Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» icon

Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер»



НазваниеСценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСценарий

Управление образования

Администрации города Усть-Илимска


Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 8”

г. Усть-Илимска Иркутской области


Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе

по теме

«Великие ученые. Сила характер»


Авторы: Белянина Алена Геннадьевна

(1 кв. категория),

Юркова Юлия Николаевна

(2 кв. категория),

Учителя психологии и физики

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”




г. Усть-Илимск


2010 г.


^ Пояснительная записка


Урок по программе И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, А.А.Ульянова, учебник «Естествознание с основами экологии. 5 класс» И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко, глава 1 «Что изучает естествознание», урок № 5

Форма урока- интегрированный, технология: личностно - ориентированная. Урок направлен на развитие ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. Используются следующие методы: работа с ИКТ, групповое взаимодействие, дискуссии.

Необходимые условия: урок проводится в кабинете, имеющем мультимедийное оборудование, демонстрационный материал (для проведения демонстрационных опытов)

Урок рекомендуется по любой программе естествознания 5 класса и при введении в предметы естественного цикла в 7, 8 классах и также как классный час во всех классах. Данный урок – эффективный способ мотивации на развитие волевых качеств.

Ключевые компетенции и образовательные стандарты автора Хуторского Андрея Викторовича, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

В методическую разработку урока входят: пояснительная записка, сценарий урока, презентация, приложение 1,2,3.


Сценарий УРОКА

ТЕМА: Великие ученые. Сила характера.


УРОК № 5 глава 1 «Что изучает естествознание»

ТИП УРОКА: интегрированный урок,

ЦЕЛЬ: Мотивация на развитие волевых качеств учащихся через изучение биографий великих ученых.

^ ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная задача:

А) выявление источников естествознания

Б) развитие общеучебных действий: владение приемами устной, мо­нологической и диалогической речи; владение основными видами ответов (тематический ответ, сравнительная характеристика); умение строить определение понятий, срав­нения, доказательства; умение коллек­тивно работать; управлять работой коллектива, и т. п.;

2. ^ Воспитательная задача:

А) мотивация учащихся на саморазвитие и самосовершенствование.

Б) формирование нравственных и эстетических представлений, системы взгля­дов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;

В) формирование мотивации на развитие волевых качеств личности;

  1. ^ Развивающая задача

А) развитие речи, мышления;

Б) умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы дея­тельности, выдвигать гипотезы).

В) развитие ключевых компетенций.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: приборы для демонстраций опытов ученых, интерактивная доска, компьютер, памятки, презентация урока, клей для каждой группы.

^ ПЛАН УРОКА:





Этап урока

Приемы и методы

Время (мин)

1.


2.


3.


4.

Организационный Момент.


Изучение нового материала


Закрепление изученного материала


Рефлексия:



работа с ИКТ, групповое взаимодействие, дискуссии,

беседа, рассказ

2


20


10


8



^ ХОД УРОКА:


№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

1.

^ Орг. Момент. Деление класса на группы по желанию (любая форма).

Учитель. Тема нашего необычного урока «Великие ученые. Сила характера». Давайте с вами подумаем, что же такое сила характера?

^ Обсуждение в группах. Выступление по 1 представителю от группы.

(фиксируем ответы детей на втором слайде).

Выбор хранителя времени и организатора.

Слушают.

Дискуссия,

обсуждения.

Выступление.

Ценностно-смысловые (Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.)

2.

Психолог. Сейчас я расскажу вам историю про двух девочек.

Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.

^ Обсуждение в группах:

  1. Почему вторая подруга не смогла стать олимпийской чемпионкой?

  2. А как бы вы поступили на ее месте? (слайд 3)

(Раздача текста (см. приложения 2))

Выступление по 1 представителю от группы.

Учитель: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал, в зависимости от собственной воли» - так сказал английский писатель

С. Смайлс. (слайд 4)

Примером умения организовать свои резервы может служить жизнь ученого

И.Ньютона (слайд 5)

Родился в деревне Вультсторп, где все, в основном занимались сельским хозяйством.

За два месяца до его рождения умер отец. С самого детства Исаак был странным мальчиком, вместо того, чтобы помогать родителям, он занимался математикой и проявлял интерес к химическим, физическим экспериментам. Его родители даже не представляли, что он станет председателем Лондонского Королевского Общества и великим ученым мира.

^ И.Ньютон – в 24 года автор закона всемирного тяготения, конструктор первого отражательного телескопа;

С помощью системы призм он разложил пучок белого (солнечного) света на семь отдельных пучков разной окраски; (демонстрация опыта Ньютона), (см. приложения 2)


^ Майкл Фарадей (Слайд 6)

Майкл родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Имея начальное образование, с 13 лет работал переплетчиком в книжной лавке. Именно там он развил свои знания, путем систематического самообразования, читая книги, которые переплетал. Однажды он попал через чердак на лекции Хемфри Деви, великого английского физика, изобретателя безопасной лампы для шахтеров. Законспектировал их и проиллюстрировал, переплел и послал Деви. Тот был поражен, что предложил Фарадею работать с ним. Так Фарадей попал в научный мир.

Великий английский ученый. В 56 лет- установил закономерности выделения вещества из раствора при протекании электрического тока в нем, впервые наблюдал возникновение электрического тока в проводнике при движении около него магнита (явление электромагнитной индукции) и установил закономерности этого процесса, ввел понятие магнитного и электрического поля, открыл влияние магнитного поля на свойства света. (демонстрация опыта Фарадея), (см. приложения 2)


^ Чарльз Дарвин (Слайд 7)

Отец его считал бездарным. Однако, благодаря настойчивости, упорству, целеустремленности Дарвин создал теорию эволюции и труд о происхождении видов, над которым работал 20 лет, и который принес ему мировую славу.


^ Альберт Эйнштейн (Слайд 8)

Выдающийся ученый А.Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике, математике и даже был отстающим учеником. Его дядя часто повторял: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь». Весь мир восхищается до сих пор теорией относительности, созданной в 34 года Эйнштейном (демонстрация опыта Эйнштейна) (см. приложения 2).


Слушают.

Дискуссия,

обсуждения.

Выступление.

Общекультурные (Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.)

Учебно-познавательные

(Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами)


3.

Необходимо помнить, что начать работу над собой и добиться успехов никогда не поздно. Таланты и способности могут проявиться в любом возрасте.


Психолог. Возможности человека не ограничены. Существует мнение, что выше головы нельзя прыгнуть, однако спортсмены прыгают на высоту 3-х метров. Говорят невозможно прочитать мысли человека, но встречаются люди с телепатическими способностями, например Вольф Мессинг. Ученые определили, что мозг обычного человека работает всего на 7%. Представляете, что было бы с вами если бы мозг работал на 100%?


Для полного раскрытия своих способностей человеку необходимо: …(слайд 9 )

Обсуждение в группах. Выступление по 1 представителю от группы.

(фиксируем ответы детей на слайде).

^ Итоги урока.

Учитель. Что у нас получилось? (Зачитывает слайды 2,9.)

Психолог. В заключении, я хочу прочитать вам памятку, которую можно использовать для достижения своей цели:

  1. Поставь перед собой цель.

  2. Не жди, когда тебя заставят трудиться, проявляй инициативу, действуй сам.

  3. Будь решительным.

Не обращай внимание на насмешки других людей.

  1. Надейся только на себя. Верь в себя!

  2. Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки твоего характера (слайд 10).

Памятку давайте вклеим себе в дневник (раздаем памятки, см. приложение 3).


Слушают.

Дискуссия,

обсуждения.

Выступление.

Вклеивают.

Информационные (Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.)

Коммуникативные (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.)

Социально-трудовые (Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.)

^ Компетенции личностного самосовершенствования (Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности,

культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.)

4.

Рефлексия:

  1. Что мне понравилось на уроке?

  2. Что захотелось в себе изменить? (слайд 11)




Слушают, высказывают свои мнения






Список литературы:

  1. http://www.afportal.ru/physics/task

  2. www.college.ru/booklet/1st.html

  3. www.college.ru/teacher/virt_practice.html

  4. Громов С.В. Физика: Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11, 10 кл. общеобразоват. Учреждений /С.В.Громов; Под ред. Н.в. Шароновой.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2003.

  5. Кабардин О.Ф.,Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. Физика: Учеб. для 10 кл. с углубл. Изучением физики общеобразоват. Учреждений; Под ред. А.А.Пинского,О.Ф, Кабардина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

  6. mrcpk.marcu.ru/works…2006-11-18…mugestvovolya.doc





Похожие:

Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия
Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила...
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconКонспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег» Цели
План-конспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег»
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconУрок в 8 м классе по теме " Реформы Александра Второго"
Цель урока: помочь ученику высказать отношение к реформам Александра Второго через разрешение проблемной ситуации реформы Александра...
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconУрок по теме «Земля планета Солнечной системы»
Публикуемая ниже статья учителя школы №75 Галины Николаевны Лариной знакомит с разработанным ею вариантом про­ведения обобщающего...
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconКонспект урока в 8 классе по теме: «Отечественная война 1812 года»
...
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconКонспект интегрированного урока в 1 классе Тема урока : «Вежливые слова» Риторика Тема: «Вежливые слова» Внеклассное чтение Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Образовательные технологии: игровые технологии (Б. П. Никитин), технология интегрированного обучения, информационные технологии
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconУрок по теме «Радиоактивные превращения»
Цель данного урока изучить фундаментальные экспериментальные данные, чтобы в элементарном виде разъяснить основные принципы использования...
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconЛекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии) Тема: «Образование как объект педагогической психологии»
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconПлан Дать характеристику развитию ассоциативной психологии в 19 веке. Этапы развития Решить задачу: в начале ХХ в. Наступает кризис психологии.
Собеседование по конспекту: Хомская Е. Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия» //Вопросы психологии-1983.№1....
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе по теме «Великие ученые. Сила характер» iconКонспект урока №1 в 8 «А» классе. «Сила и направление электрического тока» Дата 16. 02. 2009 Цели: Образовательная
Образовательная: сформировать понятие «сила тока» как количественной характери­стики тока в проводнике, сформировать умение объяснять...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами