Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого icon

Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого



НазваниеКонспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Конспект урока литературы в 5 «б» классе

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

Цели:

1.Образовательная:

- формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

2. Развивающая:

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование умений и навыков оценки художественного произведения.

3. Воспитательная:

- осознание своеобразия и ценности региональной литературы;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

- воспитание любви к литературе.

Методы:

1. По источнику получения знаний:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (компьютерная презентация Power Point).

^ 2. По уровню активности познавательной деятельности:

- эвристический (творческая работа; поиск ответов учениками на поставленные вопросы);

- объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа с компьютером (компьютерная презентация Power Point).

^ 3. По функциям:

- метод устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся;

- метод закрепления изучаемого материала;

^ Методические приемы:

  1. Логические.

-формулирование темы;

-постановка вопросов;

-обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

-формулировка выводов.

2. Технические.

-работа с компьютером;

-работа с художественным словом (тексты произведений);

-работа с иллюстративным материалом.

3. Организационные.

-актуализация знаний;

-привлечение внимания учащихся художественным словом;

-постановка вопросов;

-опора на опыт и знания учащихся.


^ Средства наглядности: компьютер (презентация Power Point).

Тип урока: урок изучения творчества писателя.

Вид урока: лекция-беседа.

Межпредметные связи:

- с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);

- с историей;

- с этикой.

^ Оформление доски: эпиграф к уроку, компьютер, Мультимедиа проектор.


План урока:

1. Организационный момент……………………………………….......2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся…..………………………………10 мин.

3. Введение теоретико-понятийного аппарата……………………….2 мин.

4. Изложение нового материала………………………………………..25 мин.

5.Формулировка выводов …………………………………………….2 мин.

6. Домашнее задание…..………………………………………………….2 мин.

7. Подведение итогов ……..……………………………………………...2 мин.


Продолжительность урока: 45 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

  1. ^ Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого» (1 слайд).

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Вспомним о том, что Л.Н. Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его первой главы.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Ученик 9:

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Ученик 15:

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

Ученик 16:

Учитель: Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Ребята, дома вы готовили сообщение «Толстой на Кавказе», кто готов отвечать?

Ученик 17: Отвечает сообщение у доски.

Два с половиной года провел Л.Н. Толстой на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире).

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Ученик 18:

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 19: Было написано произведение «Кавказский пленник».

Учитель: Обратимся к истории его создания. Дома вы готовили пересказ «Из истории рассказа «Кавказский пленник» (7 слайд).

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

^ Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Открываем учебники на странице 102, рассказ «Кавказский пленник», прочтем 1 главу выразительно по ролям. (Автор – Ситенко, Жилин – Дмитриев, Костылин – Топин, Старуха-мать – Малахова) (8 слайд).

Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Ученик 21:

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Ученик 22:

Формулировка выводов урока:

Учитель: Итак, мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого, с некоторыми его произведениями, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1 главу этого рассказа.

^ Домашнее задание с комментированием к нему:

Учитель: Читать 2 и 3 главы рассказа «Кавказский пленник», подготовить ответы на вопросы:

  1. Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

  2. Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?



Подведение итогов:

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.





Похожие:

Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconУчебник для детей и сам учил их. Чтение учителем вступительной статьи. Как вы думаете, какой характер был у писателя?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока по информатике в 5 классе
Метод обучения- параллельный подход к изложению учебного материала ( часть урока – изучение теоретического материала, часть урока-...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока музыки в 7 классе по теме: «Музыка Бетховена»
Систематизировать знания учащихся в области жизни и творчества великого немецкого композитора
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока в 5 классе. " Halloween Flight ". Тема Общие вопросы
Тип урока : комбинированный урок (изучение нового материала,отработки умений и навыков )
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconУрок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема
...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconУрок химии в 10-б классе 21. 11. 2012 Учитель Маренич В. А. Тема урока: «Нитратная кислота. Нитраты»
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту»
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока литературы в 10 классе по теме «Лучше добрым на свете жить»
Лев Николаевич. Исследуя дневниковые записи, мы сделали вывод, что Л. Н. Толстой был очень требовательным к себе человеком, глубоким...
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого iconКонспект урока русского языка в 7 классе
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами