Конспект урока музыки, 6 класс icon

Конспект урока музыки, 6 класс



НазваниеКонспект урока музыки, 6 класс
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Жигулёвск


«Колокола на Руси»

(Конспект урока музыки, 6 класс)


Факанова Наталья Дмитриевна,

учитель музыки

первой квалификационной категории,

ГБОУ СОШ № 9, г. Жигулёвск

Предмет: музыка

Класс: 6


2012- 2013 г


Тема урока ««Колокола на Руси»


Цель урока: познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русском искусстве.

^ Задачи урока:

  • Образовательные:

- дать учащимся представление о видах колокольного звона;

-познакомить с колокольными звонами в произведениях русских композиторов.


  • Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

-воспитывать уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли.


  • Развивающие:

-развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма.

^ Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Приемы:

- рассказ, лекция - беседа, демонстрация учебного материала, слушание, анализ.


Оборудование:

- компьютер и мультимедийный проектор, магнитофон.


Музыкальный материал:

«Колокола России» - песня. Муз. Н.Мухамеджановой, сл. В. Аверковича

«Колокольные звоны» (Благовест, Праздничный звон и т.д.)

«Вечерний звон» (русская народная песня)

Муз, отрывок из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского

Сюита для двух фортепиано С.В.Рахманинова

«Белоснежные церкви» муз. Н. Мухамеджановой, сл. Г.Веденеева.


^ Литературный ряд:

Стихотворение С.Щипачева «Звонят колокола»

Стихотворение «Колокола» Г. Голуб


Ход урока.


(Ребята входят в класс, звучит колокольный звон)


Учитель: - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?

Ученики: Это был колокольный звон.

Учитель: Правильно. Сегодня наш урок будет уроком – исследовнием.

Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах людей, можно ли сегодня понять искусство колокольного звона и соизмеримо ли оно с нашим временем?

^ Звучит песня «Колокола России»

(муз. Н.Мухамеджановой, сл. В.Аверковича)

Учитель:

Колокол – это:

- частичка истории России

- произведение литейного мастерства и искусства

- музыкальный инструмент

- лекарь

- Как выдумаете, ребята, колокольный звон это новое явление или нет?

Ученики: Нет, это было придумано давно.

Учитель: А знаете вы, в каком веке появились колокола на Руси?

Ученики: Давно.


^ Рассказ учителя об истории колокольных звонов

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли и колокола. И не только войны виной тому были. Страшнее всего оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

Но прошло время, и люди начали понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней, нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.

Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с запада первоначально, как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался очень нужным. Распространение колоколов в первое время принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были еще редки и по размерам невелики, к тому же летописи сообщают, что колокола часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений.

Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI века, да так, что вскоре Русь по размаху колокольно – литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола – это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей. ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ.

Звоны колоколов для русских людей – это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец – это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов.

Известный музыкант – этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «…церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувства родные красоты и свои русские формы».

Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей.

- Скажите мне, какие виды колокольного звона вы знаете?

Ученики: Перезвон, Набат, Благовест.

Учитель: Да, ребята – жанров колокольных звонов много. Кроме перечисленных вами звонов есть звон праздничный, будничный, красный, Великий, встречный, пасхальный.


^ Характеристика звонов.

(Учитель использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует некоторые из них, объясняя особенности и отличия.)


Благовест – самый древний звон. Несет Благую весть о начале Богослужения. (Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Будничный, Пятый или малый). Перезвон – самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол

Трезвон – наиболее сложный и яркий в музыкальном отношении звон.

Перебор – погребальный звон. Представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Выражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует возрастающую жизнь человеческую на Земле, одновременный удар колоколов означает пересечение земной жизни смерти.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально – психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. В чем же заключается такая непостижимая еще людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука: для закрытого – сталь: для резкого – золото: платина – для нежного звучания. Чугун придает звону тишину и спокойствие: в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн.


^ Звучат колокольные звоны.

(Ученица читает стихотворение С.Щипачева «Звонят колокола»)

Звонят в России колокола.

Но это – не Богу хвала,

А предкам нашим загинувшим где-то.

Умельцы, бедами тертые,

Для каменных белых церквей

Лили колокола и к металлам твердым

Прибавляли частицу души своей.

То бьют набатом, то благовест льют.

Звонят в России колокола,

Но это не богу – искусству хвала.


Учитель: - Колокола находи­лись в специальном помеще­нии. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называет­ся. (Колокольня или звонница.)

  • Почему называется колокольня - это понятно. А почему звонница?

  • (Потому что оттуда лился колоколь­ный звон.)

  • А как называли чело­века, который звонил в колоко­ла? (Звонарь.)

  • Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело? (Трудное.)


- Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов. Ну, как, тяжеловато?


Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам рит­мическую игру «Праздничные звоны»


^ Игра «Праздничные звоны»


(3 группы, наслоение ритмов).




Учитель: Мы уже отметили, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Давайте вспомним с вами, ребята, в произведениях каких композиторов звучали они?

Ученики: В хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофева.


^ Слушание отрывка из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Звучит музыкальный фрагмент с использованием колокольных звонов.


Учитель: Колокольный звон можно изобразить голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Есть одна очень известная русская песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать строки, которые сказал один человек об этой песне.

« … Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда – то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее – так уж принято на Руси!. )В.Осипов)


^ Слушание русской народной песни «Вечерний звон».


Учитель: Ребята, поделитесь своими ощущениями, какие чувства вызвала у вас эта песня?

Ученики: (ответы детей)

Учитель:

- Но бывают такие ситуации, когда и такого инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка. Вслушайтесь в это произведение. Я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.

Посмотрите на картину Левитана «Вечерний звон». Сравните звуковую и цветную палитру музыкального и живописного произведений.


^ Звучит «Сюита для двух фортепьяно» С.В.Рахманинова


Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Ученики: Звучание колоколов композитор изобразил на фортепиано. Звучали два колокола – высокий и низкий. Музыка волновала, темп увеличивался.

Учитель: Это произведение написал русский композитор С.В.Рахманинов. Он очень любил свою Родину, был вынужден покинуть ее. Но никогда о ней не забывал и посвятил всю свою жизнь и свое творчество ей.


Учитель: А теперь, ребята, я хотела бы вам рассказать интересную историю колоколов.

Вы знаете, что колокола называют лекарями. Ученные обнаружили, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т.е. звуком определенной частоты. Так что недаром наши предки во время эпидемии били в колокола, дающие звуки определенного тембра и частоты, и так долго, пока не сгинет напасть (тифозная палочка гибнет от звона колокола довольно быстро). В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при его звучании в живых клетках свертывается белок.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю немного полечиться, т.е. мы сейчас послушаем с вами один из колокольных звонов.

^ Слушание Колокольного звона.

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу. Что вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?

Ученики: Мы узнали сегодня на уроке много интересного о колокольных звонах, услышали историю возникновения их на Руси, звучания и то, что оказывается колокольный звон, имеет лечебное свойство.

Учитель: Итак, сделаем выводы. Что же представляют собой колокольные звоны?

Какое это искусство – церковное или светское?

Можно ответить просто: это – человеческое искусство.


^ Чтение стихотворения «Колокола»


Колокола! Колокола -

Ваш звучный звон - Руси венец,

Язык земли, Червонным золотом

Меня вскормившей. Горящий,

Живет в вас радость, Ваш звон -

Клич и стон, Связующая нить

Как отголосок Меж будущим

Жизни бывшей И настоящим.

Г. Голуб


Учитель: Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Свой урок я хочу закончить слушанием песни «Белоснежные церкви» муз. Н.Мухамеджановой, сл.Г.Веденеева.


^ Слушание песни «Белоснежные церкви»


Учитель: Ну вот, ребята, наш урок окончен. Я сегодня принесла маленький колокольчик, средний и большой. Сегодня вы узнали, что колокольный звон лечебный и поэтому когда будете уходить с урока, позвоните в колокольчик и пусть он вам принесет радость и счастье. Будьте здоровы!


Список использованных источников:


Альбом «Иллюстрированная история Москвы»;

Альбом «Русская Православная Церковь»;

Альбом «Художественные сокровища Московского Кремля»;

Мишин В.В. «Колокола России»

Пазухин А. «Серебряный колокол». М., 1907. 4-7.

«Знаменитые колокола России» - М: ОТЕЧЕСТВО – КРАЙТУР, 2005 -224 стр.

«Колокольные звоны России»/Сб. Сост. В.С.Мартышин. М: Россия,2006.






Похожие:

Конспект урока музыки, 6 класс iconКонспект урока музыки 3 класс 2 четверть Тема урока «Интонация» (Урок посвящен празднику День матери.)
Цель: Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьников, формирование его эстетической культуры
Конспект урока музыки, 6 класс iconА. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок
Конспект урока музыки во втором классе по программе Е. Критской Автор урока: Дроздова А. К. – учитель музыки моу ленинская сош
Конспект урока музыки, 6 класс iconКонспект проведения урока. Предмет: химия. Класс тема урока: «типы химических реакций». Используемый умк: О. С. Габриелян Учитель: Ибрагимова И. С., Мбоу сош №20
ПК, проектор, файлы с записью классической музыки в современной обработке детские рисунки, магниты
Конспект урока музыки, 6 класс iconКонспект урока музыки в 5-м классе
Цель урока: доказать, что Литература не может жить без Музыки; показать на примере литературного произведения Л. Кириллина «Сказка...
Конспект урока музыки, 6 класс iconКонспект урока литературного чтения и музыки 2 класс
Тема. Использование музыкального компонента при изучении литературного произведения (Н. Сладков «Медведь и солнце»)
Конспект урока музыки, 6 класс iconПлан конспект урока музыки в 6 классе. Тема: Учитель музыки: Чернова Л. К. с. Сойгино, 2011 год
Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков
Конспект урока музыки, 6 класс iconУрок словесности и музыки. 5-й класс Тема: "Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи" Блок урока «Словесности»
...
Конспект урока музыки, 6 класс iconУрок музыки. 4 класс
Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить...
Конспект урока музыки, 6 класс iconУрок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке»
Цель: показать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни, способность музыки описать,...
Конспект урока музыки, 6 класс iconУрок музыки 1 класс Автор Максименко Ирина Михайловна учитель музыки, моу «Гимназия №6»
Из всех выразительных средств музыки лишь звуковысотность и ритм находят непосредственное отражение в записи. Все знания, связанные...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами