Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) icon

Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.)



НазваниеУрок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Интегрированный урок по географии и биологии
(учитель географии Левина Л.В., учитель биологии Бойко Л.В.)


ТЕМА: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском крае).
ЗАДАЧИ: продолжить формирование знания об уровнях организации природы на примере биосферного; изучить структуру и функцию биосферы. Познакомить с по-следствиями хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в Краснодарском крае.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы биосфера, кинофильм «Глобальные экологические проблемы».

^ ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.

Учитель географии: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он интегрированный. Мы завершили тему по географии «Экономика Краснодарского края» и одновременно начинаем изучать тему по биологии «Биосфера».
Учитель биологии: На этом уроке мы познакомимся с живой оболочкой нашей планеты – биосферой её составом и структурой. учитель географии: Мы изучили все отрасли хозяйства Краснодарского края и цель сегодняшнего урока – выявить, как влияют промышленные предприятия края раз-ных отраслей на биосферные процессы.
Учитель биологии: Урок мы проводим в форме диспута на котором присутствуют промышленники – руководители разных отраслей края, экологи – защитники атмосферы, гидросферы, литосферы, руководители главного управления природных ресурсов по Краснодарскому краю и журналист.

Учитель географии: Эпиграфом нашего урока будут слова И. Гете «Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» и этот видеофрагмент (фрагмент фильма «О по-следствиях испытания атомной бомбы в Херасиме).
Учитель биологии: В составе биосферы различают: живое вещество, образован-ное живыми организмами; биогенное вещество (газоатмосферы, каменный уголь, нефть, известняк и другое, которое создается в процессе жизнедеятельности орга-низмов); костное вещество образующее безучастие живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты); биокосное вещество, представляющее собой общий результат жизнедеятельности организмов и биогенных процессов, например почвы. Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой факторами: 1. развитием нашей планеты, как космического тела и протекающими в её не-драх химическими преобразованиями; 2. биологической эволюцией живых организмов;
3. развитием человеческого общества.
Изучение биосферы, её свойств и закономерности развития становится актуаль-ной задачей нашего времени.
ученик: большой вклад в создание учения о биосфере внёс В.И. Вернадский.
ученик: границами биосферы являются: атмосфера – газовая оболочка, которая со-стоит из азота, кислорода и небольшого количества диоксида и озона Гидросфера – водная оболочка биосферы необходимая для существования живых организмов
Литосфера – твердая оболочка биосферы. Основная масса организмов обитающая в пределах литосферы находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров. Верхняя граница биосферы проходит на высоте 20 км. и отграничена слоя озона, ко-торый задерживает губительное для жизни ультрафиолетовые лучи солнца.
Учитель географии: с развитием человеческого общества происходит всё больше использования природных богатств края связанных с наращиванием промышленно-го потенциала, с/х развитием транспорта, увеличивающейся нефтедобычей и газо-добычей. Всё это приводит к истощению природных богатств края, ухудшению качества
природной среды и деградации отдельных её частей.
На территории Краснодарского края осуществляют деятельность свыше 15 тысяч предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество природной среды. И так, что же выбрать – уровень благосостояния или чистый воздух! об этом мы и поговорим.
Руководитель электроэнергетики края: энергетика это сердце всего народного хозяйства. Электроэнергетика нужна для нужд промышленности, коммунального хозяйства и быта. Она является одним из главных факторов стабильного функцио-нирования экономики края. В настоящее время отрасль представлена в крае 35 предприятиями. Производство электроэнергии составило 6.551 мил. киловатт в час. Основные объекты данной отрасли Краснодарская и Армавирская ТЭЦ, Новорос-сийская ГРЭС, Белореченская и Краснополянская ТЭС. Я, считаю, что энергетика края должна развиваться ещё в большем объеме, так как в последние годы сказывается дефицит электроэнергии и составляет всего 30% от по-требности в крае. Ведущий: слово просят экологи защитник атмосферы и статист. Эколог: электроэнергетика является крупным источником выбросов в атмосферу.
Основными загрязняющими веществами являются оксид углерода и оксид азота.
Статист: по данным федерального статистического наблюдения за предприятиями
электроэнергетики валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 14,349 тыс. тон. Крупными источниками выброса в атмосферу являются: Краснодарская ТЭЦ – 6309 тон в год, МУП «Сочитеплоэнерго» - 2308 тон в год, Адлерское МУП «Тепловые се-ти» 524 тоны.
Ведущий: далее слушаем управляющего топливной промышленности.
Управляющий топливной промышленности: я, считаю, что топливная промыш-ленность является одной из ключевых отраслей народного хозяйства в крае и в большей степени определяет экономику и социальную политику края. В крае осу-ществляют производственную деятельность 9 предприятий нефтегазодобывающей промышленности и транспорта углеводородного сырья. На заводах производится бензин автомобилей, дизельное топливо, мазут, что так необходим в хозяйстве.
Защитник Гидросферы: при бурении нефтяных и газовых скважин, разрывах тру-бопроводов, при сбросе неочищенных промышленных сточных вод в наибольших количествах загрязняющие вещества поступают в поверхностные водоёмы и грун-товые воды. Объекты нефти и газодобывающей промышленности являются основ-ными загрязнителями почвенного покрова нефтепродуктами. Вся территория края подвержена загрязнению нефтью и нефтепродуктами. Особо опасные предприятия: Туапсинский НПЗ, ОАО «Черномортранснефть», «Роснефть – Краснодарнефтегаз» и др. Я, считаю, что проблема требует кардинальных решений.
Статист: в крае катастрофически быстро растёт число выездных автозаправочных
Станций. В Краснодаре более 70% бензина реализуется через коммерческую тор-говлю. Результаты взрывоопасного бизнеса плачевны. За последнее 5 лет воздух «потяжелел» в краевом центре. В нём прибавилось на 19% формальдегита, на 14 % бензоперена, на 22% фенола.
Ведущий: Слушаем дальше управляющего химической и нефтехимической про-мышленности.
Химическая промышленность: Так как Кубань богата нефтью, газом, и другим химическим сырьем, а край нуждается в минеральных удобрениях, то химическая и нефтехимическая отрасль в крае сейчас успешно развиваются. У нас должен есть 14 предприятий, в их числе АОО «Минудобрение» в городе Белореченске, Троицкий иодный завод, кислородный завод в городе Краснодаре, который обеспечивает ки-слородом промышленные предприятия и медицину.
Экологи: Отрасль является одной из потенциально опасных с точки зрения загряз-нения окружающей среды. Белореченский завод является основным загрязнителем грунтовых и поверх-ностных вод в бассейне реки Кубань. На Троицком иодном заводе не решена проблема захоронения около 5 тыс. тон (радиобарита) часть из которых перемешана с грунтом.
Статисты: наибольшую опасность для окружающей среды представляет кислый фосфогипс, который размещен на территории Белореченского завода на площади в 170 га. В количестве 8 тыс. 167 млн. тонн и 2 млн. кубометров фторсодержащей жидкой фазы. В предшествующие годы случался сброс отходов в реку Ганжа и гибель рыбы, а также гибель перелетных птиц в секциях шламонакопителя.
Ведущий: Послушаем, что скажет нам специалист пищевой промышленности.
Специалист пищевой промышленности: Пищевая промышленность одна из ве-дущих отраслей хозяйства Кубани, которая производит 44% промышленной про-дукции на 204 объектах. Наиболее развиты сахарная, консервная, масложировая, молочная и другие виды промышленности. Конечно, пищевая промышленность является интенсивным загрязнителем биосферы. Но на это есть причина. Значительная часть перерабатывающих предпри-ятий, особенно расположенных в сельской местности, оборудована низкоэффектив-ными очистными сооружениями или совсем их не имеет.
Эколог: Выброс вредных веществ в 2001 году составил больше 11 тонн, это оксид углерода и азота. Огромное влияние на биосферные процессы оказывают сахарные заводы. Здесь отходами основного производства являются: фильтрационный осадок (дефе-кат), известь и недопал при производстве извести. Так на Павловском сахарном заводе возрос объем переработки сырья, соответ-ственно и увеличился расход воды на технологические нужды. Производственные стоки направляются для очистка в лагуну – отстойники, с последующим сбросом в реку Тихонькую. Но устаревшая технология очистки имеет отрицательное значение для биосферы. А фильтрационный осадок выводят на поля фильтрации.
Учитель (графопроектор): На схеме мы видим поля фильтрации, куда выводятся все отходы. Поля расположены на более высоких отметках, чем жилой массив ста-ницы, поэтому в некоторых районах Павловской имеет место подтопление. Уро-жайность сельхоз культур на подтопленных и переувлажненых участках крайне низкая, во многих случаях посевов на них гибнут. Также главной причиной подтоп-ления является сильное уплотнение подпахотного слоя тяжелой сельхоз техникой. Что мы и видим на схеме. Зона этих полей – место гибельное. Сюда завод сливает сотни тысяч кубов разных технологических, хозяйственно-бытовых и фикальных стоков. Находясь на гребне водораздела рек, поля крайне негативно влияют на гид-росферу и атмосферу.
Ведущая: А мы постепенно переходим к сельскому хозяйству.
Руководитель АПК края: Краснодарский край – важный сельскохозяйственный район России, это основная отрасль специализации края.
Статистика: В настоящее время Госкомиссией России в крае зарегистрировано около 600 наименований пестицидных удобрений. По данным краевой станции за-щиты растений, в крае накоплено 2501 тонна пестицидов, причем более 150 тонн находится в курортной зоне побережья. Из них сильнодействующие фосфорные со-единения. Нередко эти ядовитые вещества хранятся на открытых грунтовых пло-щадках. В результате тара ржавеет, нарушается ее целостность, химпрепараты про-текают, вызывая загрязнения почвы и грунтовых вод.
Ведущая Людмила Валерьевна: Особое место среди промышленного загрязнения – проблемы обращения с отходами производства. Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирование, утилизации, обезвреживания отходов ведет к их накоп-лению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, обезображива-ется ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека. Основными источниками производственных отходов являются крупные и средние предприятия, формирующие основные отрасли промышленности на терри-тории края. И я предлагаю посмотреть на таблице какая отрасль дает какие отходы.
Таблица на графопроекторе: И мы переводим свой взгляд на карту Краснодарско-го края, где видим все отходы предприятий, загрязняющие вещества и их количест-во.
Ведущая: Итак, дорогие журналисты, подведите нам итог передачи и сформулируй-те основные экологические проблемы края или как влияют отрасли хозяйства на биосферные процессы. (В процессе обсуждения журналист в тетради или на доске пишет основные экологические проблемы).
Журналист: 1. Выбросы в атмосферу окислов углерода, азота, серы, возможность образования кислотных дождей влияет на атмосферу. 2. Увеличение хозяйственно-бытовых стоков, что отрицательно сказывается на гидросфере. 3. Загрязнение почвы пестецидами при неумеренном внесении удобрений и ядо-химикатов и загрязнение отходами нефтепереработки влияет на литосферу. 4. Накопление производственных отходов влияет на все оболочки. Людмила Владимировна: Мы видим, какова антропогенная нагрузка на биосферу. И все это вызывает чувство страха и неуверенности в своем будущем. Применяя пе-редовые технологии выращивания с/х культур и их переработку применяют огром-ное количество удобрений, гербицидов для борьбы с сорняками, пестицидов для борьбы с вредителями все это попадает в почву, воду, воздух вызывая их загрязне-ния. В конечном итоге вредные вещества попадают в организм человека вызывая серьезные заболевания, такие как: онкологические заболевания, сердечно сосуди-стые, желудочно-кишечные и другие. В настоящее время произошло омолаживание этих заболеваний, т.е. болеют дети и люди молодого возраста, а раньше этими забо-леваниями болели люди старшего возраста. По статистическим данным в нашем крае здоровых детей 12%, а у остальных наблюдаются какие либо заболевания, это вызывает большую тревогу, так как дети – это будущее нашей страны и планеты.
Ведущий: В целях увеличения и стабилизации экологической обстановки в крае, комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю сосредоточил основное вни-мание на решении этих проблем. И сейчас они предложат возможные пути решений.
1 человек: По решению пестицидной проблемы
- разработка экологически безопасных методов защиты сельхозкультур от вредите-лей, болезней и сорняков; - введение в севооборот технических культур – люцерна, топинамбур, не требую-щих применения пестицидов. 2 человек: Токсичные промышленные отходы
- строительство в крае полигона для захоронения отходов или их промышленная пе-реработка; - не допускать строительство свалок в зонах рек, прудов и там где грунтовые воды находятся на глубине до двух метров. 3 человек: Выбросы вредных веществ в атмосферу
- вести контроль за состоянием атмосферного воздуха в населенных пунктах;
- переход предприятий-загрязнителей на малоотходную технологию;
-постройка предприятий в дали от жилых массивов и соответственно направлению постоянных ветров. 4 человек: Сбросы сточных вод
- строительство новых очистных сооружений;
- внедрение оборотных систем водоснабжения на производствах;
- полное исключение сброса неочищенных сточных вод в водоемы.
Передача закончена и в заключение стихотворение.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он светил в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.
Если осталось время экологический опрос (мониторинг)
С. 100-191 «Биология, экология»
Викторина по биологии
1. Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас, мягко
говоря, сомнения как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств?
(Опасность, как правило, возможности заразиться различными инфекционными и глистными заболеваниями. Простой способ избежать этого – кипячение воды. 2. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество
примесей. Одни люди воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?
(Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, не зависимо от того,
будите ли вы её кипятить).
3. Бывает, что, набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра
серебряную ложку зачем?
(Ионы серебра убивают микроорганизмы, и вода дольше не портится).
4. При промышленной очистки воды применяют различные вещества, в том
числе озон и флор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения?
(Озонирование. Хлор – ядовитое вещество).
5. Назовите естественные фильтры воды в природе.
(Песок, известняк)
6. Современные хозяйки обязательно имеют на кухне вытяжку или
воздухоочиститель. Что предпочтительной с экологической точки зрения?
(Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиля-ции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее).
7. Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в
помещении?
(Нет. Так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав).
8. Какое вещество в промышленных условиях чаще всего используется для очистки воздуха?
(Вода. Пропуская через воду воздух, содержащий такие ядовитые вещества как NO, NO2, SO2, SO3, получают кислоты которые затем используются в производстве). 9. Какие растения способствуют очищению воздуха? (На улицах городов лучшие «фильтры» - тополя, вязи, в помещениях для очищения воздуха можно использовать хлорофитумы и пеларгонии)



Похожие:

Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала А. Д.)
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала...
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconВиноградова наталья николаевна, учитель географии, биологии, химии, технологии маоу «Гимназия «Логос»
Виноградова Наталия Николаевна учитель географии моу «Гимназия «Логос» г. Чудово, работающая в этом учреждении со дня его основания....
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconКонспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология
Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconУрок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош»
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии...
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconВерхозина Мария Павловна, учитель химии, биологии, географии Тема урок
Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Болотнинского района Новосибирской области
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconПлан конспект урока биологии по теме «Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы». 11 класс Шраменко Наталия Ивановна, учитель биологии, учитель высшей категории, учитель методист. 2010 год

Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconУрок информатика биология в 6 классе учитель информатики Н. А. Медведкова, учитель биологии Т. В. Шпарбер
Образовательная: познакомить учащихся с основными логическими приемами формирования понятий (на примерах из курса биологии, раздел...
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconКонспект урока географии по теме «Рациональное использование природных ресурсов»
Учитель: Нургалиева Роза Темуртасовна, учитель географии и экономики моу «Верхнебузанская сош»
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconКонспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я. Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития»
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Глобальные проблемы человечества»
Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) iconУрок географии на тему: «Атмосферные осадки»
Автор: Лукина Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами