Интонация и её компоненты icon

Интонация и её компоненты



НазваниеИнтонация и её компоненты
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция № 7.


Интонация и её компоненты.


  1. Понятие интонации; интонация и просодия.

  2. Компоненты интонации.

  3. Функции интонации.

  4. Единицы интонации: тональная группа.



1. Понятие интонации.

Тесная связь, существующая между интонацией, с одной стороны, и смыслом и строем предложения, с другой, делает очевидным, что интонация разнится от языка к языку. Когда мы слушаем иноязычную речь (даже при довольно хорошем знании соответствующего языка), от нас часто ускользают тонкие оттенки смысла, передаваемые незнакомыми нам интонационными средствами. Общеизвестно, как трудно, например уловить на чужом языке шутку или иронию или выразить разные оттенки удивления, раздражения, презрения, уважения, и т.д., которые в большинстве случаев передаются только интонацией. Общеизвестно также, что труднее всего иностранцы усваивают именно интонацию. Лица, безукоризненно произносящие отдельные слова чужого языка, делают зачастую ошибки в интонации, особенно тогда, когда дело идет о более значимых по объему отрезках речи. Можно сказать, что интонация представляет наиболее характерный фоновой признак данного языка.

Этимологически термин «интонация» восходит к латинскому глаголу intonare, в котором префикс in имеет значение «приложение», а глагол tonare – «говорить». Вероятно, первоначальное значение этого слова легло в основу всех тех понятий, которые оно объединяет в современных европейских языках (говорить громче или тише, музыкальная интонация, речевая мелодика).

В плане фонетическом интонация получила большое количество определений, и в настоящее время, по-видимому, нет общепринятой точки зрения по поводу того, что следует понимать под этим термином в языкознании вообще, и в фонетике в частности.

Ж. Марузо отождествляет интонацию с мелодией речи, давая ей следующее определение: «Изменения высоты звука в речи образуют то, что называют в самом общем виде интонацией».

Другие лингвисты и фонетисты рассматривают интонацию как более сложное единство, в котором при тщательном анализе обнаруживаются составляющие её компоненты. Например, А.М. Пешковский в работе «Русский синтаксис в научном освещении» разделяет понятие интонации и ритма, но рассматривает их в тесной взаимосвязи. Под интонацией А.М. Пешковский понимает способ выражения мысли, который представляет собой логическое, психологическое, ритмическое или грамматическое ударение. Автор считает тембр одним из компонентов интонации и придает большое значение речевым паузам.

В фонологическом плане интонация рассматривается в работах Ахмановой О.С., Аванесова Р.И. и Шахматова А.А., которые указывают на ее основные компоненты: мелодию, паузы, изменение регистра, силу голоса и темп.

По определению Л.В. Щербы интонация – это мелодия, то есть музыкальное движение голоса во время речи.

Д.Джоунз рассматривает интонацию как изменения, которые происходят в высоте голоса в связной речи. Американцы Р. Ладо и Ч. Фриз рассматривают интонацию как сочетание различных изменений высоты тона в процессе речи.

По определению Льва Рафаиловича Зиндера интонация – ритмомелодический рисунок речи, сложное единство 1) речевой мелодики (движение основного тона), 2) ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), 3) темпа (интенсивности), 4) тембра речи, 5) фразового и логического ударения, 6) пауз (паузировка обязательна в интонации).

Итак, мы видим, что большинство исследователей считают компонентами интонации изменение высоты тона, фразовое ударение, ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба, Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в качестве компонентов интонации всего лишь один-два элемента: изменение высоты основного тона и фразовое ударение или изменение высоты основного тона и ритм. Таким образом, все исследователи считают изменение высоты основного тона важнейшим компонентом интонации, что полностью соответствует первоначальному значению термина «интонация» и не может вызывать никаких возражений.

^ Интонация и просодия.

Термин «просодия» используется как общее название для сверхсегментных свойств речи: высоты тона, длительности, громкости.

Просодия имеет акустический, перцептивный и лингвистический (функциональный) аспекты.

Все аспекты взаимодействуют и могут быть рассмотрены как различные стороны одного явления. Для обозначения просодических единиц каждого аспекта существует специальная терминология. При рассмотрении акустического аспекта выделяются частота, интенсивность, время. Для обозначения просодический единиц перцептивного аспекта приняты термины высота тона, громкость, длительность. Функциональный аспект располагает понятием многокомпонентной интонации.


^ 2. Рассмотрим компоненты интонации.

Мелодия – это музыкальное движение голоса в процессе речи (Л.В. Щерба). Речевая мелодика кардинально может двигаться в двух направлениях: вверх или вниз.

^ Фразовое ударение – выделение слова на фоне других слов. Это достигается произнесением ударяемых слов с большим выдыхательным толчком и мускульным напряжением, чем неударных, а также изменением тона и повышением длительности ударных слогов в слове предложения. Оно существует во фразе в нескольких видах: синтаксическое – ядро фразы – тот слог, где голос движется вверх или вниз, оно показывает коммуникативный тип высказывания (команда, вопрос, утверждение, просьба) тяготеет к концу фразы;

логическое – появляется во фразе в силу превалирующей роли смысла;

эмфатическое – связано с эмоциональной стороной речи (вкладываем не разум, а эмоции). Достигается за счет силы громкости.

Темп (длительность) – скорость произнесения тех или иных отрезков речи, которая зависит от индивидуальных характеристик говорящего, стиля произношения. Темп, как и другие компоненты интонации, играет важную роль в передаче информации:

- Выполняет структурную роль в формировании единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением речи.

- При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.

- Передает эмоционально-модальную информацию. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения либо замедления. Например, выражение горя, страха, безразличия характеризуются большей скоростью, чем выражение печали, презрения. Высказывания, выражающие сдерживаемые эмоции тяготеют к замедлению темпа, несдерживаемые - к убыстрению.

Ритм (тесно связан с темпом) – повторение ударных слогов в более или менее равные интервалы времени. Темп и ритм является времен’ными (темпоральными) компонентами интонации. Ритмичность достигается тем, что акцентируемые слоги выделяемых по смыслу слов появляются в речи через относительно равные временные отрезки, вычленяя ритмические группы, выполняя, т.о. функцию организации ритма в речевом контексте. Организующая функция ритма проявляется не только в его способности дробить временной континуум на относительно равные временные отрезки, но также и в том, что он способен объединять более мелкие единицы ритма (ритмические группы) в более крупные → в синтагмы, синтагмы → во фразы, фразы во сверхфразовые единства, сверхфразовые единства в → целый речевой контекст.

Тембр – специальная окраска голоса, эмоционально-экспресивное отношение говорящего. С физической точки зрения тембр – это колебание различной частоты, образующие совокупность обертонов. В речи тембр выполняет две функции: он дает возможность различать по голосу говорящих и выступает как индикатор эмоционального состояния говорящего, благодаря этому высказывание приобретает необходимую эмоциональную окраску.

Пауза – акустический нуль, прекращение артикуляции, может быть резким переломом в мелодике. Наша речь представляет собой связный звуковой поток, расчленяемый паузами на большие или меньшие отрезки. Хотя пауза используется, чтобы набрать новый запас воздуха во время речи, однако, речевой поток не может быть расчленен для этого в любом месте, т.к. членение речевого потока подчинено прежде всего смыслу. Пауза может быть сделана лишь после того, как произнесена какая-то группа слов или одно слово, представляющее собой смысловое единство, и в тоже время синтаксическое единство, то есть объединенные общим смыслом и синтаксической связью. Паузы, расчленяющие речь, не выступают одни: они сочетаются с усилением последнего динамического ударения и той или иной выразительной интонацией.

Компоненты интонации проявляют себя в двух аспектах:

  1. Коммуникативном – интонация сообщает - является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли вопрос или ответ, просьбу или команду; представляет коммуникативные типы высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные. Характерно для русской интонационной системы.

  2. Эмоциональном – в любой интонации обязательно заключена определенная эмоция, отношение говорящего к высказыванию – это модальность. Интонация всегда модальна. Характерно для английской интонационной системы.


^ 3. Функции интонации.

1) Основная функция интонации – функция организации и членения речевого потока.

Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей). Peter said brother is ill today we must send for the doctor. (отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации как суперсегментного средства).

Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным пониманием.

Усовершенствуем эту последовательность, используя паузы. Так, чтобы в один сегмент входили слова, наиболее тесно связанные по смыслу. Группируя слова с помощью пауз по-разному, мы получим различное понимание примера.

′Peter said ׀ Brother is ill today.׀׀ We must send for the doctor.

′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor

Peter, ׀ said brother, ׀ is ill today. ׀׀We must send for the doctor.

2) В естественной речи связь между соседними отрезками может быть менее или более тесной. Простейший способ отразить это заключается в использовании пауз разной длительности: unit pause, double pause, treble pause) например: Brother is ill today. // We must send for the doctor.

В первом варианте мы имеем дел с последовательностью двух относительно самостоятельных предложений. (││) такая пауза – разделяющая. Краткая пауза (│) отражает тесную связь между частями сложного высказывания – связывающая.

Различия в характере пауз используются интонацией в функции выражения степени связи между единицами членения.


3) Функция оформления и противопоставления типов высказывания. Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.).

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving. – For Moscow?

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные типы высказывания.


4) ^ Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста. Например: If Mary comes │ let me → know at once.

Ожидается, что придет несколько людей, но говорящего интересует Мери.

If Mary comes │ let me → know at once. (Ждут только Мери и никого больше).

Итак, выделяют 4 функции интонации. Все они связаны со смысловым строем предложения и относятся к сфере лингвистики.

5) Несомненно, интонация связана с выражением эмоций человека, так что еще одну функцию интонации можно назвать функцией выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения.

Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)

- Now (заинтересовано)

- Now (поддерживание разговора)

You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)


^ 4. Единицы интонации.

Функции интонации проявляются в ее единицах. Ученые спорили, есть ли у интонации собственные единицы. В качестве таковой предлагались и предложение и синтагма, но это грамматические единицы, они не соответствуют тому, что мы имеем в устной речи. В конце концов, такие единицы были найдены.

В русском языке это ИК – интонационные конструкции.

В чешком - мелодемы.

В английском – тональные группы, или интонационные группы.

Признаки тональной группы.

Тональная группа характеризуется следующими признаками:

  1. смысловым и интонационным единством;

  2. присутствием синтаксического ударения, т.к. ядро передает информацию о коммуникативном центре высказывания.

  3. наличием паузы в конце.

Работы английских и американских ученых по просодике и интонации носят в основном практический, педагогический характер. В них осуществляется узкий подход к определению интонации ( интонация = речевая мелодика), они одинаково рассматривают тональную группу и функции, которые она выполняет. Дэниел Джоунз, Роджер Кингдон, Дж. О’Коннор, Г. Арнольд, Г. Пальмер, Д. Кристал, А. Гимсон.


Элементы тональной группы.

  1. начальные безударные слоги (предшкала)

  2. шкала и ее разновидности

  3. терминальный тон (ядро)

  4. заядерная часть (зашкала)
























PrH H N T


Ядро. Самым важным элементом считают ядро, потому что именно этот элемент передает информацию о коммуникативном типе высказывания.

Простые тоны: Низкий падающий

Высокий падающий

Низкий восходящий

Высокий восходящий

Ровный

Сложные тоны: Падающе-восходящий

Восходяще-падающий


Шкала – начинается с первого ударного слога и заканчивается перед терминальным тоном. Передает информацию об эмоционально-модальном состоянии говорящего.

Типы шкал:

  1. Нисходящие: ступенчатая, падающая, скандентная, скользящая.

  2. Восходящие: ступенчатая, скользящая.

  3. Ровные: высокая, средняя, низкая.


Предшкала и зашкала мелодически зависят от шкалы и ядра соответственно.

Предшкала помогает шкале выполнить ее функции, зашкала – ядру.


Мелодическое оформление коммуникативных типов предложений складывается из типа шкалы и типа тона.




Похожие:

Интонация и её компоненты iconУрок Введение. Особенности разговорной и музыкальной речи. Понятие интонация
Актуализация знаний о новых музыкальных качествах: песенность, танцевальность, маршевость; о композиторах
Интонация и её компоненты iconКонспект урока музыки 3 класс 2 четверть Тема урока «Интонация» (Урок посвящен празднику День матери.)
Цель: Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьников, формирование его эстетической культуры
Интонация и её компоненты iconУрок математики в 1 б классе
Уточнить названия: "компоненты сложения "; проверить грамотное их использование в речи детей
Интонация и её компоненты iconУрок музыки и риторики в 3-м классе по теме "Интонация в музыке и разговорной речи"
Цель: показать учащимся, что наша обычная разговорная речь и речь музыкальная, хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее, имеют...
Интонация и её компоненты iconПояснительная записка
Кроме того, этномузыкальные занятия являются средством комплексного развития ребенка, включающего в себя музыкально-эстетический,...
Интонация и её компоненты iconКнига как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты:...
Интонация и её компоненты iconИнформатика в вузе
Информатика, преподаваемая во всех вузах России, включает в себя, как минимум, две фундаментальные компоненты: федеральную обязательную...
Интонация и её компоненты iconРешение уравнений вида х 8 = 26 + 70, (х*4)*3=15 Цели: Обучающая цель
Ученики повторят, что такое уравнение, компоненты арифметических действий и смогут решать простые и составные усложненные уравнения...
Интонация и её компоненты iconКонспект лекций стр
Они используются при автоматизации коммерческой, банковской деятельности, а также для создания распределенных, управляющих и информационно-справочных...
Интонация и её компоненты iconПлан лекции: Организационно-содержательные аспекты обобщения передового педагогического опыта. 2
Понятие и сущность, критерии, компоненты и объекты передового педагогического опыта
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами