Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» icon

Программа элективного курса «Культура речи культура поведения»



НазваниеПрограмма элективного курса «Культура речи культура поведения»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Программа элективного курса

«Культура речи - культура поведения»


Составила: Агеева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г.Ядрин Ядринского района ЧР


Пояснительная записка

1.Философская основа курса. Культура речевого поведения — проявление общей культуры человека. Подлинная высота культуры речи—умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях.

2. Педагогическая основа курса. Перед учителем-словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, всячески повышать культуру речи школьников.

В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средствах общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

^ 3. Цели и задачи. Основными задачами курса «Культура речи - культура поведения» являются:

  • совершенствовать речевую культуру учащихся;

  • воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

  • способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка.

Конкретные цели и задачи курса.

Модуль 1. Основы культуры речи.

Цель: научить учащихся произносительной культуры речи, умению правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

Модуль 2. Выразительность речи.

Цель: помочь учащимся овладеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; научить умело вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений, использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

Модуль 3. Точность словоупотребления.

Цель: научить учащихся соблюдать нормы лексической сочетаемости; пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

Модуль 4. Язык и культура общения сегодня.

Цель: развивать умение общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.


^ 4. Дидактические принципы. Элективный курс построен в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.

^ 5. Структура курса. Программа состоит из четырех модулей: «Основы культуры речи», «Выразительность речи», «Точность словоупотребления», «Язык и культура общения сегодня».

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.

^ 6. Методическая основа курса. Основной технологией при работе с учащимися является модульное обучение, творческая деятельность.

Основные типы занятий: лекция, беседа, деловая игра, работа с текстами, практическая работа.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.

Дидактическое обеспечение.

1. Подготовка к государственному централизованному тестированию. Русский язык/ Балашова Л.В., Ягубова М.А.-Саратов, ОАО издательство «Лицей», 2003г.

2. Петрович Н.М., Петрович В.Г. Тесты по русскому языку. 10-класс.—Саратов, «Лицей»,2005.

3. Петрович Н.М., Петрович В.Г. Тесты по русскому языку. 11-класс.—Саратов, «Лицей»,2005.

4. Власенков А.И. Русский язык 10-11,

5.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.—М., «Просвещение», 2003.


^ 7. Формы контроля. Контроль знаний и умений учащихся будет осуществляться через различные формы: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.

^ 8. Ожидаемые результаты. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средствах общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка.

Данный курс поможет учащимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы.


^ Содержание элективного курса по русскому языку

«Культура речи — культура поведения»

  1. Основы культуры речи:

а) что такое культура речи. Основные качества речи;

б) нормы произношения;

в) ударение в словах;

г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения, вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм различных частей речи, построение словосочетаний и предложений.

^ Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).

Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

^ 2. Выразительность речи

а) слова ограниченного и неограниченного употребления;

б) многозначные термины и иностранные слова;

в) неиссякаемый источник – фразеология;

г) что делает речь яркой и образной.

Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика. Неправильное использование, непонимание значений иностранных слов. Основные способы толкования терминов. Стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое. Выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты). Приёмы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).

^ Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, знать точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, какие образные средства языка делают нашу речь красивей и выразительней.

^ Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь умело вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений, использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

  1. ^ Точность словоупотребления:

а) нарушение лексической сочетаемости слов;

б) плеоназм и тавтология (речевая избыточность);

в) правильный выбор синонимов;

г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты – «словесное топтание» на месте;

д) о ляпсусах в нашей речи.

Смысловая несовместимость слов. Употребление в одном предложении однокоренных слов. Два типа значений слов—свободное и фразеологически связанное. Ошибки в словах с фразеологически связанным значением. Психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и т.п., борьба с ними. Причины словесной небрежности.

^ Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться друг с другом; знать, что засоряет, огрубляет нашу речь.

^ Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

  1. ^ Язык и культура общения сегодня:

а) Речевой этикет.

б) Этикет деловой речи.

Универсальные слова-обращения, пригодные и в быту, и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций. Формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров. Выражение стандартных ситуаций в деловом общении.

^ Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Требования к умениям: уметь общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.


^ Тематический план


Наименование модулейи тем


Количество часов

^ 1. Основы культуры речи

Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.

Тема 2. Нормы произношения.

Тема 3. Ударение в словах.

Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Практическая работа


1

1

1

1

1

Раздел 2. Выразительность речи

Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления.

Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.

Тема 3. Неиссякаемый источник – фразеология.

Тема 4. Что делает речь яркой и образной.

Практическая работа


1

1

1

1

1

Раздел 3. Точность словоупотребления

Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

Тема 3. Правильный выбор синонимов.

Тема 4. Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты – «словесное топтание» на месте.

Тема 5. О ляпсусах в нашей речи.

Практическая работа


1

1

1

1

1

1

Раздел 4. Язык и культура общения сегодня

Тема 1. Речевой этикет.

Тема 2. Этикет деловой речи.

Практическая работа

Итоговое занятие

Всего:


1

1

1

1

25 часов


Литература:

1. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи//М., 1996.

2. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи//М., 1988.

3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения//М., 1989.

4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе//М., 1989.

5. Рахимкулова Г.Ф. Как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов//Ростов-на Дону, 2003.

6. Новиков Л.А. Искусство слова//М., 1991г.




Похожие:

Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconКультура русской речи
Культура речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconН. К. Рерих: культура есть любовь к человеку
Культура есть благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconУрок сбор материала к сочинению (устному высказыванию)
«Лексика. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Орфография». В ходе работы над описанием картины можно использовать...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconИстория архитектуры юга россии план лекций
Лекция Архитектура периода первобытного строя. Зарождение архитектуры. Жилища матриархального и патриархального общества. Майкопская...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconКонспект открытого заседания клуба Тренинг для родителей по теме: «Культура поведения детей в обществе»
Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из 3-х позиций: «взрослый», «родитель», «дитя»
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconУрок №20 9 клас 27. 01 Художня культура і світ людини Тема: Культура і людина в сучасному світу
Відображення емоцій і почуттів, думок і мрій людини у цінностях художньої культури. Художня культура як засіб само пізнання і творчої...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconПервобытная культура
Тайлора, написанное в 1871 году. В данной работе народам, которые прежде считались дикарями, впервые приписывалась культура. Тайлор...
Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» iconЛитература федянина Н. А. Ударение в современном русском языке. М. 1999. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1995. Рыданова И. И. Уроки этикета. Минск, 1988
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1995
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами