деятельностью; разделение функций, действий, операций; наличие межличностных отношений. Пространственное и временное соприсутствие всех членов НОУ обеспечивается на заседаниях, проводимых, как правило, один раз в неделю в форме лекции, беседы, семинара, игромоделирования, дискуссии, диспута, тренинга, интеллектуального марафона, конференции, конкурса, консультации, исследовательской экспедиции и т.д.

Организация и управление деятельностью НОУ представлены на схеме (см. Рис.2)

Функциональная позиция руководителя НОУ в проектно–исследовательском аспекте определяется как «организатор – проектировщик», научное руководство которого способно создать в научном обществе рефлексивную развивающую среду. Распределение

функций в НОУ (учебно-исследовательский аспект) при проведении исследования может происходить различным образом (в зависимости от поставленных задач, индивидуальных особенностей участников и т.д.) Например, в триаде при организации обсуждения возможны следующие роли - функции:

  • «ведущий» - его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы, вовлечь в него всех членов группы. Назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников сотрудничества;

  • «аналитик» - анализирует высказывания, задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы;

  • «протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы, именно он обычно представляет НОУ позицию группы.

В группе с бо́льшим количеством участников могут добавиться роли:

  • «генератор»- излагает свое видение проблемы, произносит все, что ему известно или неизвестно по теме;

  • «наблюдатель»- в его задачи входит оценка участия каждого члена группы;

  • «скептик» - подвергает все сомнению, приводя контраргументы и т.д.

Межличностные отношения мы рассматриваем в НОУ в двух позициях: «по горизонтали» - между равными (ученик-ученик, учитель-учитель) и по «вертикали» - между начальниками и подчиненными (учитель-ученик, руководитель НОУ - учитель, руководитель НОУ - ученик). Как показывает опыт, «по горизонтали» эти отношения носят неформальный характер и расцениваются как отношения «коллега-коллега». «По вертикали» отношения приобретают более официальный статус: «наставник-младший

товарищ». Таким образом, налицо наличие всех признаков научной школы в НОУ «Логос».


Рис. 3 Внешние и внутренние связи базового звена проекта


Отдел образования АМО Кувандыкский р-он


Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

НОУ других городов


Музеи, архивы, библиотеки



Образовательные учреждения

Города (школы, УДО)


НОУ


«Логос»

Ассоциация

«Оренбургский университетский

(учебный) округ»




Религиозные и общественные организации

^

Областной дворец творчества детей и молодежи им. Поляничко и др. УДО





промыш. и с\х предприятия района


семья


Вузы Оренбурга

редакция

Областные, Российские, Международные конкурсы, конференции и т.д.



Пайдея – малый наукоград

Структура управления:

Мэр: исполнительная власть, осуществляет организационно – координирующие функции. Совет старейшин – законодательная власть, разрабатывает локальные акты, учреждает

гранты, утверждает планы. Министерство образования: разрабатывает программы, проводит конференции и т.д. Министерство культуры организует обще-просветительские и

Рис. 4 Структура управления

культурно-массовые мероприятия жителей наукограда. Министерство науки налаживает связь с вузами и научными кадрами, проводит экспертизу исследовательских работ, обеспечивает трансляцию научного опыта. Министерство информации распространяет информацию о научных открытиях в мире, о проводимых конференциях и семинарах, публикует исследования жителей Пайдеи. Министерство внутренних дел курирует отношения субъектов образовательного пространства: школ, библиотеки, редакции, отдела образования и т.д. Министерство иногородних дел обеспечивает связь жителей Пайдеи с НОУ др. городов, участие членов НОУ в Областных Всероссийских конференциях и т.д.

2) Программа «Основы учебного исследования» построена с позиции личностно-деятельностного подхода с учетом механизма формирования ИУС в научном обществе учащихся и включает следующие разделы: пояснительную записку, тематическое плани-рование по курсу, номинативное содержание программы, методические рекомендации учителям- руководителям исследовательских работ учащихся (Приложение 2)

3) При реализации программы необходимо учитывать следующее: исследование процесс творческий и научить ему, как учат конкретным видам деятельности, невозможно. Можно создать лишь условия, инициирующие исследования учащихся. Формирование исследовательских умений является одним из основных условий успешности исследовательской деятельности старшеклассников. Однако, чем выше уровень формируемых умений: уровень операций, тактики или стратегии- тем меньше они поддаются научению и алгоритмизации. Эффективность процесса формирования исследовательских умений зависит от индивидуальных особенностей обучаемого: памяти, внимания, мышления, воображения, способностей и т.д. Учитель должен владеть культурой исследовательской деятельности.

На основе этих положений были разработаны рекомендации для учителей, реализующих программу «Основы учебного исследования» в НОУ:

- Учет индивидуальных особенностей учащихся; направленности личности, устойчивости интересов, запаса знаний, опыта творческой деятельности.

- Постоянная работа педагога по самообразованию, формирование культуры научно-исследовательской деятельности.

- Доминирующий метод обучения по программе первого года – групповая, а затем индивидуальная деятельность учащихся по выполнению упражнений, второго года обучения- групповая и коллективная деятельность по разрешению ситуаций, и третьего года – индивидуальная, групповая и коллективная деятельность по проведению учебного исследования.

- Обеспечение широкого общения учащихся и педагогов в рамках НОУ.

- Сотрудничество учителя и учащихся при выполнении заданий на основе субъект- субъектных отношений.

- Совместная деятельность учащихся по созданию банка информации, которым может воспользоваться каждый член НОУ.

- Создание ситуации успеха, вера в способности учеников.

4) Целью проводимого нами мониторинга является определение эффективности процесса формирования ИУС, построенного на использовании программы «Основы учебного исследования» в НОУ. Для достижения этой цели в ходе мониторинга решались следующие задачи: определение соответствия исследуемых параметров принятой норме; выявление устойчивых тенденций в процессе формирования исследовательских умений; выявление проблем (факторов и условий), препятствующих эффективности данного процесса; коррекция обучающей программы, плана работы и управленческих решений; уточнение параметров мониторинга и определение параметров эффективности проводи-мого процесса. Критерием сформированности ИУС может служить успешность выполнения ими соответствующих упражнений. При этом успешность выполненных упражнений мы определяем тремя уровнями: низкий, средний и высокий (Приложение 4)

5) Курсы повышения квалификации направлены на подготовку руководителей ИДС из числа педагогов и проводятся по программам: «Исследовательская работа в научном обществе учащихся», «Организация научного общества учащихся», «Формирование исследовательских умений старшеклассников». Курсы представляют собой механизм расширения исследовательского сообщества в образовательном пространстве города (Приложение 5).

9. Продолжительность внедрения.

Проект организации образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности старшеклассников «Пайдея – малый наукоград» в г. Кувандыке рассчитан на 7 лет (2001- 2007 гг.) и предполагает в дальнейшем переход к созданию на его базе региональной экспериментальной площадки.

В г. Кувандыке созданы необходимые и достаточные условия для открытия региональной экспериментальной площадки по созданию модели организации образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности старшеклассников.

Шесть лет функционирует и успешно развивается по модели научной школы научное общество учащихся «Логос». За это время обучение по программе «Основы учебного исследования» прошли более 200 старшеклассников, 100 из них представляли свои работы на ежегодной районной конференции «Науке- старт молодых», 8 членов НОУ «Логос» становились лауреатами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность, наука, культура» и 7 -лауреатами Российского конкурса им. В.И. Вернадского. В 2004г. исследовательская работа Ческидова В. «Исследование Ишмуратовской дайки как туристического маршрута» заняла 1 место в конкурсе «Юность. Наука. Культура», выиграв грант в 10 тыс. рублей и 1 место во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина». Издательский центр НОУ выпустил 6 номеров журнала «Ученые записки» с тезисами работ участников конференций. Опыт НОУ «Логос» представлен в восьми публикациях, а также обобщен и успешно защищен в виде кандидатской диссертации Кожуховой М.Ю. в РАО (г. Москва). Разработана нормативная база эксперимента: авторская программа формирования исследовательских умений старшеклассников «Основы учебного исследования»; локальные акты НОУ: «Положение об исследовательской работе», «Положение о научно-практической конференции старшеклассников», «Положение о научном обществе учащихся», «Устав НОУ». На протяжении шести лет ведется мониторинг сформированности ИУС, разработан диагностический инструментарий. Создана система повышения квалификации педагогов по программам: «Исследовательская работа в научном обществе учащихся», «Организация деятельности научного общества учащихся», «Формирование исследовательских умений старшеклассников».

10. Объем финансирования (см. Таблицу 2).

11. Проект «Пайдея – малый наукоград» предполагает установление тесной связи с администрацией и предприятиями района с целью выполнения социального заказа на то или иное исследование (по экологии, краеведению, социологии и т.д.), что, может иметь и уже имело экономический эффект (н-р, создан Путеводитель по г. Кувандыку, изучено влияние Криолитового завода на состояние зубов жителей города и т.д. см. Приложение 5).

12. Мониторинг опытно-экспериментальной работы в НОУ «Логос» подтвердил эффективность осуществляемых действий и целесообразность распространения данного опыта в масштабах региона. В рамках проекта «Пайдея – малый наукоград» предполагается в дальнейшем создание демонстрационных площадок по определенным технологиям исследовательской деятельности, профессиональному самоопределению старшеклассников; футурозон, где будет создана реальная среда научных школ, малых академий наук и т.д.

13. Первый этап проекта – создание научного общества учащихся по модели научной школы и соответствующего программного обеспечения, экспериментальная проверка эффективности: 2000 -2005 гг. Второй этап – создание образовательного пространства по развитию исследовательской деятельности в г. Кувандыке: 2006 -2007 гг. Третий этап – создание Региональной экспериментальной площадки в г. Кувандыке.

14. Уровень проработанности разработки: экспериментальный. Имеются все необходимые мотивационные, кадровые, материальные, информационные, управленческие и др. ресурсы. По развитию исследовательской деятельности и организации НОУ имеется восемь публикаций, автором разработки защищена кандидатская диссертация «Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся» (Москва 2004).


^ Таблица 2. Примерная смета финансирования проекта

«Пайдея – малый наукоград» на 2001-2007 гг.


№№

п/п

Мероприятия программы

Этапы и сроки исполнения

^ Объём финансирования

1.

Материально – техническое и методическое оснащение организации исследований (создание лабораторий, компьютеризация и т.д.)

2002 – 2006 г.г.


Текущее финансирование

2.

Обеспечение ежегодных выплат победителям конференций - 9 грантов

ежегодно

9-10 тыс. рублей

3.

Обеспечение ежегодной целевой поддержки участия одарённых детей:

- в районной конференции исследователь-ских работ «Науке – старт молодых»

- в региональных конкурсах исследовательских работ

- во Всероссийских конкурсах исследовательских работ

2001 - 2007 г.г.

ежегодно



- 8 тыс. рублей


- 5 тыс. рублей


- 50 тыс. рублей


4

Создание условий для поддержки одарён-ных детей из малообеспеченных семей

2001 – 2007 г.г.

ежегодно

10 тыс. рублей

5

Издание исследовательских работ учащихся образовательных учреждений – победителей в конференциях и конкурсах

ежегодно

2 тыс. рублей

6

Обеспечение целевой поддержки работы очно-заочных школ, мастер – классов по различным направлениям образовательной деятельности

ежегодно

5 тыс. руб.

7

Научно-методическое обеспечение НОУ «Логос»

2001-2007

Текущее финансирование

8

Подписание договоров с вузами и научными учреждениями о сотрудничестве в области исследовательской деятельности в НОУ (экспертиза работ, научное консультирование и т.д.)

2002-2007г г

Текущее финансирование

9

Обеспечение целевой поддержки участия детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, марафонах на региональном и федеральном уровнях

ежегодно

20 тыс руб.

10

Организация для одарённых детей стажировок, образовательных поездок в другие регионы России

2006-2007 г.г.

10 тыс. руб.

11

Формирование банка данных педагогических инноваций по работе с одарёнными детьми

2006 г.

Текущее финансирование

12

Обеспечение ежегодной целевой поддержки специалистов, успешно работающих с одарёнными детьми (9 грантов)

2001-2007 г.г.

ежегодно

4,5 тыс. рублей

13

Создание условий для обучения в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов, работающих с одарёнными детьми

2003-2007 г.г.

Текущее финансирование

14

Организация и проведение мониторинга работы с одарёнными детьми


ежегодно

Текущее финансирование




1 греч. «образованность», «руководство к изменению сущности человека» - по определению Платона




Похожие:

Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconИнновационный процесс как объект менеджмента Тема Основы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью,...
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconКак разрабатывать и проводить активный/интерактивный урок зульфия вейсова, Международный эксперт Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане»
Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане» Проект финансируется Европейским Союзом
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconСтуденческие инженерные соревнования по робототехнике «Наукоград -2010»
Свердловской области: энергетика, промышленность, сельское хозяйство, среднее машиностроение, оборона и другие, а также всестороннее...
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconМакарова М. В. к э. н., доцент Ярославского филиала мэси погорелов В. В
Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики россии
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconЛекции введение
Лизинг как инновационный подход к реализации инвестиционных процессов в предпринимательской деятельности
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconНаукоград с видом на залив город-музей развивает инновационные технологии
О том, как преображается регион, ставший теперь не только средоточием культурного наследия благодаря своим дворцам и фонтанам, но...
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» icon«Чёваш театр.» темёпа =ырнё проект
Проект результач.% «Чёваш театр.» п лтер\ хат рлесси: «Паян м нле кун;» сценка тата «Тил пе мулкач» юмах лартасси?
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconПроект по английскому языку "Welcome to Russia!"
Проект осуществляется при изучении тем «Лондон – столица Великобритании», «Достопримечательности Лондона», «Экскурсия по Лондону»...
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconНа инновационный путь развития
Поэтому образование являет­ся важнейшим фактором формирования нового качества эконо­мики и общества
Инновационный проект: «Пайдея – малый наукоград» iconПроект «Мир культуры» Пояснительная записка
Педагогическим коллективом школы был разработан проект организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса «Мир культуры», который...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами